Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.91)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

В Швейцарии завершился саммит высокого уровня по миру на Украине. С самого начала было очевидно, что «план Зеленского», фактически подразумевающий возвращение к статус-кво 1991 года, вряд ли будет взят за основу столь широким кругом участников. Однако поддержка хотя бы некоторых положений могла бы показать, что отдельные пункты плана находят отклик, а значит, дальше можно ставить вопрос о продвижении других пунктов. Частично эти задачи были выполнены.

В итоговый документ саммита вошли пункты о ядерной безопасности, включая призыв к передаче контроля над Запорожской АЭС Украине пусть и при координирующей роли МАГАТЭ. В документ включили также вопросы продовольственной безопасности и обмена пленными. Впрочем, данные пункты есть не только в «плане Зеленского», но и, например, в 12 пунктах об урегулировании украинского конфликта, которые ранее предлагал Китай.

Швейцарский документ призывает вовлечение в диалог «всех сторон», намекая на участие России. Таким образом, саммит без России как бы санкционирует подключение Москвы в уже существующий формат, но созданный без её участия.

Накануне саммита Москва перехватила информационную повестку. Президент России Владимир Путин предложил свою схему завершения конфликта. Новый российский план даже характеризовался зарубежными наблюдателями как ультиматум. На деле он представляется весьма сбалансированным, если не умеренным. Предложения российского лидера явно не являются максимальной запросной позицией. Более того, Владимир Путин дал понять, что в дальнейшем планка требований будет повышаться.

Свою роль сыграло и то, что Владимир Путин раскрыл суть предложений о безопасности в Евразии. Ранее идея в общем виде озвучивалась в послании президента Федеральному собранию. Её контуры более ясно стали проступать в ходе визита министра иностранных дела России Сергея Лаврова в Китай, а затем и визита в КНР президента России. Выступая в МИД России, президент Путин дал ряд новых пояснений. Среди них открытость системы для всех участников, включая европейских, исключение из неё внерегиональных игроков, в том числе США. Можно сколько угодно рассуждать о том, что данные предложения вряд ли будут приемлемы для Вашингтона и его европейских союзников.

Европейская система безопасности принцип равной и неделимой безопасности обеспечить не смогла. Прямым следствием её дефектов стал украинский конфликт. Его вряд ли удастся решить только лишь соглашением об отношениях России и Украины. Список вопросов куда длиннее и требует создания новых правил игры для всех региональных сил. Они и могут быть закреплены в новой системе безопасности. Понятно, что она должна выстраиваться на базе Устава ООН. Но опыт показывает, что Устав может трактоваться по-разному, заводя в тупик любые переговоры. А значит, требуется более точная система координат, которая выстраивалась бы на основе Устава, но исключала бы манипуляции с его трактовками применительно к конкретным вопросам безопасности в Евразии. Швейцарский саммит констатировал необходимость выполнения Устава ООН. Российские предложения предполагают создание новой системы безопасности.

В Швейцарии завершился саммит высокого уровня по миру на Украине. Цель Киева и его западных партнёров состояла в максимально возможном привлечении к саммиту незападных стран мирового большинства. Такой шаг позволил бы показать, что в обсуждение мирных планов без участия России вовлечён широкий круг участников.

С самого начала было очевидно, что «план Зеленского», фактически подразумевающий возвращение к статус-кво 1991 года, вряд ли будет взят за основу столь широким кругом участников. Тем более что ряд стран (включая КНР) саммит проигнорировали, а другие участники (включая Индию) не подписались под итоговым документом. Однако поддержка хотя бы некоторых положений могла бы показать, что отдельные пункты плана находят отклик, а значит, дальше можно ставить вопрос о продвижении других пунктов. Частично эти задачи были выполнены.

В итоговый документ саммита вошли пункты о ядерной безопасности, включая призыв к передаче контроля над Запорожской АЭС Украине пусть и при координирующей роли МАГАТЭ. В документ включили также вопросы продовольственной безопасности и обмена пленными. Впрочем, данные пункты есть не только в «плане Зеленского», но и, например, в 12 пунктах об урегулировании украинского конфликта, которые ранее предлагал Китай. То есть речи о продвижении только лишь украинских предложений в итоге не идёт. Швейцарский документ призывает вовлечение в диалог «всех сторон», намекая на участие России.

Таким образом, саммит без России как бы санкционирует подключение Москвы в уже существующий формат, но созданный без её участия.

На этом достижения украинской дипломатии заканчиваются, и с учётом ряда дополнительных факторов выглядят они весьма скромно.

Накануне саммита Москва перехватила информационную повестку. Президент России Владимир Путин предложил свою схему завершения конфликта. Главное условие — вывод украинских войск с территории четырёх регионов (ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области), которые, согласно Конституции России, входят в её состав. Очевидно, что киевскими властями такая формула принята в настоящий момент не будет. Новый российский план даже характеризовался зарубежными наблюдателями как ультиматум. На деле он представляется весьма сбалансированным, если не умеренным. Российский лидер сигнализировал о том, что Москва не включает в вопрос об урегулировании, например, изменение территориальной конфигурации других регионов Украины. Между тем основания для выдвижения таких условий существуют. В их числе создание «санитарной зоны» для пресечения обстрела территории России, в том числе приграничных городов, со стороны украинской армии. В теории создание такой «санитарной зоны» могло бы идти вместе с возможным продвижением российских войск, например, в Харьковской области.

Иными словами, предложения российского лидера явно не являются максимальной запросной позицией. Более того, Владимир Путин дал понять, что в дальнейшем планка требований будет повышаться.

Этот сценарий вполне вероятен, особенно в случае успехов российских войск. Предпосылки к таким успехам есть. Российская армия явно перехватила инициативу и наращивает давление на всей линии фронта, расширяя его на новых направлениях. Важным является и то, что российские предложения явно выглядят более близкими к текущим реалиям, нежели «план Зеленского».

Свою роль сыграло и то, что Владимир Путин раскрыл суть предложений о безопасности в Евразии. Ранее идея в общем виде озвучивалась в послании президента Федеральному собранию. Её контуры более ясно стали проступать в ходе визита министра иностранных дела России Сергея Лаврова в Китай, а затем и визита в КНР президента России. Вместе с тем оставалось немало вопросов о конкретном наполнении идеи. Выступая в МИД России, президент Путин дал ряд новых пояснений. Среди них открытость системы для всех участников, включая европейских, исключение из неё внерегиональных игроков, в том числе США. Можно сколько угодно рассуждать о том, что данные предложения вряд ли будут приемлемы для Вашингтона и его европейских союзников. Важно то, что Россия выступает с собственной инициативой, предлагает систему, в которой будет реализован принцип равной и неделимой безопасности. И здесь к украинскому конфликту российские предложения имеют прямое отношение. Европейская система безопасности принцип равной и неделимой безопасности обеспечить не смогла. Прямым следствием её дефектов стал украинский конфликт. Его вряд ли удастся решить только лишь соглашением об отношениях России и Украины. Список вопросов куда длиннее и требует создания новых правил игры для всех региональных сил. Они и могут быть закреплены в новой системе безопасности. Понятно, что она должна выстраиваться на базе Устава ООН. Но опыт показывает, что Устав может трактоваться по-разному, заводя в тупик любые переговоры. А значит, требуется более точная система координат, которая выстраивалась бы на основе Устава, но исключала бы манипуляции с его трактовками применительно к конкретным вопросам безопасности в Евразии. Швейцарский саммит констатировал необходимость выполнения Устава ООН. Российские предложения предполагают создание новой системы безопасности.

В сухом остатке: итогом саммита в Швейцарии стал невнятный документ, в котором фактически нет алгоритма решения конфликта на Украине. Беспомощность коммюнике, вероятно, стала ещё одной причиной, по которой от него и от самого участия в саммите дистанцировались крупные игроки — зачем расходовать политический капитал на заведомо бесплодную инициативу? Россия, напротив, выступает с конкретными и внятными предложениями. Их реализация вряд ли возможна здесь и сейчас. Но сам факт формирования ориентиров и повестки на будущее можно записать в российский актив.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


(Голосов: 11, Рейтинг: 3.91)
 (11 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся