Россия и Запад вряд ли смогут прийти к взаимопониманию в отношении украинского кризиса, однако трагическая гибель малазийского лайнера должна сблизить все стороны. И не только потому, что человеческое горе и страдания объединяют людей независимо от их политических взглядов и пристрастий. Но также и потому, что падение лайнера — напоминание о реальной опасности дальнейшей эскалации конфликта вплоть до прямого военного противостояния России и НАТО. Чтобы избежать этой угрозы, было бы не лишним обратиться к истории урегулирования международных конфликтов; уроки прошлого не утратили своей актуальности.
Россия и Запад вряд ли смогут прийти к взаимопониманию в отношении украинского кризиса, однако трагическая гибель малазийского лайнера должна сблизить все стороны. И не только потому, что человеческое горе и страдания объединяют людей независимо от их политических взглядов и пристрастий. Но также и потому, что падение лайнера — напоминание о реальной опасности дальнейшей эскалации конфликта вплоть до прямого военного противостояния России и НАТО. Чтобы избежать этой угрозы, было бы не лишним обратиться к истории урегулирования международных конфликтов; уроки прошлого не утратили своей актуальности.
Еще до авиакатастрофы доверие между Россией и Западом было серьезно подорвано. Россия и НАТО развертывали свои вооруженные силы все ближе и ближе друг к другу. Замороженные конфликты в Европе, такие как, например, приднестровский, оставались неразрешенными на протяжении десятилетий и в любой момент могли обострить отношения между Россией и Западом. Ядерное оружие обеих сторон сегодня, как и в годы холодной войны, находится в состоянии высокой боеготовности. Двусторонние контакты и обмен информацией относительно действий вооруженных сил сведены к минимуму, а инструменты урегулирования кризисов по линии Россия — НАТО и Россия — ЕС никогда не отличались эффективностью.
Работа многих потенциально важных для налаживания диалога механизмов — например, Совета Россия — НАТО (который в обычной ситуации собирался раз в месяц, давая участникам возможность обсудить самые сложные вопросы) — под воздействием украинского кризиса была приостановлена. В результате кризис на Украине усугубляется, а наш общий потенциал для обсуждения, поиска компромиссов и урегулирования этого кризиса либо вообще отсутствует, либо день ото дня сокращается.
Мы и другие участники рабочей группы высокого уровня, созданной совместными усилиями европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение, Российского совета по международным делам и ряда партнерских европейских аналитических центров, занимающихся проблемами безопасности, полагаем, что в настоящий момент помимо усилий по урегулированию конфликта на Украине необходимо срочно принять комплекс дополнительных мер.
Во-первых, требуются совместные действия всех сторон, направленные на обеспечение военно-политической сдержанности не только непосредственно на Украине, но и за ее пределами. История показывает, что одним из самых сложных аспектов разрешения кризиса между крупными державами является удержание контроля над ситуацией, недопущение непреднамеренной эскалации. Своеобразным предупреждением всем нам стал недавний инцидент, когда российский военный самолет опасно приблизился к стоявшему в Черном море американскому эсминцу Donald Cook. Политические лидеры должны пересмотреть существующие правила использования вооруженных сил, чтобы не допустить ошибок или сбоев на всех уровнях командования и свести к минимуму вероятность случайного втягивания в военный конфликт. Одновременно России и Западу следует сделать все необходимое для того, чтобы не допустить обострения других замороженных конфликтов.
Во-вторых, необходимо повысить эффективность взаимодействия военных России и НАТО. Если холодная война чему-то нас и научила, так это тому, что снижение риска внезапного вооруженного нападения одной стороны на другую позволяет увеличить время, отведенное руководству для принятия решений в период кризиса, и имеет стабилизирующий эффект. Кроме того, мы призываем все стороны обмениваться сведениями о действиях вооруженных сил, находящихся вне мест постоянной дислокации, и допустить военные миссии связи и взаимодействия к наблюдению за подобными действиями. Такие меры могли бы снизить уровень взаимного недоверия и страха.
В-третьих, необходимо поддерживать прямой диалог высокого уровня между Россией и Западом. Совет Россия — НАТО, орган, который создавался с целью поддержать такой диалог, должен чаще проводить заседания, принимая во внимание нынешние обстоятельства. Следует также организовать крупную международную конференцию и обсудить основополагающие вопросы европейской безопасности, в частности актуальность для современной Европы хельсинкских принципов, включая принципы территориальной целостности и соблюдения прав человека, заложившие фундамент для действующей системы безопасности в Европе. Очевидно, что по этим вопросам между Россией и Западом сохраняются принципиальные разногласия, заслуживающие как минимум детального анализа.
Кроме того, поскольку и России, и Европейскому союзу в конечном счете придется так или иначе помогать украинской экономике и интегрировать ее в общеевропейское экономическое пространство, сторонам следует продолжить содержательный диалог о возможном будущем сотрудничестве между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом.
Мы полагаем, что в настоящий момент такое сотрудничество выглядит в лучшем случае отдаленной перспективой, тем не менее нам следует продолжать тщательную работу технического характера в этом направлении.
Если Россия и Запад не будут предпринимать энергичных усилий по поиску выхода из сложившейся ситуации, то они могут оказаться заложниками динамики украинского кризиса. В этом случае нашу судьбу, вероятно, будет решать не разум, а случайность.
Источник: Ведомости