Судьба Союзного государства Белоруссии и России продолжает волновать российский и белорусский политические классы. С появлением интеграционного проекта Таможенный союз – Единое экономическое пространство (ТС–ЕЭП), который к 2015 г. должен быть преобразован в Евразийский экономический союз, вопрос о будущем российско-белорусского государственного образования приобретает особую значимость.
Союзное государство Белоруссии и России занимает уникальное место в ряду интеграционных проектов на постсоветском пространстве, представляя собой единственную попытку политической интеграции среди стран-членов СНГ. В декабре 1999 г. было продекларировало создание своеобразного государственного образования с собственной конституцией (конституционным актом), исполнительной, законодательной и судебной властями, единым гражданством, вооруженными силами и валютой.
К сожалению, далеко не все удалось сделать, но позитивным результатом можно считать принятие солидного социального пакета, уравнивающего права граждан двух республик при получении медицинской помощи, доступе к рабочим местам и т.д. на территории Союзного государства. В рамках проекта существуют региональная группировка войск двух стран, объединенная группировка войск ПВО РФ и РБ, проводятся совместные войсковые учения на важном для нас западном направлении. Действует ряд союзных программ, которые оказывают существенную поддержку наукоемким белорусским производствам, растет союзная собственность.
Белорусские власти уверены в успехе проекта Союзного государства. 31 мая 2012 г. А. Лукашенко, встречая президента России В. Путина, прибывшего в Минск с первым визитом после инаугурации, заявил: «Сегодня мы можем констатировать, что на постсоветском пространстве не существует более продвинутого интеграционного объединения, чем Союзное государство. И миллионы людей ощущают реальную отдачу от этого… наши наработки в рамках Союзного государства стали фундаментом для формирования и Таможенного союза, и Единого экономического пространства».
Во время своего майского (2012 г.) визита в Минск российский президент публично Союзное государство не упомянул. Это и понятно: проект не оправдал надежд российского руководства и лишь частично воплощен в жизнь. В реальности Союзное государство не достигло уровня интеграции Евросоюза – у него нет исполнительного органа, чьи решения были бы обязательны на территории России и Белоруссии, нет должного согласования экономической политики, нет единой валюты и т.д. В то же время «цена» интеграции с Минском оказалась для России непозволительно высокой.
В создании ТС–ЕЭП учитывались, скорее, не «наработки» Союзного государства, а ошибки, допущенные при стимулировании российско-белорусской интеграции. Проблема здесь не только в том, что размеры стран и их экономический потенциал отличаются на два порядка, а политические режимы и экономические системы не совпадают, но и в том, что заявленные цели создания Союзного государства стороны понимали по-разному.
Лозунги в обмен на ресурсы
В основе белорусского предложения об интеграции с Россией лежала вполне практичная задача обеспечения экономической независимости молодой республики, что не исключало в перспективе и политических решений, выгодных для белорусского руководства. Но главным было получить неограниченный доступ к российским энергоносителям и российскому рынку.
Российско-белорусская экономическая интеграция остановилась на этапе таможенной зоны, которую запустили в 1995 г. Москва и Минск не смогли договориться о формировании наднационального органа для управления таможенной зоной. Кроме того, не удалось унифицировать таможенные пошлины. По этой причине белорусская часть российско-белорусской таможенной зоны очень быстро, уже в 1996 г., оказалась огромным контрабандным терминалом.
На этом этапе экономическая интеграция в рамках Союзного государства была остановлена, стороны так и не продвинулись к более глубоким формам интеграции, но Белоруссия сохранила доступ к российскому рынку, оградив свой рынок целой системой нетарифных ограничений.
Энергетика и Союзное государство
В основе союзных соглашений между Россией и Белоруссией всегда были газ и нефть. В экономическом плане Союзное государство в основном и создавалось для того, чтобы обеспечить России стабильный транзит энергоносителей на рынки ЕС. Помимо политической интеграции обеспечение России стабильного транзита в обмен на энергетические субсидии являлось главной экономической целью российского руководства. Со своей стороны, Белоруссия всегда стремилась стать посредником по перепродаже российской сырой нефти и нефтепродуктов на европейские рынки.
Формат Союзного государства оказался политическим обоснованием для создания сложной системы энергетических преференций и субсидий со стороны России, которые к 2007 г. достигли 7 млрд долл. в год. В рамках этих субсидий Белоруссия второе десятилетие получает газ по самой низкой в Европе цене (в среднем в 3 раза дешевле по сравнению с Польшей и в 2–2,5 раза – по сравнению с Украиной). Почти десять лет действовал белорусский нефтяной офшор, в который ввозилась российская нефть по «союзной цене», а экспортировались полученные из нее нефтепродукты по мировой. Стоит напомнить, что белорусский экспорт на европейские рынки (от 51% до 59% всего объема) состоит исключительно из нефтепродуктов и калийных удобрений (белорусский природный ресурс).
Постоянная энергетическая поддержка со стороны России, призванная содействовать глубоким структурным реформам в белорусской экономике, на самом деле способствовала консервации постсоветской экономической модели, основанной на энергетическом иждивенчестве. В итоге к началу XXI в. белорусская сторона считала, что она решила свои основные задачи в интеграционном процессе с Россией, заменив последовательный процесс экономической интеграции эскалацией дотаций с российской стороны.
Российское руководство, в свою очередь, пыталось вывести проект Союзного государства из стадии стагнации. Для этого использовались как экономические (с 2007 г. повышались цены на поставляемые в республику энергоносители), так и политические рычаги. Россия стремилась ускорить экономические реформы в республике единой валютой, вопрос о введении которой до сих пор остается актуальным. Однако создать систему, при которой потребность в скорейшей политической интеграции стимулировала бы экономическую интеграцию (вводом, к примеру, единой союзной валюты) и наоборот, не удалось.
Несмотря на формальное сохранение союзных отношений, страны продолжали жить своей жизнью, их экономические и политические системы с каждым годом все больше отличались друг от друга. Особенно наглядно эти процессы проявились во внешней политике, которую в рамках Союзного государства так и не удалось сделать реально союзной.
Белоруссия демонстративно не поддержала Россию во время российско-грузинской войны. В дни ожесточенных боев за Цхинвал в Минске была проведена неделя грузинского кино. После 2008 г. сложилась нетерпимая ситуация, когда одна часть Союзного государства признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а другая – открыла свои границы для граждан Грузии и предоставила им безвизовый коридор на территорию России. А. Лукашенко пообещал признать новые закавказские республики, но затем отказался от своих слов.
В 2009 г. Белоруссия, оставаясь в рамках Союзного государства, вошла в европейскую программу «Восточное партнерство». В 2009–2010 гг. белорусские власти организовали ряд антироссийских провокаций на европейском направлении, демонстрируя желание поменять свою геостратегическую ориентацию с Союзного государства на Евросоюз.
Уже с 2007 г. российское руководство, убедившись, что интеграционный проект с Белоруссией зашел в тупик, стало постепенно снижать финансово-ресурсную поддержку Белоруссии. Это сразу же привело РБ к тяжелым экономическим кризисам 2007 и 2011 гг. Кризисы продемонстрировали, что республика не может существовать без постоянной экономической поддержки со стороны России, что привело к новому росту дотаций.
Несмотря на увеличение товарооборота между странами в январе–декабре 2011 г. до 38607,6 млн долл., отрицательное сальдо внешней торговли для Белоруссии оказалось огромным (почти 28%). Республика по-прежнему наращивает импорт российских энергоносителей (60–65% от всего объема товарных поставок в РБ), выработанные из российской нефти нефтепродукты обеспечивали до 44% экспортной выручки республики.
Новый шанс
С вступлением в 2010 г. Республики Беларусь в Таможенный союз, а с 1 января 2012 г. в Единое экономическое пространство, Белоруссии был дан второй шанс принять участие в новом интеграционном процессе, инициированном Россией. Но для этого Минску пришлось пожертвовать частью Союзного государства – российско-белорусская таможенная зона растворилась в Таможенном союзе «тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Российско-белорусская политическая интеграция, т.е. само Союзное государство, лишилась своей экономической составляющей.
Ошибки, допущенные при создании российско-белорусской таможенной зоны, были учтены при формировании Таможенного союза, но лишь частично. Таможенный союз получил наднациональный орган (Таможенную комиссию), единый таможенный кодекс и унифицированные таможенные пошлины, но контроль с российско-белорусской границы исчез, и сейчас западную таможенную границу России фактически обеспечивают белорусские пограничники со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Белоруссия получила за вхождение в ТС–ЕЭП огромные финансово-ресурсные авансы на общую сумму 8 млрд долл.: кредит в 3 млрд долл., неограниченный доступ к российской нефти и российско-казахстанскому рынку. Однако республика не торопится выполнять соглашения по ЕЭП, подписанные и ратифицированные в декабре 2010 г. Белорусское руководство стремится сохранить в рамках ЕЭП свой экономический анклав, повторив траекторию Союзного государства.
С появлением ТС–ЕЭП Союзное государство превратилось в переговорную площадку для получения от Кремля все новых дотаций и преференций. Учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, Россия, сохраняя Союзное государство, фактически берет на себя перед мировой и российской общественностью ответственность за политические репрессии в этом государстве. Даже с учетом важности военно-стратегических интересов России на западном направлении, где помимо Белоруссии у России есть Калининград, трудно определить баланс позитивных и негативных сторон такого противоестественного союза.
Безусловно, ни белорусская сторона, которая заинтересована в сохранении особых двусторонних отношений с Москвой, ни российская сторона, имеющая благодаря Союзному государству потенциальный рычаг влияния на А. Лукашенко, не проявят инициативу по ликвидации этого странного государственного образования. Однако, привлекая Белоруссию к участию в новом проекте, необходимо иметь в виду, что ее интересы в интеграции не изменились. Республика Беларусь не может без интеграции существовать, но и полноценно участвовать в ней она не в силах.
Сможет ли вписаться Союзное государство в структуру Евразийского интеграционного проекта, покажет время. Как отмечал госсекретарь Союзного государства Г. Рапота, «удастся ли сохранить его [СГ] место в интеграционной матрешке, будет зависеть как от политической воли глав государств, так и от нашей исполнительности».
В то же время Союзное государство остается своеобразным социально-политическим «мостом» между Россией и Белоруссией, сохраняя чувство сопричастности и добрососедства. Накопленный потенциал совместной работы, который, к сожалению, благодаря целому комплексу политических и экономических проблем, не всегда мог быть реализован, обязательно будет востребован не только в многосторонних интеграционных проектах на постсоветском пространстве, но и в двусторонних отношениях.