Франция начала 2023 год с нового витка протестов. Нельзя сказать, что это произошло спонтанно, как это было в 2018 г. — ещё в октябре 2022 г. появлялись сообщения о вероятном возвращении «желтых жилетов» с протестами против роста цен на энергоносители и отмены скидок на топливо, которые были введены с 1 апреля 2022 г. «Желтые жилеты», вопреки некоторым мнениям, никуда не исчезли, а, скорее, пребывали в состоянии сна. Иногда они просыпались и в 2020, и в 2021 гг., выступая совместно с антипрививочниками, однако их было не больше нескольких сотен. В целом стоит отметить, что единства по поводу стратегии действий в рядах движения нет. Часть сторонников считает необходимым больше не вести переговоры и переходить от слов к действиям. Другие же хотят сохранить модус операнди, но изменить объект давления и оказывать его на депутатов в округах.
Протесты 2023 г. уже запомнятся небывало масштабной мобилизацией французов и выступлением восьми профсоюзов единым фронтом. Вероятно, относительно пенсионной реформы они если чего и добьются, то, скорее всего, более плавного переходного периода, растянутого на ближайшие четыре года. Но держа в голове тот факт, что профсоюзы и партии во Франции традиционно все же оторваны друг от друга, протесты — скорее, часть (пусть и немаловажная) настоящей политической шахматной партии, которая одновременно разыгрывается между ветвями власти и партиями в Национальной Ассамблее. Проблемы в сфере экономики, порожденные как внутри-, так и внешнеполитическими условиями, являются тем контекстом, в рамках которого она разворачивается. И полуцикл, и новые протесты назначены на одно время — 6 февраля — неслучайно.
Франция начала 2023 год с нового витка протестов. Нельзя сказать, что это произошло спонтанно, как это было в 2018 г. — ещё в октябре 2022 г. появлялись сообщения о вероятном возвращении «желтых жилетов» с протестами против роста цен на энергоносители и отмены скидок на топливо, которые были введены с 1 апреля 2022 г. «Желтые жилеты», вопреки некоторым мнениям, никуда не исчезли, а, скорее, пребывали в состоянии сна. Иногда они просыпались и в 2020, и в 2021 гг., выступая совместно с антипрививочниками, однако их было не больше нескольких сотен. В целом стоит отметить, что единства по поводу стратегии действий в рядах движения нет. Часть сторонников считает необходимым больше не вести переговоры и переходить от слов к действиям. Другие же хотят сохранить модус операнди, но изменить объект давления и оказывать его на депутатов в округах.
Причины протестов
В конце декабря 2022 г. «желтые жилеты», потревоженные ростом цен и энергокризисом, стали объединяться на Facebook (компания принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремисткой и запрещена на территории России) посредством групп и страниц, которые, например, ставили своей целью найти решение вопросов совместного использования автомобилей и съема квартир. «Желтые жилеты» Монтрея, Пантена, Бельвиля объединились в коллектив «Призыв народа» и опубликовали в Twitter призыв собраться на протест на площади Бретей. На 7 января были запланированы протесты по всей Франции и в столице. На этот раз среди причин выступлений было недовольство пенсионной реформой (которую правительство презентовало 10 января), повторным применением ст. 49 п. 3 конституции Франции, сокращением продолжительности выплат пособий по безработице, энергетическим вопросом, ценами на топливо и инфляцией.
Здесь стоит пояснить суть поднимаемых проблем. Начнем с уровня инфляции — в 2022 г. она во Франции в среднем составила 5,2%; при этом ожидается, что в 2023 г. рост продолжится в связи с потенциальным увеличением цен на энергоносители и достигнет 7%. И это рекордно высокие для Франции значения. Для сравнения, в 2021 г. уровень инфляции во Франции составил 1,6%, а в кризисный для всего мира 2020 г. — всего лишь 0,5%. До этого только в 1991 г. инфляция составила 3,2%, а в 2008 кризисном году — 2,8%. Поэтому еще в ноябре 2022 г. секретарь Французской коммунистической партии Фабьен Руссель призвал трудящихся «объединиться» и «занять общественные места» с тем, чтобы требовать повышения заработной платы в условиях высокой инфляции; и одновременно с этим Всеобщая конфедерация труда Франции призвала к межпрофессиональным манифестациям, в которых, согласно отчетам, приняли участие порядка 100 тыс. человек по всей Франции, а среди участвовавших городов помимо Парижа были Бордо, Лиль и Лион. Тогда инфляция достигала 6,2%.
Такой небывалый уровень инфляции — результат буквально взлетевших на 15,1% цен на газ, нефть и электроэнергию. Наиболее ощутимо подорожали продовольственные товары — на 12,1%. Подорожание дизельного топлива при этом не связано с эмбарго на российские нефтепродукты — на данный момент причина кроется в нарушении цепочек поставок, забастовках на нефтеперерабатывающих заводах (в том числе и осенью 2022 г.) и массовой мобилизации населения профсоюзами против пенсионной реформы.
Пенсионная реформа и протесты
И здесь логично пояснить, в чем состоит суть пенсионной реформы. 10 января был представлен ее проект, в котором говорится об повышении пенсионного возраста с 62-х до 64-х лет. Премьер-министр Элизабет Борн подчеркнула, что такой шаг приблизит французские показатели к средним по Европе (к слову, в соседней Германии пенсионный возраст установлен на уровне в 65–67 лет в зависимости от года рождения). В ответ на проведенную реформу восемь основных французских профсоюзов (среди них большая пятерка представительных союзов: Всеобщая конфедерация труда, Французская демократическая конфедерация труда, Форс увриер, Французская конфедерация персонала — Генеральная конференция менеджеров, Французская конфедерация христианских трудящихся, а также Единая федерация профсоюзов, Профсоюз солидарности и Национальный союз автономных профсоюзов) призвали к манифестациям и забастовкам 19 января.
Согласно опросам, проведенным французским институтом общественного мнения, 68% граждан Франции высказались против реформы и за возвращение пенсионного возраста на уровень 62-х лет. Строго говоря, за последние 30 лет во Франции пенсионная система реформировалась не раз с целью решить вопрос ухудшения экономического положения страны и старения населения, и каждый раз она сопровождалась выступлениями, протестами и забастовками. Стоит напомнить, что в 1991 г. во Франции была опубликована «Белая книга о пенсиях», в которой рекомендовалось увеличить периоды взносов со 150 до 168 кварталов для того, чтобы получить полную пенсию. В 1993 г. Эдуар Балладюр принял решение увеличить период взносов со 150 до 165 кварталов. Размер пенсий начинает рассчитываться по 25 лучшим годам трудового стажа вместо 10. Эта реформа, проведенная летом, не вызвала массовых протестов отчасти благодаря способности Э. Балладюра договориться с профсоюзами; чего нельзя сказать о реформе, предложенной двумя годами позже. В 1995 г. Ален Жюппе, находясь на посту премьер-министра, предложил проект пенсионной реформы, направленный на отмену особых режимов, что привело к объединению всех профсоюзов. Тогда на улицы вышли порядка 2 млн человек. В итоге реформа не была реализована.
Спустя восемь лет премьер-министр Франсуа Фийон выступил со своим проектом реформы, который был принят, несмотря на манифестации против «реформы Фийона». В сущности, эта реформа завершала реформу Э. Балладюра, доводя период взносов до 40 лет для государственных служащих. Кроме того, «реформа Фийона» поощряла граждан работать после 60 лет через систему надбавок и ограничения досрочного выхода на пенсию. Реформа 2007 г. касалась особых режимов государственных компаний, а также профессий с особым статусом (нотариусы, выборные должности и парламентарии). Для них срок накопительных взносов был увеличен до 40 лет. Реформа 2010 г., названная французами в честь министра труда Эрика Вёрта, оказалась непопулярной и вызвала массовые демонстрации. А все потому, что тогда, в 2010 г., пенсионный возраст был повышен с 60 до 62-х лет. Франсуа Олланд также проводил пенсионную реформу в 2014 г., которая заключалась в закреплении принципа продления срока пенсионных взносов по полной ставке на четверть каждые три года с 2020 по 2035 гг., срок достигал 43 лет. Были также созданы личные кабинеты, чтобы граждане могли отслеживать свои баллы и рассчитывать время ухода на пенсию. Тогда реформа не вызвала массовых протестов ввиду размытости формулировок и того, что принятие мер откладывалось. Эмманюэль Макрон ещё в 2019 г. планировал ввести универсальную схему начисления пенсионных баллов вне зависимости от профессии и статуса гражданина. Эта инициатива была встречена враждебно и не была воплощена в жизнь из-за начавшейся пандемии.
В этом году проект реформы преследует те же цели, что и всегда. Сейчас на каждого француза в возрасте 65 и старше приходится 2,6 человека от 20 до 64 лет. Согласно прогнозам, ситуация будет ухудшаться, и к 2030 г. на одного пенсионера будет приходиться уже 2,5 работающих человека, а к 2040 — только два трудоспособных человека. Это, в свою очередь, ставит под угрозу французскую пенсионную модель, при которой взносы работающих граждан покрывают пенсии.
19 января сотни тысяч французов снова вышли на улицы, теперь уже протестуя против пенсионной реформы. Около 36 тыс. человек прошли маршем в Тулузе, 26 тыс. — в Марселе, 25 тыс. — в Нанте. Если говорить о профессиях, то больше всего среди протестующих было работников сферы образования, здравоохранения, транспорта и энергетики. И эти манифестации уже стали серьезным испытанием для Э. Макрона. Характерным для забастовки 19 января является то, что впервые за 12 лет восемь основных профсоюзов Франции выступают единым фронтом. Они также договорились о проведении забастовок 31 января и 6 февраля.
Одновременно с этими событиями, 27 января была запущена реформа страхования по безработице, согласно которой с 1 февраля 2023 г. продолжительность выплаты компенсации безработным будет сокращена на 25%. Согласно декрету, продолжительность выплаты пособия по безработице будет регулироваться в зависимости экономической ситуации в стране. Так, если уровень безработицы падает ниже 9% или она падает на протяжении трёх кварталов подряд, то Франция вступает в «зеленую зону» и срок компенсации составляет, например, не 24, а только 18 месяцев.
Общенациональная забастовка 31 января была нацелена на отмену пенсионной реформы, особенно в условиях институциональной хрупкости положения Э. Макрона. При этом забастовка 26 января, призванная сплотить, расширить и укрепить протестное движение, не оказалась столь же успешной, как забастовка 19 января, поскольку участие в ней приняла только Федерация железнодорожников. По этой причине накануне забастовок 31 января в Гавре Всеобщая конфедерация труда предложила подключить студенческое движение к акциям протеста.
Президент в ответ на происходящее выражал надежду на то, что демонстрации против пенсионной реформы пройдут без особых неудобств для французов, без эксцессов, насилия и унижения. В ходе франко-испанского саммита Э. Макрон заявил, что пенсионная реформа была проведена с соблюдением принципов демократии, отметил ее справедливый и ответственный характер, а также подчеркнул, что исполнительная власть продолжит эту реформу с уважением, в духе диалога, но с должной решимостью.
31 января на улицы вышли 1 272 000 человека по всей Франции, что побило рекорд 1995 г. Важным стало разделение левых и правых в политическом поле. И те, и другие предложили референдумы по пенсионной реформе, которая является предметом дебатов и в Национальной Ассамблее. В данном случае Национальное Объединение дает пощечину левым (которые, к слову, вышли на «Марш за наши пенсии» на площади Бастилии 21 января вместе с молодежными организациями), поскольку предложение партии Марин Ле Пен было вынесено на полуцикл обсуждения реформы 6 февраля в Национальной Ассамблее, а предложение левых — нет. Несмотря на то, что именно Коммунистическая партия (при поддержке остальных левых, включая Новый народный экологический и социальный союз) первой (23 января) внесла предложение о проведении референдума, в Национальной Ассамблее было принято решение провести жеребьевку, в результате чего предложение Национального Объединения победило.
Внутриполитический расклад в связи с реформой
Почему принцип жеребьевки не понравился левым? Потому что, во-первых, они вынесли предложение первыми и по идее именно они должны были представлять его 6 февраля; во-вторых, под предложением левых подписалось бóльшее число депутатов в Национальной Ассамблее. И третья — ключевая — причина заключается в опасности того, что при внесении предложения о референдуме Национальным Объединением оно может так и остаться предложением.
Здесь стоит сделать заметку, важную для понимания деликатности сложившейся ситуации. При внесении предложения о проведении референдума по вопросу, в данном случае, реформы приостанавливается рассмотрение ее текста. При этом представлять предложения о референдуме на полуцикле в Национальной Ассамблее (в данном случае — 6 февраля) должны в обязательном порядке все подписавшие его депутаты, которые обязаны присутствовать в зале в этот момент. Однако даже если решение о референдуме после 6 февраля будет принято простым большинством, оно уходит в Сенат вместе с текстом, в отношении которого было предложено решение. Если в течение 30 дней оно не будет принято в Сенате, обсуждение законопроекта вернется в Ассамблею. Если же оно будет поддержано в Сенате (хотя он имеет привычку отклонять подобные предложения), решающее слово о референдуме все равно останется за президентом.
Это сподвигло некоторых левых обвинять относительное большинство (напомним, что это партия Эмманюэля Макрона «Возрождение», которая не имеет абсолютного большинства в парламенте) в закулисных договоренностях с Национальным Объединением идти рука об руку по данному вопросу, дабы не допустить левых к пульту принятия решений. Марин Ле Пен же посоветовала левым обижаться на отвернувшуюся от них удачу и ни на кого другого и призвала всю оппозицию выступить единым фронтом и проголосовать за предложение о референдуме. Взяв контроль в свои руки, Национальное Объединение, с другой стороны, сможет оказывать давление на тех депутатов, которые выступают против референдума (а это, в частности, Республиканцы). В этой связи Союз, вырабатывает единую линию поведения относительно предложения о референдуме, вынесенного партией М. Ле Пен.
В сложившихся условиях очередное применение ст. 49.3 конституции Франции (последний раз она применялась при утверждении бюджета на 2023 г. 19 октября 2022 г.) довершает картину проблем и протестов 2023 г., ведь она позволяет провести спорные вопросы государственного и социального бюджетов без голосования в Национальной Ассамблее, а пенсионная реформа как раз относится к таким вопросам.
***
Протесты 2023 г. собирают куда больше людей, чем, скажем, в конце 2019 г. Профсоюзы настроены решительно и предупреждают о том, что продолжат мобилизацию населения до тех пор, пока текст реформы не будет отозван. Забастовки, запланированные на 6 февраля, могут вызвать массовые беспорядки, поскольку выпадают на время школьных каникул.
Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что протесты 2023 г. уже запомнятся небывало масштабной мобилизацией французов и выступлением восьми профсоюзов единым фронтом. Вероятно, относительно пенсионной реформы они если чего и добьются, то, скорее всего, более плавного переходного периода, растянутого на ближайшие четыре года. Но держа в голове тот факт, что профсоюзы и партии во Франции традиционно все же оторваны друг от друга, протесты, скорее, часть (пусть и немаловажная) настоящей политической шахматной партии, которая одновременно разыгрывается между ветвями власти и партиями в Национальной Ассамблее. Проблемы в сфере экономики, порожденные как внутри-, так и внешнеполитическими условиями, являются тем контекстом, в рамках которого она разворачивается. И полуцикл, и новые протесты назначены на одно время — 6 февраля — неслучайно.
Э. Макрон, дабы избежать «сожительства», наметившегося в связи с отсутствием у его партии абсолютного большинства в Национальной Ассамблее, вынужден думать о том, как сформировать некое подобие коалиции в нижней палате. И если осенью 2022 г. ходили слухи о возможном роспуске парламента и его переизбрании (как раз по той причине, что обойти оппозицию при принятии решений было все сложнее, а процесс сильно пробуксовывал), то к зиме 2022 г. слух был опровергнут. Учитывая все это, ключевой фигурой является М. Ле Пен, от решений которой будет зависеть, в каких условиях Э. Макрону придется вести политику в ближайшие четыре года: в условиях постоянного противостояния с оппозицией (250 депутатов проправительственной фракции против 319 оппозиционных депутатов) или в условиях относительного благоприятствования за счет пусть и скрытой, но все-таки поддержки М. Ле Пен (88 депутатов от ее партии могут существенно сдвинуть баланс в сторону проправительственных партий). Все зависит от того, насколько готовы вступать в коалицию с правыми популистами остальные оппозиционные партии (что возможно, но маловероятно) и оправданы ли высказанные на эмоциях обвинения левых относительного большинства в кулуарных договоренностях с Марин Ле Пен.