Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Выступление Сергея Рябкова, заместителя министра иностранных дел Российской Федерации на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве 30 сентября 2014 г.

Выступление Сергея Рябкова, заместителя министра иностранных дел Российской Федерации на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве 30 сентября 2014 г.

Уважаемый Игорь Сергеевич,

Уважаемый г-н посол Рубен Бельтран Герреро,

Уважаемый г-н посол Хайме Хирон Дуарте,

Уважаемый г-н посол Густаво Отеро,

Уважаемый г-н посол Хуан Эгигурен,

Уважаемый Владимир Михайлович,

Уважаемые участники обсуждения,

Тихоокеанский альянс – сравнительно новое интеграционное объединение в Латинской Америке, причем строящееся на несколько непривычной для региона базе. Оно включает страны, не имеющие, как правило, общей границы, тем более протяженной, что не позволяет ставить задачи физической или инфраструктурной интеграции. При этом перед ними не стоят задачи взаимной либерализации торгового режима, поскольку соответствующие решения были в своей существенной части приняты странами-участницами еще до их объединения в Тихоокеанский альянс. Кстати, доля взаимной торговли в общем объеме товарооборота там тоже достаточно скромная.

В основу блока положены сходство экономической философии сран-участниц – их приверженность идеям свободного рынка и свободной торговли – и готовность совместно продвигать эти ценности во внешнеэкономической деятельности.

Так уж случилось, что входящие в объединение страны расположены на тихоокеанском побережье Латинской Америки.

Именно так, на мой взгляд, и следует «считывать» наименование блока – это союз (альянс) единомышленников-приверженцев концепции свободной торговли, выходящих на Тихий океан.

Россия — Мексика — Перу — Чили:
блестящие перспективы сотрудничества?
Интервью с послами Мексики, Перу и Чили

Сказав это, хотел бы продолжить логическую нить. Первое. Сотрудничество и диалог в рамках альянса единомышленников – это еще не интеграция, по крайней мере, на нынешнем этапе (кстати, как говорят эксперты, снятие таможенных барьеров – это не самая трудная часть пути: МЕРКОСУР, как и ТА, преодолел ее за три-четыре года; самое непростое начинается потом – это нетарифные ограничения, техническое регламентирование, санитарные и фитосанитарные нормы).

И второе. Тихоокеанская принадлежность стан-участниц – это еще не заявка на то, что ключевым направлением внешнеэкономической деятельности страны-участницы видят регион АТР. Список стран-наблюдателей, среди которых существенная часть приходится на другие регионы (20 из 32, т.е. 2/3), в частности Европу, говорит сам за себя.

Здесь я хотел бы перейти к тому, что сформулировать наше отношение к Альянсу, тем более что в докладе, подготовленном ИЛА РАН по заказу РСМД, проводится мысль о нашей якобы нерешительности, стремлении «подождать», отсутствии видения перспективы. Это не так.

Сразу хотел бы подчеркнуть, что с каждым из представленных в Альянсе государств – Мексикой, Колумбией, Перу, Чили – нас связывают давние и тесные узы политического взаимодействия и конструктивного двустороннего сотрудничества. Наверное, нет необходимости особо углубляться в эту тему, достойную отдельного обсуждения по каждой из стран. Сказал об этом, в том числе, для того, чтобы подчеркнуть, что, во-первых, у нас нет никаких предубеждений в отношении формируемых этими странами объединений и, во-вторых, анализируя такие многосторонние форматы, мы неизменно задаемся вопросом, какую «прибавочную стоимость» налаживание контактов с ними привнесет в наше двустороннее сотрудничество.

Кстати, мы обратили внимание на проект объединения бирж стран Тихоокеанского альянса. Это интересное начинание, позволяющее подумать о формах нашего взаимодействия.

Вторая ключевая мысль. Мы являемся свидетелями весьма непростых политических и экономических тенденций в регионе АТР. Одна из них состоит в том, что некоторые политические силы в США, недовольные принципами и направленностью деятельности АТЭС, ведут линию на формирование в регионе подконтрольных им интеграционных процессов более узкого формата. Одним из них является Транстихоокеанское партнерство на основе концепции свободной торговли, характерная черта которого состоит в том, что в нем «по определению» нет места России и КНР. Ни в коей мере не проводя никаких параллелей и аналогий и не упрощая ситуацию, в частности специфику политики Пекина, хотел бы подчеркнуть эту мысль: мы наблюдаем стремление некоторых стран расколоть АТР и, в частности АТЭС, взяв при этом за основу концепцию ЗСТ.

Мысль третья. Уверен, что здесь присутствующие знакомы с интервью, которое накануне своей июльской поездки в Латинскую Америку дал ИТАР-ТАСС и «Пренсе Латине» Президент Российской Федерации В.В.Путин. Там он сформулировал, в частности, очень важную мысль: Россия поддерживает все интеграционные объединения в этом регионе, если они работают на единство, а не на раскол Латинской Америки по какому-либо политическому, экономическому или же идеологическому признаку.

Думаю, что не открою тайны для присутствующих здесь латиноамериканских коллег, если отмечу, что ряд их соседей по региону относятся к проекту Тихоокеанского альянса, мягко говоря, с большой настороженностью. Кстати, об идеологической, неолиберальной основе объединения первоначально, в т.ч. в беседах с нами, говорили и в ваших столицах. Не скрою, такая основа очень привлекательна для многих стран Запада. Один европейский собеседник откровенно сказал нам в ходе консультаций, что готовность к ЗСТ – это как маячок «свой-чужой», индикатор стран, «по определению» открытых для инвестиционного сотрудничества. Отсюда не удивительны и соответствующие макроэкономические показатели, с которыми я вас искренне, без каких-либо задних мыслей хочу поздравить.

Другое дело, что явный идеологизм имеет свои издержки. Не случайно, наверное, упомянутая мною открыто неолиберальная позиция, как мы увидели, была впоследствии публично несколько скорректирована. О том, что произошел «перекос», свидетельствует и важное решение, принятое недавно новым Президентом Чили М.Бачелет, о налаживании связей между Тихоокеанским альянсом и МЕРКОСУР.

Отмечаю это не для того, чтобы критиковать страны, в конечном счете, за их суверенные решения. Вопрос для нас в другом: на столе обсуждений уже некоторое время находится тема о целесообразности для России получения статуса наблюдателя при Тихоокеанском альянсе. Мы будем определяться, в т.ч. под тем углом зрения, какой сигнал, «месседж» наш такой возможный шаг пошлет странам Латинской Америки. Скажу честно, однозначного ответа у нас пока нет, и дело здесь не в том, что кто-то не убедил нас, а в том, что кто-то не убедил всех своих соседей по региону.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: все сказанное в этом неформальном академическом обсуждении нисколько не противоречит нашей принципиальной линии на активное продвижение двустороннего сотрудничества со всеми государствами Латинской Америки, включая входящих в Тихоокеанский альянс. Его развитие – суверенное право стран-участниц, которые в рамках такого рода объединения рассчитывают обеспечить более высокие темпы своего социального и экономического прогресса. Надеемся, что объективная эволюция блока поможет снять существующие вопросы и у нас, и у других стран, что в перспективе позволит наладить взаимополезные контакты между ним и Россией.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся