На протяжении последних 30 лет российско-словенские отношения были ровными и дружественными. Россия признала независимость Словении 14 февраля 1992 г. и установила с ней дипломатические отношения 25 мая того же года. 14 октября 1992 г. в Любляне было открыто Посольство Российской Федерации.
Правовую основу экономических связей между Словенией и Россией составляет подписанное в 1993 г. правительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В 1994 г. было подписано Соглашение о поставках природного газа из РФ в Республику и Конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которая вступила в силу в январе 1998 г. В 2000 г. с Россией было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Несмотря на все перипетии, Словения была и остается практически единственным государством Европейского союза, которое в нынешних неоднозначных международных реалиях сохраняет дружеское отношение к России. Как правило оно проявляется в области культурного и научного сотрудничества. Подобные проявления «мягкой силы» оказывают существенное влияние на сглаживание внешнеполитических шероховатостей. Совместные культурные и научные проекты позволяют нашим народам лучше узнать и понять друг друга, а также продолжать выстраивать диалог.
Однако за последние полтора года отношения между Россией и Словенией стали менее теплыми. Предыдущий премьер М. Шарец был настроен к Москве более лояльно, он однозначно выступал против введения санкций, справедливо предвидя тяжелые последствия для словенской экономики. Изменения характера отношений между нашими странами связаны с приходом к власти Я. Янши. Это довольно сложный политик, который вызывает неоднозначное отношение не только со стороны своих сограждан, но и у международного сообщества.
Однако некоторый оптимизм вселяют слова словенского посла в Российской Федереации Б. Раковеца: «Словения принципиально выступает за развитие отношений с Россией, за диалог, за сотрудничество, прежде всего в тех сферах, которые представляют общий интерес. Это экология, охрана окружающей среды, зеленая экономика, здравоохранение. Конечно, мы надеемся, что наши отношения будут успешно развиваться».
История российско-словенских отношений
На протяжении последних 30 лет российско-словенские отношения были ровными и дружественными. Россия признала независимость Словении [1] 14 февраля 1992 г. и установила с ней дипломатические отношения 25 мая того же года. 14 октября 1992 г. в Любляне было открыто Посольство Российской Федерации.
Правовую основу экономических связей между Словенией и Россией составляет подписанное в 1993 г. правительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В 1994 г. было подписано Соглашение о поставках природного газа из РФ в Республику и Конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которая вступила в силу в январе 1998 г. В 2000 г. с Россией было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.
С начала 2000-х гг. отношения между двумя странами стали иметь более тесный характер. В январе 2001 г. Республику с визитом посетил спикер Государственной думы РФ Г. Селезнев, а 10 февраля состоялась встреча премьер-министра Словении Я. Дрновшека с президентом России В. Путиным. 23–24 марта 2001 г. с кратким рабочим визитом Я. Дрновшек посетил Москву, где провел встречи с президентом и председателем правительства Российской Федерации. 16 июня 2001 г. состоялась встреча В. Путина с президентом Словении М. Кучаном и Я. Дрновшеком в Брдо при Кране в рамках поездки в эту страну, связанной с проведением российско-американского саммита. 5–7 июля 2001 г. Россию посетил министр иностранных дел Словении Д. Рупел. В ходе визита было заключено межведомственное соглашение о сотрудничестве в области архивов.
Во время визита председателя правительства М. Касьянова в Словению в январе 2002 г. состоялись его беседы с М. Кучаном и Я. Дрновшеком. Председатели правительств России и Словении встречались 3 февраля 2002 г. в Нью-Йорке в ходе Всемирного экономического форума. В июне 2002 г. в Любляне Председатель Совета Федерации С. Миронов принял участие в конференции глав сенатов европейских парламентов, на которой Россия была принята в соответствующую общеевропейскую ассоциацию. В мае 2002 г. И. Иванов и Д. Рупел встретились в Рейкьявике в рамках заседания министров иностранных дел СЕАП. 7–8 июля 2002 г. с визитом в Словении побывал Министр культуры М. Швыдкой, который встретился с рядом государственных и общественных деятелей страны.
В сентябре 2003 г. состоялась встреча председателя правительства Российской Федерации М. Касьянова с премьером Республики Словении А. Ропом. После переговоров М. Касьянов сообщил журналистам, что стороны приняли решение поручить экспертам провести консультации и представить предложения по урегулированию проблемы задолженности России перед Словенией в рамках долга бывшего СССР перед СФРЮ.
12 ноября 2003 г. в ходе пребывания в Любляне заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации В. Чижов был принят Министром иностранных дел Словении Д. Рупелом, а также провёл консультации с государственными секретарями МИД. Стороны обменялись мнениями по широкому спектру вопросов относительно деятельности ОБСЕ. Была обсуждена работа над документами СМИД, прежде всего проектами Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI в. и Документа в области экономического и экологического измерения.
В феврале 2004 г. состоялась встреча председателя Совета Федерации России С. Миронова с председателем Государственного Совета Республики Словения Я. Сушником. В ходе встречи обсуждались пути расширения сотрудничества России и Словении в сфере законодательства, экономики и культуры.
1 февраля 2005 г. состоялась встреча министра иностранных дел России С. Лаврова с министром иностранных дел Словении Д. Рупелом. В ходе переговоров обсуждались перспективы реформирования и повышения эффективности ОБСЕ. Особое внимание было уделено вопросу о правах национальных меньшинств в регионе ОБСЕ.
30–31 мая 2006 г. с визитом в Москве побывал премьер-министр Словении Я. Янша, в ходе которого было подписано два межправительственных соглашения — Программа сотрудничества в области культуры, науки, образования и спорта и Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Были также подписаны Меморандум о сотрудничестве между министерствами обороны России и Словении, о сотрудничестве в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. 31 мая 2006 г. состоялась встреча президента Российской Федерации и премьер-министра Словении.
В ноябре 2009 г. президент России Д. Медведев посетил Словению. Год спустя, в ноябре 2010 г., президент Словении Данило Тюрк приехал в Россию. На встрече с президентом России было обсуждено инвестиционное взаимодействие двух стран в сфере энергетики и вопросы торгово-экономического сотрудничества. Кроме того, была подписана Декларация о партнерстве для модернизации.
У Словении имеются тесные связи с Россией в области энергетики, фармацевтики, торговли. Россия поставляет в Словению газ с 1978 г. 22 мая 2011 г. в ходе рабочего визита премьер-министра РФ В. Путина в Республику стороны подписали Соглашение о создании совместного предприятия по проектированию, строительству и эксплуатации словенского участка трубопровода «Южный поток». Для этого со словенской стороной был заключен ряд договоров: 27 мая 2010 г. было подписано соглашение между ОАО «Газпром» и «Плиноводи» (Plinovodi), а 22 марта 2011 г. для реализации проекта на словенской территории эти же компании подписали соглашение участников South Sream Slovenia LLC. 27 февраля 2012 г. состоялся визит делегации ОАО «Газпром» в Словению, в результате которого было подписано дополнительное соглашение участников South Sream Slovenia LLC. Однако Евросоюз счел договора, которые Словения подписала с Россией наряду с другими странами, недействительными, поскольку они нарушают законодательство Евросоюза, что явилось одной из главных тем обсуждения во время официального визита словенского премьера А. Братушек в Россию в декабре 2013 г. В 2014 г. Еврокомиссия заявила о приостановке реализации проекта. 1 декабря 2014 г. на пресс-конференции в Анкаре президент России заявил, что «Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию данного проекта».
Мягкая сила
Несмотря на все перипетии, Словения была и остается практически единственным государством Европейского союза, которое в нынешних неоднозначных международных реалиях сохраняет дружеское отношение к России. Как правило оно проявляется в области культурного и научного сотрудничества. Подобные проявления «мягкой силы» оказывают существенное влияние на сглаживание внешнеполитических шероховатостей. Совместные культурные и научные проекты позволяют нашим народам лучше узнать и понять друг друга, а также продолжать выстраивать диалог. В этом году исполнилось 10 лет подписанию российско-словенского соглашения об учреждении и условиях деятельности центров науки и культуры. Согласно документу от 21 апреля 2011 г. в центре Любляны открылся Русский дом, который ведет активную деятельность в сфере знакомства словенцев с российской культурой и традициями.
В условиях пандемии это сотрудничество не ослабевает. В области гуманитарных наук Институт славяноведения Российской академии наук поддерживает тесные связи со словенскими научными центрами, среди которых можно отметить Институт новейшей истории РС и Мариборский университет. Институт издает исторический альманах «Slovеniсa», в котором историки обеих стран имеют возможность публиковать новейшие исследования по истории Словении и о российско-словенских отношениях. Продолжаются начатые проекты, проводятся совместные конференции.
Для словенской и российской сторон важно уважение и бережное отношение к исторической памяти. Так, каждый год на перевале Вршич у русской Свято-Владимирской часовни, которая была построена русскими военнопленными в годы Первой мировой войны в память о погибших 12 марта 1916 г. в результате схода лавины товарищах, ежегодно проводятся памятные мероприятия, на которых присутствуют высокие должностные лица как со словенской, так и с российской стороны.
Ежегодно в мае в городе Мурска-Собота проводится церемония возложения цветов у памятника Победы во Второй мировой войне, увековечивающему память о павших в боях советских воинах и югославских партизанах.
30 июля 2016 г. в столице Словении Любляне в ходе визита президента Российской Федерации В. Путина на мемориальном кладбище Жале был открыт памятник, посвящённый русским и советским воинам, погибшим в двух мировых войнах. На памятнике высечена надпись на русском и словенском языках: «Сынам России и Советского Союза, погибшим на словенской земле в годы Первой и Второй мировых войн».
В сентябре 2019 г. премьер Марьян Шарец прибыл с официальным визитом в РФ и провел встречи с Председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Главы правительств обсудили такие темы, как общее историческое наследие, экономическое сотрудничество и культурные связи. Кроме того, Д. Медведев и М. Шарец открыли памятник словенцам, погибшим на российской земле в годы Первой и Второй мировых войн на Поклонной горе.
Отношения между Россией и Словенией на современном этапе
За последние полтора года отношения между Россией и Словенией стали менее теплыми. Предыдущий премьер М. Шарец был настроен к Москве более лояльно, он однозначно выступал против введения санкций, справедливо предвидя тяжелые последствия для словенской экономики. В преддверии своего визита в российскую столицу в сентябре 2019 г. в своем интервью ТАСС он отметил: «Российско-словенские отношения — традиционно хорошие, и в этой связи мало что меняется. Российская Федерация также является важным экономическим партнером. Она занимает девятое место среди экспортных партнеров и пятое по объему словенских прямых инвестиций за рубежом, а также по количеству туристов, приезжающих в Словению сроком более чем на один день. На территории РФ работают представительства 34 словенских компаний. Была создана межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между странами, она регулярно проводит заседания для координации программы приоритетных проектов».
Изменения характера отношений между нашими странами связаны с приходом к власти Я. Янши. Это довольно сложный политик, который вызывает неоднозначное отношение не только со стороны своих сограждан, но и у международного сообщества [2] . В настоящее время внутриполитическая ситуация в Словении далека от стабильной. По стране прокатилась волна митингов с требованием отправить в отставку премьера и правительство. 24 октября этого года на домашние адреса премьера Я. Янши и министра обороны М. Тонина пришли письма с угрозами расправы с ними и членами их семей. Пока не известно, кто разослал эти письма.
В 2021 г. председателем Совета Евросоюза снова стала Словения. В своей приветственной речи Я. Янша отметил: «Нам необходимо укреплять Европейский союз, в котором защищаются наши ценности и национальная идентичность. Национальные культуры не мешают европейской культуре. По сути, они составляют ее фундамент. Поскольку мы — словенцы, мы также являемся и европейцами. В то же время нам необходимо усилить способность Европейского союза стать стратегически автономным, чтобы он мог преследовать европейские интересы на глобальном уровне». Данное заявление напомнило слова американского политика Пола Госара, главы группы за американо-словенскую дружбу в Палате представителей Конгресса США: «Словения на своем посту председателя Совета ЕС должна противостоять российскому и китайскому «влиянию» и повышать политическую устойчивость ЕС».
Являясь членом Европейского союза с 1 мая 2004 г. и НАТО с 29 марта 2004 г., Словения придерживалась основных принципов этих организаций, но время от времени делала небольшие отступления в своих интересах. Нынешнее же руководство, похоже, намерено идти четко в русле европейской политики. Министр иностранных дел Республики Словения А. Логар на заседании Совета Евросоюза в октябре 2020 г. озвучил отношение Словении к Российской Федерации. Он подчеркнул единство политики Словении и ЕС, присоединился к осуждению нарушения прав человека в РФ (дело Навального), выразив надежду, что Россия как можно быстрее предоставит разъяснения произошедшего.
Стремление Словении к региональному лидерству
Основные направления Внешней политики Республики Словения определены в двух документах: Декларацией о внешней политике Словении (Deklaracijo o zunanji politiki Republike Slovenije) от 10 июля 2015 г. и документом «Словения: безопасная, успешная и уважаемая в мире. Внешняя политика Республики Словения» (Slovenija: varna, uspešna in v svetu spoštovana. Zunanja politika Republike Slovenije) от 2015 г. В них, в частности, отмечается, что Словения стремится обновить свое присутствие на Западных Балканах, поддерживает процесс евро-атлантической интеграции государств данного региона и будет продолжать выступать в качестве посредника между регионом и ЕС [3] . Подобные стремления были подтверждены в ходе состоявшегося в Любляне в октябре 2021 г. саммита ЕС — Западные Балканы. Складывается впечатление, что Словения, осознавая невозможность стать весомым актором в глобальной европейской политике, стремится занять лидирующее региональное положение, то есть стать арбитром на данном геополитическом пространстве, осуществляя роль посредника между странами Западных Балкан и Европой. Словенский премьер выступил с инициативой установить 2030 год как крайний срок для вхождения стран Западных Балкан в ЕС, его предложение нашло поддержку многих государств-членов, однако в декларации никаких дат так и не было обозначено.
О стремлении интегрировать Западные Балканы в ЕС говорил и председатель Государственного собрания Словении И. Зорчич, выступая с речью на состоявшейся в Афинах 20–22 октября Европейской конференции председателей парламентов. В частности, он отметил: «Евросоюз — не единственный игрок на Балканах, но это единственная сторона, которая может предоставить гражданам лучшие стандарты жизни не только с экономической точки зрения, но и реализации общих европейских ценностей, которые воплощают самые важные достижения европейской цивилизации». Об опасности вмешательства в дела региона третьей стороны говорил и премьер Словении Я. Янша: «Если этим не займется ЕС, то это сделает кто-то другой с другими ценностями и интересами». Вполне возможно, премьер имел ввиду Российскую Федерацию.
Однако некоторый оптимизм вселяют слова словенского посла в Российской Федереации Б. Раковеца: «Словения принципиально выступает за развитие отношений с Россией, за диалог, за сотрудничество, прежде всего в тех сферах, которые представляют общий интерес. Это экология, охрана окружающей среды, зеленая экономика, здравоохранение. Конечно, мы надеемся, что наши отношения будут успешно развиваться».
В преддверии визита в Москву в 2017 г. словенский президент Борут Пахор отметил: «Двусторонние связи между нашими странами с самого начала дипломатических отношений оставались образцовыми. Одной из причин искренней дружбы и крепких отношений между нашими народами является отсутствие в истории Словении и России каких-либо конфликтов». Республика Словения вынуждена исполнять требования ЕС, которые часто идут вразрез с национальными интересами словенского государства. Остается надеяться, что добрая воля и здравый смысл победят, и наши государства продолжат плодотворное сотрудничество в области экономики, политики, культуры.
1. Республика Словения — небольшое, сравнительно молодое государство в Центральной Европе, граничащее с Австрией, Италией, Венгрией и Хорватией. Словения провозгласила независимость 25 июня 1991 г. До этого она входила в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия. Численность ее населения составляет чуть более 2 млн человек.
2. Я. Янша стоял у истоков независимой Словении, был министром обороны в правительствах Л. Петерле, Я. Дрновшека, А. Баюка, в 2011 и 2013 гг. он был замешан в коррупционных скандалах.
3. Slovenija: varna, uspešna in v svetu spoštovana // Ministerstvo za zunanje zadeve. – URL: gov.si/assets/ministrstva/MZZ/Dokumenti/strateski-in-programski-dokumenti/strategija_ZP.pdf