Кресло президента Ливана пустует на протяжении уже восьми месяцев, и ситуация в стране продолжает обостряться. Отсутствие президента — нарушение конституции, которая подменяется точечными соглашениями между местными политическими деятелями — без таких соглашений правительство не могло бы функционировать. Вместо полноценных переговоров конфликтующих сторон при помощи демократических механизмов в стране ведется двусторонний диалог между ключевыми политическими партиями. В результате ни правительственные, ни парламентские функции должным образом не выполняются, а это, в свою очередь, приводит к постоянным сбоям в работе государственных институтов. Усугубляет проблемы в экономике и безопасности Ливана и конфликт в Сирии, который постепенно затрагивает другие страны. Это означает, что в обозримом будущем надеяться на укрепление демократии и стабильности в Ливане не приходится.
Покидая президентский дворец 25 мая 2014 года по истечении срока своих полномочий, бывший президент Ливана Мишель Сулейман призвал все политические партии Ливана как можно скорее избрать нового президента. Первый тур выборов состоялся 23 апреля 2014 года, однако ни одному из кандидатов не удалось набрать достаточное для победы количество голосов. Конституция Ливана гласит, что для победы в первом туре кандидат должен набрать две трети голосов членов парламента — 86 из 128. В следующих турах для победы достаточно простого большинства.
Однако, несмотря на 18 созывов парламента, избрать президента не удалось. Такое развитие событий отчасти объясняется тем фактом, что сторонники шиитской политической партии «Хезболла» бойкотируют заседания парламента, а это, в свою очередь, не позволяет собрать кворум, необходимый для проведения президентских выборов. Подобные действия помогают «Хезболле» избежать ответственности: группировке выгоднее продолжать свою линию в стране без президента, чем под контролем представителя оппозиционной партии, который будет выступать против участия организации в сирийском конфликте и ставить под сомнение роль «Хезболлы» в качестве лидера движения национального сопротивления. Таким образом, «Хезболла» хочет избежать повторения ситуации с бывшим президентом Мишелем Сулейманом, который начал общенациональный диалог и добился подписания Декларации Баабда, осуждающей участие «Хезболлы» в конфликте за пределами Ливана.
Согласно конституции Ливана, президент страны — гарант конституции, глава государства и главнокомандующий вооруженных сил страны. Он также представляет интересы христианско-маронитской общины в рамках сложной системы обеспечения политического равновесия между различными конфессиями страны. В отсутствие президента его полномочия переходят кабинету министров. Поскольку для принятия решений необходимо согласие всех без исключения министров, достаточно одного голоса «против», чтобы заблокировать весь процесс, и потому система управления страной пребывает в хроническом тупике. Правительство сегодня функционирует лишь благодаря различным базовым соглашениям, которые были достигнуты между партиями страны по наименее острым вопросам.
В случае отсутствия президента парламент превращается в избирательный орган, единственная задача которого состоит в избрании нового главы государства. Согласно конституции страны, предоставление парламенту таких полномочий гарантирует стабильную работу демократических институтов. Однако в связи с тем, что полномочия парламента истекли в 2014 году, президент страны Мишель Сулейман издал указ, в соответствии с которым парламент должен был провести выборы 9 июня 2014 года. Таким образом, он хотел убедить парламентский комитет как можно скорее разработать новый закон о выборах, что дало бы парламенту время для принятия этого закона, а правительству – возможность подготовиться и провести выборы в случае необходимости.
Однако разработать новый закон о выборах в течение необходимого срока парламентским комитетам Ливана не удалось. Правительство, в свою очередь, сославшись на множество проблем, связанных с безопасностью, заявило, что не готово провести выборы, и в итоге с одобрения правительства и в нарушение конституции парламент был переизбран автоматически. С этого времени члены парламента собираются на очередные сессии для принятия тех или иных законов, но на заседаниях по избранию президента, которые регулярно созываются спикером парламента, кворум ни разу достигнут не был.
Таким образом, для достижения соглашения по ряду вопросов начал функционировать механизм двусторонних переговоров между представителями оппозиционных партий, который обеспечивает дальнейшую работу правительства. Именно этот механизм позволил смягчить трения между политическими партиями страны и их сторонниками из числа суннитов и шиитов. Благодаря диалогу между представителями суннитского движения «Будущее» и шиитской партии «Хезболла» удалось уладить ряд разногласий, однако наиболее острые вопросы во время переговоров не затрагивались. Но есть ли смысл в проведении переговоров по вопросам, которые не составляют предмет споров?
В качестве недавнего примера можно привести историю с нападением «Хезболлы» на израильскую автоколонну в районе Мазария-Шабъа в целях возмездия за гибель нескольких членов движения, которые были убиты во время атаки Израиля сирийского города Эль-Кунейтра в начале января 2015 года. Движение «Будущее», со своей стороны, выступает против участия «Хезболлы» в сирийском конфликте и подвергает сомнению ее право на поставки оружия, принятие решений и самостоятельную деятельность вне официальных органов власти Ливана. Тем не менее нападение на израильскую автоколонну произошло в период переговоров «Хезболлы» с движением «Будущее», и во время следующих встреч поднимать этот вопрос не планируется. Инцидент в Мазария-Шабъа доказывает, что какие бы вопросы ни обсуждались во время двусторонних встреч, без урегулирования наиболее острых разногласий раскол между сторонами не только не исчезнет, но будет становиться все глубже.
Одновременно диалог также смогли наладить две крупнейшие христианские партии Ливана: «Свободное патриотическое движение» и «Ливанские силы», которые надеются решить ряд спорных вопросов, включая проблему выборов президента, где кандидатами выступают главы обеих партий.
Это приводит к постоянным столкновениям между сторонниками партий. Усложняет ситуацию и то, что «Ливанские силы» вместе с движением «Будущее» входят в альянс «14 марта», в то время как «Свободное патриотическое движение» и «Хезболла» – члены альянса «8 марта». В отличие от «Хезболлы» и движения «Будущее», которые решили не затрагивать спорных вопросов, христианские партии Ливана, напротив, пытаются разрешить существующие конфликтные ситуации. Например, они обсуждают фундаментальные идеологические разногласия, которые существуют между ними уже многие годы, а также свои позиции по отношению к «Хезболле» и сирийскому кризису. Хотя на сегодняшний день им пока не удалось прийти к соглашению, стороны надеются на успешный исход переговоров. При этом вопрос президентских выборов в рамках этого диалога до сих пор не поднимался, несмотря на то, что, в соответствии с Национальным Пактом Ливана, этот пост должен занимать именно представитель христианской общины, и отсутствие в стране президента лишает общину значительной доли ее политической власти.
Таким образом, несмотря на то, что благодаря диалогам между партиями правительство продолжает функционировать, такие ключевые вопросы, как избрание президента, проведение парламентских выборов и формирование нового правительства остаются нерешенными, а это, в свою очередь, блокирует нормальную работу основных государственных институтов.
Очевидно, что такие диалоги не могут заменить собой политические институты. В настоящее время реакцию правительства на события, требующие активных действий, можно охарактеризовать в лучшем случае как слабую. Так, недавно боевики-исламисты рассредоточились вдоль всей ливано-сирийской границы в надежде проникнуть на территорию Ливана и организовать там убежища и полевые лагеря. Однако в отсутствие верховного главнокомандующего вооруженных сил страны – президента, возможности ливанской армии противостоять этим попыткам боевиков были ограничены. Более того, без главнокомандующего курсанты военных училищ не могут получить официального подтверждения об успешном завершении учебы, а руководители институтов безопасности назначаются членами правительства. Пустуют места и в дипломатическом корпусе, потому что назначать новых дипломатов и послов может только президент.
Другим усугубляющим фактором стал поток беженцев из Сирии, который подрывает экономику и инфраструктуру страны. Из-за коррумпированности и неудовлетворительной работы государственных институтов Ливана международные доноры и заинтересованные стороны отказываются предоставлять сирийским беженцам обещанную ранее материальную помощь. Если из-за постоянных нарушений конституции ливанские политические институты по-прежнему будут буксовать, Ливан потеряет репутацию демократического государства и, что еще хуже, лишится поддержки международных доноров и заинтересованных сторон.