Прошедший в Египте саммит мира по урегулированию конфликта в секторе Газа стал масштабным событием с участием ряда региональных и внерегиональных акторов, широко были представлены европейские страны. Его итоги носят во многом декларативный характер. Одной из главных причин этого стало отсутствие за столом переговоров одного из ключевых акторов — Израиля.
Итоговая декларация, призывающая к миру и стабилизации, посылает важные сигналы, но ее практическая реализация остается под вопросом. Создается впечатление, что саммит был в значительной степени оторван от реального переговорного процесса по прекращению боевых действий. Организация происходила в ускоренном режиме, и в этом смысле саммит оказывается несколько дистанцирован от самого конфликта, хотя, казалось бы, призывает к его окончанию.
Реализация плана Дональда Трампа из 20 пунктов по урегулированию конфликта в секторе Газа, направленного на окончание текущей активной фазы войны, с саммитом напрямую не связана. Он в каком-то смысле оказался «приурочен» к реализации первого этапа плана: прекращению боевых действий, частичному отводу израильских войск и освобождению заложников. Израиль его в целом принял, так как документ учитывает значительную часть интересов еврейского государства. ХАМАС также одобрил инициативу, но с принципиальными оговорками.
Саммит в Шарм-эш-Шейхе стал важным символическим жестом, демонстрирующим озабоченность региона и международного сообщества конфликтными процессами на Ближнем Востоке. Однако без прямого участия Израиля и при наличии фундаментальных разногласий с ХАМАС он не смог стать прорывом. До сих пор неизвестно, надолго ли завершились боевые действия; только после достижения этого понимания можно будет рассуждать о перспективах долгосрочного урегулирования. Путь от деклараций о намерениях к реальному миру остается сложным и требует дальнейшей работы.
Прошедший в Египте саммит мира по урегулированию конфликта в секторе Газа стал масштабным событием с участием ряда региональных и внерегиональных акторов, широко были представлены европейские страны. Его итоги носят во многом декларативный характер. Одной из главных причин этого стало отсутствие за столом переговоров одного из ключевых акторов — Израиля.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху был приглашен, но в последний момент отказался от участия. Официальной причиной был назван предстоящий еврейский праздник Симхат Тора. Однако не исключено, что реальными причинами могли стать сложные отношения израильского лидера с другими участниками саммита и потенциальные возражения со стороны ряда членов правящей коалиции. В результате саммит, призванный завершить двусторонний конфликт, прошел фактически без участия обеих сторон.
Итоговая декларация, призывающая к миру и стабилизации, посылает важные сигналы, но ее практическая реализация остается под вопросом. Создается впечатление, что саммит был в значительной степени оторван от реального переговорного процесса по прекращению боевых действий. Организация происходила в ускоренном режиме, и в этом смысле саммит оказывается несколько дистанцирован от самого конфликта, хотя, казалось бы, призывает к его окончанию.
Фокус мероприятия сместился с израильско-палестинской проблемы на более широкие региональные отношения. Возможно, его главной задачей было не принятие конкретных решений, а создание импульса для последующей работы и объединение акторов на общей площадке.
План Трампа
Реализация плана Дональда Трампа из 20 пунктов по урегулированию конфликта в секторе Газа, направленного на окончание текущей активной фазы войны, с саммитом напрямую не связана. Он в каком-то смысле оказался «приурочен» к реализации первого этапа плана: прекращению боевых действий, частичному отводу израильских войск и освобождению заложников. Израиль его в целом принял, так как документ учитывает значительную часть интересов еврейского государства. ХАМАС также одобрил инициативу, но с принципиальными оговорками. Ключевым камнем преткновения остается пункт об разоружении группировки и демилитаризации сектора Газа. Пока сложно представить, каким образом ХАМАС согласится на эти требования, точно так же, как и то, как региональные и внерегиональные акторы будут принуждать организацию к их исполнению — силовыми или дипломатическими методами.
При этом «на земле» поддерживается частичное прекращение огня. Наступление остановлено, Израиль сохраняет контроль над значительной частью Газы, наблюдаются разовые столкновения. Без четкой дорожной карты говорить о практической реализации плана пока рано.
Позиции других игроков
-
Западные страны. Недавние шаги Великобритании, Франции, Канады и Австралии по признанию государственности Палестины носят символический характер. Это жест, направленный на усиление легитимности Палестинской администрации в противовес ХАМАС. Однако группировка может использовать это в своей пропаганде как подтверждение «правильности» своих действий 7 октября 2023 г. В любом случае, практических последствий и значимости на текущем этапе у этих актов нет.
-
Арабские государства заинтересованы в стабилизации региона и стремятся к нормализации отношений с Израилем. Их участие в послевоенном урегулировании вероятно, но для этого необходимо сформировать приемлемое для всех сторон политическое видение будущего.
-
Россия. Запланированный ранее Российско-арабский саммит в Москве был перенесен в связи с американской дипломатической активностью. Сложно назвать точную причину отсутствия России на саммите в Египте; возможно, это могло быть связано со сжатыми сроками его организации. При этом Москва поддерживает любые миротворческие усилия в регионе.
***
Саммит в Шарм-эш-Шейхе стал важным символическим жестом, демонстрирующим озабоченность региона и международного сообщества конфликтными процессами на Ближнем Востоке. Однако без прямого участия Израиля и при наличии фундаментальных разногласий с ХАМАС он не смог стать прорывом. До сих пор неизвестно, надолго ли завершились боевые действия; только после достижения этого понимания можно будет рассуждать о перспективах долгосрочного урегулирования. Путь от деклараций о намерениях к реальному миру остается сложным и требует дальнейшей работы.