В очередной раз все взоры мирового сообщества прикованы к Нью-Йорку — здесь 18 сентября 2018 г. начала свою работу 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а также с 25 сентября по 1 октября пройдет общеполитическая дискуссия (т.н. «высокий сегмент») с участием глав государств, правительств и внешнеполитических ведомств.
Ключевыми сюжетами повестки дня Генассамблеи ООН продолжают оставаться обстановка в Сирии, Йемене и Ливии, палестино-израильское урегулирование, развитие ситуации на Корейском полуострове, а также выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. К этому блоку вопросов, конечно же, необходимо отнести борьбу с терроризмом, включая эффективное выявление источников и каналов финансирования терроризма и принятия коллективных мер по недопущению любой материально-технической подпитки международных террористических группировок, в первую очередь ИГ, «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций.
Сегодня без участия и вне рамок ООН не решается ни один серьезный вопрос международной повестки дня, будь то вопросы поддержания международного и регионального мира и безопасности, разоружения и нераспространения, борьбы с терроризмом или реформирования системы ООН, включая ее Совет Безопасности, противодействия изменению климата или защиты прав человека.
К сожалению, площадка ООН по-прежнему используется США и их союзниками для продвижения собственных внешнеполитических целей исключительно на основе диктата и ультиматумов при полном отсутствии учета точек зрения других центров мировой политики, тем самым провоцируя ответную реакцию со стороны России, Китая и других государств.
В результате вместо реального сотрудничества в ООН США скатываются до открытого противостояния любым российским инициативам по актуальным вопросам международной повестки дня.
Начавшаяся 73-я сессия Генассамблеи ООН и общеполитическая дискуссия совпадают по времени с председательством США в Совете Безопасности, которые, несомненно, приложат все усилия для того, чтобы придать работе форума выгодный им импульс.
Конфронтационная политика США не только вредит имиджу Всемирной организации, но и вызывает неприятие все большего числа государств. Вдобавок необходимо учитывать фактор развязанных администрацией Д. Трампа торговых войн и напористой политики санкционного воздействия, последствием чего станут увеличивающиеся политико-дипломатические издержки для Вашингтона.
В очередной раз все взоры мирового сообщества прикованы к Нью-Йорку — здесь 18 сентября 2018 г. начала свою работу 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а также с 25 сентября по 1 октября пройдет общеполитическая дискуссия (т.н. «высокий сегмент») с участием глав государств, правительств и внешнеполитических ведомств.
Ключевыми сюжетами повестки дня Генассамблеи ООН продолжают оставаться обстановка в Сирии, Йемене и Ливии, палестино-израильское урегулирование, развитие ситуации на Корейском полуострове, а также выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. К этому блоку вопросов, конечно же, необходимо отнести борьбу с терроризмом, включая эффективное выявление источников и каналов финансирования терроризма и принятия коллективных мер по недопущению любой материально-технической подпитки международных террористических группировок, в первую очередь ИГ, «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций.
К сожалению, площадка ООН по-прежнему используется США и их союзниками для продвижения собственных внешнеполитических целей исключительно на основе диктата и ультиматумов при полном отсутствии учета точек зрения других центров мировой политики, тем самым провоцируя ответную реакцию со стороны России, Китая и других государств. Как отметил министр иностранных дел России С. Лавров, в результате такой агрессивной политики происходит девальвация международного права и снижение роли многосторонних институтов, а также наращивание большим числом государств своей военной мощи, в которой они в нынешней ситуации видят чуть ли не единственную гарантию сохранения своего суверенитета. В результате вместо реального сотрудничества в ООН США скатываются до открытого противостояния любым российским инициативам по актуальным вопросам международной повестки дня.
Председательство США в СБ ООН
Начавшаяся 73-я сессия Генассамблеи ООН и общеполитическая дискуссия совпадают по времени с председательством США в Совете Безопасности, которые, несомненно, приложат все усилия для того, чтобы придать работе форума выгодный им импульс.
Так, по инициативе американцев на 26 сентября запланировано заседание Совета Безопасности ООН по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) под председательством президента Д. Трампа. Как отметила постоянный представитель США при ООН Н. Хейли, американский президент затронет вопрос иранской ядерной программы, «применения химического оружия» в Сирии, северокорейскую проблематику, а также «дело Скрипалей».
Ожидается, что в случае с Ираном Д. Трамп в свойственной ему напористой манере постарается продвинуть идею целесообразности восстановления американских санкций против Тегерана, что по сути направлено на срыв реализации СВПД, из которого Вашингтон вышел в одностороннем порядке 8 мая 2018 г. Такой шаг США рассматривается участниками шестистороннего переговорного процесса как пример продолжения Вашингтоном практики нарушения единогласно принятой резолюции СБ ООН 2231 (2015) и попрания норм международного права.
По трем остальным сюжетам, очевидно, «стрелы» будут направлены против России, «highly likely» причастной к инциденту в Солсбери, а до этого якобы закрывавшей глаза на «применение химоружия» Дамаском и «обход санкций» Пхеньяном.
27 сентября в СБ должен состояться брифинг с участием министров иностранных дел по ядерной проблеме Корейского полуострова, на котором госсекретарь США М. Помпео наверняка жестко выступит против облегчения санкционного режима в отношении КНДР, мотивируя это тем, что Пхеньян не идет на уступки в вопросе денуклеаризации. Не исключено, что в очередной раз с его стороны прозвучат голословные обвинения в адрес Москвы в «подрыве соблюдения» северокорейских санкций.
Сирия
6 сентября 2018 г. по инициативе США было созвано открытое заседание СБ ООН по сирийскому «химическому досье». Несмотря на то, что Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) уже неоднократно подтверждал полное уничтожение военно-химического потенциала Сирии под международным контролем, на Дамаск вновь обрушился шквал обвинений и угроз в связи с якобы его намерением применить отравляющие химические вещества в провинции Идлиб.
В этой связи Постоянный представитель России при ООН В. Небензя обратился к американцам с конкретными предложениями. Во-первых, огласить список целей, которые, как сообщается, Пентагон определил для возможных ракетных ударов, поскольку они, по его мнению, имеют отношение к хранению или производству химикатов. Во-вторых, передать данные сведения, если таковые вообще имеются, в ОЗХО, чтобы её эксперты провели инспекции на объектах, вызывающих озабоченность у Вашингтона. Возможно, американская делегация сможет предоставить информацию по сути вопроса в ходе высокого сегмента 73 сессии Генассамблеи ООН.
В свою очередь российская сторона обязалась продолжать выступать за деполитизацию экономического и гуманитарного содействия Сирии, а также скорейшее возвращение сирийских беженцев в места проживания, которые они покинули из-за начала конфликта.
Санкционный режим в отношении КНДР
В ответ на прозвучавшие 17 сентября 2018 г. в ходе открытого заседания СБ ООН американские обвинения России в «подрыве соблюдения» северокорейских санкций В. Небензя отметил, что, следуя логике т.н. «политики максимального давления» на Пхеньян, Вашингтон все более напористо и агрессивно пытается подмять под себя Совет Безопасности.
В целом в Москве считают целесообразным пересмотр ряда установленных СБ ООН ограничений на сотрудничество с КНДР, корректировка которых предусмотрена непосредственно в резолюциях с учетом положительной динамики ситуации.
Палестино-израильское урегулирование
Возобновлению прямых палестино-израильских переговоров, чему не раз способствовала ООН, во многом мешают действия Вашингтона, идущие вразрез с решениями Совета Безопасности. Состоявшееся 14 мая 2018 г. открытие посольства США в Иерусалиме напрямую противоречит резолюции 478 (1980), в которой СБ призвал «те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, вывести такие миссии из Священного города». В этой связи следует отметить, что церемония открытия американской дипмиссии вызвала волну массовых палестинских протестов, в результате которых, по разным оценкам, погибли 55 и пострадали 2700 человек. В результате Совет Безопасности ООН из-за вето США не смог принять предложенный Кувейтом от группы арабских государств и поддержанный Россией проект резолюции о предоставлении международной защиты палестинцам, проживающим на оккупированных Израилем территориях и в секторе Газа.
Более того, в американском экспертном сообществе назвали одиозным решение администрации Д. Трампа отменить выделение Палестине помощи на сумму 200 млн долл., равно как и прекратить финансирование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Такие меры способны привести лишь к ухудшению и без того сложной гуманитарной обстановки в регионе и росту уровня насилия особенно в секторе Газа.
Контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение
Ключевым элементом работы Первого комитета Генассамблеи ООН, в ведении которого находятся вопросы разоружения, являются вносимые на постоянной основе российские инициативы по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и о неразмещении первыми оружия в космосе.
Задача предотвращения размещения оружия в космосе закреплена в резолюции Генассамблеи ООН — вносится поочередно Египтом и Шри-Ланкой. На 72-й сессии документ А/RES/72/26 был одобрен при лишь трёх воздержавшихся — традиционно США и Израиль и присоединившееся к ним Палау.
В дополнение к этому второй проект резолюции, касающийся разработки практических мер «по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», также не нашел поддержки у Вашингтона. Вместе с США против него высказались Грузия, Израиль, Украина и Франция. Другие члены ЕС воздержались, но документ А/RES/72/250 набрал 121 голос «за» и был принят. Резолюция призывает к скорейшему началу работы над российско-китайским проектом соответствующего договора.
В поддержку второй российской инициативы о неразмещении первыми оружия в космосе в виде резолюции Генассамблеи А/RES/72/27 выступило 131 государство. «Против», как и на предыдущих сессиях Генассамблеи ООН, проголосовали те же США и Израиль и примкнувшие к ним Грузия и Украина.
Соблюдение прав человека
США на постоянной основе, а с 2014 г. и совместно с Украиной, голосуют против инициируемой Россией на регулярной основе резолюции Генассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» (последний раз принята под номером A/RES/72/156). Она в частности осуждает прославление нацистского движения и бывших членов организации «Ваффен-СС». За резолюцию проголосовало внушительное большинство делегаций — 133; 49 стран, включая государства — члены ЕС, при голосовании воздержались.
Вызывает сожаление позиция делегаций, которые не оказывают поддержку этой резолюции, прикрываясь заботой о т.н. «свободе выражения мнения». Особые претензии — к ФРГ, откуда пошла «коричневая чума» ХХ в. Вызывает недоумение, что парламентское большинство бундестага (нижней палаты парламента) методично отклоняет инициативу левых по закреплению за 8 мая статуса Дня освобождения Германии от национал-социализма с целью пресечения попыток недобросовестной трактовки этой даты. Немецких парламентариев не смущает тот факт, что принятая накануне 60-й годовщины окончания Второй мировой войны резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 59/26 провозгласила 8 и 9 мая днями памяти и примирения, а всем государствам-членам, организациям системы ООН, неправительственным организациям и частным лицам предложено ежегодно соответствующим образом отмечать один из этих дней или оба как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны.
Сегодня без участия и вне рамок ООН не решается ни один серьезный вопрос международной повестки дня, будь то вопросы поддержания международного и регионального мира и безопасности, разоружения и нераспространения, борьбы с терроризмом или реформирования системы ООН, включая ее Совет Безопасности, противодействия изменению климата или защиты прав человека.
Однако конфронтационная политика США практически по всем указанным вопросам не только вредит имиджу Всемирной организации, но и вызывает неприятие все большего числа государств. Вдобавок необходимо учитывать фактор развязанных администрацией Д. Трампа торговых войн и напористой политики санкционного воздействия, последствием чего станут увеличивающиеся политико-дипломатические издержки для Вашингтона.