Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К. полит. н., старший научный сотрудник, руководитель отдела Канады Института США и Канады им. Г.А. Арбатова

Вторая администрация Дональда Трампа уделяет повышенное внимание арктическому направлению политики. В частности, в заявлениях Д. Трампа с момента победы на выборах в ноябре 2024 г. вопрос о приобретении Гренландии остается одним из ключевых, что демонстрируют интерес новой администрации к Арктическому региону, а также вывело Арктику на первые полосы СМИ. Сегодня Арктика снова оказывается в фокусе, так как штат Аляска — единственный американский штат, относящийся к Арктическому региону, выбран местом для долгожданных переговоров между президентами России и США, назначенных на 15 августа 2025 г. В центре внимания будет обсуждение вариантов достижения долгосрочного мирного урегулирования украинского кризиса. Вопросы арктического сотрудничества, вероятно, могут быть затронуты в случае обсуждения широкой повестки российско-американских отношений. В контексте выбора Арктики как места проведения российско-американского саммита интересно посмотреть на приоритеты США на арктическом треке и на динамику отношений с Россией и Китаем в Арктическом регионе.

Если администрация Дж. Байдена документально прописывала, что военный потенциал России в Арктике создает «риски для США и их союзников», то с приходом второй администрации Д. Трампа обвинений в адрес Москвы по поводу ее арктической политики звучит несколько меньше. При этом на фоне невысокого темпа продвижения по вопросу урегулирования украинского кризиса можно отметить попытки Д. Трампа в июле 2025 г. ужесточить антироссийские санкции и ввести в отношении России и ее торговых партнеров 100% вторичные пошлины. В ответ на это издание Foreign Policy предостерегает, что такая позиция Вашингтона ослабляет влияние США в Арктике, так как попытки изолировать Россию укрепляют ее взаимодействие с КНР в Арктике. Авторы статьи FP полагают, что для обеспечения долгосрочного влияния США в Арктическом регионе и борьбы «с растущей напористостью и решительностью» Китая более эффективной была бы стратегия избирательного сотрудничества с Россией, а не «максималистской конфронтации». Зоной выборочного сотрудничества могла бы быть Арктика.

Вопрос о возможном взаимодействии России и США в Арктике поднимался в ходе первого этапа российско-американских переговоров в феврале 2025 г., также обсуждались возможные совместные инвестиционные проекты в ходе визита в Вашингтон в апреле 2025 г. К. Дмитриева, главы Российского фонда прямых инвестиций и спецпредставителя президента по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Анонсируя российско-американский саммит на Аляске, запланированный на 15 августа, помощник Президента России Юрий Ушаков, отметил, что у России и США имеются пересекающиеся интересы на Аляске и в Арктике, а также «просматриваются перспективы реализации масштабных и взаимовыгодных проектов». Таким образом, не стоит исключать вероятности снижения напряженности и возможности налаживания двустороннего сотрудничества в регионе. Однако дополнительных деталей о содержании российско-американского диалога по Арктике в публичное информационное пространство пока не поступало.

Примечательно, что после старта российско-американских переговоров в начале 2025 г. на российско-китайских встречах экспертного и академического сообщества со стороны китайских коллег стали звучать опасения по поводу дальнейших приоритетов России в выборе партнеров по арктическим проектам. С их стороны звучал вопрос, в случае потепления российско-американских отношений, будет ли Россия отдавать предпочтение Китаю или США. Российские эксперты считают такую постановку вопроса ограничивающей, комментируя, что в случае восстановления отношений России и США в Арктике открывается больше возможностей для углубления российско-китайского инвестиционного партнерства, так как именно американские вторичные санкции были основным ограничительным фактором к его наращиванию.

Вторая администрация Дональда Трампа уделяет повышенное внимание арктическому направлению политики. В частности, в заявлениях Д. Трампа с момента победы на выборах в ноябре 2024 г. вопрос о приобретении Гренландии остается одним из ключевых, что демонстрируют интерес новой администрации к Арктическому региону, а также вывело Арктику на первые полосы СМИ. Сегодня Арктика снова оказывается в фокусе, так как штат Аляска — единственный американский штат, относящийся к Арктическому региону, выбран местом для долгожданных переговоров между президентами России и США, назначенных на 15 августа 2025 г. В центре внимания будет обсуждение вариантов достижения долгосрочного мирного урегулирования украинского кризиса. Вопросы арктического сотрудничества, вероятно, могут быть затронуты в случае обсуждения широкой повестки российско-американских отношений. В контексте выбора Арктики как места проведения российско-американского саммита интересно посмотреть на приоритеты США на арктическом треке и на динамику отношений с Россией и Китаем в Арктическом регионе.

Экология на периферии

Вторая администрация Трампа сосредоточила внимание на защите национальной безопасности США и экономических интересов Штатов в Арктическом регионе, тогда как вопросы научных исследований, а также вопросы, связанные с изменением климата и природоохраной, отодвинуты на второй план.

В отличие от Дж. Байдена, Д. Трампа сложно назвать приверженцем климатической повестки. Трамп заявляет, что меры по ограничению выбросов углекислого газа противоречат политическим и экономическим интересам США. Вскоре после возвращения в Белый дом он подписал указ о повторном выходе США из Парижского соглашения по климату. Позиция Трампа указывает на то, что республиканцы готовы идти на экологические издержки ради устойчивого экономического развития. Из имеющихся примеров — объявление Д. Трампа о возобновлении добычи нефти и газа в Национальном Арктическом заповеднике штата Аляска, как части программы по продвижению США в качестве ключевой энергетической державы.

Американские оценки рисков

Политические элиты США связывают риски в сфере безопасности в Арктике с политикой, которую проводят Россия и КНР.

Фактор Китая учитывается в стратегиях и документах по внешнеполитическому планированию многих западных государств, включая США. Риторика о китайской угрозе используется на Западе для сплочения позиций западных союзников в Арктике на основе антикитайской повестки. В период первого срока президентства Д. Трамп выступал против расширения деятельности Китая в Арктике. Администрация Дж. Байдена продолжила курс на сдерживание Китая. Такая линия демократов четко отражена в Стратегии национальной безопасности 2022 г., Национальной стратегии США для Арктического региона 2022 г., Арктической стратегии Министерства обороны США 2024 г. В последнем документе Китай назван «пошагово надвигающимся вызовом» (pacing challenge), т.е. государством, которое формирует риски для статуса и роли США на мировой арене, проецирования их мощи и влияния, однако не представляет непосредственной военной угрозы. При этом Китай адаптировался к системным обвинениям со стороны США, западная критика не является для КНР ограничивающим фактором в проведении своей стратегии. Представители Китая на всех уровнях подчеркивают, что политика КНР в регионе и взаимодействие с Россией носят мирный характер.

Тенденцию на сдерживание КНР в Арктике и настороженное отношение к России можно наблюдать и при второй администрации Д. Трампа. Так, например, Д. Трамп заявляет, что Гренландия должна войти в состав США, чтобы противостоять влиянию Китая и России.

Позиция России по претензиям США на территорию Гренландии отражена в выступлении президента В.В. Путина на Международном арктическом форуме в марте 2025 г., где он подчеркнул, что Гренландия, «это вопрос, который касается двух конкретных государств и к нам не имеет никакого отношения». Говоря о политике США в Арктике, президент России отметил, что «США будут и дальше на системной основе продвигать свои геостратегические, военно-политические и экономические интересы в Арктике». На современном этапе российский подход к решению арктических вопросов в целом основан на готовности взаимодействовать как с арктическими, так и с неарктическими государствами.

Если администрация Дж. Байдена документально прописывала, что военный потенциал России в Арктике создает «риски для США и их союзников», то с приходом второй администрации Д. Трампа обвинений в адрес Москвы по поводу ее арктической политики звучит несколько меньше. При этом на фоне невысокого темпа продвижения по вопросу урегулирования украинского кризиса можно отметить попытки Д. Трампа в июле 2025 г. ужесточить антироссийские санкции и ввести в отношении России и ее торговых партнеров 100% вторичные пошлины. В ответ на это издание Foreign Policy предостерегает, что такая позиция Вашингтона ослабляет влияние США в Арктике, так как попытки изолировать Россию укрепляют ее взаимодействие с КНР в Арктике. Авторы статьи FP полагают, что для обеспечения долгосрочного влияния США в Арктическом регионе и борьбы «с растущей напористостью и решительностью» Китая более эффективной была бы стратегия избирательного сотрудничества с Россией, а не «максималистской конфронтации». Зоной выборочного сотрудничества могла бы быть Арктика.

Наращивание ледокольного флота

Летом 2025 г. Д. Трамп подписал законопроект о налогах и расходах, в соответствии с которым более 8,6 млрд долл. будет выделено на увеличение флота береговой охраны США в Арктике, в состав которого входят ледоколы. По оценкам западных СМИ, это делается чтобы противостоять растущему доминированию России и Китая. При администрации Дж. Байдена было подписано соглашение с Канадой и Финляндией о строительстве ледоколов — так называемый «Ледяной пакт» (ICE Pact). По сути, цель этой инициативы — лишить Россию и Китай лидерства по величине ледокольного флота в Арктике. Отношение Д. Трампа к пакту весьма неоднозначное, указания о начале его реализации он так и не дал. При этом на саммите НАТО в июне 2025 г. Трамп договорился о покупке у Финляндии 15 ледоколов. Таким образом, от планов по модернизации ледокольного флота Д. Трамп не отказался. Еще во время своего прошлого президентского срока, в 2020 г. Д. Трамп отдал распоряжение обеспечить США ледоколами в период до 2029 г. и, видимо, намерен идти по этому пути.

Потенциал сотрудничества в рамках Арктического совета

Главным форумом сотрудничества в Арктике с 1996 г. был Арктический совет, полномасштабная деятельность которого не ведется с 2022 г. Согласно положениям Оттавской декларации 1996 г. об учреждении Арктического совета, ключевое направление его деятельности — сотрудничество по вопросам устойчивого развития и защита окружающей среды в Арктике. В рамках Cовета предусмотрен статус государств-наблюдателей для неарктических акторов, что делает АС площадкой для многостороннего взаимодействия между арктическими и неарктическими игроками. Для Д. Трампа экологическая и климатическая повестки остаются на периферии. Принимая во внимание это обстоятельство, США вряд ли будут инвестировать усилия в восстановление полноформатной деятельности Арктического совета. Напомним, что в 2019 г. в период первой администрации Д. Трампа, впервые в истории Арктического совета участникам министерской встречи не удалось подписать итоговую декларацию, так как США отказались включить в ее текст положения, касающиеся рисков и мер борьбы с изменением климата. Авторы упомянутой выше публикации в Foreign Policy обращают внимание, что этот эпизод политики первой администрации вместе с повторным выходом из Парижского соглашения по климату в период второй администрации и территориальными претензиями к Гренландии «минимизируют роль США как стабилизирующей силы в регионе» и призывают республиканскую администрацию этот подход пересмотреть.

Россия сохраняет открытость к взаимодействию в рамках АС в тех форматах, которые остаются доступными в текущих условиях и рассчитывает, что работа Арктического совета будет возобновлена с учетом интересов всех государств-членов, на равноправной и взаимовыгодной основе. Для Китая, как государства-наблюдателя в АС, парализация деятельности Арктического совета ведет к уменьшению возможностей его участия в процессах управления Арктикой в текущий условиях.

Потенциал двустороннего взаимодействия России и США

Вопрос о возможном взаимодействии России и США в Арктике поднимался в ходе первого этапа российско-американских переговоров в феврале 2025 г., также обсуждались возможные совместные инвестиционные проекты в ходе визита в Вашингтон в апреле 2025 г. К. Дмитриева, главы Российского фонда прямых инвестиций и спецпредставителя президента по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Анонсируя российско-американский саммит на Аляске, запланированный на 15 августа, помощник Президента России Юрий Ушаков, отметил, что у России и США имеются пересекающиеся интересы на Аляске и в Арктике, а также «просматриваются перспективы реализации масштабных и взаимовыгодных проектов». Таким образом, не стоит исключать вероятности снижения напряженности и возможности налаживания двустороннего сотрудничества в регионе. Однако дополнительных деталей о содержании российско-американского диалога по Арктике в публичное информационное пространство пока не поступало.

Позиция Китая

Примечательно, что после старта российско-американских переговоров в начале 2025 г. на российско-китайских встречах экспертного и академического сообщества со стороны китайских коллег стали звучать опасения по поводу дальнейших приоритетов России в выборе партнеров по арктическим проектам. С их стороны звучал вопрос, в случае потепления российско-американских отношений, будет ли Россия отдавать предпочтение Китаю или США. Российские эксперты считают такую постановку вопроса ограничивающей, комментируя, что в случае восстановления отношений России и США в Арктике открывается больше возможностей для углубления российско-китайского инвестиционного партнерства, так как именно американские вторичные санкции были основным ограничительным фактором к его наращиванию.

Российско-китайское взаимодействие в Арктике поступательно развивается, однако расхождения во взглядах у партнеров имеются. Эксперт Яна Лексютина провела анализ восприятия ситуации в Арктике в китайском экспертном сообществе и выявила, что, с точки зрения китайских экспертов, после февраля 2022 г. США и европейские страны стали игнорировать «законные права» Китая как внерегиональной страны на участие в решении вопросов, касающихся Арктики. Кроме того, как подчеркивает Я. Лексютина, в китайских экспертных кругах появилось понятие «арктической единой судьбы человечества», на основе которой делаются попытки развивать концепцию «большой Арктики» как теоретической основы участия Китая в управлении Арктикой. Учитывая, что Китай не является арктическим государством, заявления об арктических «законных правах» вызывает настороженность у российских экспертов. Китай, как государство-наблюдатель, обязался признавать суверенное право и юрисдикцию арктических государств в Арктике. При этом в КНР по-прежнему распространено видение, характерное для многих внерегиональных игроков, что Арктика по модели Антарктики должна быть достоянием человечества. В этом взгляды Москвы и Пекина расходятся, тем не менее несовпадение позиций до сих пор не стало ограничивающим фактором для наращивания российско-китайского арктического партнерства.

Арктика проходит трансформацию от изолированного региона, зоны стабильности и сотрудничества к новому региону мировой политики, в котором сталкиваются позиции ведущих государств мира, однако по-прежнему имеются общие интересы. Возвращение к модели арктического сотрудничества, существовавшей до 2022 г., в формате «business-as-usual» вряд ли возможно. Однако это не исключает потенциальной возможности выработки взаимоприемлемой модели, если не сотрудничества, то хотя бы сосуществования.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 5)
 (17 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju