Несмотря на то, что председательство в «Группе двадцати» длится год и Россия передаст свои полномочия Австралии лишь 1 декабря 2013 года, главное, определяющее результативность российской деятельности событие состоится уже совсем скоро - 5-6 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге. Хотя процесс взаимодействия в «клубе» фактически не прерывается и является постоянным, именно саммиты позволяют оценить возможности «двадцатки» как главного мирового управляющего валютно-финансовыми и экономическими процессами.
По традиции, заведенной еще в рамках другого клуба – «Группы восьми» - на повестку дня выносятся три приоритетные темы, вокруг которых и будут вестись основные дебаты. Идея, стоящая за таким ограничением проста – необходимо добиваться вполне конкретных результатов, а обсуждение всего и понемногу значительно снижает вероятность принятия каких-либо реальных решений. При этом, хотя формально правило трех приоритетов сохраняется, реальная ситуация заключается в том, что перенасыщение дебатов всем возможным спектром тем сохраняется. Либо до предела раздуваются сами приоритеты, либо включается бесчисленное множество второстепенных тем. В итоге решения этих встреч редко позволяют сказать о прорыве в том или ином направлении. Осложняет проблему и то, что принимаемые решения, имеющие лишь политический характер, нередко впоследствии не исполняются.
Российские приоритеты
Вынесенные Россией на повестку дня темы объединены вокруг проблем инвестиций для роста экономики и обеспечения занятости, обеспечения доверия к мировой экономике и ее прозрачности, а также эффективности ее регулирования. Широта предложенных проблем позволила России определить подгруппу из восьми более узких тематических направлений. При этом, хотя темы совершенно отличаются от предложенных Россией в 2006 году в рамках «восьмерки», Москва все равно не отказалась от продвижения ряда инициатив, не нашедших своего отражения или недостаточно проработанных в середине прошлого десятилетия. Вся предложенная тематика является актуальной как с точки зрения международного сотрудничества и повышения глобальной стабильности и благосостояния, так и с точки зрения содействия принятию мер в России по проведению более эффективного экономического курса.
Центральным мотивом всей работы «двадцатки» в этом году Россия определила поиск новых источников долгосрочного экономического роста. В данном контексте проблемы существуют не только в России (прогноз роста на 2013 год вновь снижен уже до 1,8%, а на первое полугодие 2013 года – с 1,7% до 1,4%, но и во многих других странах. Среди развитых стран наилучшие показатели остаются у США, в то время как в Европе наблюдается даже отрицательная динамика, а экономика Японии вошла в период стагнации еще задолго до глобального кризиса. Охлаждение экономики наблюдается и в сегодняшнем флагмане экономического развития – КНР, что при сохранении подобных тенденций и снижении роста ниже 7% может грозить серьезными социальными потрясениями в этой стране.
Важным является и изыскание новых источников долгосрочного финансирования для инвестиций. В данном контексте дебаты идут о роли государства, в частности, с точки зрения формирования государственно-частных партнерств, прямых зарубежных инвестиций, а также о реформе финансовых регуляторов.
Важнейшим направлением работы «двадцатки», и этот год не является исключением, является вопрос реформы международных финансовых институтов. Общеизвестным фактом является одобрение «двадцаткой» в Сеуле в ноябре 2010 года решения о реформе управления и перераспределении квот в Международном валютном фонде. Впрочем, воз и ныне там ввиду отсутствия подвижек на национальных уровнях, не только в Европе, но и в США. Надежда на то, что в ходе председательства России эта проблема будет разрешена, с учетом в том числе ситуации внутри США, минимальна.
Значительный акцент сделан и на проблемах занятости. В странах ОЭСР уровень безработицы остается высоким, достигнув 48 миллионов человек в 2013 году (OECD Employment Outlook 2013) и превысив показатель 2008 года на 16 миллионов человек. В южно-европейских странах уровень безработицы достигает 25% с еще большими показателями безработных среди молодежи (OECD Employment Outlook 2013). В России и других развивающихся странах и странах с переходной экономикой уровень безработицы не такой высокий (в России 5,5%), но проблемой в данном контексте является как фактор неполной занятости, так и занятость уязвимых слоев населения в неформальном секторе экономики. Это не новая проблема для «Группы двадцати», и с 2011 года существует Рабочая группа по занятости. Новаторство российского председательства заключается в проведении первой объединенной встречи министров финансов и труда стран «Группы», что позволит принимать более эффективные решения и на начальном этапе преодолеть межведомственную конкуренцию в странах с точки зрения определения наиболее адекватных и приемлемых мер по решению данной проблемы. Прорывных решений по итогам данной встречи принято не было, но хороший рабочий результат встречи позволяет говорить о заложенном Россией как председателем крепком фундаменте в этой сфере. Хотя если говорить о ситуации в самой РФ, то здесь гораздо более актуальной является внутрироссийская политика, которая с учетом планируемого поэтапного снижения расходов на социальную сферу (здравоохранение, образование) в относительных показателях ВВП страны не способствует возможностям населения в рамках планируемого создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
Из других тем, которые продвигает Россия и у которых есть высокие шансы попасть в повестку дня на саммите в этом году – это тема повышения доверия и прозрачности мировой финансовой системы, в частности, вероятны шаги по институционализации Совета по финансовой стабильности.
Также с самого начала председательства Россия делала акцент на важности не только и не столько принятия новых решений, сколько на выполнении ранее данных обещаний. Еще в Лос-Кабосе (Мексика), в 2012 году была создана Рабочая группа по вопросам развития, которая должна была заниматься вопросами отчетности и выполнения обязательств. Россия, определившая реализацию принятых ранее решений как фактический приоритет, значительно стимулировала такую работу и уже 28 августа 2013 года, накануне саммита был представлен соответствующий отчет этой группы. Хотя интересен тот факт, что в то время, как Россия продвигает идею о принятии плана действий или дорожной карты «двадцатки» по развитию, часть партнеров по «Группе» не готова к такому радикальному решению и предпочитает лишь соглашение о принципах такой дорожной карты. Российский председатель также всячески популяризовал и стимулировал представление независимых докладов о выполнении ранее принятых обязательств со стороны неправительственных групп и институтов. Уже сам по себе факт успешной реализации такой задачи будет свидетельствовать об успехе нынешнего председательства.
«Группа двадцати» или «Группа» из двадцати
Много разговоров среди экспертного и политического сообщества в последнее время ведется относительно того, как повлияет решение Б. Обамы не приезжать заранее в Россию для проведения двусторонних переговоров с В. Путиным ввиду предоставления политического убежища бывшему сотруднику АНБ Э. Сноудену. Насколько очередной виток усиления напряженности между двумя странами может повлиять на результативность «двадцатки» и не приведет ли к провалу самого саммита? Главное, что не стоит забывать при обсуждении данной проблемы, это то, что двусторонние отношения любых членов «двадцатки» не равняются самой «двадцатке».
Динамика российско-американских отношений уже давно является нестабильной, и значительные усилия властей обеих стран зачастую натыкаются на случайные и не совсем события и действия других акторов в своих странах. Другое дело, вопрос воздействия такого охлаждения на результативность деятельности «Группы».Во-первых, важность многосторонних переговоров по целому комплексу вопросов перевешивает значимость сиюминутных двусторонних проблем – в «двадцатке» помимо России и США еще 18 участников, заинтересованных в благоприятном развитии процесса переговоров. Во-вторых, история свидетельствует о том, что «клубы» уже не раз переживали ссоры между лидерами или странами в целом и это лишь ограниченно влияло на их результат. Достаточно вспомнить поведение Дж. Буша-младшего на саммите «восьмерки» в Эвиане (Франция) в 2003 году по итогам фактического раскола мнений стран «восьмерки» по проблеме вторжения в Ирак. Формально по внутриполитическим причинам В.Путин не присутствовал на саммите «восьмерки» 2012 года в США, впоследствии со стороны американцев последовал симметричный ответ и Б.Обама не приехал на саммит АТЭС во Владивостоке. Тем не менее, результаты самого многостороннего мероприятия не зависят от сиюминутных двусторонних отношений, т.к. они представляют важность для каждого из членов «клуба» и готовятся заранее вне контекста спорного вопроса только части участников.
Впрочем, даже если официально проблемы предполагаемого вторжения в Сирию и не могут стоять на повестке дня «Группы двадцати», осуществление военной операции в преддверии встречи в верхах способно значительно охладить атмосферу саммита, особенно с учетом того, что это проблема уже значительно перерастает двустороннюю напряженность и затрагивает сразу несколько государств-членов «двадцатки».
И все-таки «двадцатка»?
Часто звучит мнение, что роль «восьмерки» сходит на нет. И действительно, все факты, вроде бы, подтверждают такое мнение. Когда в 2010 году Канада провела саммиты обеих групп один за другим, то ранее вызывавшая большое негодование и протестные демонстрации со стороны антиглобалистов и иных представителей мировой общественности «восьмерка» прошла практически незамеченной, в то время как «двадцатка» испытала на себе все «прелести» претендента на глобальное управление.
Впрочем, об отмирании «семерки»\«восьмерки» за все время ее 38-летнего существования говорилось уже не раз. Тем не менее, каждый раз «Группе семи/восьми» удавалось выбраться из кризиса и адаптироваться к изменившимся реалиям. В 1980—е годы «Группа» вобрала в себя новые для себя вопросы безопасности и определила общность подходов своих членов в этой сфере. После окончания холодной войны свидетельством гибкости «семерки» стало постепенное включение бывшего противника – России в этот клуб, в конце 1990-х гг. – учреждение форума «двадцатки» - на тот момент еще на уровне министров финансов и глав центральных банков системно развитых экономик, который впоследствии и перешел на лидерский уровень и теперь по мнению многих выступает в качестве конкурента для группы «отцов-основателей».
Если сразу после создания «Группы двадцати» на высшем уровне основные усилия экспертов и политиков были сосредоточены на попытках разграничить сферы полномочий двух «клубов», то по итогам последнего саммита «восьмерки» в Лох Эрне можно сказать о том, что «Группе восьми» удалось удержать за собой не только чуждые для «двадцатки» темы военной и политической безопасности, но и найти свою нишу в области валютно-экономического развития и борьбы с бедностью.
Одновременно ввиду вышеобозначенного видимого ухудшения отношений России с США и непростыми отношениями с Европой, может показаться, что существует определенная опасность ослабления «восьмерки» (в сторону возвращения к «семерке»). Но всем, кто спешит выкинуть Россию из этой «Группы», следует вспомнить о значительном уровне взаимозависимости России и Европы в сфере торгово-экономического взаимодействия, контактов между людьми и культурного взаимодействия; о маленьких, но все же позитивных подвижках в отношении с Японией, которая несмотря на временные ухудшения отношений после визита Медведева на Курилы пытается наладить отношения с Россией ввиду значительного ухудшения отношений с Китаем. Наконец, не стоит забывать о том, что и Россия несмотря на временные трудности в отношениях с евроатлантическим сообществом стран и позиционирование себя в качестве евразийской державы, в целом не исключает себя из европейского семьи, о чем красноречиво свидетельствует вновь вышедшее на повестку дняпосле более чем десятилетнего забвения вступление в ОЭСР, предполагаемое уже в 2014 году. Ну и, наконец, не стоит забывать, что подобные проблемы касаются не только России. Достаточно упомянуть о попытках японской стороны организовать встречи на полях «двадцатки» с Южной Кореей или Китаем.
Одновременное членство
Заявленные темы, а также методы председательства (в первую очередь отработка богатого взаимодействия «Группы двадцати» в 2013 году со всевозможными слоями и группами международного и национального сообщества – гражданским обществом, бизнесом, молодежью и т.п.) позволяют предварительно дать умеренно положительную оценку усилиям российской стороны. Сенсаций или структурно важных решений (вроде завершения реформы международных финансовых институтов, реального недопущения протекционизма и т.п.) ожидать не приходится, но при этом Россия сможет записать в свой актив углубление и развитие рабочих процессов по укреплению мировой экономической системы и вовлечению максимально широкого круга государственных и негосударственных игроков в процесс сотрудничества.
При этом, история не закончится этим годом. Россия имеет уникальное положение члена всех трех ныне существующих клубов – «восьмерки», «двадцатки» и БРИКС, и 2014 и 2015 годы станут соответственно годами председательства в «Группе восьми» и БРИКС.
Членство во всех группах объективно расширяет возможности Москвы оказывать влияние на процесс обсуждения, а также позволяет избежать принятия в любом из «клубов» неприемлемых для России решений. Однако обсуждение темы России как связующего звена между БРИКС и «восьмеркой», а также проводника интересов БРИКС в «двадцатке» исключительно контрпродуктивно. Положение страны-члена всех трех «клубов» налагает больше ограничений, чем возможностей, т.к. любые попытки открытого воздействия на один из клубов через вес другого или позиционирования себя в качестве проводника интересов одной из групп может лишь насторожить остальных участников.
Поэтому для полноценного использования всех стратегических выгод всеобъемлющего присутствия России меньше всего стоит выступать в любой из групп не от своего имени, а наоборот максимально демонстрировать беспристрастность и четко разделять свою деятельность в каждом из «клубов». В случае частичного или полного совпадения обсуждаемых в группах тем Россия, особенно в рамках текущего и грядущих председательств, должна делать акцент на преемственность и комплексный подход к проблематике, а не на возможностях сыграть посредническую роль в продвижении того или иного решения.