Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

21 ноября 2014 года пройдет очередной саммит глав правительств СНГ. В повестке дня значится широкий спектр вопросов экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества, создание зоны свободной торговли стран СНГ. Вопрос урегулирования украинского кризиса в повестке не значится, однако, не исключено, что представители сторон будут обсуждать его в кулуарах. Как будет проходить саммит? Каковы основные вопросы повестки дня? Ситуацию комментируют доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России Олег Александров, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отдела ИАЦ МГУ Юлия Якушева и к.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Ирина Болгова.

 

21 ноября 2014 года пройдет очередной саммит глав правительств СНГ. В повестке дня значится широкий спектр вопросов экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества, создание зоны свободной торговли стран СНГ. Вопрос урегулирования украинского кризиса в повестке не значится, однако не исключено, что представители сторон будут обсуждать его в кулуарах. Как будет проходить саммит? Каковы основные вопросы повестки дня? Ситуацию комментируют доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России Олег Александров, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отдела ИАЦ МГУ Юлия Якушева и к.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Ирина Болгова.

Каковы приоритеты предстоящего саммита глав правительств СНГ?

Олег Александров

Олег Александров: На мой взгляд, приоритетной будет тема экономического взаимодействия в самом широком смысле слова, включая создания зоны свободной торговли в рамках СНГ, ее развития. Будут затронуты вопросы поставок энергоресурсов, их транзита, ценообразования на нефть и нефтепродукты. Также представители стран обсудят военно-техническое сотрудничество и гуманитарные вопросы. Кроме того, обычно представители сторон собираются на таком высоком уровне, чтобы принять принципиальные решения, возможно, отменить прежние договоренности.

Будут ли экономические вопросы связаны с реализацией Таможенного союза?

Олег Александров: Вполне возможно, потому что формирующийся Таможенный союз так или иначе охватывает все остальные постсоветские республики в качестве наблюдателей. Они следят за этим процессом и ведут переговоры. Нельзя точно сказать, какие вопросы будут обсуждаться на саммите, и будет ли достигнут прорыв в этих переговорах, но этот вопрос точно будет затронут. Процесс расширения состава членов Таможенного союза постепенно набирает обороты.

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Олег Александров: В официальной повестке дня украинский вопрос не обозначен, но можно предположить, что в кулуарах тема кризиса будет обсуждаться. Одна из главных целей России – выработка общей позиции стран СНГ в отношении украинского кризиса. Если в рамках кулуарных переговоров стороны сумеют выработать общий подход, то, возможно, это будет отражено в финальных документах саммита. По крайней мере, Россия и Белоруссия согласовали предварительные позиции по украинскому кризису.

Каковы приоритеты предстоящего заседания Совета глав правительств СНГ?

Юлия Якушева

Юлия Якушева: Традиционно в компетенцию Совета глав правительств государств СНГ входят вопросы многостороннего сотрудничества преимущественно в экономической социальной, гуманитарной сферах. В отличие от Совета глав государств, данный орган принципиальных решений по актуальным направлениям развития СНГ не принимает. Зато занимается координацией деятельности органов исполнительной власти в части претворения в жизнь решений Совета глав государств СНГ, утверждения нормативно-правовых документов, принятия решений по текущим вопросам экономического сотрудничества стран Содружества. Исходя из этих принципов и выстроена повестка дня предстоящего заседания.

В иерархии приоритетов главная роль отведена анализу функционирования Зоны свободной торговли СНГ.

Еще одна весьма актуальная тема в свете ситуации на мировом рынке энергоносителей и падения цены на нефть - состояние конкуренции и ценообразование в нефтяной отрасли.

Два вопроса повестки связаны с сотрудничеством в области атомной энергетики. Реализация Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств». Эта программа, рассчитанная на Кыргызстан и Таджикистан, изначально формировалась и утверждалась в рамках ЕврАзЭС. Однако после прекращения деятельности Евразийского сообщества в октябре 2014 года перешла в ведомство Исполкома СНГ, что может свидетельствовать о налаженной системе связи и механизме преемственности между интеграционными объединениями на постсоветском пространстве.

Второй вопрос в сфере атомной энергетики касается утверждения Концепции ядерной и радиационной безопасности государств СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

Среди вопросов гуманитарного характера в повестке дня заседания Совета можно отметить план приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств СНГ на 2015-2016 годы. Логическим завершением Года туризма в СНГ станет план мероприятий по развитию сотрудничества государств СНГ в области туризма до 2020 года.

В целом анонсировано рассмотрение Советом порядка 20 проектов документов. Поэтому, безусловно, СНГ давно нуждается в реформировании, что справедливо отметили и президенты стран Содружества на последнем саммите в Минске. Однако в содержательном наполнении работы органы СНГ дефицита явно не испытывают.

Какие задачи будут поставлены в экономическом плане и будут ли они связаны с реализацией Таможенного союза?

Юлия Якушева: Как я уже отметила, в фокусе внимания — анализ первых результатов реализации Договора о зоне свободной торговли, пописанного в 2011 году. Напомню, что договор вступил в силу для Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Украины. Таджикистан пока не завершил процедуру ратификации Договора. Принципиальная значимость Зоны свободной торговли заключается в том, что этот формат экономической интеграции объединяет 9 государств, включая Узбекистан, который ограничивает членство в любых интеграционных проектах. В составе Евразийского Экономического Союза, созданного на базе ТС, пока четыре государства. То есть, Зона свободной торговли на сегодняшний день — наиболее оптимальная и взаимовыгодная основа для развития сотрудничества с теми государствами, которые в ближайшее время не планируются вступать в ТС или ЕАЭС. В то же время, являясь более низкой ступенью экономической интеграции в сравнении с Таможенным союзом, выполнение обязательств, связанных с режимом свободной торговли, поможет странам более эффективно внедрить требования таможенного союза. В том случае, если то или иное государство примет решение присоединиться к евразийскому проекту.

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Юлия Якушева: Совет глав правительств не компетентен принимать решения политического характера, поэтому проблема урегулирования украинского кризиса не может обсуждаться в качестве отдельного пункта повестки заседания. Между тем Киев подписал Договор о Зоне свободной торговли СНГ, более того, для Украины этот документ уже вступил в силу. Поэтому вполне ожидаемо, что будет так или иначе обсуждаться вопрос о соотношении норм ЗСТ СНГ и зоны свободной торговли с Европейским союзом. Прорывом в решении этого вопроса была бы выработка консолидированного мнения стран СНГ. Однако такое решение могут принять исключительно Совет глав государств Содружества. Хорошо известно, что общего подхода к проблеме не удалось выработать даже «евразийской тройке».

Каковы приоритеты предстоящего саммита глав правительств СНГ?

Ирина Болгова

Ирина Болгова: Заявлена довольно широкая повестка вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества, что отражает спектр вопросов многостороннего взаимодействия в рамках организации. Поскольку саммит глав правительств СНГ выполняет в первую очередь инструментальные задачи, то приоритеты встречи не противоречат контексту, определенному саммитом глав государств, последний из которых состоялся в октябре 2014 года.

Среди центральных сюжетов – оценка реализации Договора о многосторонней зоне свободной торговли СНГ, принятие Концепции ядерной и радиационной безопасности государств СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, также подписание среднесрочных планов приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества и в области туризма.

Какие задачи будут поставлены в экономическом плане и будут ли они связаны с реализацией Таможенного союза?

Ирина Болгова: Главным вопросом экономического блока обсуждения, на мой взгляд, станет заявленный анализ реализации положений Договора о свободной торговле от 18 октября 2011 года. На сегодняшний день он ратифицирован и вступил в силу для Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Украины. Таджикистан пока не завершил процедуру ратификации Договора. Кроме того, 31 мая 2013 года к договору присоединился Узбекистан.

Многосторонняя зона свободной торговли - сейчас своеобразная «темная лошадка», потенциальным связующим звеном между конкурирующими ЕЭП/ЕАЭС и Соглашениями об ассоциации с ЕС. Именно зона свободной торговли - один из ключевых факторов, который удерживает Украину от подачи официальной заявки на выход из Содружества.

Видимо, саммит глав правительств будет использован белорусской стороной для продвижения своей новой роли посредника и «моста» между двумя интеграционными центрами на континенте. Эта риторика стала очень активно продвигаться белорусским лидером, особенно после августовского саммита в Минске, и в рамках нынешнего председательства Минска в СНГ, как заявляется, «белорусская сторона подготовила ряд инициатив, которые будут вынесены на обсуждение».

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Ирина Болгова: Украинский сюжет будет обсуждаться, но вряд ли в непосредственном контексте поиска путей урегулирования кризиса. Всё же это не совсем в сфере компетенций Содружества.

Однако 21 ноября – годовщина начала событий Майдана 2013 года, поэтому полностью абстрагироваться от вопросов внутриполитического кризиса лидерам, видимо, не удастся.

Кроме того, не проясненной остается позиция Киева по вопросу дальнейшего участия в СНГ. Весной было сделано заявление о желании выйти из Содружества, однако официальная заявка подана не была, и это в частности определяет официальную позицию Содружества в отношении самопровозглашенных ДНР /ЛНР.

Вместе с тем в последние недели украинское политическое руководство осуществило ряд мер в отношении Содружества: был отозван представитель в Исполнительном комитете СНГ и упразднена должность уполномоченного по взаимодействию с РФ, СНГ, ЕАЭС и другими региональными объединениями. Вряд ли стоит ожидать и представителя от Украины на саммите. Поэтому процессы, происходящие на Украине, будут рассматриваться в контексте возможного выхода Киева из СНГ и последствий такого решения для других государств – участников.

Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся