18-19 декабря 2014 года в Брюсселе пройдет ежегодный заключительный саммит глав правительств стран-членов ЕС. В отличие от предыдущих лет, когда Россия воспринимала данное мероприятие как сугубо бюрократическое и касающееся отдельных проблем ЕС и планов по развитию, сейчас европейским лидерам не удастся обойти тему украинского кризиса и сложных отношений с Москвой. События последних нескольких дней показали, что взаимные уступки между Россией и ЕС возможны, но насколько сильно желание сторон восстановить партнерский диалог? Ситуацию комментирует Ольга Потемкина, д.полит.н., заведующая отделом исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД.
18-19 декабря 2014 года в Брюсселе пройдет ежегодный заключительный саммит глав правительств стран-членов ЕС. В отличие от предыдущих лет, когда Россия воспринимала данное мероприятие как сугубо бюрократическое и касающееся отдельных проблем ЕС и планов по развитию, сейчас европейским лидерам не удастся обойти тему украинского кризиса и сложных отношений с Москвой. События последних нескольких дней показали, что взаимные уступки между Россией и ЕС возможны, но насколько сильно желание сторон восстановить партнерский диалог? Ситуацию комментирует Ольга Потемкина, д.полит.н., заведующая отделом исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД.
Каковы будут основные темы обсуждения?
Главной темой и приоритетом саммита Европейского совета 18-19 декабря 2014 года будет экономическая и социальная политика. Участники обсудят необходимые меры и инструменты для усиления экономического роста, создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности экономики ЕС. Главам государств и правительств предстоит утвердить Ежегодный обзор экономического роста на 2015 год, а также Доклад о механизме предупреждения. Оба документа были приняты Комиссией в ноябре 2014 года. Ежегодный обзор-2015 знаменует начало нового «европейского полугодия» координации финансовой и экономической политики стран ЕС для восстановления экономики и занятости. Ключевым инструментом в этом направлении назван инвестиционный план Комиссии на 2015-2017 годы, который анонсировался Ж.-К. Юнкером еще в период его «избирательной кампании» на пост Председателя Комиссии.
В ходе саммита главы государств и правительств должны будут одобрить план, главный пункт которого – создание нового Европейского фонда стратегических инвестиций (ЕФСИ) с целью привлечения финансирования стратегических долгосрочных проектов (транспортная инфраструктура, исследования и образование, возобновляемая энергетика и энергоэффективность) в дополнение к имеющимся программам ЕС и традиционной деятельности Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Фонд также будет участвовать в финансовой поддержке мелкого и среднего бизнеса. Предполагается, что ЕФСИ начнет функционировать в июне 2015 года; для этого Комиссия выступит с законодательной инициативой в начале 2015 года, чтобы соответствующее решение о Фонде было принято к началу лета. Представляя свое детище в ходе ноябрьской пленарной сессии в Европарламенте, Ж.-К. Юнкер пообещал, что за три года ЕФСИ сможет аккумулировать 315 млрд. евро посредством взносов государств-членов, национальных банков, а также частных инвесторов. В качестве гарантии деятельности Фонда Комиссия и ЕИБ вложат соответственно 16 млрд евро и 5 млрд евро.
Накануне саммита план Ж.-К. Юнкера уже подвергался критике: хотя эксперты и соглашаются с предложением о частных инвестициях в долгосрочные проекты, которые могут стимулировать экономический рост и занятость, они в то же время выражают сомнения, что ЕФСИ будет наполнен на все 315 млрд евро (Bulletin Quotidien Europe 11216, 12.12.2014). Вопрос о параметрах прямых взносов в будущий Фонд остается открытым. На прошедшем 9 декабря 2014 года заседании Совета Экофин Юрки Катайнен, вице-президент Комиссии по вопросам занятости, экономического роста, инвестиций и конкурентоспособности вынужден был признать, что до сих пор ни одно из государств-членов не выступило с конкретными обещаниями и предложениями. Между тем Ж.-К. Юнкер специально подчеркнул, что взносы государств-членов в фонд не повлияют на оценку выполнения ими Пакта стабильности и роста в еврозоне.
Важным пунктом повестки дня станет обсуждение дальнейших мер по противодействию угрозе вируса Эболы. На начало декабря 2014 года ЕС вложил 1,1 млрд евро в борьбу с вирусом, что делает его главным донором в противодействии Эболе. Государствам-членам будет предложено послать дополнительный медицинский и эпидемиологический персонал, наладить координацию действий вовлеченных ведомств.
Предполагается также продолжить изучение возможностей предупреждения радикализации и экстремизма, особенно в связи с усиливающимся участием граждан ЕС в военных действиях на Ближнем Востоке.
Среди пунктов внешнеполитической повестки дня на первом месте значится Украина. 3 декабря 2014 года Комиссия перечислила Украине очередной пакет финансовой помощи на сумму 500 миллионов евро в рамках программы макрофинансовой поддержки в дополнение к траншам в мае, июне и ноябре. Однако пристальное внимание к развитию ситуации в Донецкой и Луганской областях не ослабевает, и главы государств и правительств вновь призовут стороны выполнять Минские договоренности о прекращении огня.
Изменится ли позиция стран ЕС в отношении России?
Отношения с Россией не значились в предварительной повестке дня саммита. Тем не менее они не могут быть проигнорированы, в том числе и «новый геополитический сюрприз» - отказ России от строительства Южного потока и в целом изменение политики Газпрома на европейском направлении.
В соответствии с решением Совета 2014/658/ОВПБ, ограничительные меры против России могут быть пересмотрены 15 марта 2015 года. Судя по заявлениям ряда европейских политиков, новые санкции на саммите 18-19 декабря 2014 года вряд ли будут приняты. Однако Совет министров иностранных дел 15 декабря поддержал предложение главы Внешнеполитической службы ЕС о дополнительных ограничительных мерах ЕС в ответ на аннексию Крыма и Севастополя, техническая сторона их применения пока обсуждается. Отношения России и ЕС в настоящее время могут измениться в двух случаях: если полностью прекратятся военные действия на Украине (что не очень вероятно), или если произойдет радикальное ухудшение ситуации, как это было в июле после падения Боинга. Пока же Европейский союз находится в поиске новой концептуальной основы отношений с Россией. Возможно, они больше не будут базироваться на ценностном подходе. Пока не наблюдается общего видения даже у руководителей ЕС, не говоря уже о государствах-членах. Так, Федерика Могерини неоднократно заявляла о прекращении «стратегического партнерства» с Россией, признавая при этом стратегическую роль России в мировой политике. Дональд Туск, который впервые будет председательствовать на саммите, и вовсе объявил Россию «стратегической проблемой», а не «стратегическим партнером». В свою очередь, не оспаривая утверждений Д. Туска, Ж.-К.Юнкер после встречи с премьер-министром Болгарии Б.Борисовым 4 декабря заявил: «Я надеюсь, что завтра Россия снова станет стратегическим партнером, и мы предпримем все необходимые шаги, чтобы наши отношения улучшились» (Bulletin Quotidien Europe), 11211, 5.12.2014).
Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД