Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Семенов

Политолог, специалист по Ближнему Востоку, независимый эксперт в области ближневосточных конфликтов, деятельности исламских движений и террористических организаций

Трехсторонняя встреча министров обороны и глав разведок России, Турции и Сирии, состоявшаяся в Москве 28 декабря, стала значимым событием в преодолении более чем 10-летней неприязни между Дамаском и Анкарой, возникшей во время сирийской гражданской войны. Поэтому 2023 год может оказаться прорывным для сирийского урегулирования, перезапуска мирного процесса и для того, чтобы приблизить сирийский народ к миру, а Анкару и Дамаск — к восстановлению отношений.

Вторым шагом на пути к нормализации отношений двух стран может стать официальная встреча глав МИД Сирии и Турции, которая находится на стадии согласования. Глава турецкого внешнеполитического ведомства М. Чавушоглу не исключил, что переговоры могут состоятся в конце января или начале февраля. Но последние сообщения официальных турецких представителей указывают на более поздние сроки — конец февраля.

Третий и самый важный шаг — саммит глав государств Сирийской Арабской и Турецкой республик будет во многом зависеть от итогов встречи министра иностранных дел Турции М. Чавушоглу с его сирийским коллегой Ф. Микдадом.

В то же время, если контакты между Р. Эрдоганом и Б. Асадом так и не состоятся, то процесс восстановления связей Анкары и Дамаска может все равно успешно продвигаться. Для этого встречи между главами министерств обороны, МИД и спецслужб двух стран должны приобрести постоянный характер. Заявление турецкого министерства обороны указывает, что подобная перспектива вполне реальна.

С другой стороны, первый шаг на пути восстановления связей между Сирией и Турцией может оказаться и единственным в обозримой перспективе, так как существует много факторов, способных воспрепятствовать дальнейшему процессу нормализации. К таковым можно отнести и позицию Соединенных Штатов, которые могут оказать влияние на Турецкую Республику, идя навстречу некоторым турецким пожеланиям, касающимся, например, замороженных поставок вооружений, что приведет к снятию с повестки дня тех вопросов, которые крайне негативно воспринимаются в Вашингтоне. Это, в частности, касается контактов между Анкарой и Дамаском. Или же могут быть выдвинуты новые инициативы по примирению Турции с «сирийскими курдами».

Трехсторонняя встреча министров обороны и глав разведок России, Турции и Сирии, состоявшаяся в Москве 28 декабря, стала значимым событием в преодолении более чем 10-летней неприязни между Дамаском и Анкарой, возникшей во время сирийской гражданской войны. Поэтому 2023 год может оказаться прорывным для сирийского урегулирования, перезапуска мирного процесса и для того, чтобы приблизить сирийский народ к миру, а Анкару и Дамаск — к восстановлению отношений.

Дорожная карта нормализации

Иван Бочаров:
Предметы торга

Президент Турецкой Республики Р. Эрдоган 15 декабря заявил, что в ходе телефонного разговора с президентом России В. Путиным предложил провести встречу лидеров Турции, России и Сирии, а до этого — встречу глав минобороны, МИД и разведслужб. По словам турецкого лидера, «в политике не бывает обид», имея ввиду сложный характер его взаимоотношений с сирийским президентом Б. Асадом. При поддержке и посредничестве российской стороны, оказавшей необходимое воздействие на Дамаск, пожелания турецкого президента обрели реальные очертания и были преобразованы в план действий.

Первый шаг этой пока что весьма общей дорожной карты был уже осуществлен. Это касается упомянутой предновогодней встречи в Москве министров обороны и разведслужб России, Сирии и Турции.

Второй шаг — официальная встреча глав МИД Сирии и Турции, которая находится на стадии согласования. Глава турецкого внешнеполитического ведомства М. Чавушоглу не исключил, что переговоры могут состоятся в конце января или начале февраля. Но последние сообщения официальных турецких представителей указывают на более поздние сроки — конец февраля.

Третий и самый важный шаг на пути нормализации отношений двух стран — саммит глав государств Сирийской Арабской и Турецкой республик будет во многом зависеть от итогов встречи министра иностранных дел Турции М. Чавушоглу с его сирийским коллегой Ф. Микдадом.

В то же время, если контакты между Р. Эрдоганом и Б. Асадом так и не состоятся, то процесс восстановления связей Анкары и Дамаска может все равно успешно продвигаться. Для этого встречи между главами министерств обороны, МИД и спецслужб двух стран должны приобрести постоянный характер. Заявление турецкого министерства обороны указывает, что подобная перспектива вполне реальна.

«Достигнута договоренность о продолжении встреч в трехстороннем формате для обеспечения и поддержания стабильности в Сирии и регионе в целом», — пояснили в пресс-службе минобороны Турции по итогам трехсторонней встречи в Москве.

С другой стороны, первый шаг на пути восстановления связей между Сирией и Турцией может оказаться и единственным в обозримой перспективе, так как существует много факторов, способных воспрепятствовать дальнейшему процессу нормализации. К таковым можно отнести и позицию Соединенных Штатов, которые могут оказать влияние на Турецкую Республику, идя навстречу некоторым турецким пожеланиям, касающимся, например, замороженных поставок вооружений, что приведет к снятию с повестки дня тех вопросов, которые крайне негативно воспринимаются в Вашингтоне. Это, в частности, касается контактов между Анкарой и Дамаском. Или же могут быть выдвинуты новые инициативы по примирению Турции с «сирийскими курдами» [1].

Срыв усилий по сближению Сирии и Турции может произойти и из-за озвучиваемых сирийской стороной и невыполнимых для Анкары в настоящий момент требований в качестве условий начала восстановления связей.

Требования и интересы Дамаска

Сирия обусловливает запуск процесса нормализации отношений с Турцией рядом условий. Так, в качестве предварительного шага для встречи министров иностранных дел называется вывод всех турецких сил с севера Сирии.

Однако подобные ультиматумы, касающиеся прекращения турецкой оккупации, не только не могут быть приняты Турцией, но и несколько оторваны от реальности, если рассматривать турецкое присутствие в Сирии по существу, а не через призму популистских заявлений.

Во-первых, нахождение турецких войск в сирийском Идлибе в целом легитимно, так как решение о вводе в этот регион турецких войск для создания наблюдательных пунктов было принято на шестом раунде переговоров в Астане. Пока что ни одна из стран — участниц «астанинской тройки», куда входят Россия, Турция и Иран, не отказалась от этого положения, а согласно договорённостям, присутствие вооруженных сил трех государств в зоне деэскалации продлевается автоматически до тех пор, пока какая-либо из сторон не выскажется против. Пока же против никто так и не выступил. При этом и сам Дамаск также приветствовал эти соглашения «шестой Астаны».

Кроме Идлиба территорией Сирии, которую можно считать оккупированной Турцией, является регион Северный Алеппо и зоны турецких операций «Оливковая ветвь», «Щит Евфрата» и «Источник мира». Вооруженные силы Турции без какой-либо санкции со стороны сирийских властей участвовали в этих операциях на сирийской земле против «сирийских курдов» и ИГ [2].

Вместе с тем после окончания военных кампаний турецкие войска были выведены, а эти регионы в настоящее время контролируются силами сирийском оппозиции из Сирийской национальной армии (СНА). Скорее, здесь можно говорить о турецком «протекторате» над этими оппозиционными районами, нежели о прямой оккупации. Конечно, если сирийские правительственные войска захотят атаковать их, то Турция вмешается на стороне оппозиции. Кроме того, Анкара реализует здесь различные экономические программы и оказывает местной оппозиционной администрации финансовую и иную поддержку.

Тем не менее турецкие войска появляются на этой части сирийской территории и разворачивают временные наблюдательные пункты. Однако цель этого присутствия — совместное с российскими военными патрулирование приграничной зоны, что предусмотрено Сочинским меморандумом 2019 г.

Иван Бочаров:
Сирийская партия

В то же время, с точки зрения правительства Асада, никакой оппозиции в этих районах нет, а есть только турецкие наемники. В чем-то подобная позиция соответствует действительности, так как СНА существуют за счёт турецкого финансирования. Тем не менее вопрос будущего СНА, как и всей оппозиции, гораздо сложнее и не может быть решен в рамках концепции «нет турецкой оккупации». Подобные требования сирийской стороны, скорее, популистские и не способны приблизить решение. Другое дело, что и обращены они, видимо, в большей степени к сирийской внутренней аудитории. По крайней мере, на это хотелось бы надеется. Тем более, что нормализация отношений с Анкарой несет в себе и безусловные выгоды для правительства Асада.

В частности, восстановление сирийско-турецких связей позволит открыть «окно возможностей», чтобы вернуть сирийской власти легитимность на международной арене. Турция не только член блока НАТО, но и влиятельный ближневосточный и даже внерегиональный игрок, восстановление связей которого с САР может стать триггером для того, чтобы и иные государства последовали примеру Анкары.

В числе таковых могут быть и Катар, и ПНЕ Ливии, которые считаются близкими союзниками Турции. Это касается и Эр-Рияда, который дистанцируется от шагов навстречу Дамаску, в том числе из-за опасений потерять поддержку среди мусульманских сообществ и организаций в различных странах. Но после того, как Анкара — наиболее последовательный противник Асада — протянет ему руку, КСА уже может не беспокоиться, что сближение с Сирией подорвет ее позиции среди мусульман, враждебно относящихся к сирийскому правительству. Саудовская Аравия рассматривала Турцию в качестве своего конкурента за влияние в исламском мире и опасалась делать шаги навстречу Дамаску, которые могли бы ослабить ее позиции.

Кроме того, восстановление связей с Турцией, позволит САР прорвать многолетнюю экономическую блокаду и открыть границы. Сирия вновь может стать наиболее удобным и коротким сухопутным маршрутом, связывающим Анатолию с Аравийским полуостровом и будет пользоваться всеми логистическими преимуществами. Несмотря на «закон Цезаря» [3] и западные санкции, Сирия благодаря наличию общей границы с Турцией и «серых зон», которыми какое-то время будут оставаться оппозиционные анклавы, сможет обеспечить «теневой» импорт необходимых товаров, получить которые мешают санкции. Это даже может касаться и топлива, нехватку которого остро испытывает Дамаск.

Определенные позитивные подвижки на экономическом направлении, в качестве некоего аванса на пути нормализации связей, уже стали проявляться. Так, по словам наблюдателей, радикальные группировки, которые контролируют северо-западные районы Сирии, начали убирать некоторые заграждения, препятствующие транспортному сообщению между правительственными территориями и оппозиционными анклавами. Открытие экономических шлюзов может оказаться одним из наиболее важных подходов, способных подтолкнуть Дамаск к сближению с Анкарой. То есть деловое взаимодействие способно обеспечит почву и для политической «оттепели».

Интересы Анкары

Президент Р. Эрдоган, выступив с предложениями о начале восстановления связей с Сирией, уже добился определенных результатов, отобрав соответствующую повестку у оппозиции, что особенно актуально в преддверие всеобщих выборов в стране, запланированных на 14 мая 2023 г. Внутриполитические оппоненты главы Турции включали положение о восстановлении связей с Сирией в качестве одного из своих предвыборных обещаний.

Турецкий лидер также рассчитывает на то, что, начав диалог с Дамаском, он сможет обеспечить безопасность границ, обойдясь без проведения сухопутной военной операции против «сирийских курдов». С одной стороны, начало наступления на курдские формирования казалось практически неизбежным после ноябрьского теракта в Стамбуле, однако эта военная кампания была бы сопряжена с большими рисками, с учетом неготовности к ней сирийских союзников Турции из Сирийской национальной армии, группировки которой оказались вовлечены в междоусобную борьбу.

Поэтому, если сами правительственные войска смогут установить полный контроль над районами Тель-Рифаат, Манбидж и Айн-аль-Араб (Кобани) и разоружить или вытеснить оттуда курдские лево-радикальные формирования, то это вполне устроит администрацию Эрдогана, позволит ей отчитаться о решении проблемы присутствия враждебных Турции сил в этих районах дипломатическими методами, сохранив жизни турецких солдат.

Кроме того, фрагментация и ослабление СНА, которую вряд ли теперь можно считать надежным «щитом», вынуждает Турцию искать иные гарантии собственных вложений в свои «протектораты» в САР для того, чтобы начать массовое возвращение туда сирийских беженцев. Прямой диалог с Дамаском мог бы позволить снять напряжение в этих регионах, добиться полного прекращения огня и исключить удары по этим районам со стороны сирийских сил и их союзников, которые делают возвращение сирийских беженцев рискованным предприятием. В дальнейшем же может быть запущен процесс постепенной интеграции оппозиционных вооруженных формирований в правительственные войска, что также будет отвечать интересам Анкары.

Содержание Турцией оппозиционных районов в Сирии обходится примерно в 2 млрд долларов в год. В свою очередь, правительство заявляет, что оно потратило не менее 40 млрд долларов на более чем 3,7 млн сирийцев, проживающих в Турции. Оппозиция утверждает, что реальная сумма, потраченная на беженцев, может быть в пять раз больше.

Поэтому вопрос нормализации отношений между Анкарой и Дамаском будет привязан к решению проблемы сирийских беженцев и сохранит актуальность вне зависимости от того, кто окажется у власти по итогам выборов. Кроме того, опасения Турции по поводу появления на ее границах еще одного поддерживаемого Западом курдского государства перевешивают все другие опасения, касающиеся и возможных издержек от сближения с Дамаском. Анкара будет стремиться обезопасить себя от угрозы со стороны курдских лево-радикальных формирований и находить взаимопонимание с сирийским правительством.

В то же время, если сирийское правительство отвергнет подобные турецкие инициативы и будет продолжать выдвигать ультимативные требования, с большой долей вероятности вместо поиска путей решения вопроса ограничения турецкого присутствия в САР и иных компромиссов, Анкара, наоборот, расширит зону своей оккупации, проведя еще одну военную операцию на сирийской территории. Проблемы беженцев и курдская угроза будут довлеть над турецкими властями и требовать решения будь то путем диалога с Дамаском, либо конфронтации с ним. Выбор остается за сирийской стороной.

Интересы Москвы

Параллельно с запуском Астанинского процесса в 2017 г. Россией, Ираном и Турцией и началом конкурентного партнерства между Анкарой и Москвой президент В. Путин выступал за необходимость поиска компромисса между президентами Б. Асадом и Р. Эрдоганом.

Еще в январе 2019 г. глава МИД РФ С. Лавров призвал Турцию и Сирию вспомнить об условиях Аданского соглашения от 1998 года и выработать на его основе компромиссное решение по сирийскому северо-востоку. Данное соглашение вновь стало упоминаться в ходе турецкой операции «Источник мира» осенью 2019 г. в качестве способа урегулирования отношений между Анкарой и Дамаском. Тогда Россия еще раз заявила о готовности содействовать исполнению Аданского соглашения. А уже в начале 2020 г. в Москве успешно прошла негласная встреча директора Бюро национальной безопасности САР генерал-майора Али Мамлюка и директора турецкой разведки Хакана Фидана. Тем не менее тогда какого-либо прорыва достичь не удалось.

В настоящее время на фоне проведения СВО для России налаживание сирийско-турецких отношений и возможное последующее урегулирование в Сирии с интеграцией «сирийских курдов» и оппозиционных формирований в официальные сирийские структуры не только укрепило бы положение Дамаска на международной арене, но и позволило бы высвободить Москве военные и экономические ресурсы.

Каких-либо жизненно важных интересов у России для участия в урегулировании ситуации вокруг Идлиба или на северо-востоке Сирии нет. Но участие в операциях на этих направлениях отвлекают силы и средства и создают риски в отношениях между Москвой, с одной стороны, и Дамаском и Анкарой — с другой, когда Сирия и Турция оказывались близки к прямому военному столкновению, не имея прямых каналов связи. Поэтому для России было бы желательно, чтобы сирийское и турецкое руководство напрямую решали все острые вопросы, возникающие между ними.

В то же время, если нормализация отношений между Дамаском и Анкарой продвинется достаточно далеко, у России будет возможность еще больше усилить свои позиции в Сирии. Речь может идти о посреднической роли Москвы в интеграции сирийских оппозиционных и курдских формирований в состав сирийских вооруженных сил по примеру того, как это произошло на юге Сирии в Дараа и Кунейтре, где процесс примирения под российской эгидой был запущен летом 2018 г.

Если Россия сможет сформировать из повстанческих и курдских формирований соединения аналогичные 8-й бригаде Пятого корпуса, состоящие из примиренных повстанцев и взять кураторство над ними, это даст в руки Москвы серьезный рычаг влияния в САР. Разговоры о подобном сценарии ведутся уже несколько лет и о его серьезности свидетельствуют заявления ряда оппозиционных группировок. Например, фракция сирийских повстанцев «Файлак аль-Шам» из Идлиба хотя и была вынуждена опровергать в 2019 г. свое участие в переговорах по присоединению к создаваемому под эгидой России Шестому корпусу (который якобы должен был также стать пророссийским формированием подобным Пятому корпусу), но само по себе наличие такого заявление может свидетельствовать о реальности таких намерений.

Возможные контрмеры США, «сирийских курдов» и оппозиции

Вашингтон, несмотря на резкое отношение к инициативе Р. Эрдогана в отношении Асада, готов сделать достойное предложение Анкаре. Так, 12 января администрация Дж. Байдена уведомила комитеты по иностранным делам Сената и Палаты представителей о своем намерении продать сорок истребителей F-16 последней модификации Турции. Несмотря на оппозицию, выраженную председателем сенатского комитета по иностранным делам Робертом Менендесом, который в письменном заявлении отверг эту сделку, «пока Турция выступает против вступления Швеции и Финляндии в НАТО, игнорирует демократические стандарты и права человека и провоцирует своих соседей-членов НАТО», администрация Байдена может найти приемлемый выход в том случае, если Турция пойдет на какие-либо уступки, в том числе это может касаться и отказа от восстановления связей с САР.

Для Соединенных Штатов сближение Анкары и Дамаска достаточно чувствительный вопрос. В частности, по словам старшего советника по Сирии, Ближнему Востоку и Северной Африке Института мира США (USIP) Моны Якубян, теперь Соединенным Штатам следует предвидеть изменение динамики сил в сирийском конфликте: «Это означает планирование возможности совместной работы Турции, России и режима для вытеснения войск США с северо-востока Сирии, а также возможность интенсификации столкновений между Израилем и Ираном в Сирии».

В свою очередь основные союзники США в Сирии «сирийские курды» в лице Сирийского демократического совета (политического крыла Демократических сил Сирии/SDF), формирующего Автономную администрацию Севера и Востока Сирии (ААСВС), в ответ на трехсторонние переговоры России, Сирии и Турции 30 декабря 2022 г. сделали заявление, в котором осудили трехсторонние переговоры в Москве и призвали всех «свободных сирийцев объединить силы революции и оппозиции перед лицом тирании и продавцов сирийской крови на алтаре своих интересов».

Подобные призывы к сирийской оппозиции со стороны «сирийских курдов» к объединению не следует оставлять без внимания. В частности, еще в августе 2022 г. стало известно, что государства возглавляемой США так называемой международной коалиции по борьбе с ИГ прилагают усилия, чтобы лишить оппозицию поддержки Анкары. В обмен на это оппозиции обещают дать возможность сохранить контроль над территориями, на которых они действуют в настоящее время, вероятно, за исключением Идлиба. По некоторым данным, участники международной коалиции тогда уже якобы связались с сирийской оппозицией и довели до неё, что Турция намерена отказаться от её поддержки ради нормализации отношений с сирийским правительством.

Один из вариантов, который предлагают оппозиции Соединенные Штаты предусматривает объединение районов, находящихся под контролем «сирийских курдов» и Сирийской национальной армии. При этом США и их союзники окажут новой объединенной с сирийскими курдами оппозиции широкую поддержку, в том числе и для получения международного признания.

Кроме того, оппозиционный Сирийский исламский совет, куда входят наиболее авторитетные религиозные деятели сирийской оппозиции, часто выступающий в качестве неформального «рупора» для трансляции «неудобных» мнений от имени всей оппозиции, в своем заявлении в июле 2022 г. подверг критике слова М. Чавушоглу о том, что районы Тель-Рифаат и Манбидж, где Турция планирует провести военную операцию, могут перейти под контроль сирийского правительства в Дамаске, и что это будет решением проблемы находящихся там курдских радикальных группировок, угрожающих Анкаре. По мнению сирийских исламских ученых, ни в коем случае нельзя дать возможности Асаду вернуть эти территории.

Собственно и сообщения о трехсторонней встрече в Москве были встречены в оппозиционных районах массовыми антитурецкими протестами.

1. «Сирийские курды» указаны в кавычках, так как речь идет не о курдском населении Сирии, которое придерживается различных политических взглядов и позиций, а о тех силах, которых стало принято отождествлять с сирийскими курдами, то есть — о сторонниках партии «Демократический союз» и аффилированных с ней вооруженных формирований YPG, которые, однако, не могут считаться выразителями интересов всех сирийских курдов.

2. ИГ — террористическая организация, запрещенная в РФ.

3. «Закон Цезаря» был подписан президентом США 20 декабря 2019 г. Этот документ дает администрации США право вводить ограничительные меры в отношении организаций и лиц, оказывающих прямую и косвенную помощь правительству Сирии, а также различным действующим на территории страны вооруженным формированиям, которых, по версии США, поддерживают власти Сирии, России и Ирана.


(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju