Олимпиада в Сочи задолго до своего начала вышла за пределы чисто спортивного события. Она приобрела для России серьезное политическое и международное значение. Причем наша страна резко отличается в этом отношении от хозяев прежних зимних Игр – Италии, Канады, США, Японии и других. Каждая из этих стран пыталась выжать максимум из своей Олимпиады в плане международного имиджа, престижа, доходов и долгосрочных вложений в инфраструктуру. Однако они вряд ли сравнятся с Россией по узлу проблем, которые поднимают нынешние Игры.
Сочи 2014 г. – это своего рода точка бифуркации, прохождение которой обнажает многие вызовы как внутри России, так и в отношениях нашей страны с внешней средой. Олимпиада тестирует возможности руководства страны и ее граждан – наши возможности – давать на эти вызовы адекватные ответы.
О каких вызовах идет речь? Конечно, на первом плане – престиж, имидж и международная репутация России. Едва ли найдется страна, отношение к которой в мире было бы столь противоречивым. Восприятие России как партнера и страны возможностей сочетается с давними стереотипами, страхом и недоверием. Колебания общественного мнения между этими двумя полюсами крайне нестабильно. Олимпиада – хороший способ затвердить его на положительной территории. Она же вполне может двинуть его и в обратную сторону.
Помимо репутации и престижа есть и более широкий внешнеполитический план. Олимпиада – индикатор способности России избегать прямого соперничества с зарубежными игроками, отстаивать свои международные интересы и при этом решать острые противоречия регионального и глобального плана. Формально спорт и политика далеки друг от друга. Но достаточно вспомнить практику бойкотов московской Олимпиады 1980 г. и Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 г., чтобы серьезно присмотреться к международному контексту начала 2014 г.
Есть и внушительный список внутренних вызовов, причем едва ли не каждый из них получает международный резонанс. Состояние российской спортивной школы. Способность государства управлять массовым спортом. Эффективность и результативность управления ресурсами в решении масштабных задач уровня строительства олимпийских объектов. Открытость российского общества. Безопасность и защищенность, в том числе на фоне террористических угроз и непростой ситуации на Кавказе. Качество управления и менеджмента на самых разных уровнях. Накануне и в ходе Олимпиады даже мелкие проколы на этих направлениях будут иметь десятикратный резонанс, а после завершения зимних Игр их наличие покажет эффект вложенных сил и средств: добились ли мы хотя бы локального прорыва или просто вложились в красивый праздник и «белых слонов»?
Посмотрим на эти вызовы более пристально.
Начнем с репутации России за рубежом и ее имиджа на международной арене. За последние 10-15 лет этот имидж радикально изменился. В начале 2000-х гг. Россия по инерции воспринималась многими как хрупкое и нестабильное государство. Ее роль в мире рассматривалась в терминах необратимого угасания и затухания. Сценарные разработки будущего России включали в себя целый набор рисков самой разной природы: распад государства, внутренние конфликты, крупные экологические катастрофы на фоне стареющей инфраструктуры. Формировалось восприятие России как неполноценного субъекта международных отношений. Это был образ страны, пережившей серьезнейшую катастрофу, находившейся в полосе неопределенности, которой нужно в лучшем случае помогать, а в худшем – которую лучше избегать или изолировать. Олимпиада в России? Олимпиада в Сочи? В то время в это вряд ли поверили бы и за рубежом, и у нас дома.
Тот факт, что Россия выиграла в 2007 году заявку на проведение Олимпиады, показал одну очень важную тенденцию. К России стало возвращаться доверие. Россию начали рассматривать как партнера, способного реализовать крупные долгосрочные проекты. Конечно, это произошло не на пустом месте. К тому времени страна уже заявила целый ряд крупных долгосрочных программ регионального и даже глобального плана: трубопроводы (ВСТО, «Северный поток» и «Южный поток»), модернизация орбитальной группировки (ГЛОНАСС), авиационные проекты в международной кооперации (Sukhoi Superjet 100), проекты частного бизнеса в области IT («Яндекс») и многое другое. Бурный экономический рост привел к едва ли не беспрецедентной интеграции России в мировое хозяйство. Появились тысячи нитей, связавших страну с внешним миром. Победа российской заявки происходила на фоне роста по многим направлениям. Это был индикатор нового качества отношения к России в мире.
Однако в имиджевом и репутационном плане есть еще целый ряд серьезных проблем. Восприятие России, в том числе в развитых странах, нередко остается весьма эклектичным, а подчас и сумбурным. Лубочные представления о российской культуре из серии «Пушкин–Толстой–Достоевский» сочетаются с предельно упрощенными шаблонами, в которые подставляются лишь новые лица и имена. Образ России – это во многом образ крайностей. Россия – авторитарная, имперская, коррумпированная, неудобная, слаборазвитая (но при этом богатая), непредсказуемая, сырьевая, одномерная, неорганизованная, нерыночная, деструктивная, анархичная и т.д. и т.п. Это хорошо известный набор большого числа зарубежных, да и некоторых российских журналистов, экспертов и политиков, который неплохо покупается избирателем, телезрителем, а теперь и пользователем Интернета.
Серьезной ошибкой будет считать такое положение вещей каким-то заговором. Во второй половине XX века французские структуралисты (Клод Леви-Стросс, а затем Жак Деррида и Мишель Фуко) прекрасно описали, как язык определяет реальность. Язык и дискурс – устоявшийся набор общепринятых понятий и образов – подобен коралловому рифу. Он многослоен. Его крайне сложно изменить в одночасье. Его сопротивление уже давно изменившейся реальности может быть очень долгим и устойчивым. В худшем случае сама реальность подстраивается под общепринятые мнения.
Поэтому вместо поиска виноватых за рубежом, да и в самой России, требуется вести системную и последовательную работу по изменению ситуации к лучшему. Сама по себе эта задача требует принципиально нового подхода. Здесь вряд ли поможет пропаганда советского образца. То же можно сказать и об услугах зарубежных пиар-агентств – они могут помочь с оболочкой, но не содержанием. Понятно, что перед страной стоит масса проблем и вызовов. Продажа вовне образа «белой и пушистой» России будет и обманом, и самообманом. Требуется предельно честный и откровенный, но при этом системный и организованный диалог с зарубежной аудиторией. Вовлечение в разговор о реальном положении дел, с признанием имеющихся возможностей и проблем, должно хотя бы частично заменить мифотворчество и восприятие страны на языке крайностей. Политика вряд ли когда-либо избавится от мифа как жанра. Однако в современную эпоху Интернета и социальных сетей, с ее прозрачностью и интерактивностью, миф и стереотип сможет вытеснить только реальная работа, реальные достижения, профессиональная и объективная подача этих достижений (равно как и сопутствующих вызовов и проблем) в средствах массовой информации.
Игры в Сочи – одно из таких достижений. Профессиональное и эффективное освещение Олимпиады – серьезный тест как для отечественных, так и для зарубежных журналистов. Сочи–2014 станет лакмусовой бумагой образа России, с одной стороны, и специфики его подачи у нас в стране и за рубежом – с другой.
При всей важности репутации и международного имиджа страны, Олимпиада заставляет задуматься и о более фундаментальных проблемах международного и внутреннего характера. В числе международных – роль и место России в мире, ее перспективы на международной арене, специфика отношений со своим окружением.
Выиграв заявку на проведение Олимпиады в Сочи, Россия в некоторой степени оказалась в уязвимом положении. Серьезные вложения в спортивную инфраструктуру и репутационные выгоды могли бы быть существенно обесценены бойкотом ряда стран или отказом от участия в Олимпиаде по любой причине. Бойкот или отказ от участия вполне могли бы использоваться как манипулятивные инструменты. Поскольку поводов было предостаточно: твердая позиция России по сирийскому вопросу, кризис на Украине, последствия военного конфликта с Грузией в 2008 г. – не говоря уж о более мелких, но резонансных событиях вроде дела Pussy Riot или ограничений пропаганды гомосексуализма.
Призрак этой угрозы показывает очень непростое положение России в мировых делах. Сложность заключается в том, что Россия вынуждена одновременно выступать активным участником в решении международных проблем и при этом последовательно искать свои ниши в складывающемся мировом порядке, отрабатывать наиболее эффективные механизмы своего взаимодействия с внешней средой. Важно и то, что в самой России до конца не сформировалась внешнеполитическая идентичность, то есть такое восприятие своей роли и места в мире, вокруг которого существует консенсус в обществе. На все это накладываются сохраняющиеся рудименты холодной войны внутри страны и в отношениях с ключевыми партнерами, равно как и рыхлость и неоформленность современного мирового порядка. Учитывая так называемое «сжатие» исторического процесса, когда ситуация в мире меняется крайне быстро, решение внешнеполитических задач становится еще более сложным.
На этом фоне в тактическом и оперативном плане российской дипломатии (как государственной, так и общественной) удалось добиться целого ряда серьезных успехов. Практически по всем сложным международным вопросам последнего года именно Россия предложила конструктивные и при этом выполнимые решения. Наша страна выступила эффективным посредником, избегая игры с нулевой суммой.
Это принципиально новое качество отечественной дипломатии, которое было трудно реализовать или даже представить в эпоху биполярности. Мы предотвратили интервенцию внешних сил в Сирии, что неминуемо привело бы к эскалации внутреннего конфликта. Мы способствовали заметному продвижению в решении иранской ядерной проблемы. Мы продолжили активное содействие международному сообществу в решении афганской проблемы. Нам удалось добиться продвижения интеграционных процессов в ближнем зарубежье, одновременно упреждая кризис в отношениях с ЕС и США и оставляя за собой и своими партнерами возможности по построению Большой Европы. Начался процесс нормализации отношений с Грузией – важных для успешного проведения Олимпиады с точки зрения безопасности.
Иными словами, в достаточно сложных международных условиях российская дипломатия создала максимально благоприятную среду для проведения Олимпиады. Игнорировать Олимпиаду по политическим причинам не выгодно в текущем моменте ни одному из зарубежных государств.
Тем не менее тактические и оперативные успехи не отменяют актуальности целого ряда стратегических вопросов. Отношения с ЕС и США переживают стагнацию. Долгосрочный успех интеграции на постсоветском пространстве потребует устойчивой экономической базы – а как раз этим мы пока похвастаться не можем, учитывая все еще высокую долю сырьевого сектора в экономике. Растет асимметрия в отношениях с Китаем и другими партнерами в АТР. Иными словами, Олимпиада символизирует возросшую роль России в международных делах, но стратегическая устойчивость этой тенденции пока не очевидна. Олимпиада – своеобразный символ отношений России и окружающего мира за последние тринадцать лет. Но будущее потребует новых ресурсов и «технологий роста» во внешней политике.
Важны и внутренние проблемы, которые получают особый резонанс в связи с Олимпиадой. Многие из них самым тесным образом связаны с глобальными и региональными перспективами России.
Первая проблема связана с вопросами безопасности. Проведение Олимпиады на Северном Кавказе представляет особые трудности для российского руководства. Угрозы безопасности в регионе хорошо известны. Все еще нерешенными остаются фундаментальные проблемы, которые служат предпосылками и питательной средой для террористической активности, радикализма и преступности в ряде южных регионов: безработица, неравенство, коррупция. Здесь обнажается еще одна проблема уже российского масштаба – разнородность организации общественной и экономической жизни в различных регионах. Ситуация на Северном Кавказе требует особой настройки внутренней политики. Ее эффективность в значительной степени будет определять дальнейшие перспективы Сочи как глобально привлекательного города.
Другая проблема связана с эффективным использованием олимпийской инфраструктуры после окончания Игр. Здесь возможны два сценария. Один из них предполагает, что созданный задел дает толчок развитию профессионального и массового спорта и позволяет городу занять заметное место в нише международного и внутреннего туризма. При обратном сценарии, весьма распространенном для олимпийских городов, спортивная и иная инфраструктура остается во многом невостребованной, превращается из актива в пассив. Способность направить развитие по первому сценарию станет одним из индикаторов эффективности федеральной и региональной политики. Создание олимпийских объектов и успешное проведение Игр – лишь часть задачи. Не менее важна долгосрочная капитализация полученных результатов.
Sochi: Will Russia benefit from the 2014 Winter Olympics? from russia direct on Vimeo.
Интервью Ивана Тимофеева для Russia Direct. Текст интервью.
Наконец еще одна проблема – правовой и ментальный климат. Очевидно, что в период Игр будет обеспечен максимально удобный режим пребывания иностранных гостей в Сочи. Вопрос в том, в какой степени удастся сохранить эти условия после окончания Игр: сколько времени будет занимать получение виз, каким будет качество сервиса и отношение к иностранцам в условиях, когда спадет ажиотаж Олимпиады, город покинут добровольцы и олимпийский персонал, а внимание властей будет направлено на другие крупные мероприятия спортивного и политического плана.
Подводя итог, можно констатировать следующее. Олимпиада в Сочи – это два испытания для России. Во-первых, испытывается способность страны обеспечить все необходимые условия для проведения Игр: создать инфраструктуру, подготовить кадры для ее обслуживания, подготовить национальную олимпийскую сборную, обеспечить безопасность и благоприятную международную среду, максимально эффективно провести медийное освещение спортивных состязаний, придать им положительный имиджевый резонанс. Судя по состоянию дел на сегодняшний день, Россия должна успешно справиться с этими испытаниями.
Второе испытание может оказаться гораздо более сложным. Необходимо использовать созданные заделы для превращения Сочи в глобально привлекательный город. Это потребует кропотливой работы в условиях отсутствия мобилизации для проведения крупного мероприятия. Даже локальный прорыв на этом направлении сделает для образа России в мире больше, чем дорогостоящие пиар-кампании и самые передовые имиджевые агентства.
Впервые опубликовано на англ. на Russia Direct