В 2016 г. исполняется 15 лет с момента создания ШОС. На данный момент организация переживает важный этап расширения состава участников и занимается выработкой ответов на новые угрозы миру и безопасности. На полях конференции «Россия-Китай: к новому качеству двусторонних отношений» редакция портала РСМД задала несколько вопросов генеральному секретарю ШОС Рашиду Алимову.
В этом году ШОС отмечает свой 15-летний юбилей. Что стало основным достижением организации за это время? Какие новые цели ставит для себя организация на данном этапе?
Сегодня очевидно, что выбор, сделанный государствами-членами ШОС в начале XXI века на пути углубления добрососедских, дружественных и партнерских отношений в регионе, стал достойным примером для мирового сообщества в деле достижения реальных и важных результатов в области совместного развития.
Строго следуя принципам и положениям Хартии ШОС и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов объединения, создана прочная основа для эффективного функционирования организации в целях совместного обеспечения мира, безопасности и стабильности, а также развития многостороннего взаимодействия на пространстве ШОС в политической, экономической, гуманитарной и других сферах.
Возрастают роль и влияние организации, как на региональном, так и глобальном уровнях. ШОС превратилась в весомый фактор международных отношений. Расширение числа государств-членов, наблюдателей, появление группы стран-партнеров по диалогу свидетельствует о повышении престижа ШОС в мире.
Ширится повестка дня объединения. На ежегодных саммитах главы государств обсуждают не только региональные, но и глобальные проблемы. В документах организации находят отражение темы стратегической стабильности и глобальной безопасности. Она вносит конструктивный вклад в общую борьбу с новыми вызовами и угрозами, включая терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и трансграничную преступность. Вместе с тем что, на мой взгляд, особенно важно — ШОС способствует развитию и углублению диалога культур и цивилизаций, а значит, делает людей на этом обширном регионе ближе и роднее.
ШОС удалось сформировать режим открытости, доверия и взаимного уважения в центре Евразийского региона. Стороны продемонстрировали готовность консолидироваться вокруг концепции общей безопасности, основанной на принципе взаимности и отказе от конфронтации, преобладании общих интересов над индивидуальными. Провозглашенный отказ от использования военной силы как способа урегулирования международных конфликтов действует по сей день.
Почему именно сейчас началось активное расширение состава участников организации? Связаны ли эти события с появлением новых вызовов и угроз?
Важнейшими решениями глав государств-членов ШОС, принятых на саммите Организации в 2015 году в Уфе, стали решения о начале процедуры приема в ряды ШОС Индии и Пакистана. Повышен статус Беларуси с партнера по диалогу до наблюдателя при ШОС. В качестве государств-партнеров по диалогу приглашены Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал. Сегодня ШОС охватывает 18 государств и около 44% населения всего земного шара.
ШОС — авторитетное международное объединение, налаживанием сотрудничества с которым интересуются многие государства из различных регионов мира: Ближнего Востока, Европы, Южной и Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. По большому счету сегодня можно говорить о том, что ШОС — один из центров формирующегося многополярного мира, имеет свою зону ответственности и стремится идти в ногу со временем, эволюционируя в зависимости от динамики хода мирового маятника.
Вступление в ШОС таких крупных и авторитетных государств, как Индия и Пакистан существенно расширяет географические границы ШОС, открывая при этом и новые горизонты сотрудничества. Это позволит по-новому взглянуть на решение актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня в свете разворачивающихся масштабных инициатив в Евразии и Азиатско-тихоокеанском регионе.
Почему именно Россия выступила с инициативой принять в состав членов организации Иран? Почему это произошло сейчас?
Россия — активный участник, государство-основатель нашей организации. Роль России в развитии и укреплении ШОС является принципиальной и определяющей. Российская сторона вносит конструктивный вклад в развитие взаимодействия в рамках ШОС, поддерживая набранную динамику развития объединения.
Как Вам известно, процесс расширения ШОС начался в российском городе Уфа. Стоит объективно признать, расширение стало новым явлением и для организации, и для вступающих в ряды государств-членов стран, несмотря на то, что в ШОС в настоящее время разработан и действует перечень нормативных документов, регламентирующих комплекс вопросов вступления в ШОС, предусматривающий ряд изначально обязательных вещей.
Иран долгие годы был активным наблюдателем при ШОС, официально заявившим о намерении стать государством-членом объединения. Одним из критериев, закрепленных в документах ШОС, которому должно удовлетворять вступающее государство, является ненахождение под санкциями ООН. В прошлом году санкции с Ирана были сняты буквально через месяц после Уфимского саммита, и сегодня формально ИРИ соответствует всем критериям членства в ШОС. Таким образом, у государств-членов есть все юридические основания начать рассмотрение заявки Ирана в соответствии с нормативной базой организации. Вместе с тем за прошедшее после саммита в Уфе время Индия и Пакистан прошли определенный документами ШОС этап подготовки Меморандумов об обязательствах в целях получения статуса государства-члена ШОС, находясь в тесной работе и постоянных контактах с представителями государств-основателей. Иран сможет приступить к таким переговорам только после принятия решения Совета глав государств-членов о начале процедуры принятия в ШОС.
Как можно усилить сотрудничество членов организации по линии антитеррористического противодействия и взаимодействия с ОДКБ?
Укрепление и развитие связей и контактов с международными организациями — также одно из магистральных направлений деятельности ШОС. Сегодня у Организации формализованы отношения с СНГ, АСЕАН, ОДКБ, ОЭС, СВМДА, со структурными подразделениями ООН — УНП и ЭСКАТО.
ШОС выступает за выработку согласованных политических подходов в борьбе с терроризмом, налаживание взаимодействия с международными и региональными организациями, государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС, а также другими странами в целях создания условий для расширения сотрудничества в борьбе с терроризмом в новых реалиях.
Государства-члены ШОС исходят из того, что победить и устранить это зло возможно только путем наращивания совместной борьбы, выработки мер воздействия как на симптомы, так и корни проблемы и общими консолидированными усилиями мирового сообщества на прочной основе международного права и единых комплексных подходов.
Что касается взаимодействия с ОДКБ, то отмечу, что между двумя организациями с 2007 года действует Меморандум о взаимопонимании, обеспечивающий основу совместной работы. В практическом плане налажен формат встреч высших административных лиц СНГ, ОДКБ и ШОС, последняя из которых состоялась прошлой осенью в Москве. Обмен информацией между тремя организациями, сверка часов по текущей обстановке на евразийском пространстве позволяют глубже анализировать возникающие вызовы и угрозы безопасности и принимать необходимые решения с учетом широкого перечня обстоятельств.
Какое из направлений деятельности станет приоритетным в ближайшие годы: экономика или безопасность?
В рамках ШОС практически завершена работа по подготовке «Плана действий по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года», проект которого одобрили министры иностранных дел государств-членов ШОС на заседании в Ташкенте 23–24 мая 2016 года. Документ представляет собой своеобразную «дорожную карту» на пути к достижению общей цели — обеспечению эффективного функционирования ШОС, реализации мер по расширению взаимодействия в борьбе против «трех зол» и современных вызовов и угроз, а также разработки конкретных шагов по дальнейшему развитию регионального экономического взаимодействия и партнерства, сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Такая магистральная линия будет оставаться приоритетной для государств-членов в ближайшей перспективе.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от конференции «Россия-Китай: к новому качеству двусторонних отношений». Какие идеи и предложения показались Вам наиболее интересными?
Конференция позволила обсудить как двусторонние отношения России и Китая, так и вопросы, касающиеся многосторонних процессов в Евразии. Высокий представительский уровень и состав делегаций, предметная и заинтересованная дискуссия свидетельствуют о растущем интересе к процессам, происходящем сегодня на Евразийском пространстве.
Прозвучало много интересных идей и мнений и полагаю, что многие из них будут востребованы в повседневной дипломатической практике.
Материал подготовила редактор сайта РСМД Мария Смекалова