Именно на этот вопрос наводят итоги восьмого саммита СЕЛАК — ЕС, проходившего в Брюсселе 10–12 июня 2015 года. Напомним, что первая встреча глав государств и правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна с коллегами из объединенной Европы состоялась в Рио-де-Жанейро в 1999 году. С тех пор эти встречи созываются регулярно раз в два года с целью подвести итоги трансконтинентального сотрудничества и наметить планы на будущее. Саммит в Брюсселе стал уже вторым, на котором от имени латиноамериканских и карибских стран выступает их коллективный орган — Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Таким образом, председателей было двое: от 28 стран Европейского союза — председатель Совета Европы Дональд Туск, а от 33 государств Латинской Америки и Карибов (ЛАКБ) — президент Эквадора Рафаэль Корреа, исполняющий обязанности председателя СЕЛАК в 2015 году.
К этому саммиту страны СЕЛАК подошли, имея не только более высокие по сравнению с ЕС темпы роста ВВП, но и ставя перед собой задачи, которые свидетельствуют об их намерении превратиться в один из полюсов многополярного мира. В пользу построения именно такого миропорядка выступают сегодня все без исключения страны ЛАКБ, и создание ими СЕЛАК в качестве общерегионального консультативного органа равно, как и более ранних структур — УНАСУР («Союз южноамериканских государств») и ЮАСО («Южноамериканский совет обороны) — красноречивое тому подтверждение. На этом фоне ЕС, который, не успев до конца преодолеть последствия одного кризиса — экономического, тут же вступил в другой — кризис идентичности, особенно заметный на фоне украинского кризиса, выглядит довольно «бледно». Кстати, накануне открытия саммита международная организация, занимающаяся проблемами миграции населения (OIM), опубликовала данные, согласно которым число иммигрантов, прибывающих из Европы в страны ЛАКБ, впервые превысило количество тех, кто традиционно следовал в обратном направлении.
Противоречия между партнерами по обе стороны Атлантики обозначились уже на предварительной стадии: в ходе дискуссий их парламентариев на ассамблее Евролат (созданной в 1999 г. в рамках саммитов ЕС — страны ЛАКБ). В ответ на призывы латиноамериканцев покончить с практикой давления США на Венесуэлу, которая безоговорочно поддерживается ЕС, вице-спикер Европарламента Антонио Таджани заявил, что Евросоюз «обязан наблюдать за состоянием прав человека во всем мире», что явно идет вразрез с краеугольным камнем внешней политики ведущих стран ЛАКБ — принципом невмешательства во внутренние дела.
На самом саммите, где встретились главы государств и правительств 61 страны, этот вопрос был поднят вновь. Один из его сопредседателей, Рафаэль Корреа, призвал отменить санкции США против Венесуэлы, которые, по его словам, «откровенно противоречат международному праву». Страны СЕЛАК внесли в проект заключительной декларации положение, где содержалась критика политики санкций США в отношении этой южноамериканской страны. Другой сопредседатель — Д. Туск — предпочел обойти «неудобный» вопрос, призвав участников саммита выразить поддержку переговорам, которые правительство Колумбии ведет с ФАРК, а также началу «процесса модернизации» на Кубе. От имени Евросоюза Д. Туск предложил помощь в постконфликтном урегулировании в Колумбии и выразил надежду на скорейшее заключение политического и экономического соглашения между Кубой и ЕС.
Представляется, что лозунг этого саммита, звучавший несколько тяжеловато: «В пользу нашего общего будущего: совместно работать, добиваясь благосостояния и стабильности», — все же мало соответствовал достигнутым результатам. За обещанными «новыми горизонтами» сотрудничества нередко проглядывали старые геополитические схемы. Наиболее позитивным его результатом, пожалуй, можно было считать только обещание ЕС заключить соглашение с Кубой («добро» на это Евросоюз, очевидно, получил из Вашингтона). Страны СЕЛАК, со своей стороны, призвали к скорейшему прекращению экономической блокады Кубы и признали незаконным принятие Соединенными Штатами «односторонних мер», вроде печально известного закона Хелмса – Бартона.
Одобренная единогласно заключительная декларация отвергла «односторонние меры принудительного характера» в отношении Венесуэлы, не упоминая напрямую США. Она изобиловала правильными, но достаточно общими положениями о необходимости «уважать международное право», бороться с «нетерпимостью, наркотрафиком, терроризмом, климатическими изменениями», обеспечивать «новые подходы к сотрудничеству в сфере науки и образования» и проч.
Нынешняя ситуация, складывающаяся в латино-карибском регионе, настоятельно требует нового, более деятельного прочтения. Долгие годы откровенного игнорирования несколькими администрациями США и их европейскими союзниками интересов этого восходящего региона привели к его закономерному дистанцированию от структур «коллективного Запада». Свидетельством этого стали крах проекта Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), падение авторитета ОАГ, «левый поворот» в целом ряде стран региона, усилившаяся роль Бразилии как потенциального лидера «латиноамериканского блока» и создание коллективных латиноамериканских структур, включая структуры безопасности. На международной арене ведущие государства ЛАКБ, с одной стороны, и США с их европейскими союзниками — с другой, все чаще начали оказываться по разные стороны баррикад. У жителей латино-карибского региона появились альтернативные ареалы сотрудничества: Китай, страны БРИКС, государства азиатско-тихоокеанского региона. И хотя США по-прежнему остаются главным торгово-экономическим партнером ЛАКБ, Китай стал первым в торговле с Бразилией, Перу и Чили, вторым — с Мексикой и Аргентиной, а его инвестиции в регионе растут, как снежный ком.
Первыми, кто понял, что срочно пора «что-то делать», стали США в начале второго срока президентства Б. Обамы. Наиболее показательным жестом с их стороны стало обещание восстановить дипломатические отношения с Кубой (о полной отмене экономических санкций речь пока не идет). Санкции против Кубы, введенные еще в 1960-е годы, долгое время отравляли отношения США со всем латино-карибским регионом и, по мнению многих американских аналитиков, были контрпродуктивными. Однако многие наблюдатели тут же отметили двойственный характер американских инициатив и их попытку «поженить» новое со старым, так как, заявляя о нормализации отношений с Кубой, Вашингтон называет Венесуэлу «угрозой США» точно так же, как он делал это в 1960-е годы, начиная необъявленную войну против Острова Свободы.
Параллельно Соединенные Штаты прилагают усилия, чтобы расколоть СЕЛАК и складывающийся в мире латино-карибский блок, акцентируя одни латиноамериканские интеграционные проекты в ущерб другим. Самый динамичный из них на сегодня — созданный в 2013 г. «Тихоокеанский альянс» (ТА), в составе Мексики, Колумбии, Перу и Чили [1]. В отличие от Меркосур, где неформальный лидер — Бразилия, куда входит Венесуэла и где сильна идеология «латиноамериканизма», ТА более ориентирован на торгово-экономическое сотрудничество и либеральные ценности, хотя все его члены входят в УНАСУР, СЕЛАК и ЮАСО. Соревнование двух интеграционных моделей в рамках единой региональной системы США пытаются использовать для нанесения удара по Меркосур и косвенно — по Бразилии, как лидеру общерегиональных процессов. Другая цель Вашингтона — замедление темпов роста сотрудничества стран ЛАКБ с Китаем и Россией. Для этого он зовет страны ТА в предложенное ими Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП), в которое не планируется включать ни Россию, ни Китай.
Бразилия так же, как и такие члены БРИКС, как Россия и Китай, все сильнее начинает ощущать военное присутствие Запада вблизи своих границ. В ее случае — это базы НАТО на острове Вознесения и принадлежащих Великобритании Фолклендских (Мальвинских) островах в Южной Атлантике, а также базы США в Колумбии, созданные там под предлогом борьбы с наркотиками. Следствием обеспокоенности крупнейшей латиноамериканской страны стала ее новая оборонительная доктрина, которая предусматривает создание современных и оснащенных по последнему слову техники вооруженных сил.
Объявленное на саммите в Брюсселе намерение ЕС предоставить безвизовый режим гражданам двух стран-членов ТА — Колумбии и Перу, несмотря на то, что мирный переговорный процесс в первой из этих стран еще далек от завершения, вместе с обещанием ей финансовой помощи выглядит на этом фоне как безусловная поддержка Евросоюзом геополитической игры Вашингтона в Латинской Америке. Другим членам ТА — Мексике и Чили — со стороны ЕС была обещана «модернизация» ранее заключенных торговых соглашений. Что же касается Меркосур и конкретно Бразилии, которую ЕС еще в 2007 году провозгласил своим «стратегическим партнером» (Мексика получила такой статус в 2009 г.), здесь ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки. Планировавшееся соглашение о зоне свободной торговли Меркосур — ЕС стагнирует с 2005 года из-за отказа европейцев прекратить субсидировать свое сельское хозяйство. Всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между Бразилией и ЕС также все еще нет, несмотря на то, что Бразилия ответственна за 75% экспорта стран-членов Меркосур на европейский рынок, а экспорт Меркосур составляет около половины всего экспорта ЛАКБ на европейский рынок. Однако в заключительной декларации саммита, как и ранее в целом ряде различных деклараций и коммюнике, была высказана лишь надежда на то, что торговое соглашение ЕС – Меркосур будет подписано в кратчайшие сроки. Очевидно, что вслед за США Европейский союз также хотел бы видеть во главе интеграционных процессов в латино-карибском регионе не Меркосур, а Тихоокеанский Альянс, не самостоятельную Бразилию, а более управляемую Мексику (притом, что обе эти латиноамериканские страны — члены «Большой двадцатки», а ВВП Мексики пока немногим уступает бразильскому). Как дальше лягут карты в этой геополитической игре, во многом будет зависеть от запланированного на июль визита президента Бразилии Дилмы Руссефф в Вашингтон, отмененного в свое время из-за скандала с прослушиванием, который разоблачил Э. Сноуден.
Завершающим аккордом саммита стало обещание ЕС выделить 800 млн евро на осуществление проектов развития в странах ЛАКБ. Учитывая выявленные геополитические преференции «объединенной Европы», можно смело предположить, какие страны станут основными получателями этих денег. А решение о переводе встреч министров иностранных дел ЕС и СЕЛАК на ежегодную основу говорит лишь о стремлении Брюсселя жестче мониторить ситуацию в этом строптивом регионе. Сделать «хорошую мину при плохой игре» в заключительной части саммита помогли слова председателя Совета Европы Д. Туска, возвестившего о том, что «не всегда важно добиться согласия, гораздо важнее лучше понять друг друга»
1. В 2015 г. в это объединение была принята Коста-Рика