На фоне происходящего на Украине ситуация в Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика – ПМР) может показаться чуть ли не благостной. Однако это не лишает ее драматизма. Наиболее серьезные вызовы обусловлены двумя обстоятельствами: подписанием соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС и политикой нового киевского режима, для которого пророссийский анклав в Приднестровье едва ли не такая же кость в горле, как и восставший Донбасс.
На фоне происходящего на Украине ситуация в Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика – ПМР) может показаться чуть ли не благостной. Однако это не лишает ее драматизма. Наиболее серьезные вызовы обусловлены двумя обстоятельствами: подписанием соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС и политикой нового киевского режима, для которого пророссийский анклав в Приднестровье едва ли не такая же кость в горле, как и восставший Донбасс.
Создание зоны свободной торговли Молдавии с ЕС без участия ПМР способно критически ухудшить экономическое положение Приднестровья, лишив его и европейского и молдавского рынков сбыта. Между тем, как следует из отчета правительства ПМР за 2013 г., 40% ее экспорта идет в Молдавию, около 33,6% — в ЕС, 7,8% — на Украину. На страны Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) пришлось лишь 18,2% приднестровского экспорта, из них 17,6% — на Россию.
Вместе с тем в приднестровском импорте Россия занимала первое место (42,6%), Украина (17,4%), Беларусь (6,5%), Германия (5,7%), Молдова (5,0%) и Италия (2,8%). Вопреки провозглашенному курсу на «евразийскую интеграцию» и «переориентацию на рынок ТС», ситуация принципиально не изменилась и за первые восемь месяцев 2014 г. В результате, по подсчетам приднестровских властей, ПМР может потерять 39% производства, 65% экспорта, 57% внешнеторгового оборота, 36% налоговых поступлений в бюджет и 23% ВВП.
До конца 2015 г. ПМР еще сможет пользоваться в торговле с ЕС действующим режимом автономных торговых преференций. Но уже сейчас ясно, что это время будет использовано Кишиневом и Брюсселем для давления на Тирасполь с целью смены его внешнеполитической ориентации.
С другой стороны, кризис на Украине ведет к утрате и этого рынка: за первое полугодие 2014 г. поток товаров на приднестровско-украинской границе уже снизился на 43%. Вместе с тем при политической враждебности новых киевских властей Тирасполь вправе ожидать от них чего угодно. Новоявленные правители Украины последовательно и целеустремленно раз за разом избирают наихудшие и самоубийственные для страны варианты действий. Легко предположить, что им трудно будет устоять перед соблазном совместно с Молдовой взять Приднестровье в стратегические «клещи», вынудив его к капитуляции. Такая попытка уже предпринималась во времена президента Виктора Ющенко – прямого предшественника нынешних киевских «европейцев».
Хотелось бы думать, что хотя бы в Кишиневе найдутся трезвые головы, которые сообразят, что попытки «прижать к стенке» противоположную сторону, да еще в условиях украинского кризиса, провоцируют возникновение очередного «Донбасса» на собственной территории. Тем более, что парламентские выборы в Молдове, состоявшиеся 30 ноября 2014 года, показали: страна осталась расколотой в своих внешнеполитических ориентирах практически пополам. Сохранение же власти у проевропейской коалиции достигнуто прямым попранием демократических норм (снятием с выборов пророссийской партии «Патриа» накануне голосования и существенным ограничением возможностей молдавских граждан, работающих в России, выразить свою волю). В целом политическая судьба Приднестровья во много зависит от России. Украинский опыт продемонстрировал, что вошедший в последнее время в моду у западных партнеров спорт – «дразнить русского медведя», обходится недешево. Еще солонее приходится тем, кто подвернется под руку. Вряд ли кого-то утешит, что и медведю не сладко.