Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.94)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Лев Сокольщик

К.и.н., доцент Департамента зарубежного регионоведения, ведущий научный сотрудник ЦКЕМИ факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Эдуард Галимуллин

К.полит.н., научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Технологическое соперничество между США и Китаем стремительно превращается в одну из главных тем в мировой политике и экономике. Развитие сферы искусственного интеллекта (ИИ), технологии 5G и полупроводниковой отрасли обещает изменить множество сфер жизни — от промышленности и медицины до госуправления и глобальной безопасности. В этой связи стремление великих государств занять передовые позиции в этих и смежных областях понятно и совершенно оправдано. И кажется, это тот самый случай, когда цель оправдывает средства.

Вашингтон открыто заявляет о необходимости сохранить статус технологической сверхдержавы, обвиняя Пекин в краже интеллектуальной собственности, кибератаках и угрозах, которые деятельность китайских компаний в данной сфере может нести для американской национальной безопасности. В своей борьбе США подрывают имидж КНР как надёжного партнера, создают торгово-политические барьеры в целях нарушения цепочек поставок и вводят ограничения на экспорт современных технологий в Китай с целью ограничить его в получении передовых технологий, оборудования и различных компонентов, необходимых для производства полупроводников.

В условиях невозможности какой-либо из двух стран лидировать с перевесом, региональные игроки будут стремиться не попадать в зону влияния от какой-либо одной страны, что будет приводить к формированию ассиметричной биполярности в сфере высоких технологий. Влияние Китая существенно ослабнет в развитых западных странах, он, скорее всего, столкнется с более широкими ограничениями на индийском рынке, а также вряд ли добьется успеха в некоторых крупных странах Юго-Восточной Азии (например, во Вьетнаме и Филиппинах). Наиболее вероятными направлениями технологической экспансии для Пекина представляются Ближний Восток, Африка и страны Латинской Америки, где конкуренция с Соединенными Штатами будет происходить примерно на равных.

Технологическое соперничество между США и Китаем стремительно превращается в одну из главных тем в мировой политике и экономике. Развитие сферы искусственного интеллекта (ИИ), технологии 5G и полупроводниковой отрасли обещает изменить множество сфер жизни — от промышленности и медицины до госуправления и глобальной безопасности. В этой связи стремление великих государств занять передовые позиции в этих и смежных областях понятно и совершенно оправдано. И кажется, это тот самый случай, когда цель оправдывает средства.

Вашингтон открыто заявляет о необходимости сохранить статус технологической сверхдержавы, обвиняя Пекин в краже интеллектуальной собственности, кибератаках и угрозах, которые деятельность китайских компаний в данной сфере может нести для американской национальной безопасности. В своей борьбе США подрывают имидж КНР как надёжного партнера, создают торгово-политические барьеры в целях нарушения цепочек поставок и вводят ограничения на экспорт современных технологий в Китай с целью ограничить его в получении передовых технологий, оборудования и различных компонентов, необходимых для производства полупроводников.

Независимый Китай?

На протяжении десятилетий в рамках контролируемой США неолиберальной глобализации Китай пользовался доступом к рынкам развитых стран, перенимая опыт в сфере высоких технологий для ускорения собственного развития, направляя значительные инвестиции в развитие науки и проводя модернизацию промышленности. Все это дало положительные плоды и способствовало укреплению позиций КНР по ряду высокотехнологичных направлений: разработке искусственного интеллекта, биотехнологий, информационных технологий, производстве полупроводников и т.д. Сегодня в условиях усиливающегося соперничества с Вашингтоном, импортозамещение является одной из главных задач, которую ставит перед страной китайское руководство.

Разумеется, задача масштабная и нетривиальная. Так, производство оборудования для микроэлектронной промышленности по большей части монополизировано американскими, европейскими, тайваньскими и японскими компаниями и, таким образом, находится в значительной степени под влиянием США. В этом кроется одна из слабостей Пекина — пока что он выступает в роли национального игрока, тогда как США контролируют сеть союзников. То есть фактически можно говорить о конкуренции Пекина с технологической коалицией государств, а не только с Вашингтоном.

В настоящее время Китай пытается создавать на национальной почве практически весь спектр предприятий, выпускающих оборудование для микроэлектронной промышленности. Развитие этих производств является приоритетом. Создаются специальные фонды для финансирования соответствующих программ с привлечением частных инвесторов. Пока процесс идет с разной степенью успеха по разным направлениям. Значительные трудности, например, связаны с созданием оборудования для фотолитографии, хотя определенные успехи все же имеются. Однако сложно прогнозировать, насколько удачным окажется опыт Китая по расширению границ технологического суверенитета и получится ли у него опередить уровень технологического развития США и их партнеров.

В качестве сильных сторон Пекина можно отметить активно развивающуюся сферу образования и науки, монопольные позиции в производстве сырья, значительное число высоко квалицированных рабочих, крупнейшие в мире производственные мощности. В связи с чем быстро и безболезненно разорвать сотрудничество с ним ведущим производителям передовых электронных компонентов будет крайне сложно. В этом смысле постепенное и растянутое во времени санкционное давление США позволяет партнерам Китая адаптироваться и в ряде случаев обходить западные санкции. КНР прикладывает активные усилия для привлечения зарубежных специалистов и создании пула талантов в области математики, физики, технологий ИИ, микроэлектроники и т.д.

Пекин предпринимает немалые усилия и по развитию сотрудничества с другими странами, в первую очередь с теми, которые не поддерживают западные санкции и обладают собственным высокотехнологическим потенциалом, в первую очередь с Ираном и Россией. С Ираном была создана определенная база, в чем немаловажную роль сыграла политика иранской стороны. Функционирует ирано-китайский дом по торговле технологиями с целью развития совместного научно-технического сотрудничества. Что касается России, то за последние несколько лет страны неуклонно наращивали число совместных соглашений, договоров и инициатив в самых разных высокотехнологичных областях, включая освоение Луны и космического пространства. Отдельным направлением является работа по обеспечению совместимости навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и BeiDou. Поскольку AliExpress и Huawei традиционно являются одними из основных китайских игроков на российском технологическом рынке, существуют совместные предприятия, такие как СП AliExpress Russia (Alibaba и Mail.ru Group), а также партнерство с российскими университетами.

Официально Китай выступает против любых односторонних санкций. Кроме того, китайские компании осознают возможные санкционные риски для своего бизнеса, ориентированного на мировые, в том числе западные рынки. Поэтому пока они осторожно относятся к развитию сотрудничества с российскими партнерами. Ситуация может быстро измениться в пользу России на фоне нарастающей деградации отношений Китая с США и усиления экономического и технологического размежевания между странами. В этих условиях заручиться поддержкой Москвы представляется не самой худшей стратегией для Китая. Важно отметить общий подход Пекина и Москвы к вопросу о суверенитете в киберпространстве — их позиция расходится с проамериканской идеологией открытого управления, в рамках которой США продвигают собственные технологические решения на платформенной основе.

Всемогущие Соединенные Штаты?

Успехи Пекина в сфере высоких технологий стали катализатором принятия действительно серьезных мер со стороны США, направленных на защиту их глобального превосходства. Процессы «выдавливания» Китая из американского высокотехнологического сектора начались вскоре после прихода к власти администрации Д. Трампа, что повлекло за собой беспрецедентное ухудшение торгово-экономических и политических отношений между странами. Курс США на целенаправленную интервенцию государства в технологический сектор, включающий финансовые стимулы и инвестиции в критически важные технологические отрасли, ознаменовался принятием ряда крупных законопроектов. В их числе — уже широко известный Закон о чипах и науке, предполагающий выделение государственных субсидий на стимулирование научных исследований и производство полупроводников. В законе также содержатся положения о запрете для получателей финансирования расширять производство полупроводников в Китае и странах, представляющих угрозу американской национальной безопасности. Последующие уже принятые и планируемые ограничения расширяют сферу американского экспортного контроля в сфере Hi-Tech с целью ограничить возможности их внедрения в военной промышленности Пекина.

Однако любая ограничительная политика имеет ряд слабых мест, которые тем чувствительнее, чем ближе противоположная сторона к инициатору санкций по совокупным возможностям. Так, например, Китай является единственной страной в мире, обладающей полным циклом получения редкоземельных металлов. И одной из ответных мер на ограничения западных стран стало введение лицензирования на экспорт ряда редких элементов, которые используются в высокотехнологических отраслях. Санкции к тому же бьют и по самим США, поскольку зависимость американских компаний от китайского рынка продолжает оставаться высокой. Не в последнюю очередь санкции стимулируют Китай к развитию собственных передовых технологий, для чего у этой страны есть значительный потенциал и возможности.

Спустя десятилетия сосуществования в рамках «Кимерики», США в настоящее время стремятся локализировать высокотехнологичное производство на своей территории. Масштабное строительство уже началось: Intel строит два завода по производству чипов в Огайо, Samsungв Техасе, а тайваньская TSMC — в Аризоне. Однако будущее национального производства отнюдь не безоблачное. Уже сейчас отмечаются проблемы с кадрами и существенная дороговизна производства.

Технологическая биполярность: быть или не быть?

Меры, предпринимаемые президентом США Дж. Байденом в отношении Китая, находят редкий двухпартийный консенсус на Капитолийском холме. Однако его администрация в своих усилиях будет разрываться между промышленным лобби, которое считает эти меры чрезмерными, опасаясь экономических потерь, и внешнеполитическими «ястребами», которые убеждены, что этих мер может быть недостаточно, чтобы остановить стремительное возвышение Пекина, поскольку они не затрагивают такие ключевые отрасли, как биотехнологии и энергетика.

Наиболее очевидным представляется сценарий, при котором в перспективе нескольких десятилетий взаимозависимость двух сверхдержав в технологической сфере будет постепенно снижаться, хотя и не исчезнет полностью. На экстремуме минимума, вероятно, США и Китай сохранят связи, которые крайне сложно заменить без существенного риска для обеих стран. По всей видимости, это будет закупка редкоземельных металлов для США и сохранение взаимодействия между американских бизнесом и Китаем в сферах, не затрагивающих национальную безопасность.

Любопытно, насколько действительно эффективной окажется китайская модель развития «сверху-вниз» в принципиально новых условиях санкционного давления и геополитической напряжённости. К преимуществам Китая в сфере высоких технологий эксперты относят, например, широкие возможности для формирования больших данных, выступающих серьезным подспорьем в развитии ИИ и машинного обучения. США, со своей стороны, продолжают оставаться вне конкуренции в привлечении талантов из других стран, в том числе и из самого Китая.

Однако подобный сценарий совсем не обязательно будет означать формирования биполярного мира с двумя основными технологическими платформами. В условиях невозможности какой-либо из двух стран лидировать с перевесом, региональные игроки будут стремиться не попадать в зону влияния от какой-либо одной страны, что будет приводить к формированию ассиметричной биполярности в сфере высоких технологий. Влияние Китая существенно ослабнет в развитых западных странах, он, скорее всего, столкнется с более широкими ограничениями на индийском рынке, а также вряд ли добьется успеха в некоторых крупных странах Юго-Восточной Азии (например, во Вьетнаме и Филиппинах). Наиболее вероятными направлениями технологической экспансии для Пекина представляются Ближний Восток, Африка и страны Латинской Америки, где конкуренция с Соединенными Штатами будет происходить примерно на равных.

При написании данной статьи были использованы материалы научного семинара «Технологическое соперничество США и Китая: последствия для мира и России», прошедшего 25 октября 2023 г. в рамках проекта Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ «Мониторинг глобальных экономических и геополитических рисков». В обсуждении принимали участие директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Прохор Тебин, старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Лев Сокольщик, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Эдуард Галимуллин, программный менеджер РСМД Константин Суховерхов, программный менеджер и редактор сайта РСМД Анастасия Толстухина.


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.94)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся