Глобализация вносит много нового в деятельность политических партий. Традиционно выступающие как основной канал выражения ожиданий населения и его мобилизации, партии нередко сталкиваются с мощной конкуренцией социальных движений нового типа, стихийно формируемых в Интернете. Кардинально изменившаяся ситуация, чреватая потерей части электората и утратой влияния в обществе, требует серьезной перестройки политико-организационных основ деятельности многих партий. В особенно сложном положении оказываются партии стран позднего, периферийного или полупериферийного капитализма, в структуре и политической практике которых зачастую сохраняется наследие исторически сложившихся авторитарно-бюрократических методов управления. Показателен в этом свете пример Испании, где противостояние между партиями и социальным движением нового типа проявляется весьма отчетливо.
Каудильистский характер испанских партий
В современной Испании партии играют огромную роль, контролируя практически все политическое пространство. Победив на выборах и став правящей, та или иная партия во многом срастается с госструктурами. Назначая своих ставленников, партии контролируют важнейшие государственные институты – Генеральный совет судебной власти, Конституционный суд, Банк Испании, Счетную палату, которые по классическим демократическим нормам должны быть независимы. Столь необычная для демократий Запада ситуация сложилась в Испании еще в годы перехода от франкизма к демократии. Памятуя на сложном этапе преобразований о политической нестабильности Второй республики (1931-1939), приведшей к гражданской войне, политики того времени стремились обеспечить управляемость рождавшейся демократии. Они наделили партийные верхушки практически неограниченной властью, полагая, что «стабильные партии создают стабильную демократию» [1].
Политики последующих поколений унаследовали сложившуюся традицию. Партии строятся по иерархическому принципу, носят каудильистский характер. Все решения принимаются партийным лидером и очень узким кругом его доверенных лиц. Они назначают и смещают партийных функционеров, созывают по своему усмотрению съезды, в их руках находится партийная касса. В партиях отсутствуют открытые дискуссии.
Об огромной власти партийной верхушки свидетельствует существующая с 1977 г. практика так называемых закрытых списков, применяющихся на парламентских, автономных и муниципальных выборах. Избиратель голосует за список кандидатов, предложенных партией. Голосовать можно только за весь список, при этом новые фамилии в него добавляться не могут. У избирателей нет связи с конкретным лицом, к которому можно было бы обращаться с просьбами и требовать отзыва в случае неудовлетворенности его деятельностью. Подавляющее большинство депутатов и сенаторов неизвестно избирателям.
Система закрытых избирательных списков, с одной стороны, стимулирует отчуждение людей от политики, с другой – ведет к олигархизации партий, ухудшению качества депутатского корпуса. Одновременно выхолащивается принцип реального разделения властей в политической системе Испании, так как парламент и правительство, состоящие из депутатов, прошедших по закрытым спискам, подчиняются власти партий. Примечательно, что в стране существует широкий консенсус (да) по вопросу о необходимости реформирования избирательной системы. Однако этого не происходит, поскольку лидеры партий прекрасно понимают, что, проведя эту реформу, они лишатся своего доминирующего положения в политической жизни.
Партии вне контроля
Аномальность испанского случая состоит в том, что лидер партии и его ближайшее окружение сами определяют правила игры, оставаясь бесконтрольными. В 1978 г. был принят Закон о партиях, реформированный в 2002 г., который оценивается многими экспертами как «бессодержательный», не регулирующий их деятельность [2]. Отсутствие внешнего контроля над деятельностью партий, равно как и внутрипартийной демократии, ведут ко многим негативным последствиям, прежде всего – к широкомасштабной коррупции. Безусловно, коррумпированность присуща в той или иной степени партиям в любой стране. Но при этом существуют механизмы внутрипартийной демократии и сдерживания коррупции. Возьмем пример Германии. Законодательство обязывает немецкие партии проводить съезды каждые два года. Делегаты на эти съезды, равно как и кандидаты на выборные должности в партиях, должны избираться рядовыми членами путем тайного голосования. Закон также обязывает партии проводить аудиторские проверки, осуществляемые независимыми внешними контролерами.
В Испании подобных механизмов, обеспечивающих развитие внутрипартийной демократии и финансовой прозрачности, нет. Из-за всевластия партийной верхушки, отсутствия независимого аудита финансовой деятельности партий, подмены избрания кандидатов на выборные должности их кооптацией коррупция здесь институционализировалась.
Неудивительно, что уровень доверия испанцев к партиям и политикам низок. 95% респондентов полагают, что партии «вместо того, чтобы разоблачать и исключать коррумпированных членов, покрывают и защищают их». По мнению 55,1% опрошенных, «партии служат только для того, чтобы разобщать людей». Последняя оценка во многом основывается на том, что отношения между двумя ведущими партиями современной Испании – правоцентристской Народной партией (НП) и левоцентристской Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), контролирующими примерно 80-85% электората, отличаются высокой степенью напряженности, хотя их подходы ко многим проблемам различаются вовсе не так уж значительно.
«Движение возмущенных»: вызов традиционным партиям и традиционной политике
Резкое падение доверия к партиям – одно из проявлений глубокого системного кризиса, переживаемого испанским обществом. В условиях этого кризиса появилась новая оригинальная форма социального протеста – так называемое «движение возмущенных». Датой его возникновения считается 15 мая 2011 г., когда на улицы и площади пятидесяти восьми испанских городов вышли люди, разбившие там палаточные лагеря и потребовавшие глубоких перемен. Волнения продолжались несколько месяцев. В отличие от протестных движений в ряде других стран испанские «возмущенные» не требовали ухода правительства в отставку и не стремились к захвату власти. Они протестовали против дискредитировавшей себя традиционной политики, требовали проведения политики качественно иной, превращения испанской демократии в реальную, соответствующую нормативным требованиям [3].
Стремясь основательно перестроить политическую и экономическую систему Испании, «возмущенные» не имеют конкретной и целостной идейно-политической платформы, в их действиях отсутствует система приоритетов. В определенном смысле можно сказать, что «возмущенные» ясно понимают, чего не хотят, но не вполне представляют себе, чего хотят. Нет у них и организационного центра, лидеров и иерархии. Речь идет о массовом социальном движении нового типа, которое возникло не по призыву партий и профсоюзов, а самоорганизовалось снизу, посредством социальных сетей. Испания стала одной из стран, где проявилась способность в кратчайшие сроки и с минимальными затратами мобилизовать большие группы населения благодаря Интернету. В противовес традиционному для Испании вертикально-каудильистскому принципу партийного строительства отношения в движении строятся по горизонтали. По существу, «возмущенные» стремятся к «прямой демократии», полагая, что чем меньше посредников между управляющими и управляемыми, чем меньше регулирования, тем лучше.
Таких массовых и длительных проявлений гражданской активности, как «движение возмущенных», испанская демократия еще не знала. После бурных событий 2011 г. «возмущенные» не ушли с политической сцены. В последующие годы они неоднократно выходили на улицы, выступая в поддержку той или иной категории задетых кризисом граждан. В мае 2013 г. 78% опрошенных испанцев считали, что «возмущенные» правы [4].
Протестуя против политики традиционного типа, «возмущенные» бросают вызов испанским партиям. Результаты парламентских выборов 2011 г. засвидетельствовали, что традиционный бипартизм в испанской политике, когда НП и ИСРП, действуя совместно, могли навязывать остальным свою политическую волю, ослаб.
Появление новой конкурентной силы в большей степени ощутили левые. «Движение возмущенных», углубив и без того существующую разобщенность левых сил, стало одним из факторов, серьезно ослабивших позиции ИСРП. На парламентских выборах 2011 г. социалисты потерпели беспрецедентное за всю историю испанской демократии поражение (28,7% голосов, 110 мест) и перешли в оппозицию (для сравнения: в 2008 г. они получили 43,6% голосов и 169 мест). Примечательно, что после выборов – явно под влиянием «возмущенных» – в ИСРП усилилось движение за преодоление авторитарно-бюрократических методов руководства, предполагающее, в частности, развитие внутрипартийной демократии и избрание руководителей на низовом уровне, в организациях на местах.
Партия Х, Партия будущего
Вместе с тем недавний опыт Испании показал, что новая форма социального протеста, поддержанная миллионами людей, не заменяет партии. Резко критикуя партии и политику, испанцы в своем большинстве все равно приходят в день выборов к урнам для голосования. Приверженность партиям остается неотъемлемой характеристикой политической культуры населения.
Сознавая это обстоятельство, часть «возмущенных» взяла курс на структурирование своих рядов. В декабре 2012 г. в реестре политических партий Испании появилась созданное ими новое политическое образование, так называемая Партия Х, Партия будущего, ставящая своей целью «перезапустить систему и восстановить демократию». Единственный инструмент массовой мобилизации, используемый ею, – это Интернет. Новое образование выступает за прямое участие граждан в разработке законов и решений властей по всем вопросам жизнедеятельности испанского общества путем электронного голосования. Претворение этой инициативы в жизнь обеспечит, по мнению активистов, контроль гражданского общества над политической сферой, транспарентность принимаемых законов и решений, сделает демократию действительно представительной.
Активисты Партии Х изучают и хотят перенести в Испанию опыт Исландии (проекты Better Iceland и Better Reykjavik), а также бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул, где реализуется практика прямого участия и диалога между обществом и органами управления разного уровня. Граждане, зарегистрированные в Интернете, имеют возможность ознакомиться с законами и решениями соответствующих органов управления, высказать свое отношение к ним и внести собственные предложения. Позиция граждан, выражаемая, в числе прочего, путем электронного голосования, учитывается властными структурами.
В Испании активисты нового образования отмежевываются от его определения как «партии» и предпочитают действовать анонимно, чтобы избежать персонализации, характерной для традиционных партий. Вместе с тем с октября 2013 г. некоторые активисты начали проводить презентации, излагая общественности свою программу. Как ожидается, в феврале 2014 г. по итогам презентаций будет объявлено, примет ли Партия Х участие в предстоящих в мае выборах в Европарламент.
***
Потенциал социальных движений нового типа, их возможности противодействовать партиям в разных странах неодинаковы, так же как неодинаковы используемые ими формы борьбы. В Испании «возмущенные» не настолько сильны, чтобы отстранить от власти правящую элиту или принудить ее принять принципиально иную парадигму функционирования политической системы. Вместе с тем это движение может и уже сделало многое – вывело на улицы десятки тысяч людей и еще больше людей заставило задуматься над истинными причинами существующих проблем; отняло немалое число голосов и депутатских мандатов у ведущих партий, политика которых вызывает наибольшее недовольство, в пользу менее влиятельных; подтолкнуло по крайней мере часть действующих политиков к осознанию необходимости совершенствовать принципы внутрипартийной жизни. И, наконец, многие участники движения создали собственную нетрадиционную партию, которая, вполне возможно, еще скажет свое слово в грядущих политических битвах.
1. Molinas C. Qué hacer con España: Del capitalismo castizo a la refundación de un país. Madrid, 2013. P. 215-216.
2. Molinas C. Qué hacer con España. P.214.
3. Подробнее см.: Hablan los indignados. Propuestas y materiales de trabajo. Madrid, 2011.
4. El Pais, 11 мая 2013.