В начале августа 2015 г. в США была опубликована обновленная версия Плана чистой энергетики. Он предполагает сокращение выбросов парниковых газов в электроэнергетике к 2030 г. на 32% по сравнению с 2005 г. Эта цель более жесткая, чем в предыдущей версии Плана (30%). Кроме того, если ранее в качестве приоритета рассматривался переход электростанций с угля на газ, новая редакция документа основное внимание уделяет развитию возобновляемой энергетики. На ее долю по итогам реализации Плана должно приходиться 28% производства электроэнергии.
Принятие Плана — ключевой ход в разыгранной Бараком Обамой партии, цель которой заключалась в превращении США в глобального лидера борьбы с изменением климата в условиях жестких внутриполитических ограничений.
Обама и борьба с изменением климата
Климатические изменения были одним из центральных элементов предвыборной кампании Б. Обамы в 2008 г. В ее рамках он провозгласил амбициозные цели — сокращение выбросов парниковых газов к 2050 г. на 80% по сравнению с 2005 г., увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе к 2025 г. до 25%, превращение США в глобального лидера борьбы с изменением климата. В то время климатическая тематика была выигрышной. С одной стороны, предыдущий президент Джордж Буш игнорировал (порой демонстративно) климатическую повестку, и можно было играть на контрасте с ним. С другой стороны, в 2009 г. ожидался климатический саммит в Копенгагене, где предстояло выработать новое соглашение, которое должно было прийти на смену Киотскому протоколу. Последний США не ратифицировали.
После своего избрания Б. Обама сразу приступил к реализации задуманного. В частности, он объявил курс на «зеленую» экономику, направив на чистые технологии значительную часть антикризисного пакета мер. Они оказались весьма удобными, так как помимо природоохранного значения позволяли повысить конкурентоспособность традиционных отраслей промышленности, а главное — создать новые рабочие места, в чем Соединенные Штаты остро нуждались в период кризиса.
Основным инструментом климатического регулирования должна была стать национальная система торговли квотами на выбросы парниковых газов. Главным препятствием для ее введения стала необходимость утверждения соответствующих мер Конгрессом. Проблема в том, что изменение климата — одна из принципиальных точек расхождения между демократами и республиканцами. Если Демократическая партия поддерживает борьбу с ним, то Республиканская, имеющая тесные связи с энергетическим сектором и энергоемкими отраслями промышленности, стоит преимущественно на позициях климатического скептицизма. Это расхождение транслируется на широкие массы. Так, среди сторонников демократов 65% уверены, что изменение климата — серьезная угроза, а среди сторонников республиканцев таких лишь 25%. Удивительно, но расхождения в отношении изменения климата между сторонниками двух партий примерно соответствуют расхождениям между жителями «зеленых» европейских государств (например, Германии) и жителями Египта или Пакистана.
В 2009 г. в Палату представителей был внесен проект закона «Об американской чистой энергетике и безопасности» («American Clean Energy and Security Act»), известный также как билль Ваксмана-Марки. Законопроект предполагал установление национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и введение стандарта возобновляемой энергетики, согласно которому крупные энергетические компании должны получать 20% энергии из возобновляемых источников. Эти и другие меры были призваны привести к сокращению выбросов на 17% к 2020 г. и на 83% к 2050 г. Законопроект был принят с большим трудом, при этом за него проголосовали 211 демократов и лишь 8 республиканцев.
В Сенат был направлен более компромиссный вариант документа — проект закона «Об энергетике», получивший название билля Керри-Либермана. Но, даже несмотря на большинство демократов в Сенате и настойчивые просьбы Б. Обамы, он не был принят. После выборов в Конгресс 2010 г., принесших большинство в Палате представителей Республиканской партии, стало очевидно: в ближайшем будущем национальной системы торговли квотами в США не будет.
С аналогичными проблемами Б. Обама столкнулся и в своем стремлении сделать США лидером международных климатических переговоров. Для принятия международных обязательств необходимо, чтобы они были поддержаны в Сенате 67 голосами из 100. Учитывая жесткую позицию республиканцев в отношении любых климатических инициатив, это практически невозможно. Как следствие, несмотря на изначальные заверения Б. Обамы, США не смогли ни ратифицировать Киотский протокол, ни оказать содействие принятию нового обязательного соглашения, которое должно было быть подписано в Копенгагене в 2009 г. (вместо него было принято решение о запуске второго периода действия Киотского протокола до 2020 г.).
Климатический маневр
После неудачи с принятием закона «Об энергетике» проблема изменения климата практически исчезла из американской внутриполитической повестки. На предвыборных дебатах 2012 г. о ней впервые не было сказано ни слова. И лишь на фоне случившегося сразу после их окончания урагана «Сэнди» Б. Обама вновь заговорил об изменении климата, попутно упрекнув оппонентов в торможении своих климатических инициатив.
Впрочем, замалчивание проблемы на публике, вызванное нежеланием президента лишний раз вспоминать о фактическом невыполнении своих предыдущих предвыборных обещаний, не означало, что о ней забыли. Столкнувшись с непреодолимым препятствием в лице Конгресса, администрация Б. Обамы приступила к перезапуску климатической политики. Первый шаг был сделан в декабре 2009 г.: директор Агентства по охране окружающей среды (EPA) Лиза Джексон подписала заключение о том, что парниковые газы наносят вред здоровью людей (что сомнительно с научной точки зрения) и поэтому попадают под действие Закона о чистом воздухе (Clean Air Act) от 1990 г. и в сферу прямого регулирования EPA. Это означает, что Агентство получает полномочия проводить климатическую политику в обход Конгресса. Правда, речь может идти не о рыночных инструментах климатического регулирования (налогах и системе cap-and-trade), для которых требуется согласование законодателей, а лишь о командно-административных, прежде всего технологических, стандартах [1].
Одним из объектов их приложения стали выбросы от автомобилей. В 2011 г. были приняты новые стандарты потребления автомобильного топлива для легковых и малых грузовых автомобилей (CAFE — Corporate Average Fuel Economy). Минимальная величина пробега на галлон бензина, составлявшая на тот момент 30,2 мили, к 2025 г. достигнет 54,5 мили.
Другой, еще более важный объект регулирования — энергетика. Именно на сокращение выбросов в этой отрасли направлен План чистой энергетики, окончательная версия которого была принята в августе 2015 г. Он предполагает принятие планов по сокращению выбросов для каждого штата, выполнение которых может осуществляться за счет инвестирования в возобновляемую энергетику, повышения энергоэффективности, развития атомной энергетики и газодобычи, сокращения потребления угля. Именно по угольным электростанциям нанесен основной удар. Это главный объект критики оппонентов Плана, пророчащих тяжелые социально-экономические последствия от его исполнения, особенно в традиционных «угольных» штатах. Впрочем, EPA настаивает на том, что реализация Плана экономически оправдана, так как позволит снизить смертность от болезней, связанных с загрязнением воздуха. В то же время цена на электроэнергию не поднимется из-за развития энергоэффективности.
США в международном климатическом регулировании
Принятие Плана чистой энергетики — апогей климатической политики Б. Обамы — было специально приближено по времени к климатическому саммиту в Париже, который состоится в декабре 2015 г. На нем должно быть подписано новое соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу после 2020 г.
В последние годы позиции США на климатических переговорах были весьма уязвимы. Они постоянно находились под перекрестным огнем: с одной стороны, невозможность активной позиции из-за внутриполитических сложностей, с другой стороны, критика неправительственных организаций, СМИ и других стран за пассивность в переговорах — участники американской делегации были вынуждены быть более сдержанными в своих формулировках. Это было особенно болезненно на фоне изначальных заявлений Б. Обамы о готовности США стать одним из лидеров международного сотрудничества. Провал в Копенгагене стал поражением и для американского президента.
Саммит в Париже должен перевернуть неприятную для США страницу, связанную с Киотским протоколом. В отношении нового соглашения для американцев принципиально важны два момента. С одной стороны, соглашение должно иметь универсальный характер. Главное — в нем должен полноценно участвовать Китай, отсутствие обязательств которого по Киотскому протоколу весьма болезненно воспринималось в США и послужило одним из поводов для отказа от его ратификации в 2001 г. С другой стороны, соглашение не должно иметь обязательного характера, в противном случае его придется проводить через Конгресс. Судя по тому, как складываются переговоры, обеих целей США удастся достичь. Ключевым эпизодом стала договоренность с Китаем в ноябре 2014 г. Лидеры двух стран сделали совместное заявление по изменению климата, в котором Соединенные Штаты объявили о готовности снизить выбросы к 2025 г. на 26–28% от уровня 2005 г., а Китай пообещал остановить рост эмиссии к 2030 г. и увеличить долю возобновляемых источников в энергобалансе до 20% к 2030 г. Соглашение, достигнутое двумя главными мировыми эмитентами парниковых газов, стало важной вехой на пути к Парижу. С учетом того, что в январе 2015 г. была достигнута договоренность об углублении американо-индийского климатического сотрудничества, а диалог с ведущими европейскими странами активно ведется в рамках «Группы семи», не будет большим преувеличением сказать, что администрации Б. Обамы в конце концов удалось превратить США в лидера международного климатического сотрудничества.
* * *
Совершив перезагрузку внутренней климатической политики и изменив позиционирование США в рамках внешней, Б. Обама одержал безусловную победу в затеянной им климатической партии. В его пользу играет также то, что, во-первых, выбросы парниковых газов в Соединенных Штатах с 2008 г. сократились более чем на 7% (в основном из-за сланцевой революции), во-вторых, активную климатическую политику ведут некоторые штаты (в первую очередь, Калифорния), в-третьих, изменилось отношение к климатическим изменениям многих компаний. Впрочем, об окончательном успехе говорить пока рано. Осуществленный маневр имеет оборотную сторону. Точно так же, как мнение Конгресса не нужно для утверждения климатических инициатив Б. Обамы, необязательным оно будет и для их отмены в случае, если следующий президент сочтет ее необходимой. А если победу на выборах одержит кто-то из республиканцев, этот сценарий вовсе не будет выглядеть невероятным.
1. Макаров И.А. Роль США в противодействии глобальному изменению климата // США. Канада. Экономика — политика — культура. 2012. № 4.