Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Саммит БРИКС 2023 подошел к концу, и уже ясно, что он стал одним из самых исторических и трансформационных за все время существования. В частности, было начато масштабное расширение БРИКС — с 1 января 2024 г. полноформатными членами объединения становятся еще шесть государств: Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран. В то же время Декларация XV саммита БРИКС не оправдала ожиданий с точки зрения уровня амбициозности в экономической плоскости.

В экономическом плане одной из ключевых тем, безусловно, является расширение использования национальных валют, и очевидно, что еще многое предстоит сделать для продвижения этого процесса. Помимо Нового банка развития БРИКС, который может активизировать усилия в этом направлении, существуют также региональные банки развития, членами которых являются страны БРИКС и БРИКС+. До сих пор члены БРИКС не использовали весь потенциал экономического сотрудничества, заложенный в объединении всех региональных интеграционных проектов и региональных институтов развития БРИКС и более широко — Глобального Юга.

Президент Бразилии Лула да Силва явно выступает в роли главного поборника единой валюты БРИКС, подчеркивая в своих заявлениях ее преимущества для торговли и инвестиций между странами БРИКС. В частности, бразильский лидер призвал к созданию «базовой» единицы для стран БРИКС — нечто похожее на расчетную единицу, которая обсуждалась на экспертном уровне в течение нескольких предыдущих месяцев. Замечания Лулы важны тем, что они закладывают основу для дальнейшего прогресса в этом направлении, и вероятность начала реализации так называемой «инициативы R5» к 2025 г., когда Бразилия займет место председателя в БРИКС, возрастает. В ближайшей перспективе Китай может начать активнее выступать за создание единой валюты БРИКС, придя к выводу о том, что, занимаясь в одиночку лишь интернационализацией собственной валюты, он не добьется столь значительных результатов в деле дедолларизации, так как на этом пути есть технологические, торговые и другие ограничения.

Саммит «Группы двадцати» в Индии фактически продемонстрировал, что западные экономики будут искать пути создания собственных «мостов» к Глобальному Югу, в частности через платформы, конкурирующие с китайским инфраструктурным проектом «Один пояс — один путь». В этой связи следует отметить заявление Байдена о запуске рамочной программы-конкурента ОПОП, в которую войдут такие видные члены расширенной группы БРИКС+, как Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ. Это произошло на фоне присоединения Африканского союза к «двадцатке», что также усилит давление на БРИКС+ в части выработки четкой и прагматичной экономической повестки, привлекательной для экономик Глобального Юга. И, конечно, даже после впечатляющего расширения БРИКС в 2023 г. остается целый ряд важных экономик Юга, которые до сих пор не были включены в орбиту сотрудничества формата БРИКС+, в том числе Вьетнам. Президент США Байден посетил Ханой после саммита G20 и поднял американо-вьетнамские отношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства.

В ближайшие годы БРИКС+ должен предложить Глобальному Югу надежные и инновационные проекты. Дальнейшее откладывание пути «интеграции интеграций» в пользу поэтапного расширения в конечном итоге приведет к снижению энтузиазма развивающихся экономик в отношении присоединения к формату БРИКС+. Расширение охвата не только на отдельные страны, но и целые региональные структуры позволит БРИКС более тесно сотрудничать с такими региональными объединениями, как АСЕАН и Африканский союз. Каким бы историческим и грандиозным ни было расширение членства в БРИКС по итогам саммита 2023 г., конкурентные реалии мировой экономики требуют от БРИКС+ вывести работу с Глобальным Югом на качественно новый уровень.

Саммит БРИКС 2023 подошел к концу, и уже ясно, что он стал одним из самых исторических и трансформационных за все время существования формата. В частности, было начато масштабное расширение БРИКС — с 1 января 2024 г. полноформатными членами объединения становятся еще шесть государств: Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран. В то же время Декларация XV саммита БРИКС не оправдала ожиданий с точки зрения уровня амбициозности в экономической плоскости. Некоторые из ключевых экономических приоритетов, в том числе либерализация торговли между странами БРИКС и продвижение к введению единой валюты, не получили явного и четкого отражения в итоговом документе.

  • О расширении: с 1 января 2024 г. шесть государств становятся новыми полноформатными членами БРИКС, а именно Аргентина, Саудовская Аравия, Эфиопия, ОАЭ, Египет и Иран. Это расширение позволяет БРИКС охватить практически все основные регионы Глобального Юга, в первую очередь Ближний Восток, который теперь представлен Ираном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Пожалуй, единственным регионом, оставшимся за пределами «ядра» БРИКС, является АСЕАН (или Юго-Восточная Азия) — Индонезия обсуждалась в качестве возможного члена объединения, но в итоге Джакарта предпочла остаться в стороне с возможностью присоединения к формату на более поздних этапах.
  • О формате БРИКС+ и «круге друзей» БРИКС: п. 92 Декларации XV саммита БРИКС содержит поручение министрам иностранных дел стран БРИКС «и далее развивать модель стран-партнеров и составить список возможных стран-партнеров и доложить об этом на следующем саммите». По сути, речь идет о том самом «круге друзей», за который выступала Бразилия. Формат БРИКС+ приветствуется в контексте председательства ЮАР, однако дальнейших рамок или плана развития данного формата нет.
  • О единой валюте БРИКС: в п. 45 Декларации имеется расплывчатое упоминание: «Мы поручаем министрам финансов/управляющим центральными банками стран БРИКС, в зависимости от обстоятельств, рассмотреть вопрос об использовании национальных валют, платежных инструментов и платформ и доложить об итогах на следующем саммите». В сравнении с предыдущими дискуссиями эта формулировка менее конкретна и категорична и не содержит явного упоминания о единой валюте. Тем не менее тот факт, что этот пункт попал в итоговую Декларацию, позволяет странам БРИКС перейти к формированию рабочих групп для обсуждения возможных условий создания единой валюты к следующему саммиту БРИКС.

В экономическом плане одной из ключевых тем, безусловно, является расширение использования национальных валют, и очевидно, что еще многое предстоит сделать для продвижения этого процесса. Помимо Нового банка развития БРИКС (НБР), который может активизировать усилия в этом направлении, существуют также региональные банки развития, членами которых являются страны БРИКС и БРИКС+. До сих пор члены БРИКС не использовали весь потенциал экономического сотрудничества, заложенный в объединении всех региональных интеграционных проектов и региональных институтов развития БРИКС и более широко — Глобального Юга.

Президент Бразилии Лула да Силва явно выступает в роли главного поборника единой валюты БРИКС, подчеркивая в своих заявлениях ее преимущества для торговли и инвестиций между странами БРИКС. В частности, бразильский лидер призвал к созданию «базовой» единицы для стран БРИКС — нечто похожее на расчетную единицу, которая обсуждалась на экспертном уровне в течение нескольких предыдущих месяцев. Замечания Лулы важны тем, что они закладывают основу для дальнейшего прогресса в этом направлении, и вероятность начала реализации так называемой «инициативы R5» к 2025 г., когда Бразилия займет место председателя в БРИКС, возрастает. В ближайшей перспективе Китай может начать активнее выступать за создание единой валюты БРИКС, придя к выводу о том, что, занимаясь в одиночку лишь интернационализацией собственной валюты, он не добьется столь значительных результатов в деле дедолларизации, так как на этом пути есть технологические, торговые и другие ограничения.

Ключевым направлением в ближайшие годы должно стать расширение мандата Нового банка развития БРИКС, а также Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (Contingency Reserve Arrangement, CRA). В отношении последнего можно выделить несколько ключевых траекторий, которые можно было бы изучить в связи с недостаточной эффективностью и результативностью деятельности Пула:

  • Координация макроэкономической политики со стороны экономик БРИКС и БРИКС+;
  • Публикация тенденций экономического профиля стран БРИКС и подготовка исследовательских материалов, выявляющих риски и обеспечивающих системы раннего предупреждения для экономик стран БРИКС;
  • Аналитическая работа по вопросам целесообразности и условий для создания единой валюты БРИКС;
  • Создание платформы для сотрудничества между региональными финансовыми механизмами, в которых участвуют страны БРИКС.

Кроме того, после «саммита расширения» БРИКС следует разработать гораздо более амбициозную повестку дня для Нового банка развития БРИКС, включающую следующие ключевые приоритеты на ближайшую перспективу:

  • Дальнейшее расширение членства с упором на региональных партнеров нынешних участников НБР с целью увеличения возможностей для реализации инфраструктурных проектов и регионального «зеленого» развития;
  • Создание общей платформы для региональных банков развития, членами которых являются страны БРИКС+;
  • Более подчеркнутый глобальный характер: активное присутствие на саммитах БРИКС и БРИКС+, а также на ежегодных саммитах «Группы двадцати» и других ключевых международных экономических форумах;
  • Формирование портфеля «имиджевых проектов» НБР, целью которых будет оказание существенного влияния на рост и качество экономического развития Глобального Юга;
  • Прогресс в направлении выпуска финансовых инструментов и осуществления кредитования в национальных валютах;
  • Координация аналитической работы с Пулом условных валютных резервов БРИКС по возможности создания общей валюты БРИКС;
  • Более активная деятельность региональных центров НБР по встраиванию программ регионального развития в приоритеты проектов Нового банка развития БРИКС.

Другим ключевым направлением в экономической сфере является либерализация торговли, не фигурировавшая в решениях последних саммитов БРИКС, хотя в случае согласования она могла бы стать одним из важнейших факторов, способных увеличить вес и значимость расширенного формата в мировой экономике. Актуальность либерализации торговли, исходящей от БРИКС, заключается не только в открытии рынков как таковых, но и в предоставлении более широких возможностей для развития стран Юга, в том числе и Африки.

В действительности, именно за счет либерализации торговли страны БРИКС могут помочь Африканской континентальной зоне свободной торговли (AfCFTA) стать драйвером регионального экономического роста Африки. Большинство стран БРИКС+ имеют относительно высокие импортные тарифы, поэтому существует хорошая возможность для проведения раунда переговоров, посвященного либерализации торговли, в котором приоритет будет отдан членам AfCFTA.

Программа либерализации торговли откроет не только рынки БРИКС+, но и ряд траекторий развития объединения, которые способны вывести его экономические амбиции на новый уровень. В частности, ряд экономик БРИКС проводит свою торговую политику через соответствующие региональные торговые соглашения — Россия через ЕАЭС, Бразилия через МЕРКОСУР и т.д. Снижение импортных тарифов по отношению к странам Африки, входящим в БРИКС, потребует снижения импортных барьеров в странах — региональных партнерах основных членов БРИКС, что приведет к «эффекту мультипликатора» в либерализации торговли, охватывающему все большее число экономик Глобального Юга.

Как следствие, программа либерализации торговли в рамках БРИКС+ приведет соответствующие проекты региональной интеграции стран БРИКС+ к большей координации и сотрудничеству, открывая новые возможности для продвижения прагматичной экономической повестки. В сравнительном выражении страны БРИКС имеют гораздо больше возможностей для либерализации торговли, если сопоставить их с развитыми экономиками — более широкий доступ к рынкам для Африки и других регионов Глобального Юга может стать ключевым конкурентным преимуществом БРИКС по отношению к странам «Группы семи».

Недавний саммит «Группы двадцати» в Индии фактически продемонстрировал, что западные экономики будут искать пути создания собственных «мостов» к Глобальному Югу, в частности через платформы, конкурирующие с китайским инфраструктурным проектом «Один пояс — один путь». В этой связи следует отметить заявление Байдена о запуске рамочной программы-конкурента ОПОП, в которую войдут такие видные члены расширенной группы БРИКС+, как Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ. Это произошло на фоне присоединения Африканского союза к «двадцатке», что также усилит давление на БРИКС+ в части выработки четкой и прагматичной экономической повестки, привлекательной для экономик Глобального Юга. И, конечно, даже после впечатляющего расширения БРИКС в 2023 г. остается целый ряд важных экономик Юга, которые до сих пор не были включены в орбиту сотрудничества формата БРИКС+, в том числе Вьетнам. Президент США Байден посетил Ханой после саммита G20 и поднял американо-вьетнамские отношения до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства.

Все это означает, что в ближайшие годы БРИКС+ должен предложить Глобальному Югу надежные и инновационные проекты. Дальнейшее откладывание пути «интеграции интеграций» в пользу поэтапного расширения в конечном итоге приведет к снижению энтузиазма развивающихся экономик в отношении присоединения к формату БРИКС+. Расширение охвата не только на отдельные страны, но и целые региональные структуры позволит БРИКС более тесно сотрудничать с такими региональными объединениями, как АСЕАН и Африканский союз. Действительно, на сегодняшний день юго-западная часть Глобального Юга, представленная АСЕАН, фактически является единственным регионом развивающегося мира, который не входит в состав БРИКС+. Каким бы историческим и грандиозным ни было расширение членства в БРИКС по итогам саммита 2023 г., конкурентные реалии мировой экономики требуют от БРИКС+ вывести работу с Глобальным Югом на качественно новый уровень.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju