Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

26 ноября 2014 года в столице Непала Катманду состоялся очередной саммит СААРК. После трехлетнего перерыва данное событие стало достаточно крупным на политической арене стран Южной Азии. Однако традиционные разногласия между двумя лидерами региона – Индией и Пакистаном – чуть не стали причиной срыва саммита. Стоит ли рассматривать данную многостороннюю инициативу стран через призму сложных индийско-пакистанских отношений или же как солидную площадку для решения экономических проблем региона? Ситуацию комментирует д.и.н., заместитель директора по науке ИВ РАН Вячеслав Белокреницкий.

26 ноября 2014 года в столице Непала Катманду состоялся очередной саммит СААРК. После трехлетнего перерыва данное событие стало достаточно крупным на политической арене стран Южной Азии. Однако традиционные разногласия между двумя лидерами региона – Индией и Пакистаном – чуть не стали причиной срыва саммита. Стоит ли рассматривать данную многостороннюю инициативу стран через призму сложных индийско-пакистанских отношений или же как солидную площадку для решения экономических проблем региона? Ситуацию комментирует д.и.н., заместитель директора по науке Института востоковедения РАН, профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Вячеслав Белокреницкий.

Саммит СААРК или Южно-Азиатская Ассоциация регионального сотрудничества (South Asian Association for Regional Cooperation) – один из существенных моментов в политической жизни стран Южной Азии. Это восемнадцатый саммит, но характерно, что он проходит после трехлетнего перерыва. До этого саммит проходил в Мальдивской республике в городе Адду осенью 2011 года. Можно отметить, прежде всего, нехарактерный для деятельности этой организации в последние годы трехлетний перерыв. Вероятно, он был связан с тем, что почти все государства Южной Азии в период 2012–2014 годов прошли через этап выборов. Последними выборы состоялись в крупнейшей стране региона Индии в мае 2014 года. В 2013 году выборы были в Пакистане, в Бангладеш, на Мальдивах и в Непале. Весь период после последнего саммита был периодом смены караула и изменения в составе политических партий и сил, господствующих в этих странах, за исключением Шри-Ланки.

По сравнению с трехлетним периодом собрались новые люди в Катманду на восемнадцатую встречу в верхах. Это знаменательное событие в том плане, что на одной площадке встретились лидеры всех восьми стран, представленных в этой организации. Восьмой страной этой ассоциации стал Афганистан – с 2006 года полноправный член Южно-Азиатской Ассоциации. Афганистан на саммите был представлен только что избранным президентом Ашрафом Гани.

Это знаменательное событие в том плане, что на одной площадке встретились лидеры всех восьми стран, представленных в этой организации.

Новые люди во главе новых правительств участвовали в совместном обсуждении проблем и проектов. Южно-Азиатская Ассоциация не занимается вопросами двухстороннего сотрудничества. Они исключаются из рассмотрения. Это непреложное правило на протяжении 30 лет существования данной организации. Ее первое заседание на высшем уровне прошло в декабре 1985 года. За это время было проведено 18 саммитов, состоялись многочисленные встречи на уровне министров иностранных дел и заместителей министров иностранных дел. Больших успехов за этот период организация не достигла. Это признается самими участниками встречи, в частности организаторами – непальской стороной.

Организация Южно-Азиатская Ассоциация значительно уступает по своему значению, роли в жизни региона и мировой политике АСЕАН. АСЕАН – это крупный региональный и торгово-экономический блок, известный своими внутренними и внешними связями с соседями, в том числе со странами Европы. Это уже ядро многосторонней дипломатии в Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такого рода функцию СААРК не смогла выполнять. Организация более известна своими декларативными заявлениями. В торгово-экономической сфере она не смогла добиться больших успехов, но играет большую роль как площадка для встреч лидеров стран региона, находящихся между собой в достаточно натянутых и напряженных отношениях.

Основная линия противостояния – это линия борьбы между двумя ядерными державами региона, Индией и Пакистаном. Участники этой встречи отмечали, что организация – заложник сложных отношений, которые продолжают характеризовать индийско-пакистанские отношения. Сложности в индийско-пакистанских отношениях снижают дееспособность и эффективность организации. На саммите в Катманду второй раз встретились новоизбранные лидеры Индии и Пакистана.

Нарендра Моди – представитель новой правящей партии и коалиции в Индии, известный своими достаточно жесткими националистическими индусскими позициями и взглядами. Нарендра Моди – очень колоритная и вполне мобильная политическая фигура. Он обещает поставить Индию на новые рельсы, провести реформы и подстегнуть экономическое и социальное развитие страны, сделать ее великой державой с позиции международных и внутриполитических реалий. Это очень колоритная фигура на южно-азиатском небосклоне.

С другой стороны, бесспорный лидер после парламентских выборов 2013 года в Пакистане Наваз Шариф, обладающий в парламенте Пакистана примерно теми же позициями доминирования как в парламенте Индии Нарендра Моди. Наваз Шариф избран полтора года назад. Его власть как премьер-министра несколько подточена и сокращена вследствие кризиса, который охватил Пакистан в августе-сентябре 2014 года. До сих пор этот кризис полностью не разрешен, но тем не менее он в значительной степени купирован, и острота его значительно меньше. Так или иначе, Наваз Шариф –тоже весьма харизматическая личность для пакистанской политики. Таким образом, отношения между двумя странами - традиционными антагонистами продолжают доминировать в политике Южной Азии.

Встреча в Катманду долгое время проходила в таком режиме, что многим ее продуктивность и целесообразность казались незначительными, но в последний момент, когда участники оказались в неформальной обстановке, стало известно, что Нарендра Моди и Наваз Шариф обменялись рукопожатиями. Это было хорошим сигналом. Однако в августе-октябре 2014 года на границе между Индией и Пакистаном произошли острые столкновения, которые не позволили развернуться обычному дипломатическому процессу урегулирования отношений. Процесс налаживания дипломатических отношений был сорван и не возобновился до сих пор. Пока трудно сказать, как скажется этот саммит на развитии отношений между Индией и Пакистаном. Скорее всего, диалог между двумя странами не сразу даст существенные результаты.

Если говорить о СААРК с точки зрения ее торгово-экономических возможностей, они действительно не столь велики, хотя в принципе могут быть значительно расширены при наличии доброй воли и заинтересованности всех участников.

Нарендра Моди придает очень большое значение налаживанию связей с южно-азиатскими соседями. Он провел личные беседы со всеми лидерами Южной Азии, за исключением Пакистана, потому что ни та, ни другая сторона не хотели первыми заявить о своем желании встретиться для переговоров один на один. Сейчас накал страстей убавился. Скорее всего, новый этап будет связан с выборами, которые состоялись 25 ноября 2014 года в индийском штате Джамму и Кашмир. Кашмир – спорный вопрос в отношениях между двумя государствами. Результаты этих выборов во многом определят вектор дальнейшего развития во взаимоотношениях между двумя странами.

Если говорить о СААРК с точки зрения ее торгово-экономических возможностей, они действительно не столь велики, хотя в принципе могут быть значительно расширены при наличии доброй воли и заинтересованности всех участников. Предполагалось, что участники саммита заключат договор по трем вопросам: создание единой энергетической, единой железнодорожной и шоссейной транспортных систем. Однако из трех проектов удалось подписать меморандум о создании лишь одного – энергетического сотрудничества всех стран региона, имея в виду в перспективе создание единой сети электропередач. Электроснабжение – болевая точка для многих стран, и создание такого рода общего пула в перспективе может быть очень существенно для подъема экономики.

www.trekkingmart.com

При наличии политических условий и благоприятной политической ситуации поставленные задачи могут быть реализованы. Страны региона могут помочь друг другу в экономическом прогрессе и развитии экономики. Намеченные проекты могли бы позволить увеличить торговый оборот между всеми странами и позволить создать общий фактор экономического и торгово-экономического развития региона. Очень неплохо намечены перспективы соединения сетей шоссейных и железных дорог и электропередач, но вопрос в том, как это будет реализовано. К сожалению, пока общественное мнение в двух странах-антагонистах – Индии и Пакистане – складывается таким образом, что правительство вынуждено играть на струнах крайних патриотически настроенных элементов.

Лидеры, собравшиеся в Катманду, вели себя таким образом, чтобы не вызвать недовольство и неудовлетворение в общественном мнении своих стран. Каждый из лидеров – Н. Моди и Н. Шариф – оглядывались на то, как это будет воспринято в их странах. Поэтому саммит в полной мере не оправдал надежд, которые на него возлагали, но процесс не прерывается. Следующий саммит пройдет в Исламабаде, но не в 2015, а в 2016 году.

Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся