Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Победа Джозефа Байдена на выборах в США породила надежды на пересмотр американского подхода к иранской ядерной сделке. Вашингтон в одностороннем порядке вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2018 году, возобновив действие масштабных экономических санкций против Ирана.

Возобновление санкций США, по всей видимости, нанесло Ирану существенный экономический ущерб. Однако Вашингтон также в значительной степени оказался в дипломатической изоляции.

Дипломатический марафон по перезагрузке СВПД стартовал сразу после вступления в должность нового президента США. Первым камнем преткновения ожидаемо стала очерёдность действий. Тегеран заявляет о готовности вернуться к выполнению СВПД только после отмены санкций США. Вашингтон выступает с обратной позицией: сначала соблюдение условий сделки Ираном, а уже потом — решение вопроса санкций. Одновременно обе стороны запустили серию консультаций с другими участниками сделки. Китай заявил о целесообразности многосторонних переговоров. Такое предложение было поддержано и Россией. Посредником в переговорах вызвался быть Евросоюз, однако в конце февраля Иран отказался от неформальной встречи с США при посредничестве ЕС, предложенным главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем.

Российская позиция по СВПД предполагает следующее. Во-первых, Москва приветствует сам факт возвращения к переговорам. Во-вторых, она настаивает на необходимости отделения ядерной проблематики от остальных тем. В противном случае возможность достижения каких-либо компромиссов становится крайне сомнительной. В-третьих, предлагает «синхронизированный подход». То есть Вашингтон и Тегеран должны синхронизировать свои уступки: первый размораживает иранские активы и снимает санкции, второй постепенно возвращается к условиям сделки.

Но пойдут ли на это США и Иран? Предстоящие выборы в Иране могут повлиять на линию его дипломатии. В том числе и в сторону ужесточения. В США политический цикл только начался. Но здесь важна специфика институтов. Даже если Джо Байден своими указами отменит решения Дональда Трампа и вернётся к статус-кво, он не сможет изменить целый ряд законов США по иранской проблематике. Президенту всё равно придётся регулярно отчитываться перед Конгрессом и «сертифицировать» исполнение СВПД.

Победа Джозефа Байдена на выборах в США породила надежды на пересмотр американского подхода к иранской ядерной сделке. Вашингтон в одностороннем порядке вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2018 году, возобновив действие масштабных экономических санкций против Ирана.

Практика экстерриториального применения санкций США заставила уйти из Ирана и значительное число зарубежных компаний. В наибольшей степени пострадали компании из ЕС. Более того, в период президентства Дональда Трампа объём ограничительных мер в отношении Ирана был увеличен президентскими указами № 13846, 13871, 13876, 13902 и 13949. В свою очередь, Тегеран стал постепенно отходить от выполнения своих обязательств по СВПД с учётом возобновления и наращивания санкций США. Особенностью американского подхода в период Трампа стало смешивание ядерной тематики с другими вопросами и увязка с ними послаблений по санкциям. Среди таких вопросов — распространение баллистических ракет, освобождение граждан США и граждан стран — союзников США, вывод иранских сил из Сирии, прекращение поддержки хуситов в Йемене, талибов в Афганистане и тому подобное. Вашингтон подвергся критике со стороны всех постоянных членов Совета Безопасности ООН (СВПД получил международную легитимацию, в том числе и в рамках резолюции СБ ООН № 2231). Европейский союз также критиковал США, но не мог повлиять на американских союзников. США сохраняли жёсткий режим санкций даже в период пандемии COVID-19. Серьёзных гуманитарных изъятий для Ирана сделано не было.

Возобновление санкций США, по всей видимости, нанесло Ирану существенный экономический ущерб. Однако Вашингтон также в значительной степени оказался в дипломатической изоляции. И хотя США могли попросту игнорировать мнение союзников и партнёров по ядерной сделке, СВПД оставался важным по двум причинам.

Первая — активность Ирана по возобновлению ядерной программы. Односторонние санкции США наносят ущерб экономике Ирана, но вряд ли могут заставить Тегеран отказаться от ядерных разработок. США рискуют оказаться перед фактом очередного витка в развитии иранской ядерной программы. И в отличие от 2000-х годов Вашингтону будет гораздо сложнее собрать международную коалицию, чтобы помешать такой программе. Особенно с учётом того, что из СВПД американцы вышли сами. Вторая причина — перспектива масштабных поставок обычных вооружений в Иран, которые до недавнего времени были запрещены резолюцией СБ ООН № 2231. И хотя исполнительный указ Трампа № 13949 грозит санкциями поставщикам обычных вооружений в Иран, такие поставки вполне могут стать реальностью. Особенно со стороны России и Китая.

Иными словами, возвращение США к обсуждению СВПД определяется не только приверженностью нового президента к многосторонней дипломатии, но и вполне прагматичными причинами. Впрочем, это не означает, что США пойдут на возврат статус-кво. Американцы будут вести жёсткие переговоры, пытаясь выжать из Ирана максимум уступок. Заданный Трампом «наименьший знаменатель» играет скорее на руку новой администрации. Даже в случае определённых послаблений, новые реалии вряд ли будут сходны с периодом, который предшествовал выходу США из СВПД.

Дипломатический марафон по перезагрузке СВПД стартовал сразу после вступления в должность нового президента США. Первым камнем преткновения ожидаемо стала очерёдность действий. Тегеран заявляет о готовности вернуться к выполнению СВПД только после отмены санкций США. Вашингтон выступает с обратной позицией: сначала соблюдение условий сделки Ираном, а уже потом — решение вопроса санкций. Одновременно обе стороны запустили серию консультаций с другими участниками сделки. Китай заявил о целесообразности многосторонних переговоров. Такое предложение было поддержано и Россией. Посредником в переговорах вызвался быть Евросоюз, однако в конце февраля Иран отказался от неформальной встречи с США при посредничестве ЕС, предложенным главой дипломатии ЕС Жозепом Боррелем.

Российская позиция по СВПД предполагает следующее. Во-первых, Москва приветствует сам факт возвращения к переговорам. Во-вторых, она настаивает на необходимости отделения ядерной проблематики от остальных тем. В противном случае возможность достижения каких-либо компромиссов становится крайне сомнительной. В-третьих, предлагает «синхронизированный подход». То есть Вашингтон и Тегеран должны синхронизировать свои уступки: первый размораживает иранские активы и снимает санкции, второй постепенно возвращается к условиям сделки.

Вместе с тем многое будет зависеть от того, чем именно будет наполняться «синхронизированный подход». Например, США могут отменить исполнительные указы Трампа 2019 и 2020 годов, но оставить в силе действие всех санкций, возобновлённых в 2018 году. При таких условиях Иран также вряд ли вернётся к полноценному исполнению своих обязательств. Важны и сроки. Процесс возвращения к СВПД может оказаться едва ли не бесконечным. Нужно также учитывать внешние факторы. Даже если удастся отделить СВПД от других проблем, они всё равно будут оказывать фоновое влияние на переговоры. Ситуация в Сирии, Йемене и других точках американо-иранских противоречий остаётся нестабильной.

Нужно принимать во внимание и внутриполитические факторы. Предстоящие выборы в Иране могут повлиять на линию его дипломатии. В том числе и в сторону ужесточения. В США политический цикл только начался. Но здесь важна специфика институтов. Даже если Джо Байден своими указами отменит решения Дональда Трампа и вернётся к статус-кво, он не сможет изменить целый ряд законов США по иранской проблематике. Президенту всё равно придётся регулярно отчитываться перед Конгрессом и «сертифицировать» исполнение СВПД. Не исключено, что следующий президент откажется от «сертификации», как это сделал Трамп в 2018 году.

Впервые опубликовано в Международном дискуссионном клубе «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju