Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.11)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Токарев

Д.полит.н., в.н.с. ИМИ МГИМО МИД России

Президент Путин подписал указ о новой Концепции внешней политики. Поскольку мир с 2016 года изменился кардинально, назрела необходимость обновить главный внешнеполитический документ страны. Сравним актуальную Концепцию с предыдущими, чтобы понять, как изменился взгляд официальной Москвы на отношения с республиками бывшего СССР.

Постсоветское пространство — приоритетный регион российской внешней политики. В структуре российских органов власти, отвечающих за международные отношения, есть несколько профильных подразделений: минимум два управления в Администрации Президента, четыре департамента стран СНГ в МИД и отдельные службы, управления и департаменты в других институциях.

Нынешняя КВП — первая, в которой Россия по-настоящему развернулась на Восток. А ещё на север (второй после СНГ приоритет — Арктика) и на юг (отдельно прописан африканский и исламский блоки). Это движение на 180 градусов от Запада отправило отношения со странами Европы и Северной Америки, ранее признававшиеся одним из приоритетов, на последние места. На бумаге они теперь важнее разве что пингвинов в Антарктиде. Что важно, официальная Россия всё же указывает, что не считает себя «врагом Запада», рассчитывая, что там победит разум, который вернёт страны к прагматичному сотрудничеству с Россией. Дальнейшее «расползание» и самого постсоветского пространства, и государственности его отдельных стран закончится, когда Россия и Запад вернутся в нормальность. Судя по тексту, Россия к этому готова.

Постсоветское пространство — приоритетный регион российской внешней политики. В структуре российских органов власти, отвечающих за международные отношения, есть несколько профильных подразделений: минимум два управления в Администрации Президента, четыре департамента стран СНГ в МИД и отдельные службы, управления и департаменты в других институциях.

Это отношение государства к региону было закреплено и на бумаге. В Концепциях внешней политики (КВП) постсоветское пространство всегда шло прежде других регионов при перечислении иерархических позиций: в 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 гг. После упоминания СНГ перечислялись интеграционные объединения внутри него: Таможенный союз, Договор о коллективной безопасности, союз с Белоруссией. Первый эволюционировал в ЕАЭС, второй — в ОДКБ, третий — в Союзное государство.

Если соотносить тексты и реальную политику, выраженную актами дипломатического взаимодействия, можно заметить некоторый перекос. Временами количество встреч президентов и глав МИД со своими визави, например, из США и Германии кратно превышало аналогичные показатели с союзниками и партнёрами по СНГ. Но на уровне оперативного взаимодействия российская внешняя политика наибольшее внимание уделяла бывшим республикам СССР (которым часто казалось — наоборот).

Иерархия региональных приоритетов в КВП-2013 выстраивалась чётко. На первом месте СНГ, потом ЕАЭС, ОДКБ, Союзное государство с Белоруссией, снова Белоруссия и Казахстан (при переформатировании ЕврАзЭС в ЕАЭС), Украина, Молдавия и ПМР, Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Грузия.

В 2016 г. иерархия не слишком изменилась. СНГ, Союзное государство с Белоруссией, ЕАЭС (а значит, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), ОДКБ, Украина (конфликт на Донбассе назывался внутриукраинским), Абхазия, Южная Осетия, Молдавия и ПМР, урегулирование конфликта в НКР, Грузия. Больше никакие государства постсоветского пространства (например, страны Центральной Азии) не были названы, но были перечислены партнёры и соперники за пределами территории бывшего СССР. Сам термин «постсоветское пространство» в документах за 2013 и 2016 гг. встречался всего трижды.

В тексте 2023 г. всё иначе. Главный конфликт — украинский. «Постсоветское пространство» и «урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта» отсутствуют. Абхазия с Южной Осетией остались, но ни Грузия, ни Приднестровье, ни Молдавия не упомянуты ни разу. Возможно, властям в Кишинёве это стоит рассматривать как очень тревожный сигнал. В данном случае им стоило бы заверить официальную Москву в том, что Молдавия сохранит нейтралитет. В целом же отказ включать привычную формулировку об уважении суверенитета и нейтралитета Молдавии в главный внешнеполитический документ не означает, что Кремль хочет силой забрать Приднестровье — оно и так годами стремилось войти в состав России. Правила игры изменились. Чем меньше присутствия НАТО у российских границ, чем меньше угроз российским контингентам за пределами страны, тем спокойнее будет жизнь у постсоветского пространства.

При этом ближнее зарубежье — по-прежнему важнейший региональный приоритет. Незначительные структурные изменения видны в том, что в отличие от предыдущих текстов в 2023 г. ближнее зарубежье выделяется в отдельный подпункт; за ним следуют Арктика, Евразийский континент (особо выделены Китай и Индия), АТР, исламский мир, Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн, Европейский регион, США и другие англосаксонские государства, Антарктика.

Кроме важных объединений в КВП прописывалось отношение России к урегулированию постсоветских конфликтов. Восприятие напряжённости между берегами Днестра долгие годы на бумаге не менялось. В официальных бумагах МИД она называлась Приднестровским конфликтом или Приднестровской проблемой, что откровенно раздражало местных экспертов и чиновников. Редкая совместная встреча с приднестровцами обходилась без критики термина. Наши друзья с левого берега Днестра вполне резонно объясняли: «У нас с самими собой никакого конфликта нет — надо называть его молдо-приднестровским конфликтом».

Ещё один характерный языковой маркер, отличающий официальный российский дискурс от экспертного — именование географической области к югу от российского Северного Кавказа. Исторически сложилось логичное «Закавказье» — взгляд из центра империи, Санкт-Петербурга или Москвы, простирался за Кавказ, собственно, понимавшийся как российский. Поэтому то, что находится за Кавказом, то есть Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия и Южная Осетия — это Закавказье. Из англоязычной литературы пришёл термин Южный Кавказ — в противовес Северному. Сейчас это языковое разделение заметно по профессиональному и возрастному признакам: условное старшее поколение учёных и чиновники предпочитает «Закавказье»; те, кто помоложе и/или работает в науке и экспертизе, используют «Южный Кавказ». В.н.с. ИМИ МГИМО Сергей Маркедонов уточняет: «Здесь ещё и разница нашего и западного дискурсов. “Южный Кавказ” использовали в министерстве оккупированных восточных территорий Розенберга, сейчас Турция использует. Невозможно представить, чтобы молодые сотрудники МИДа говорили “Южный Кавказ” — наши говорят “Закавказье”». Поскольку КВП — предельно формальный текст; в нём, конечно, употребляется «Закавказье». В Концепциях 2008, 2013 и 2016 гг. термин «Южный Кавказ» тоже отсутствует — только «Закавказье».

При решении Приднестровского конфликта Россия сначала руководствовалась принципами территориальной целостности и нейтралитета Молдавии, позже — «определением особого статуса Приднестровья»; именно в таком порядке прописывались принципы урегулирования в КВП-2013 и КВП-2016. В переводе с бюрократического языка на конфликтологический это звучало примерно так: «Молдавия не должна вступать в НАТО, тогда при учёте автономии ПМР может вернуться в состав государства». Железнодорожные аналогии спецпредставителя по Приднестровью Дмитрия Рогозина помогали понять альтернативу мирному разрешению конфликта: при ускоренном движении в НАТО на поворотах «молдавский поезд отдельные вагоны может и потерять».

Ещё об одном постсоветском конфликте — Нагорно-Карабахском — в КВП и 2013, и 2016 гг. говорились одними словами: урегулирование во взаимодействии с США и Францией, сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Какие выводы о российской внешней политике можно сделать, сравнивая стратегические документы 1993, 2000, 2008, 2013, 2016 и 2023 гг.? Прежде всего, удивляет, как быстро США, Европа и союзники растоптали (пусть и не без нашей помощи) вполне искреннее желание российских элит и политического руководства стать институциональной и экономической частью Запада. Как странно теперь звучит текст 2008 г.: «Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по‑настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона». 15 лет спустя место Европы и США возле… Антарктики — это предпоследняя позиция в иерархии. Совсем уж дико смотрится текст первой КВП: «Согласование и реализация планов сотрудничества на 1993 год с НАТО, интенсификация контактов на двусторонней и многосторонней основе; взаимодействие с органами НАТО в вопросах укрепления мира и безопасности…». ЕС воспринимался как ключевой внешнеторговый партнёр. Деголлевское «от Атлантики до Урала» было расширено до масштабов всего северного полушария (в КВП-2008 — «от Ванкувера до Владивостока»). Теперь наши отношения опустились на самое дно, и снизу, кажется, уже некому стучать. Участие США и ЕС в санкционной войне, финансировании ВСУ, направлении военных советников, поставках техники и вооружений Украине отбросили российско-европейское взаимодействие в прошлое надолго.

Стабильность российской внешнеполитической линии сохраняется в первом приоритете: все эти годы им остаётся постсоветское пространство. В 2023 г. впервые оно упомянуто отдельным пунктом. Явно возросла роль Союзного государства. Раньше Белоруссию отдельно упоминали после ЕАЭС и ОДКБ, в которые она и так входит. Теперь Союзное государство — второй приоритет в разделе «Ближнее зарубежье». Кроме Белоруссии, из республик бывшего СССР упомянуты лишь Абхазия и Южная Осетия. Нет отдельного абзаца, посвящённого Грузии, которой предлагалось принять реалии, существующие в регионе, при этом заниматься нормализацией отношений.

Исчезли упоминания форматов постконфликтного урегулирования, в отношении которых с Западом в целом сохранялся консенсус: приднестровского и карабахского. Переговоры с Западом признаны бессмысленными, что очевидным образом обнуляет прежние форматы. Это не означает, что завтра Россия захочет присоединить Тирасполь и Бендеры, но молдавскому руководству стоит внимательно посмотреть на разницу в текстах КВП-2016 и КВП-2023.

В 2023 г. Россия впервые назвала себя отдельной цивилизацией. В тексте 2013 г. она была «неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации». В 2016 г. употребили термин «цивилизация» про кого угодно, но не про самих себя. Теперь «Россия является ядром цивилизационной общности Русского мира» (двух последних слов тоже не было в предыдущих текстах — раньше писали только про русский язык). То есть Россия формально прописала то переосмысление собственной роли в мировой истории, которое происходило в обществе, экспертной среде и высоких кабинетах.

Нынешняя КВП — первая, в которой Россия по-настоящему развернулась на восток. А ещё на север (второй после СНГ приоритет — Арктика) и на юг (отдельно прописан африканский и исламский блоки). Это движение на 180 градусов от Запада отправило отношения со странами Европы и Северной Америки, ранее признававшиеся одним из приоритетов, на последние места. На бумаге они теперь важнее разве что пингвинов в Антарктиде. Что важно, официальная Россия всё же указывает, что не считает себя «врагом Запада», рассчитывая, что там победит разум, который вернёт страны к прагматичному сотрудничеству с Россией. Дальнейшее «расползание» и самого постсоветского пространства, и государственности его отдельных стран закончится, когда Россия и Запад вернутся в нормальность. Судя по тексту, Россия к этому готова.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.11)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju