Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чихачев

К.полит.н., научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов ИМИ МГИМО МИД России, старший преподаватель Кафедры европейских исследований СПбГУ

Президент Франции Э. Макрон на прошлой неделе впервые посетил Россию, возглавив делегацию своей страны на ПМЭФ-ё2018. Программа двухдневного визита включила в себя не только выступление главы государства на пленарном заседании форума, но и переговоры с В. Путиным в Константиновском дворце.

В ходе встречи лидеры государств обсудили возможность координации между двумя переговорными форматами по Сирии, в которых параллельно работают Россия и Франция, — Астанинским процессом и «малой группой». В отношении Ирана французская сторона еще раз дала понять, что она стремится сохранить в силе договоренности 2015 г. и не увязывает их действие с заключением каких-либо новых соглашений. Даже по украинскому сюжету, где уже длительное время прогресс не наблюдается, было объявлено о подготовке к новой встрече в «нормандском формате» (пока на уровне министров иностранных дел).

Определенных результатов сторонам удалось добиться и на двустороннем треке. В контексте форума было немало сказано о том, как крепки деловые и общественные связи двух стран даже в условиях санкций (например, французские компании сегодня остаются крупнейшими иностранными работодателями в России).

Несмотря на то, что внешне визит Э. Макрона может показаться весьма плодотворным, существует ряд позиций, по которым во франко-российских отношениях остаются вопросы или недосказанность.


Президент Франции Э. Макрон на прошлой неделе впервые посетил Россию, возглавив делегацию своей страны на ПМЭФ-2018. Программа двухдневного визита включила в себя не только выступление главы государства на пленарном заседании форума, но и переговоры с В. Путиным в Константиновском дворце. Обнародованные результаты обсуждений свидетельствуют о том, что позитив в диалоге Парижа и Москвы все-таки сохраняется сразу по нескольким направлениям. Вместе с тем имеется и ряд соображений, несколько сдерживающих оптимизм от прошедшего события.

Положительные результаты

Первая встреча В. Путина и Э. Макрона состоялась практически сразу после вступления французского президента в должность — 29 мая 2017 г. в Версале. Тогда была сделана попытка придать новый импульс франко-российским отношениям, в частности, с помощью нового форума «Трианонский диалог». Но за прошедший год этот импульс явно начал терять силу, уступая место политическим разногласиям, — как старым (Сирия и Юго-Восток Украины), так и новым («дело Скрипалей» и сложности вокруг иранской ядерной сделки). Следовательно, в этот раз от сторон требовалось найти какие-то точки соприкосновения по важнейшим международным досье, без которых «дух Версаля» оставался бы крайне неустойчивым.

По всей видимости, справиться с этой задачей удалось. Так, лидеры государств обсудили возможность координации между двумя переговорными форматами по Сирии, в которых параллельно работают Россия и Франция, — Астанинским процессом и «малой группой». В отношении Ирана французская сторона еще раз дала понять, что она стремится сохранить в силе договоренности 2015 г. и не увязывает их действие с заключением каких-либо новых соглашений. Даже по украинскому сюжету, где уже длительное время прогресс не наблюдается, было объявлено о подготовке к новой встрече в «нормандском формате» (пока на уровне министров иностранных дел). Все это, конечно, нельзя назвать резкими переговорными прорывами, меняющими статус-кво, — скорее отдельными мерами взаимодействия, но от того не менее ценными. Показательно, что по той же ядерной сделке Э. Макрон еще какое-то время назад мог колебаться (особенно во время визита в США в апреле 2018 г.), но в итоге сформулировал точку зрения, более созвучную российской или немецкой позиции, а не американской. В Сирии и на Украине французская дипломатия вряд ли превратится в однозначную союзницу России, но в обоих случаях не будет излишним «понимающий» собеседник в лице Парижа.

В долгосрочной перспективе французская сторона видит себя, прежде всего, частью западного мира: ее стратегические союзники именно там — в ЕС и НАТО.

Значительную часть своего выступления на ПМЭФ Э. Макрон посвятил т.н. «сильной многополярности» (или «сильному мультилатерализму», multilatéralisme fort). С помощью этого понятия французский президент описал свое видение современной международной системы. С точки зрения Э. Макрона, она должна базироваться на трех принципах:

  1. Уважение суверенитета как способности действовать на международной арене самостоятельно, независимо от чьей-либо воли.
  2. Честное и откровенное сотрудничество государств: готовность говорить не только об успехах, но и о взаимных претензиях; умение преодолевать препятствия, чтобы двигаться вперед в общих интересах.
  3. Результативность в решении мировых проблем, более интенсивное использование диалоговых площадок — прежде всего, Совета безопасности ООН, Группа семи, Группа двадцати.

Как минимум любопытно слышать подобные тезисы от лидера, чья страна в последние 10 лет — при президентах Н. Саркози и Ф. Олланде — делала выбор скорее в пользу универсальных ценностей, чем прагматичных интересов, и в свое время действовала на Ближнем Востоке не без вопросов с точки зрения уважения суверенитета. Напротив, понятия многополярности и суверенности весьма близки российской дипломатии, поэтому путем их использования Э. Макрон как бы переходит на один язык с Москвой, в очередной раз подчеркивая схожесть позиций.

Определенных результатов сторонам удалось добиться и на двустороннем треке. В контексте форума было немало сказано о том, как крепки деловые и общественные связи двух стран даже в условиях санкций (например, французские компании сегодня остаются крупнейшими иностранными работодателями в России). В развитие этого сотрудничества был подписан пакет новых договоренностей по широкому спектру тем — от проекта «Арктик СПГ-2» компаний «Новатек» и «Тоталь» до соглашения СПбГУ и Сорбонны об открытии образовательных программ по модели двух дипломов. На полях форума с участием первых лиц прошел специальный бизнес-диалог «Россия — Франция»; состоялась встреча и по линии «Трианонского диалога» на тему «Город будущего». Все эти шаги укрепляют базу франко-российских отношений и хотя бы отчасти восстанавливают уровень доверия и осведомленности друг о друге, потерянный в 2014-2016 гг.

Поводы задуматься

Говорить о том, что полный перезапуск франко-российских отношений состоялся, пока рано — скорее, начинает оттачиваться коллективное взаимодействие, которое так ценит и в политике, и в спорте Э. Макрон.

Несмотря на то, что внешне визит Э. Макрона может показаться весьма плодотворным, существует ряд позиций, по которым во франко-российских отношениях остаются вопросы или недосказанность.

Во-первых, нетрудно заметить, что все внешнеполитические договоренности плотно привязаны к текущей конъюнктуре, а потому имеют тактический, но не стратегический характер. Разговор о нынешних проблемах вокруг Сирии или Ирана не заменит ту сложную беседу, которую рано или поздно придется вести, о будущем европейской архитектуры безопасности, отношениях России и НАТО, России и ЕС, ЕС и ЕАЭС. Париж мог бы выступить здесь инициатором, но пока ограничился лишь общими констатациями необходимости развивать стратегический диалог и неконкретными заявлениями в духе «Россия — неотъемлемая часть Европы». В этой связи нельзя забывать, что в долгосрочной перспективе французская сторона видит себя, прежде всего, частью западного мира: ее стратегические союзники именно там — в ЕС и НАТО.

Во-вторых, концепция «сильной многополярности», предложенная Э. Макроном, остается логически не завершенной. В качестве автономных игроков на международной арене глава государства упомянул не только Францию саму по себе, но и Евросоюз в целом, по его мнению, приобретающий суверенитет в сферах обороны, кибербезопасности, экономики и торговли. Стремительно «европеизируя» внешнюю политику Франции, Э. Макрон настроен максимально укрепить ЕС, чтобы через него приумножить влияние собственной страны. Однако совершенно без внимания остается вопрос, нет ли здесь противоречия — как могут одновременно быть центрами многополярного мира и Пятая Республика, и полностью суверенный ЕС. Кроме того, из позиции Э. Макрона пока не совсем ясно, какое место отведено в этой «сильной многополярности» отношениям с Россией — считаются ли они главным стержнем всей конструкции, на каком уровне они будут поддерживаться по сравнению с франко-американскими отношениями, не станут ли второстепенным балансиром для неудач внешней политики Франции на других направлениях.

В-третьих, расположенность Э. Макрона к России и В. Путину не стоит преувеличивать. Еще находясь в Санкт-Петербурге, он прагматично заявил в интервью телеканалу BFMTV 25 мая, что для него теплые личные отношения с коллегами — это не более чем инструмент, помогающий добиться поставленных внешнеполитических целей. Иначе говоря, в обращении «дорогой Владимир» искренности будет не больше, чем в аналогичном «дорогой Дональд», хотя под каждого собеседника, естественно, приходится подстраивать линию поведения. Общаясь сразу со всеми мировыми лидерами, Э. Макрон постоянно выигрывает внимание прессы, а значит, поддерживает собственный политический вес. «Один обретает уверенность в себе через другого» — эту смысловую ссылку на роман «Война и мир» Э. Макрон попытался приложить к отношениям России и Запада, но удивительным образом она применима и к нему самому.

Весьма вероятно, что летом состоится еще одна встреча В. Путина и Э. Макрона — французский президент пообещал, что приедет в Россию, если сборная его страны дойдет до финальных стадий чемпионата мира по футболу. Безусловно, такой возможностью продолжить двусторонний диалог нужно будет воспользоваться, чтобы еще раз закрепить все договоренности, достигнутые 24-25 мая. Однако говорить о том, что полный перезапуск франко-российских отношений состоялся, пока рано — скорее, начинает оттачиваться коллективное взаимодействие, которое так ценит и в политике, и в спорте Э. Макрон. Проблема же заключается в том, что французский президент пытается одновременно играть сразу в нескольких командах — и в своей собственной, и в общей западной, и в совместной с Россией, — но далеко не факт, что такой подход в конечном итоге принесет пользу самому игроку и всем его партнерам.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся