Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктория Панова

К.и.н., руководитель Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» (W20), член РСМД

Несмотря на то, что председательство в «Группе двадцати» длится год и Россия передаст свои полномочия Австралии лишь 1 декабря 2013 года, главное, определяющее результативность российской деятельности событие состоится уже совсем скоро - 5-6 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге. Хотя процесс взаимодействия в «клубе» фактически не прерывается и является постоянным, именно саммиты позволяют оценить возможности «двадцатки» как главного мирового управляющего валютно-финансовыми и экономическими процессами.

Несмотря на то, что председательство в «Группе двадцати» длится год и Россия передаст свои полномочия Австралии лишь 1 декабря 2013 года, главное, определяющее результативность российской деятельности событие состоится уже совсем скоро - 5-6 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге. Хотя процесс взаимодействия в «клубе» фактически не прерывается и является постоянным, именно саммиты позволяют оценить возможности «двадцатки» как главного мирового управляющего валютно-финансовыми и экономическими процессами.

По традиции, заведенной еще в рамках другого клуба – «Группы восьми» - на повестку дня выносятся три приоритетные темы, вокруг которых и будут вестись основные дебаты. Идея, стоящая за таким ограничением проста – необходимо добиваться вполне конкретных результатов, а обсуждение всего и понемногу значительно снижает вероятность принятия каких-либо реальных решений. При этом, хотя формально правило трех приоритетов сохраняется, реальная ситуация заключается в том, что перенасыщение дебатов всем возможным спектром тем сохраняется. Либо до предела раздуваются сами приоритеты, либо включается бесчисленное множество второстепенных тем. В итоге решения этих встреч редко позволяют сказать о прорыве в том или ином направлении. Осложняет проблему и то, что принимаемые решения, имеющие лишь политический характер, нередко впоследствии не исполняются.

Российские приоритеты

Вынесенные Россией на повестку дня темы объединены вокруг проблем инвестиций для роста экономики и обеспечения занятости, обеспечения доверия к мировой экономике и ее прозрачности, а также эффективности ее регулирования. Широта предложенных проблем позволила России определить подгруппу из восьми более узких тематических направлений. При этом, хотя темы совершенно отличаются от предложенных Россией в 2006 году в рамках «восьмерки», Москва все равно не отказалась от продвижения ряда инициатив, не нашедших своего отражения или недостаточно проработанных в середине прошлого десятилетия. Вся предложенная тематика является актуальной как с точки зрения международного сотрудничества и повышения глобальной стабильности и благосостояния, так и с точки зрения содействия принятию мер в России по проведению более эффективного экономического курса.

Центральным мотивом всей работы «двадцатки» в этом году Россия определила поиск новых источников долгосрочного экономического роста.

Центральным мотивом всей работы «двадцатки» в этом году Россия определила поиск новых источников долгосрочного экономического роста. В данном контексте проблемы существуют не только в России (прогноз роста на 2013 год вновь снижен уже до 1,8%, а на первое полугодие 2013 года – с 1,7% до 1,4%, но и во многих других странах. Среди развитых стран наилучшие показатели остаются у США, в то время как в Европе наблюдается даже отрицательная динамика, а экономика Японии вошла в период стагнации еще задолго до глобального кризиса. Охлаждение экономики наблюдается и в сегодняшнем флагмане экономического развития – КНР, что при сохранении подобных тенденций и снижении роста ниже 7% может грозить серьезными социальными потрясениями в этой стране.

Важным является и изыскание новых источников долгосрочного финансирования для инвестиций. В данном контексте дебаты идут о роли государства, в частности, с точки зрения формирования государственно-частных партнерств, прямых зарубежных инвестиций, а также о реформе финансовых регуляторов.

Важнейшим направлением работы «двадцатки», и этот год не является исключением, является вопрос реформы международных финансовых институтов. Общеизвестным фактом является одобрение «двадцаткой» в Сеуле в ноябре 2010 года решения о реформе управления и перераспределении квот в Международном валютном фонде. Впрочем, воз и ныне там ввиду отсутствия подвижек на национальных уровнях, не только в Европе, но и в США. Надежда на то, что в ходе председательства России эта проблема будет разрешена, с учетом в том числе ситуации внутри США, минимальна.

Новаторство российского председательства заключается в проведении первой объединенной встречи министров финансов и труда стран «Группы», что позволит принимать более эффективные решения.

Значительный акцент сделан и на проблемах занятости. В странах ОЭСР уровень безработицы остается высоким, достигнув 48 миллионов человек в 2013 году (OECD Employment Outlook 2013) и превысив показатель 2008 года на 16 миллионов человек. В южно-европейских странах уровень безработицы достигает 25% с еще большими показателями безработных среди молодежи (OECD Employment Outlook 2013). В России и других развивающихся странах и странах с переходной экономикой уровень безработицы не такой высокий (в России 5,5%), но проблемой в данном контексте является как фактор неполной занятости, так и занятость уязвимых слоев населения в неформальном секторе экономики. Это не новая проблема для «Группы двадцати», и с 2011 года существует Рабочая группа по занятости. Новаторство российского председательства заключается в проведении первой объединенной встречи министров финансов и труда стран «Группы», что позволит принимать более эффективные решения и на начальном этапе преодолеть межведомственную конкуренцию в странах с точки зрения определения наиболее адекватных и приемлемых мер по решению данной проблемы. Прорывных решений по итогам данной встречи принято не было, но хороший рабочий результат встречи позволяет говорить о заложенном Россией как председателем крепком фундаменте в этой сфере. Хотя если говорить о ситуации в самой РФ, то здесь гораздо более актуальной является внутрироссийская политика, которая с учетом планируемого поэтапного снижения расходов на социальную сферу (здравоохранение, образование) в относительных показателях ВВП страны не способствует возможностям населения в рамках планируемого создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

Из других тем, которые продвигает Россия и у которых есть высокие шансы попасть в повестку дня на саммите в этом году – это тема повышения доверия и прозрачности мировой финансовой системы, в частности, вероятны шаги по институционализации Совета по финансовой стабильности.

Также с самого начала председательства Россия делала акцент на важности не только и не столько принятия новых решений, сколько на выполнении ранее данных обещаний. Еще в Лос-Кабосе (Мексика), в 2012 году была создана Рабочая группа по вопросам развития, которая должна была заниматься вопросами отчетности и выполнения обязательств. Россия, определившая реализацию принятых ранее решений как фактический приоритет, значительно стимулировала такую работу и уже 28 августа 2013 года, накануне саммита был представлен соответствующий отчет этой группы. Хотя интересен тот факт, что в то время, как Россия продвигает идею о принятии плана действий или дорожной карты «двадцатки» по развитию, часть партнеров по «Группе» не готова к такому радикальному решению и предпочитает лишь соглашение о принципах такой дорожной карты. Российский председатель также всячески популяризовал и стимулировал представление независимых докладов о выполнении ранее принятых обязательств со стороны неправительственных групп и институтов. Уже сам по себе факт успешной реализации такой задачи будет свидетельствовать об успехе нынешнего председательства.

«Группа двадцати» или «Группа» из двадцати

Фото: Константиновский дворец.
Инфографика


Двусторонние отношения любых членов «двадцатки» не равняются самой «двадцатке».

Много разговоров среди экспертного и политического сообщества в последнее время ведется относительно того, как повлияет решение Б. Обамы не приезжать заранее в Россию для проведения двусторонних переговоров с В. Путиным ввиду предоставления политического убежища бывшему сотруднику АНБ Э. Сноудену. Насколько очередной виток усиления напряженности между двумя странами может повлиять на результативность «двадцатки» и не приведет ли к провалу самого саммита? Главное, что не стоит забывать при обсуждении данной проблемы, это то, что двусторонние отношения любых членов «двадцатки» не равняются самой «двадцатке».

Динамика российско-американских отношений уже давно является нестабильной, и значительные усилия властей обеих стран зачастую натыкаются на случайные и не совсем события и действия других акторов в своих странах. Другое дело, вопрос воздействия такого охлаждения на результативность деятельности «Группы».Во-первых, важность многосторонних переговоров по целому комплексу вопросов перевешивает значимость сиюминутных двусторонних проблем – в «двадцатке» помимо России и США еще 18 участников, заинтересованных в благоприятном развитии процесса переговоров. Во-вторых, история свидетельствует о том, что «клубы» уже не раз переживали ссоры между лидерами или странами в целом и это лишь ограниченно влияло на их результат. Достаточно вспомнить поведение Дж. Буша-младшего на саммите «восьмерки» в Эвиане (Франция) в 2003 году по итогам фактического раскола мнений стран «восьмерки» по проблеме вторжения в Ирак. Формально по внутриполитическим причинам В.Путин не присутствовал на саммите «восьмерки» 2012 года в США, впоследствии со стороны американцев последовал симметричный ответ и Б.Обама не приехал на саммит АТЭС во Владивостоке. Тем не менее, результаты самого многостороннего мероприятия не зависят от сиюминутных двусторонних отношений, т.к. они представляют важность для каждого из членов «клуба» и готовятся заранее вне контекста спорного вопроса только части участников.

Впрочем, даже если официально проблемы предполагаемого вторжения в Сирию и не могут стоять на повестке дня «Группы двадцати», осуществление военной операции в преддверии встречи в верхах способно значительно охладить атмосферу саммита, особенно с учетом того, что это проблема уже значительно перерастает двустороннюю напряженность и затрагивает сразу несколько государств-членов «двадцатки».

И все-таки «двадцатка»?

Фото: Динамика развития «Группы двадцати»,
«Группы восьми», БРИКС и интересы России.
Доклад №2 / 2012

Часто звучит мнение, что роль «восьмерки» сходит на нет. И действительно, все факты, вроде бы, подтверждают такое мнение. Когда в 2010 году Канада провела саммиты обеих групп один за другим, то ранее вызывавшая большое негодование и протестные демонстрации со стороны антиглобалистов и иных представителей мировой общественности «восьмерка» прошла практически незамеченной, в то время как «двадцатка» испытала на себе все «прелести» претендента на глобальное управление.

Впрочем, об отмирании «семерки»\«восьмерки» за все время ее 38-летнего существования говорилось уже не раз. Тем не менее, каждый раз «Группе семи/восьми» удавалось выбраться из кризиса и адаптироваться к изменившимся реалиям. В 1980—е годы «Группа» вобрала в себя новые для себя вопросы безопасности и определила общность подходов своих членов в этой сфере. После окончания холодной войны свидетельством гибкости «семерки» стало постепенное включение бывшего противника – России в этот клуб, в конце 1990-х гг. – учреждение форума «двадцатки» - на тот момент еще на уровне министров финансов и глав центральных банков системно развитых экономик, который впоследствии и перешел на лидерский уровень и теперь по мнению многих выступает в качестве конкурента для группы «отцов-основателей».

Если сразу после создания «Группы двадцати» на высшем уровне основные усилия экспертов и политиков были сосредоточены на попытках разграничить сферы полномочий двух «клубов», то по итогам последнего саммита «восьмерки» в Лох Эрне можно сказать о том, что «Группе восьми» удалось удержать за собой не только чуждые для «двадцатки» темы военной и политической безопасности, но и найти свою нишу в области валютно-экономического развития и борьбы с бедностью.

Одновременно ввиду вышеобозначенного видимого ухудшения отношений России с США и непростыми отношениями с Европой, может показаться, что существует определенная опасность ослабления «восьмерки» (в сторону возвращения к «семерке»). Но всем, кто спешит выкинуть Россию из этой «Группы», следует вспомнить о значительном уровне взаимозависимости России и Европы в сфере торгово-экономического взаимодействия, контактов между людьми и культурного взаимодействия; о маленьких, но все же позитивных подвижках в отношении с Японией, которая несмотря на временные ухудшения отношений после визита Медведева на Курилы пытается наладить отношения с Россией ввиду значительного ухудшения отношений с Китаем. Наконец, не стоит забывать о том, что и Россия несмотря на временные трудности в отношениях с евроатлантическим сообществом стран и позиционирование себя в качестве евразийской державы, в целом не исключает себя из европейского семьи, о чем красноречиво свидетельствует вновь вышедшее на повестку дняпосле более чем десятилетнего забвения вступление в ОЭСР, предполагаемое уже в 2014 году. Ну и, наконец, не стоит забывать, что подобные проблемы касаются не только России. Достаточно упомянуть о попытках японской стороны организовать встречи на полях «двадцатки» с Южной Кореей или Китаем.

Одновременное членство

По итогам последнего саммита «восьмерки» в Лох Эрне можно сказать о том, что «Группе восьми» удалось удержать за собой не только чуждые для «двадцатки» темы военной и политической безопасности, но и найти свою нишу в области валютно-экономического развития и борьбы с бедностью.

Заявленные темы, а также методы председательства (в первую очередь отработка богатого взаимодействия «Группы двадцати» в 2013 году со всевозможными слоями и группами международного и национального сообщества – гражданским обществом, бизнесом, молодежью и т.п.) позволяют предварительно дать умеренно положительную оценку усилиям российской стороны. Сенсаций или структурно важных решений (вроде завершения реформы международных финансовых институтов, реального недопущения протекционизма и т.п.) ожидать не приходится, но при этом Россия сможет записать в свой актив углубление и развитие рабочих процессов по укреплению мировой экономической системы и вовлечению максимально широкого круга государственных и негосударственных игроков в процесс сотрудничества.

При этом, история не закончится этим годом. Россия имеет уникальное положение члена всех трех ныне существующих клубов – «восьмерки», «двадцатки» и БРИКС, и 2014 и 2015 годы станут соответственно годами председательства в «Группе восьми» и БРИКС.

Членство во всех группах объективно расширяет возможности Москвы оказывать влияние на процесс обсуждения, а также позволяет избежать принятия в любом из «клубов» неприемлемых для России решений. Однако обсуждение темы России как связующего звена между БРИКС и «восьмеркой», а также проводника интересов БРИКС в «двадцатке» исключительно контрпродуктивно. Положение страны-члена всех трех «клубов» налагает больше ограничений, чем возможностей, т.к. любые попытки открытого воздействия на один из клубов через вес другого или позиционирования себя в качестве проводника интересов одной из групп может лишь насторожить остальных участников.

Поэтому для полноценного использования всех стратегических выгод всеобъемлющего присутствия России меньше всего стоит выступать в любой из групп не от своего имени, а наоборот максимально демонстрировать беспристрастность и четко разделять свою деятельность в каждом из «клубов». В случае частичного или полного совпадения обсуждаемых в группах тем Россия, особенно в рамках текущего и грядущих председательств, должна делать акцент на преемственность и комплексный подход к проблематике, а не на возможностях сыграть посредническую роль в продвижении того или иного решения.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся