Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Станислав Никулин

К.филос.н., кинокритик, эксперт РСМД

Фильмы о шпионах — неотъемлемая часть кинематографического жанрового ландшафта. Именно этот жанр подарил зрителю множество ярких образов, со временем трансформировавшихся едва ли не в архетипы, знать которые обязан каждый. Сюжетные хитросплетения подобных фильмов — шпион в тылу врага готовит диверсию, — выводят на первый план противостояние как минимум двух сил: секретных агентств или, что случается значительно чаще, государств. А это значит, что политический контекст не просто важен, а зачастую и первостепенен.

Фильмы о шпионах — неотъемлемая часть кинематографического жанрового ландшафта. Именно этот жанр подарил зрителю множество ярких образов, со временем трансформировавшихся едва ли не в архетипы, знать которые обязан каждый. Сюжетные хитросплетения подобных фильмов — шпион в тылу врага готовит диверсию, — выводят на первый план противостояние как минимум двух сил: секретных агентств или, что случается значительно чаще, государств. А это значит, что политический контекст не просто важен, а зачастую и первостепенен.

Рождение жанра связано с эпохой немого кино. Тревожное предчувствие Первой мировой войны и заполонившие книжные полки романы и повести о вторжении условного врага (зачастую, впрочем, совсем не условного, дипломатический корпус Германской империи не скрывал своих агрессивных намерений с момента создания Тройственного союза, что находило отражение в беллетристике того времени) заставили новоявленный вид искусства обратиться к этой более чем актуальной теме. Одна из первых попыток, английская короткометражка Хэя Пламба 1912 г. называлась максимально прямолинейно — «Он был немецким шпионом?». Ни в чем не повинного мужчину ошибочно принимают за секретного агента. Несмотря на комедийный антураж картины, фантазия Пламба вольно или невольно озвучивала витавшие в воздухе опасения и страхи.

В 1928 г. великий Фриц Ланг снял фильм с говорящим названием «Шпионы», в котором впервые применил ставшие впоследствии классическими сюжетные ходы: секретная штаб-квартира, шпион, имеющий порядковый номер, любовный интерес главного героя (что характерно, русская эмигрантка Соня Баранникова). На протяжении 1930-х годов благодатную жанровую почву обрабатывал тогда еще только набиравший силу Альфред Хичкок. Каждый второй фильм будущего классика был посвящен шпионажу: «Человек, который слишком много знал», «39 ступеней», «Леди исчезает», «Саботаж». Помимо очевидных перекличек с происходившими в Европе процессами, фильмы Хичкока того времени полны маленьких кино-открытий, сослуживших большую службу не только отдельному жанру, но и кинематографу в целом.

Ситуация меняется после Второй мировой войны. Германия разбита и поделена на сферы влияния между союзниками. Потенциальная угроза со стороны немецких спецслужб и агентурных сетей равна нулю. Некогда опасный враг окончательно повержен, и снимать фильмы в стилистике (как с содержательной, так и c формальной точки зрения) 1930-х годов слишком наивно и неумно. Зрителю нужен новый раздражитель, способный хотя бы на уровне фабулы, сюжета вызывать чувство беспокойства или страха.

С ухудшением отношений между США и СССР этот образ вырисовывается все сочнее и полнее. К середине 1960-х годов для любого западного киномана становится очевидным, что главная опасность должна исходить от секретных агентов, не понаслышке знающих полную расшифровку зловещей аббревиатуры КГБ.

Уже во втором фильме бондианы — «Из России с любовью» — речь идет о спасении обворожительной русской агентессы. Главный злодей Эрнест Ставро Блофелд пытается вбить клин между Великобританией и Советским Союзом, а Джеймс Бонд, по традиции совмещающий личный интерес к красавице с выполнением профессионального долга, прикладывает все силы для предотвращения коварного замысла. На первый взгляд может показаться, что «Из России с любовью» являет собой наглядный пример «дружбы народов», в рамках которой хорошие агенты пытаются обезвредить негодяя, невзирая на разногласия геополитического характера. Но не стоит забывать о том, что премьере фильма в 1963 г. предшествовал Карибский кризис (октябрь 1962 г.). Создатели картины умело избежали прямых параллелей и недвусмысленных высказываний на эту тему, однако имевший место контекст добавил перчинки в отношения Бонда и Татьяны Романовой.

В этом смысле куда более символичным стал семнадцатый фильм бондианы — «Золотой глаз», вышедший на экраны после шестилетнего перерыва в сериале. За время вынужденного простоя Советский Союз распался, а «холодная война» официально завершилась. Все это нашло отражение в новом фильме: Бонду предстоит схватка с экс-полковником Советской армии Аркадием Григорьевичем Урумовым и его подручной Ксенией Онатопп. Одна из самых впечатляющих экшн-сцен картины — танк, управляемый агентом 007, крушит достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своеобразным ответом советского кинематографа на шпионские изыски «made in Hollywood» стала растянувшаяся на семнадцать лет тетралогия Вениамина Дормана о разведчике Михаиле Тульеве — «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции "Резидент"». Миллионы советских зрителей следили за судьбой героя Георгия Жженова с ярким агентурным псевдонимом «Надежда».

Но все же главным отечественным разведчиком без страха и упрека стал Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров. Многосерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», вне всяких сомнений, входит в сокровищницу лучших шпионских картин, снятых в Советском Союзе. Лента в одночасье стала классикой жанра и, что, пожалуй, даже важнее, сумела создать вокруг себя целую мифологию (знаменитая серия анекдотов и т. д.).

В «нулевые» жанр шпионских фильмов теряет свои позиции. Каждый год на экраны выходят ленты данной тематики, но ни одна из них не смогла по-настоящему зацепить зрителя, привлечь к себе внимание не только с точки зрения художественных средств выражения, но и с позиций авторского высказывания, осмысляющего или отражающего положение дел в начале XXI в. (Трилогия о Джейсоне Борне заслуживает упоминания, но не более того.)

Тем удивительнее тот факт, что 2011 г. отмечен сразу двумя картинами, способными вызвать дискуссии о возрождении некогда уважаемого жанра.

Сюжетная завязка четвертой части знаменитой кинофраншизы «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» — подрыв Кремля, вызывающий цепную реакцию решений на различных уровнях, задача которых предотвратить геополитический Апокалипсис. Зачин голливудского блокбастера, в котором на воздух взлетает один из национальных символов страны-партнера, выглядит рискованным шагом со стороны сценаристов, даже с учетом условности всего происходящего на экране. И это в то время, когда Россия и США держат курс на перезагрузку (впрочем, новоявленные разногласия по развертыванию системы ПРО в Европе грозят трансформировать перезагрузку в перегрузку).

Однако настоящим «возвращением к истокам», безусловно, стал фильм Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!». Это классическое spy movie о поисках русского «крота» в рядах британской разведки. Не стоит сомневаться, что эта картина в обязательном порядке застолбит себе место в списке лучших представителей жанра.

Шпионское кино, вне всяких сомнений, подвержено конъюнктуре, уровень которой определяют события внешние, к кинематографу отношения не имеющие.

При кажущейся легкости повествовательных кульбитов шпионских фильмов — след ведет к одному, а в итоге выводит совсем к другому, — в них почти всегда присутствуют актуальные нотки, не имеющие решающего значения для сюжета как такового. Шпионское кино, вне всяких сомнений, подвержено конъюнктуре, уровень которой определяют события внешние, к кинематографу отношения не имеющие. Именно этот жанр способен в одночасье сформировать и закрепить в сознании миллионов зрителей образ врага, пусть художественный, но очень яркий, западающий в память. Господа кинематографисты далеко не всегда используют этот грязноватый прием. Однако ж случается. Например, когда нужно отработать некий социально-политический заказ. Плохо ли это? Пожалуй, нет. Просто таковы правила игры.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся