Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

В начале марта ЕС и США ввели новые ограничительные меры по делу об отравлении Навального. Рынки выдохнули с облегчением. Евросоюз обошелся точечными финансовыми и визовыми санкциями против четырех чиновников силового блока. Требования Европарламента касательно выхода из «Северного потока-2» и санкций против олигархов исполнены не были. Американцы ввели более широкий набор мер. Но и здесь большого ущерба не просматривалось. Финансовые санкции против семерых чиновников высокого ранга, ограничения против шести научно-исследовательских институтов в области химических исследований, а также торговые санкции против 14 относительно небольших производителей химического оборудования и реактивов чувствительны для очень узких секторов, но незаметны для экономики в целом. Большой бизнес санкции обошли стороной.

На горизонте — новый этап «химических» санкций. Они могут затронуть обязательства российского суверенного долга. И здесь потенциальных проблем для рынка уже больше. Первый был включен в пакет мер 2 марта. Но введенные запреты на поставки в Россию вооружений из США, а также на американскую помощь и кредиты со стороны правительственных структур так или иначе существовали и ранее. Рынки их проигнорировали.

Гораздо важнее второй этап. По закону он должен наступить в случае отсутствия гарантий повторного применения химического оружия. Такие гарантии со стороны Москвы невозможны в принципе. Проводить инспекции на своей территории Россия не даст. А значит, второй этап санкций неизбежен.

Прецедент подобных санкций уже есть — они вводились после предполагаемого использования «Новичка» в деле Скрипалей. Наряду с косметическими экспортно-импортными ограничениями и блокировкой помощи по линии МВФ, Дональд Трамп своим указом от 1 августа 2019 года ограничивал американские банки в отношении кредитования российского правительства.

Вопрос в том, как поступит администрация на этот раз. Джо Байден может использовать закон ХБО символически, как это сделал его предшественник в 2019-м. А может пойти на крайне жесткие меры, введя запреты на участие американских банков в операциях со всеми видами государственных облигаций на первичном и вторичном рынках. Базовым сценарием представляются умеренные шаги Вашингтона — жесткие меры против российского долга или олигархов не приведут к смене курса Москвы, зато лишат США возможности использовать «драконовские» санкции в качестве угрозы.

В начале марта ЕС и США ввели новые ограничительные меры по делу об отравлении Навального. Рынки выдохнули с облегчением. Евросоюз обошелся точечными финансовыми и визовыми санкциями против четырех чиновников силового блока. Требования Европарламента касательно выхода из «Северного потока-2» и санкций против олигархов исполнены не были. Американцы ввели более широкий набор мер. Но и здесь большого ущерба не просматривалось. Финансовые санкции против семерых чиновников высокого ранга, ограничения против шести научно-исследовательских институтов в области химических исследований, а также торговые санкции против 14 относительно небольших производителей химического оборудования и реактивов чувствительны для очень узких секторов, но незаметны для экономики в целом. Большой бизнес санкции обошли стороной.

Долговые риски

На горизонте — новый этап «химических» санкций. Они могут затронуть обязательства российского суверенного долга. И здесь потенциальных проблем для рынка уже больше. Один из правовых механизмов санкций США по делу Навального — закон о химическом и биологическом оружии (ХБО) 1991 года. В случае применения такого оружия президент США вводит санкции в два этапа. Первый был включен в пакет мер 2 марта. Но введенные запреты на поставки в Россию вооружений из США, а также на американскую помощь и кредиты со стороны правительственных структур так или иначе существовали и ранее. Рынки их проигнорировали.

Гораздо важнее второй этап. По закону он должен наступить в случае отсутствия гарантий повторного применения химического оружия. Такие гарантии со стороны Москвы невозможны в принципе. Россия отрицает использование химоружия, подчеркивая, что его последние запасы были уничтожены еще в 2017 году. Причем уничтожение сертифицировала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Проводить инспекции на своей территории Россия не даст. А значит, второй этап санкций неизбежен.

Президент США должен будет выбрать как минимум три из шести видов ограничений. Среди них: блокирование помощи МВФ (Россия в ней не нуждается), снижение уровня дипломатических отношений, запрет государственным авиакомпаниям России летать в США, экспортные и импортные ограничения, а также запрет банкам США кредитовать правительство страны-цели. Последний пункт наиболее чувствителен. Именно его можно использовать в качестве правовой базы для ограничения в отношении суверенного долга России.

Прецедент подобных санкций уже есть — они вводились после предполагаемого использования «Новичка» в деле Скрипалей. Наряду с косметическими экспортно-импортными ограничениями и блокировкой помощи по линии МВФ, Дональд Трамп своим указом от 1 августа 2019 года ограничивал американские банки в отношении кредитования российского правительства. Минфин США своей директивой пояснял, что речь идет о запрете американским банкам в доступе на первичный рынок новых российских облигаций, номинированных в иностранной валюте. Подобные санкции можно было считать наименьшим из зол. Они не затрагивали рублевые облигации, а также не касались вторичного рынка облигаций, номинированных в иностранной валюте. Не распространялись они и на долговые обязательства российских государственных компаний.

Андрей Кортунов:
Мучительные меры

Степень жесткости

Вопрос в том, как поступит администрация на этот раз. Джо Байден может использовать закон ХБО символически, как это сделал его предшественник в 2019-м. А может пойти на крайне жесткие меры, введя запреты на участие американских банков в операциях со всеми видами государственных облигаций на первичном и вторичном рынках.

Базовым сценарием все же представляются умеренные шаги. Вопрос о санкциях в отношении российского долга ставился еще в 2017 году. Хорошо известный у нас закон «О противостоянии врагам Америки с помощью санкций» (CAATSA) обязывал Минфин США дать заключение о целесообразности ограничений по российскому долгу. Ответ Минфина в начале 2018 года и порадовал, и расстроил сторонников жесткой линии в Конгрессе. Да, подобные санкции нанесут ущерб России. Они повысят цену заимствований, заставят власти менять налоговую и денежную политику, замедлят экономический рост, дестабилизируют финансовые рынки и повысят давление на финансовый сектор. Но есть и проблемы.

Россия тесно интегрирована в мировую экономику. А значит, эффект от санкций выйдет за пределы самой России. Они навредят американским инвесторам, особенно если Америка введет такие санкции в одиночку. Европейские и другие банки попросту окажутся в более выгодных условиях в работе с Россией. С учетом размеров российской экономики последствия подобных мер туманны.

Тем не менее вопрос о российском суверенном долге ставился в Конгрессе снова и снова. Наиболее одиозными были законопроекты DASKA и DETER, предлагавшие «драконовские» санкции против России. Администрация отнеслась к проектам скептически. Предложения об ограничениях по долгу критиковались Госдепартаментом из-за угрозы ущерба рынкам и американским банкам. Доводы Минфина и Госдепартамента актуальны и сегодня. В том числе и потому, что радикальные санкции в отношении долга не приведут к смене курса Москвы и лишат США возможности использовать «драконовские санкции» в качестве угрозы в отношениях с Россией. Вряд ли стоит ждать и масштабных санкций против российских бизнесменов. Последний крупный прецедент — введение в апреле 2018 года санкций в отношении ряда российских бизнесменов, в том числе Олега Дерипаски F 41 и Виктора Вексельберга F 12 — привел к локальным шокам на рынках. В Вашингтоне он рассматривался как негативный опыт. Без веских политических оснований подобных санкций, скорее всего, не будет.

Текущий курс рубля и ключевых бумаг отражает ожидания именно умеренного сценария. Но произойти может все, что угодно — от обострения на Донбассе до киберинцидентов. По данным РСМД, в 2020 году Россия находилась в тройке лидеров (вместе с Ираном и Китаем) по числу санкционных событий, инициированных Вашингтоном. Так что колебания рынков на фоне санкционных новостей мы еще увидим.

Впервые опубликовано в Forbes.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju