Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Волкан Оздемир

Директор Института энергетического рынка и энергетической политики (EPPEN Institute), преподаватель Кафедры изучения Евразии, Технический университет Ближнего Востока, Анкара

9 августа 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча между президентами России и Турции. Встреча с В. Путиным состоялась в ходе первого зарубежного визита Р. Эрдогана после провала попытки военного переворота в Турции 15 июля 2016 г.

9 августа 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча между президентами России и Турции. Встреча с В. Путиным состоялась в ходе первого зарубежного визита Р. Эрдогана после провала попытки военного переворота в Турции 15 июля 2016 г.

Если говорить о двусторонних отношениях России и Турции с исторической точки зрения, то они во многом формировались в зависимости от положительных или негативных отношений каждой из этих стран с Западом. Сегодня ситуация такая же, и саммит в Петербурге состоялся в то время, когда и у Анкары, и у Москвы отношения как с Брюсселем, так и с Вашингтоном развиваются по достаточно тревожному сценарию. Внешняя политика Кремля идет вразрез с интересами Запада на Украине и Черном море. Это привело к продолжающемуся конфликту на Юго-Востоке Украины и к экономическим санкциям против России. Турция со своей стороны достаточно близка к тому, чтобы оказаться в изоляции на внешнеполитической арене. Ее традиционный союзник по НАТО – Вашингтон – поддерживает в Сирии партию «Демократический союз» (PYD), которая считается в Анкаре ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), выступающей организатором регулярных террористических актов в Турции. Встреча лидеров двух стран приобрела особое значение в свете недавней попытки военного переворота, еще более осложнившей отношения Турции с ее западными партнерами.

Двусторонние отношения России и Турции во многом формировались в зависимости от положительных или негативных отношений каждой из этих стран с Западом.

Неудивительно, что Сирия стала одной из важнейших тем саммита. С точки зрения геополитики Сирия – приоритет для Турции, так же, как Украина – приоритет для России. Решение России в конце сентября 2015 г. об активном военном вмешательстве в ситуацию в Сирии вызвало огромные проблемы в отношениях между Москвой и Анкарой, а после того, как турецкие военно-воздушные силы сбили российский самолет СУ-24, двусторонние отношения совсем испортились. Направляя войска в Сирию, Москва пыталась найти общую позицию с Западом путем переключения внимания с Украины, где наблюдается конфликт российских и западных интересов, на Ближний Восток, где их интересы в связи с угрозой ИГ совпадают.

REUTERS/Alexander Nemenov
Виктор Катона:
Рождение «каспийской тройки»?


С точки зрения геополитики Сирия – приоритет для Турции, так же, как Украина – приоритет для России.

Однако эта политика не принесла ожидаемых результатов. Евросоюз не снял санкции с России, а на Украине по-прежнему остается риск масштабного противостояния. С другой стороны, в период российской военной операции в Сирии Турция вновь упрочила свои отношения с Западом и рассматривала возможность изменить свою политику безопасности в отношении Черного моря. Рассматривалась даже возможность внесения изменений в Конвенцию Монтрё 1936 г. , устанавливающую режим прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Такой шаг мог бы создать существенную угрозу российским интересам в этом регионе. Более того, при предыдущем премьер-министре Ахмете Давутоглу Турция и Европа вступили в новый «медовый месяц», достигнув согласия о взаимной выдаче незаконных мигрантов и заключения соглашений о безвизовом режиме. Однако и для Турции эта политика тоже не принесла желанных результатов. В таких условиях и после семи месяцев кризиса в двусторонних отношениях в силу объективной геополитической необходимости Турция и Россия возобновили процесс сближения, начавшийся с принесения Р. Эрдоганом извинений.

Результат двусторонней встречи на высшем уровне имеет большое геополитическое значение, поскольку выявил стремление В. Путина воспользоваться проблемным положением Турции в официальных внешнеполитических союзах с Западом, а также стремление Р. Эрдогана пересмотреть позицию Турции в системе международных отношений в целом. Сегодня внешняя политика Турции находится на развилке, и после саммита можно утверждать, что теперь Турция будет смелее проводить собственную политику независимо от своих традиционных партнеров. Сегодня, когда отношения с ЕС испорчены, эта страна сможет возобновить свое участие в решении евразийских вопросов. Можно ожидать, что Анкара развернется в сторону Китая и России в попытке установить с ними более тесные экономические и политические отношения. Более того, авантюрный и безуспешный неоосманизм во внешней политике, скорее всего, уступит место новому кемализму, в центре внимания которого будут находиться национальные интересы и уважение территориальной ценности соседних государств.

Авантюрный и безуспешный неоосманизм во внешней политике, скорее всего, уступит место новому кемализму, в центре внимания которого будут находиться национальные интересы и уважение территориальной ценности соседних государств.

После встречи стало ясно, что Анкара и Москва имеют схожее видение безопасности в Черноморском регионе, при котором особое значение придается поддержанию статус-кво. Еще более важно, что Россия и Турция пытаются найти общую платформу для совместного решения сирийского кризиса. Однако достижение успеха на этом пути остается под вопросом из-за серьезных различий политических курсов обеих стран. Ключевой вопрос состоит в том, прекратит ли Москва поддерживать сирийских курдов в ответ на отказ Анкары от попыток свергнуть режим Б. Асада. Одним из важнейших итогов саммита стало заявление о беспрецедентном партнерстве в оборонной промышленности. Стороны согласовали формирование совместных механизмов в сфере обороны и разведки для координации своей деятельности на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии. Такие механизмы позволят проводить совместные операции против ИГ, а Турция сможет осуществлять трансграничные интервенции против сил «Демократического союза» в Северной Сирии и предотвратить формирование курдского коридора, предусмотренного в рамках проекта США по Большому Ближнему Востоку. Этот коридор, обеспечивающий выход к Средиземному морю, необходим для поддержания курдского государства в качестве огромного дестабилизирующего фактора в регионе.



Брюссель пытается навязать свои правила энергетической игры, используя дестабилизацию в российско-турецких отношениях.

Сотрудничество в сфере энергетики стало еще одной важнейшей темой российско-турецкого саммита. Возможно возрождение АЭС Аккую, несмотря на то, что сохраняются проблемы финансирования. Кроме того, с возрождением «Турецкого потока» можно рассчитывать на прогресс в российско-турецких газовых отношениях, которые представляют собой основу многостороннего энергетического диалога. Фактически в контексте энергетического треугольника между ЕС, Турцией и Россией Брюссель пытается навязать свои правила энергетической игры, используя дестабилизацию в российско-турецких отношениях. Брюссель хотел бы видеть Турцию исключительно в качестве страны-транзитера (что противоречит объявленным планам Анкары по созданию регионального энергетического хаба), поэтому подталкивает Турцию к полной либерализации ее рынка природного газа. Что касается России, решение приостановить строительство газопровода «Турецкий поток» повысило важность трубопровода «Северный поток-2» как единственного маршрута природного газа в обход Украины. Однако ожидалось, что «Северный поток-2» также ускорит либерализацию российского газового рынка, который будет в большей степени гармонизирован с принятыми в ЕС регулирующими документами.

После встречи шансы на продолжение строительства «Турецкого потока» повысились, планируется строительство двух ниток для транспортировки 31,5 млрд куб. м в год. Те 14 млрд куб. м газа в год, которые Турция сегодня импортирует из России через трансбалканский трубопровод, могут быть перенаправлены в «Турецкий поток» после строительства первой очереди. Вторая нитка этого газопровода может быть использована для импорта природного газа из России в юго-восточную Европу. Тем не менее поскольку «Газпром» находится в процессе переговоров с Европейской комиссией о строительстве еще одного крупного инфраструктурного проекта «Северный поток-2», можно предположить, что «трубопроводная игра» еще далека от завершения. С учетом финансовых сложностей «Газпром» может также намереваться использовать «Турецкий поток» как дополнительный рычаг в своих переговорах с Европой. Возобновляется конкуренция между «Северным потоком-2», «Турецким потоком» и даже «Южным потоком». Если переговоры по «Северному потоку-2» не увенчаются успехом, вероятность строительства «Турецкого потока» возрастет. Эта вероятность еще больше увеличилась, после того как Польша выдвинула возражения против создания совместного предприятия для целей «Северного потока-2» через свой антимонопольный контролирующий орган.

Поскольку «Газпром» находится в процессе переговоров с Европейской комиссией о строительстве еще одного крупного инфраструктурного проекта «Северный поток-2», можно предположить, что «трубопроводная игра» еще далека от завершения.

Сюрпризом завершившейся встречи стало решение создать механизм трехстороннего сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Турцией. Такое партнерство имеет хорошие возможности привести к созданию нового институционального режима на Кавказе. Если данный процесс будет успешным, это будет иметь важные геополитические последствия для всего региона. Проблема Нагорного Карабаха может разрешиться в пользу Баку, а также может быть создан новый энергетический альянс между тремя государствами. Такой шаг может серьезно нарушить планы Евросоюза по диверсификации поставок энергоресурсов, поставив под вопрос будущее Южного газового коридора.

Похоже, Россия и Турция согласились вместе работать над развитием двусторонних отношений, пострадавших от кризиса, связанного со сбитым самолетом. После встречи в Петербурге российско-турецкие отношения, на протяжении многих десятилетий строившиеся на основе экономического сотрудничества, могут впервые перейти на новую ступень стратегического партнерства. Наступает новая эра отношений, более углубленных, чем просто возобновление старого сотрудничества.

Сюрпризом завершившейся встречи стало решение создать механизм трехстороннего сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Турцией.

Тем не менее, принимая во внимание различные интересы России и Турции по ряду международных вопросов и членство Турции в НАТО, слишком рано говорить о полномасштабном стратегическом партнерстве двух государств. Будущее покажет, действительно ли Анкара и Москва заинтересованы и, что важнее, имеют возможность сформировать политическое партнерство, которое может стать важнейшим фактором, меняющим правила игры на мировой арене. В этом смысле Сирия станет первым испытанием для нового подхода, после чего уже можно будет делать выводы о вероятности образования и будущем развитии нового российско-турецкого партнерства.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Текущий опрос

Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся