После восьми лет кровавого конфликта, унесшего более 500 тысяч жизней, о стабильности мира в Сирии говорить по-прежнему не приходится. Авторы статьи могут расходиться в том, каким образом этот конфликт должен быть окончательно разрешен, однако они разделяют обеспокоенность по поводу потенциальных рисков новых обострений напряженности в самом ближайшем будущем. С одной стороны, возрастание рисков обусловлено решением США о выводе своих войск, с другой — нарушением баланса сил в конкретных взрывоопасных сирийских районах.
На практике сразу усадить всех региональных и международных игроков за один стол переговоров не представляется возможным. У трех из них — России, США и Франции — имеются особые интересы, возможность общения со многими влиятельными региональными игроками, и эти три страны являются постоянными членами СБ ООН. Мы предлагаем этим трем государствам приступить к тесной координации своих усилий и разработать совместные или согласованные действия по вовлечению в совместный процесс переговоров все другие стороны, участвующие в конфликте.
После восьми лет кровавого конфликта, унесшего более 500 тысяч жизней, о стабильности мира в Сирии говорить по-прежнему не приходится. Авторы статьи могут расходиться в том, каким образом этот конфликт должен быть окончательно разрешен, однако они разделяют обеспокоенность по поводу потенциальных рисков новых обострений напряженности в самом ближайшем будущем. С одной стороны, возрастание рисков обусловлено решением США о выводе своих войск, с другой — нарушением баланса сил в конкретных взрывоопасных сирийских районах. Особую тревогу, на наш взгляд, вызывают четыре возможных сценария развития событий.
Бойня в Идлибе
— Башар Асад начинает развернутое наступление в Идлибе при участии российских ВКС и отрядов ополчения, поддерживаемых Ираном. Хотя Москва и Дамаск прилагают усилия для координации своих действий в Идлибе, Кремлю становится все труднее противостоять давлению сирийского руководства, настаивающему на проведении там крупномасштабной наступательной операции. Очевидным спусковым механизмом может стать неспособность Турции выполнить взятые на себя в сентябре обязательства по Идлибу и переход большей части зоны деэскалации под контроль радикальной группировки «Хаят Тахрир аш-Шам». Крупная операция повлечет за собой новый поток сирийских беженцев в Турцию и даже в Европу, а также возможную приостановку российско-турецкого сотрудничества в Сирии. Подобный сценарий может также привести к новому кризису в отношениях между Россией и Западом. Вероятность такого развития событий повысит возможное применение химического оружия, за которым, несомненно, последуют военные действия США и их союзников.
Турция против курдов
— Турки и курды возобновляют боевые действия на севере. Пользуясь тем, что США объявили о выводе своих войск, турецкая армия может активизировать проведение операций против курдов на севере. Турция ясно дала понять, что намерена продвинуться в районах, контролируемых курдами, и ввести контролируемую Анкарой «буферную зону» (или «безопасную зону») на турецко-сирийской границе. В таком случае курды попытаются прийти к соглашению с правительством Дамаска. Не исключено, что такое соглашение может, среди прочего, подразумевать прямую поддержку Асадом курдов и, соответственно, прямое столкновение Дамаска с Анкарой. В отношениях между Россией и Турцией возникнет серьезный кризис, а между Россией и Западом — новая напряженность. Кроме того, резкое обострение турецко-сирийско-курдского противостояния способно повлечь за собой новую волну террористических актов — как в Сирии, так и в Турции.
Иран против Израиля
— Соглашение о перемирии на юго-западе Сирии перестает соблюдаться. Недовольные расширением военных операцией Израиля в Сирии, иранцы и шиитские ополченцы возвращаются на Голанские высоты и вступают в прямой военный контакт с израильскими войсками. В ответ израильтяне, вероятно, увеличат масштабы воздушных налетов в Сирию. На ливано-израильской границе возможна активизация деятельности Хезболлы. Можно ожидать, что США поддержат наращивание Израилем своих военных действий, усиление военной составляющей в его позиции по отношению к Сирии и, возможно, даже проведение военно-воздушных операций на иранской территории. В этом случае нельзя исключать проведение Хезболлой массированного наступления на Израиль и, в конечном итоге, прямых военных действий США против Ирана, что поставит Москву перед очень сложным выбором.
Россия против Ирана
— Российско-иранское партнерство в Сирии дает сбой. Скрытое и опосредованное соперничество между Москвой и Тегераном за влияние в Дамаске становится явным и прямым. Пророссийские и проиранские военные группировки в Сирии начинают вступать в столкновения друг с другом. Из Тегерана звучат все новые и новые претензии в адрес Москвы, во-первых, в том, что она принесла иранские интересы в Сирии в жертву своему партнерству с Турцией и, во-вторых, что не наказала надлежащим образом Израиль за нанесение воздушных ударов по иранским целям в Сирии. Турция и Израиль будут оказывать давление на В. Путина, чтобы заставить Россию окончательно встать каждый на свою сторону. С другой стороны, Иран будет чувствовать себя все более изолированным и, скорее всего, пойдет по пути ужесточения своих позиций в отношении Сирии и региона Ближнего Востока и Северной Африки в целом. Вероятное разрушение Астанинского процесса приведет к усилению эскалации насилия в Сирии.
***
Конечно, изложенные четыре сценария являются гипотетическими, и можно спорить о степени вероятности любого их них. Также очевидно, что у каждого из этих потенциальных кризисов в Сирии имеются своя логика, динамика и последствия. Стало быть, универсального средства по противодействию им не существует. Можно тем не менее предложить три общие рекомендации по минимизации возможных рисков.
Во-первых, следует найти работающую альтернативу масштабному наступлению в Идлибе, которая предотвратила бы дальнейшее укрепление позиций террористов в этом районе. Одним из вариантов действий может стать разработка комплексной контртеррористической операции с участием США, европейских стран, а также России и Турции, с тем чтобы разобраться с группировкой «Хаят Тахрир аш-Шам» без опустошения всей территории Идлиба.
Во-вторых, важно найти общую позицию заинтересованных сторон в преодолении возможных дестабилизирующих последствий решения США о выводе своих войск. Замораживание текущей ситуации может рассматриваться лишь как промежуточное решение. Однако не исключено, что в настоящий момент это будет самым безопасным вариантом, позволяющим выиграть время для согласования следующих шагов.
В-третьих, важнейшим приоритетом должно стать предотвращение любых обострений на четырех фронтах, упомянутых выше, а также при развитии других возможных негативных сценариев. Здесь также необходимы срочные консультации между ключевыми участниками и сохранение контактов на разных уровнях.
На практике сразу усадить всех региональных и международных игроков за один стол переговоров не представляется возможным. У трех из них — России, США и Франции — имеются особые интересы, возможность общения со многими влиятельными региональными игроками, и эти три страны являются постоянными членами СБ ООН. Мы предлагаем этим трем государствам приступить к тесной координации своих усилий и разработать совместные или согласованные действия по вовлечению в совместный процесс переговоров все другие стороны, участвующие в конфликте.
Впервые на русском языке опубликовано в РБК.