Очередной пакет санкций США вызвал резонанс в связи с ограничительными мерами в отношении компаний из Киргизии, которые работают с Россией. На деле такие ограничения вписываются в уже существующую тенденцию. Компании из дружественных России стран находятся под угрозой блокирующих санкций за работу с российскими подсанкционными лицами или нарушение правил американского экспортного контроля. При этом Вашингтон наращивает работу с властями данных стран с целью более эффективного контроля поведения зарубежного бизнеса в американских интересах. Несмотря на партнёрские или даже союзнические отношения России с рядом государств, их компании нередко следуют американскому санкционному законодательству.
Блокирующие санкции могут быть применены против любого зарубежного контрагента российского технологического сектора. В числе иных секторов российской экономики, работа в которых может навлечь блокирующие санкции США, — финансовый сектор, ОПК, энергетика, горнодобывающая промышленность, авиация и космос, строительство и другие. Это не значит, что блокируются абсолютно все контрагенты. Но над ними висит дамоклов меч санкций, а эпизодические блокировки, как в случае с четырьмя киргизскими компаниями, показывают, что механизм применяется. Заодно блокируются и российские заказчики. Пока практика говорит о том, что ключевыми мишенями таких санкций будут поставщики товаров двойного назначения, особенно по приоритетным товарным позициям.
Киргизские компании стали далеко не первыми жертвами блокирующих санкций за работу с российскими заказчиками. Однако ни в одном из случаев применение санкций не вызывало каких-либо серьёзных дипломатических трений между США и странами, в которых зарегистрированы заблокированные фирмы или чьими гражданами являются заблокированные физические лица.
Применение блокирующих санкций в отношении третьих стран за осуществление транзакций с российскими лицами в обход экспортного контроля или финансовых ограничений говорит о расширении подобной практики. Она создаёт дополнительные риски российским контрагентам в дружественных странах. Причём к этому риску серьёзно относятся как сами контрагенты, так и власти данных стран, независимо от уровня союзных или партнёрских отношений с Москвой. Подобные санкции вряд ли обеспечат желаемую западными инициаторами блокаду России. Этого не удалось добиться даже в отношении Ирана, объёмы экономики которого меньше российских. Однако следует иметь в виду издержки для бизнеса и не испытывать иллюзий относительно связи между политическими отношениями с дружественными странами и реальными стратегиями бизнеса и властей, учитывающих санкционные риски со стороны западных стран.
Очередной пакет санкций США вызвал резонанс в связи с ограничительными мерами в отношении компаний из Киргизии, которые работают с Россией. На деле такие ограничения вписываются в уже существующую тенденцию. Компании из дружественных России стран находятся под угрозой блокирующих санкций за работу с российскими подсанкционными лицами или нарушение правил американского экспортного контроля. При этом Вашингтон наращивает работу с властями данных стран с целью более эффективного контроля поведения зарубежного бизнеса в американских интересах. Несмотря на партнёрские или даже союзнические отношения России с рядом государств, их компании нередко следуют американскому санкционному законодательству.
В очередной пакет блокирующих финансовых санкций США против России 20 июля 2023 г. попали четыре компании из Киргизии. По версии властей США, все четыре компании занимались поставками российским заказчикам через киргизскую юрисдикцию товаров двойного назначения, находящихся под экспортным контролем США. Речь идёт о группе товарных наименований, контроль которых власти США считают приоритетным. Список из девяти таких приоритетных товаров, куда входит прежде всего электроника, был опубликован 19 мая 2023 г. американской Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями (FINCEN) и Бюро промышленности и безопасности Минторга США. Число товарных наименований, запрещённых к поставке в Россию, исчисляется тысячами, но именно указанные девять позиций являются приоритетом. Блокирующие санкции по основаниям нарушения экспортного контроля будут вводиться в первую очередь за транзакции с данными товарами. Правовым основанием в данном случае является пп. (i) п. (а) ст. 1 Исполнительного указа Президента США № 1424 от 15 апреля 2021 г. Данная норма даёт полномочия Минфину США полномочия вводить блокирующие санкции в отношении лиц, работающих с определёнными секторами российской экономики. Технологический сектор — один из них. Подобные основания крайне широки и по факту означают, что блокирующие санкции могут быть применены против любого зарубежного контрагента российского технологического сектора. В числе иных секторов российской экономики, работа в которых может навлечь блокирующие санкции США, — финансовый сектор, ОПК, энергетика, горнодобывающая промышленность, авиация и космос, строительство и другие. Это не значит, что блокируются абсолютно все контрагенты. Но над ними висит дамоклов меч санкций, а эпизодические блокировки, как в случае с четырьмя киргизскими компаниями, показывают, что механизм применяется. Заодно блокируются и российские заказчики. Пока практика говорит о том, что ключевыми мишенями таких санкций будут поставщики товаров двойного назначения, особенно по приоритетным товарным позициям.
Примечательно, что все четыре компании из Киргизии подпадают под «красные флаги» или индикаторы, на которые обращают внимание санкционные регуляторы США.
Помимо работы в дружественной России юрисдикции и сделок по приоритетным для экспортного контроля товарным позициям, все указанные компании были открыты после начала специальной военной операции. Три из них появились в марте 2022 г., а одна — в июне прошлого года. Все четыре компании, судя по релизу Минфина США, были ориентированы исключительно на работу с российскими заказчиками. Такая картина типична. Под блокирующие санкции за взаимодействие с ранее заблокированными лицами или по основаниям нарушения экспортного контроля редко попадают крупные или даже средние фирмы. Обычно в их отношении применяются административные меры, особенно в случае наличия какой-либо связи с юрисдикцией США. А вот в отношении небольших фирм-посредников, ориентированных на санкционные юрисдикции, блокирующие санкции используются уже достаточно часто. Тем более что такие компании-посредники зачастую никак не связаны с американской юрисдикцией и применять в их отношении административные штрафы сложнее.
Киргизские компании стали далеко не первыми жертвами блокирующих санкций за работу с российскими заказчиками. Например, 24 февраля 2023 г. в список заблокированных лиц включили швейцарско-итальянского бизнесмена Вальтера Моретти и его партнёров из Германии и Индии. Блокирующие санкции были введены и в отношении двух индийских юридических лиц, которые использовались в качестве посредников для поставки в Россию высокотехнологичных товаров. Тогда же американцы заблокировали ряд компаний и связанных с ними лиц из Лихтенштейна, Нидерландов, Польши, Германии, Финляндии, Эстонии. В марте и апреле 2023 г. под блокирующие санкции по схожим основаниям попадали компании из Армении, КНР, ОАЭ, Турции и Узбекистана. Блокировались юридические лица, связанные с финансовыми транзакциями в пользу ранее заблокированных лиц или связанных с ними активов в третьих странах (в ОАЭ, на Кипре, в Швейцарии и других государствах).
Ни в одном из упомянутых случаев применение санкций не вызывало каких-либо серьёзных дипломатических трений между США и странами, в которых зарегистрированы заблокированные фирмы или чьими гражданами являются заблокированные физические лица. В случае союзников и партнёров США, также вводящих санкции, подобная ситуация объяснима. В случае остальных стран власти предпочитают не идти на конфликт во избежание более серьёзных санкций, при этом нередко закрывая глаза на деятельность партнёров российских фирм. Впрочем, власти США и ЕС всё больше настаивают на том, чтобы глаза не закрывались как на обход экспортного контроля, так и на взаимодействие с подсанкционными российскими финансовыми институтами и другими заблокированными лицами. В частности, сообщалось об ужесточении регуляторных мер в Киргизии относительно оборота товаров двойного назначения, после того как соответствующую разъяснительную работу провели представители властей США, ЕС и Великобритании. Одним из результатов стало задержание партии из четырнадцати беспилотных летательных аппаратов, транзит которых осуществлялся через Киргизию. После того как 20 июля 2023 г. Минфин США ввёл блокирующие санкции против платёжной системы «Юнистрим», работу с ней приостановил ряд финансовых институтов в Казахстане, Узбекистане, Армении и Грузии. Вряд ли власти указанных стран принуждали банки к таким действиям, но комплаенс-службы банков действуют в опережающем порядке, опасаясь попасть под блокирующие санкции или штрафы Минфина США.
Очевидно, что блокирование работающих с Россией компаний из дружественных стран будет продолжаться. Пока США блокируют те фирмы, которые непосредственно связаны с подсанкционными лицами, действуют в их интересах, либо вовлечены в обход экспортного контроля. Причём в последнем случае речь идёт пока о поставках товаров двойного назначения. Вплоть до настоящего времени, например, не было случаев блокирующих санкций за поставки через третьи страны «товаров роскоши» или иных менее технологичных промышленных товаров. Но такая практика может появиться в будущем.
Европейский союз внедряет в своё право инструменты, позволяющие применять сходные санкции. Например, п. (h) ст. 3 Регламента 269/2014 Совета ЕС даёт полномочия Совету вводить блокирующие санкции в отношении любых физических и юридических лиц, задействованных в обходе санкций против России. Массовой практики, сопоставимой с американской, пока нет, но сам механизм уже существует. Кроме того, в недавний 11-й пакет санкций ЕС против России включены механизмы, позволяющие использовать экспортный контроль в отношении стран, компании которых задействованы в обходе экспортных ограничений в отношении России. В данном случае ответственность за обход понесут уже страны, а не отдельные компании. В 11 пакете также поименовано 87 компаний из третьих стран, которые, по мнению властей ЕС, обходят экспортный контроль Союза и в отношении который используются ограничительные меры.
Применение блокирующих санкций в отношении третьих стран за осуществление транзакций с российскими лицами в обход экспортного контроля или финансовых ограничений говорит о расширении подобной практики. Она создаёт дополнительные риски российским контрагентам в дружественных странах. Причём к этому риску серьёзно относятся как сами контрагенты, так и власти данных стран, независимо от уровня союзных или партнёрских отношений с Москвой. Подобные санкции вряд ли обеспечат желаемую западными инициаторами блокаду России. Этого не удалось добиться даже в отношении Ирана, объёмы экономики которого меньше российских. Однако следует иметь в виду издержки для бизнеса и не испытывать иллюзий относительно связи между политическими отношениями с дружественными странами и реальными стратегиями бизнеса и властей, учитывающих санкционные риски со стороны западных стран.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».