Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Межевич

Д.э.н., профессор факультета международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД

В Латвии новость №1 – арест президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса. Это крупнейшее предприятие Латвии, с наибольшим числом работающих, надежный источник доходов для государственного бюджета, инфраструктура, обеспечивающая работой порты.

В Латвии новость №1 – арест президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса. Это крупнейшее предприятие Латвии, с наибольшим числом работающих, надежный источник доходов для государственного бюджета, инфраструктура, обеспечивающая работой порты.

Сегодня Латвийские железные дороги – концерн, который состоит из нескольких предприятий. Головная компания LATVIJASDZELZCELS (LDz) владеет инфраструктурой. Кроме LDz в концерн входят LDzCargo, занимающаяся грузоперевозками и международными пассажирскими перевозками, и ряд других компаний. Изменение структуры LDz произошло под давлением Брюсселя. Президент ГАО «Латвийская железная дорога» Угис Магонис отмечал: «Мы выполнили требование Евросоюза, хотя лично я уверен, что либерализация рынка не приведет к тем результатам, которых ожидает Европа. Возможно, в других странах, где доминируют пассажирские перевозки, увеличение конкуренции и числа подвозчиков действительно может привести к снижению цены, но в Латвии мы в основном возим грузы, и эта схема не работает». У. Магонис неоднократно указывал и на то, что восточный вектор сотрудничества – естественный географический выбор Латвии. Действительно, экономический смысл существования железных дорог в Латвии – исключительно обеспечение транзита. Пассажирское сообщение заведомо убыточно.

Экономический смысл существования железных дорог в Латвии – исключительно обеспечение транзита. Пассажирское сообщение заведомо убыточно.

Обвинения в адрес У. Магониса не оригинальны: коррупция. Однако обращают на себя внимание некоторые детали. Речь идет о появившихся в латвийской печати сообщениях о прекращении российского транзита и политических спекуляциях на эту тему.

Доля транзита и транспорта в ВВП Латвии не менее 13-15%. Если будет прекращен транзит российских грузов через Латвию, железнодорожная отрасль страны потеряет 43,7 млн тонн грузов. Это 97% всего грузопотока. Однако ситуация вокруг У. Магониса не отменяет того факта, что проблемы с транзитом существуют давно.

Демонстративная антироссийская позиция может привести к тому, что «Латвия потеряет в первую очередь грузы угля и нефтепродуктов, идущие через порты и по железной дороге».

Порты государств Прибалтики за первые шесть месяцев 2015 года перевалили в общей сложности 78,084 млн тонн грузов – на 4,996 млн тонн (6%) меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом показатели работы прибалтийских портов демонстрируют разнонаправленную динамику, безусловно, опасную для Латвии и Эстонии.

Показатели работы Прибалтийских портов (тыс. тонн)
Порты

01-06.2014

01-06.2015

Изменения в %

Изменения в тыс. тонн

Рига 20173,5 20636,4 2,3 462,9
Клайпедский порт 17756,7 18856,3 6,2 1099,6
Бутингский терминал 3309,7 4140,9 25,1 831,2
Вентспилс 15694 13377 -14,8 -2317
Таллин 15239,6 12087,2 -20,7 -3152,4
Высоцк 8752,1 8484,8 -3,1 -267,3
Лиепая 2675,7 2697,3 0,8 21,6
Всего: 185936,3 185389,9 -0,3 -546,4
EPA / PIOTR WITTMAN / Vostock Photo
Сергей Рекеда, Вадим Трухачёв:
Бенефициары украинского кризиса

Иными словами, проблема в ухудшении политических отношений с Россией, а не в гипотетическом компромате. Демонстративная антироссийская позиция может привести к тому, что «Латвия потеряет в первую очередь грузы угля и нефтепродуктов, идущие через порты и по железной дороге», так говорится в весеннем (2015 г.) докладе Минсообщения о влиянии санкций на транзитную отрасль Латвии. Но возникает вопрос, а кто проявляет инициативу? Удивительно, но факт – Латвия. «Концепция Латвии как моста между западом и востоком не работает, и от нее нужно отказаться». Об этом в апреле 2015 года, заявил советник президента Латвии по экономике и европейским делам, в прошлом комиссар ЕС.

Что же касается президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса, то можно предположить, что с ним поступили так же, как с главой МВФ Домиником Стросс-Каном, который заявил, что мировая политическая и экономическая системы неэффективны и могут привести к новому финансовому кризису.

Происходящие в Латвии события свидетельствуют о конфликте экономических и политических приоритетов развития, внутренней нестабильности. Тяжелый груз политического конфликта с Россией становится непосильным для экономики Латвии.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся