Израиль является безусловным союзником США, но в то же время сохраняет высокий уровень контактов с Москвой — как формальных, так и неформальных. Израиль и не присоединился к антироссийским санкциям Запада, а когда Россия готовилась к сирийской операции и предложила местным игрокам выработать modus operandi, израильтяне согласились.
Однако к 2018 г. джентльменское соглашение между Израилем и Россией себя исчерпало, что во многом связано с развитием сирийской ситуации и изменением позиции Израиля. Приход к власти в Дамаске исламистов перестал быть имманентной угрозой, которую можно было ликвидировать чьими угодно руками, и в то же время на горизонте выросла новая угроза в виде резко усилившегося в Сирии Ирана.
В условиях отсутствия возможностей для силовой ликвидации иранской угрозы израильтянам придется довольствоваться дипломатическими инструментами. Тель-Авив может всеми возможными методами (например, прекращением бомбежек, подрывающих авторитет Асада) поспособствовать политическому урегулированию в Сирии. Создание в Арабской Республике некоего коалиционного переходного правительства, даже во главе с Асадом, приведет к снижению или по крайней мере ограничению роста иранского влияния в стране.
Еще один вариант — заключить обновленное джентльменское соглашение с Москвой. На этот раз Россия может гарантировать определенные рамки иранского присутствия в Сирии в обмен на хорошее поведение со стороны Израиля. Возможно, это было бы лучшим из имеющихся плохих вариантов решения иранской проблемы. Однако для его реализации нужна прежде всего готовность Израиля к таким компромиссам, которой пока нет. Более того, Тель-Авив должен заинтересовать Москву в оказании давления на Тегеран, чтобы он, в свою очередь, пошел на такой компромисс.
Джентльменское соглашение
Российско-израильские отношения, конечно, уникальны в своем роде. Тель-Авив является безусловным союзником США, но в то же время сохраняет высокий уровень контактов с Москвой — как формальных, так и неформальных. Причина проста — у израильтян и без того достаточно врагов, чтобы заводить нового. Тем более такого, с которым у Тель-Авива общий экзистенциальный враг в лице террористического интернационала. Поэтому, в частности, Израиль и не присоединился к антироссийским санкциям Запада, а когда Россия готовилась к сирийской операции и предложила местным игрокам выработать modus operandi, израильтяне согласились. Причем не для того, чтобы сделать приятное Москве — ввод российских ВКС в Сирию соответствовал их интересам.
Израиль понимал, что сирийская гражданская война завершится превращением Сирии либо в тоталитарное джихадистское государство, либо в нынешний вариант Ливии с множеством различных группировок. На фоне таких перспектив сохранение у власти Асада Тель-Авив рассматривал как меньшее зло, а стремление России сравнять с землей сирийских исламистов — как готовность Москвы своими силами ликвидировать часть врагов Израиля.
Однако израильтяне выдвинули ряд условий. Среди них был пункт о том, что наиболее опасные виды российских вооружений, поставляемых силам Асада для борьбы с исламистами, не должны попадать в руки «Хезболлы» для борьбы с Израилем. Если такое случится по недосмотру Москвы (все-таки идет война, и сами сирийцы мало кому отдают это оружие), Тель-Авив оставлял за собой право решать вопрос методом ракетно-бомбовых ударов. В свою очередь, Москва, не желающая иметь в Сирии еще одного врага и уважающая интересы безопасности Израиля, на такое условие согласилась. В результате во время израильских ударов по сирийским складам и конвоям «Хезболлы» российские средства ПВО молчали.
Кроме того, «в джентльменское российско-израильское соглашение входило игнорирование действий израильтян против иранских конвоев, проводящих оружие в Ливан, а также иранских сил, находящихся или могущих находиться на Голанских высотах», — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин. Соответственно, Израиль наносил удары и там. Москва, выполняя условия сделки, молчала — как по линии ПВО, так и по линии дипломатии. Вмешиваться в израильско-иранское противостояние Россия не собиралась, и Израиль это ценил, соблюдая свою часть сделки и не вовлекаясь во внутрисирийские дела. «Мы не собираемся вмешиваться во внутренние дела Сирии или решить все проблемы мира. Нас интересует только безопасность Израиля, — пояснил министр обороны Израиля Авигдор Либерман. — Русские нас понимают, и годами нам удавалось избегать каких-то трений с ними».
Однако к 2018 г. джентльменское соглашение себя в общем-то исчерпало. Во многом это связано с самим развитием сирийской ситуации и изменением позиции Израиля. Приход к власти в Дамаске исламистов перестал быть имманентной угрозой, которую можно было ликвидировать чьими угодно руками, и в то же время на горизонте выросла новая угроза в виде резко усилившегося в Сирии Ирана. Еще в конце 2016 г. глава иранского Генштаба генерал Мохаммад Хосейн Багери заявил о намерении разместить в Сирии иранские базы, в связи с чем израильтяне уверены в том, что Иран хочет превратить Сирию, а вместе с ней и Ливан в форпост для атаки на Израиль. Причем не только для атаки в случае начала полномасштабной войны между двумя государствами, но и для нанесения удара возмездия по Израилю в случае начала войны с США. Авигдор Либерман заявил, что его страна сталкивается с новой реальностью: «…армия Ливана в сотрудничестве с “Хезболлой”, сирийская армия, шиитские группировки и прежде всего Иран становятся единым фронтом против Государства Израиль».
Новая реальность
Свои агрессивные планы Иран, по мнению израильтян, начал уже в феврале, причем впервые начал сам, а не руками «Хезболлы» или ХАМАС. 10 февраля он запустил дрон на территорию Израиля, и, как утверждают израильтяне, этот дрон выполнял не функцию разведки, а миссию по саботажу, поскольку нес запасы взрывчатки. Сбив дрон ракетой, израильтяне совершили стандартный налет возмездия на объекты в Сирии, в ходе которого им была продемонстрирована та самая новая реальность в виде модернизированной россиянами сирийской ПВО — местные зенитчики сбили один из израильских самолетов, что стало первой потерей боевой машины в ходе операции за последние 30 с лишним лет. Нарушения сделки со стороны России не было — Москва обязывалась лишь лично не сбивать израильские самолеты. О гарантированной пассивности сирийцев речь не шла.
На сегодняшний день у израильтян нет четкого понимания относительно того, как нужно правильно реагировать на эту угрозу. Угрожать в ответ не очень получается, ведь проблема Израиля в том, что он не может установить действенных и эффективных красных линий. Тем не менее какие-то линии он все же обозначает — например, ставит ультиматум относительно присутствия в Сирии иранских военных на постоянной основе. «Мы не позволим Ирану закрепиться в Сирии, какой бы ни была цена этого. Согласиться на это равносильно тому, что согласиться, чтобы они надели нам на шею удавку. Этого не будет», — говорит Авигдор Либерман. Однако эта красная линия а) выставлена слишком близко к Ирану и б) не подкреплена решимостью наказать за ее нарушение: все видят, что Иран разворачивает свое присутствие в Сирии, но Израиль не предпринимает никаких системных шагов.
Регулярные авиаудары нельзя считать системными действиями — они скорее похожи на жесты отчаяния. 9 апреля израильтяне осуществили удар по базе T–4, ликвидировав как минимум 7 иранских инструкторов, среди которых, как сообщается, полковник Мехди Дехган, отвечавший за запуск дронов. 17 апреля была предпринята попытка нанесения удара по авиабазам Шайрат и Думейр (тут сирийские зенитчики сбили все ракеты). С одной стороны, эти действия наносят урон позициям Ирана, однако с другой — они вызывают все большее раздражение Москвы. Это связано с тем, что, во-первых, израильтяне, нанося удары по иранским объектам на всей территории Сирии, нарушают условия джентльменского соглашения. Во-вторых, Россия сейчас уже гораздо меньше нуждается в израильском нейтралитете, за который ей приходится платить обострением отношений с тем же Ираном из-за своей пассивности в ходе этих ударов. И теперь, как метко подмечает израильское издание Haaretz, Москва дала понять, что больше не будет «действовать как обезьянка, которая ничего не видит и игнорирует удары по Сирии». Так, после шоу-удара Трампа, Британии и Франции 14 апреля Москва заявила о возможности поставки сирийцам (видимо, на иранские деньги) системы С–300. Эта система может серьезно осложнить дальнейшие израильские авиаудары по Сирии и сделать гораздо более смелыми иранцев, которые уже угрожают Тель-Авиву ответными действиями. «Иран — это не Сирия, и Израилю стоит прекратить относиться к нему как к слабому звену», ¬— заявил Али Ширази, советник Верховного аятоллы Али Хаменеи. По некоторым данным, израильтяне потребовали, чтобы Россия отказалась от поставки данной системы, и это была еще одна неэффективно проведенная израильтянами красная линия, ведь Кремль должен защищать свою победу в Сирии.
Без компромиссов не получится
Теоретически сейчас у израильтян есть несколько вариантов решения иранской проблемы, однако большинство из них являются лишь теоретическими. Так, в израильском обществе обсуждается возможность нанесения полномасштабного удара по иранским объектам в Сирии и Ливане, вплоть до войны. К превентивным войнам Израилю не привыкать, и, например, Б. Нетаньяху призывает иранцев « не тестировать израильскую решимость». Однако, судя по всему, а) ЦАХАЛ технически не может провести такую операцию, иначе бы давно провел, как минимум в Ливане, и б) вступление Израиля в войну на территории Сирии чревато его вовлечением в конфликт с Москвой. Причем этот конфликт, как верно отмечают сами израильтяне, приведет к тому, что Россия напомнит Израилю, кто из этих двух государств является сверхдержавой.
Еще один вариант решения иранской проблемы для Израиля — это передача права ведения войны кому-то другому. Например, Соединенным Штатам. Ни для кого не секрет, что Б. Нетаньяху (на пару с кронпринцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом, также озабоченным иранским вопросом) убеждал Вашингтон полноценно вступить в сирийский конфликт. Однако Трамп отказался и тот же удар 14 апреля позиционировал лишь как единичную акцию в ответ на якобы применение Асадом химического оружия. Можно, конечно, пытаться убеждать Трампа и дальше, однако этот вариант плох тем, что американцы ненадежны. И дело не только в авантюризме нынешнего хозяина Белого дома. У США в принципе нет внятной стратегии по Сирии, и, как справедливо отмечает один из лидеров демократов в Конгрессе Нэнси Пелози, одна ночь ударов не может заменить эту стратегию. Ситуация «на земле» нестабильна; против американского присутствия в Сирии выступает огромное количество стран, включая Турцию. И это не говоря уже об американском обществе, которому хватило историй с Афганистаном и Ираком, причем противники американцев это понимают — не случайно в последнее время в Сирии стали как-то часто гибнуть американские солдаты. В этой ситуации единственной реальной стратегией Вашингтона может быть лишь уход из Сирии и (если США намерены продолжить курс на конфронтацию с Ираном) попытка вступить в войну с Тегераном на периферии, в более удобном месте. Например, в Ливане или Йемене. Поэтому максимум, что сейчас израильтяне могут получить от американцев, это выход США из иранской ядерной сделки, который намечен на середину мая. О более серьезных подарках на 70-летие основания современного государства, которое Израиль как раз будет отмечать в мае, остается лишь мечтать.
В условиях отсутствия возможностей для силовой ликвидации иранской угрозы израильтянам придется довольствоваться дипломатическими инструментами. Некоторые говорят о необходимости создания некоего антииранского фронта с участием Саудовской Аравии, стран Персидского залива, США и Европы. Ряд арабских политологов уверены в том, что масштабное коллективное политическое давление со стороны разных государств вынудит Тегеран либо уйти из Сирии, либо сражаться там в новой войне (по всей видимости, речь идет о попытках большой коалиции снова расшатать внутриполитическую ситуацию в Сирии). Вариант, представляется, более чем сомнительный, поскольку Иран рассматривает конфликт со странами Залива как неизбежный и не собирается ослаблять в преддверии него свои позиции.
Есть куда более эффективные линии поведения, однако для их реализации израильтяне должны преодолеть некоторые внутренние фобии. Так, Тель-Авив может всеми возможными методами (например, прекращением бомбежек, подрывающих авторитет Асада) поспособствовать политическому урегулированию в Сирии. Создание в Арабской Республике некоего коалиционного переходного правительства, даже во главе с Асадом, приведет к снижению или по крайней мере ограничению роста иранского влияния в стране. Во-первых, потому что почти вся оппозиция выступает против иранского доминирования в Сирии, а во-вторых, потому что сам Асад не очень хочет быть иранской марионеткой.
Еще один вариант — заключить обновленное джентльменское соглашение с Москвой. На этот раз это может быть соглашением о том, что Россия гарантирует определенные рамки иранского присутствия в Сирии (например, отсутствие иранских военных баз в опасной близости от Голанских высот) в обмен на хорошее поведение со стороны Тель-Авива. Возможно, это было бы тем лучшим из имеющихся плохих вариантов решения иранской проблемы. Однако для его реализации нужна прежде всего готовность Израиля к таким компромиссам. Этой готовности пока нет. «Мы будем сохранять полную свободу действий и не допустим никаких ограничений в вопросах, касающихся обеспечения нашей безопасности», — заявил Авигдор Либерман. Более того, Тель-Авив должен заинтересовать Москву в оказании давления на Иран, чтобы он, в свою очередь, пошел на такой компромисс. Да, Кремлю невыгодно иранское доминирование в Сирии, т. к. тогда после войны Россия Тегерану в этой стране будет уже не нужна. Да, Россия активно пытается выстроить в Сирии баланс интересов с участием Турции и Саудовской Аравии. Однако такой подарок Израилю она не будет делать бесплатно.
На какие компенсации в отношении России готов Израиль — союзник Соединенных Штатов, ведущих против Москвы «прохладную войну»? От ответа на этот вопрос зависит многое и прежде всего предотвращение новой большой войны на Ближнем Востоке.