«Превратить тревогу в надежду»: каким будет курс нового правительства Японии?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.92) |
(12 голосов) |
Аспирант кафедры востоковедения МГИМО МИД России
21 октября японский парламент избрал главой правительства Санаэ Такаити — бывшего министра экономической безопасности и председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Прошедшие выборы стали кульминацией непредсказуемой политической кампании, которая на протяжении всего периода оставляла открытым вопрос о том, кто займет пост премьер-министра. Череда провалов ЛДП — скандал с присвоением средств из политических фондов в конце 2023 г., разгромное поражение на выборах в Палату советников летом 2025 г. и, наконец, выход партии Комэйто, многолетнего партнера ЛДП, из правительственной коалиции — создала аккумулирующий эффект, в результате чего возникла реальная угроза перехода власти в руки объединенной оппозиции. Активные усилия С. Такаити по созданию новой коалиции и неспособность оппозиционных партий прийти к консенсусу не дали этому сценарию осуществиться. Однако успех нового кабинета и правящей партии, которая по-прежнему находится в меньшинстве как в верхней, так и в нижней палате парламента, зависит от того, сможет ли ее новый председатель найти общий язык с оппозицией и вернуть политическую стабильность, а также восстановить пошатнувшийся авторитет ЛДП как главного представителя консервативного крыла в японской политике.
Противоречивая фигура избранного премьера не только ставит под вопрос устойчивость кабинета, но и существенно увеличивает риски во внешней политике: С. Такаити известна как консервативный политик с ярко выраженными националистическими и антикитайскими взглядами, выступающий за пересмотр пацифистской конституции и регулярно посещающий храм Ясукуни, в котором поклоняются душам погибших японцев, в том числе японских военных преступников, что неизменно вызывает острую реакцию со стороны соседних государств, пострадавших от японской агрессии в годы Второй мировой войны.
Помимо ревизионистских взглядов и жесткого курса в отношении Китая, в своей избирательной кампании 2025 г. С. Такаити активно педалировала тему ужесточения политики в отношении иностранных мигрантов. Рассуждая о проблемах, связанных с мигрантами и иностранными туристами, премьер- министр процитировала высказывание политического деятеля эпохи Реставрации Мэйдзи Сакамото Рёмы о необходимости «очищения» Японии. При этом из других ее высказываний становится ясно, что «очищение» С. Такаити понимает гораздо шире, чем решение миграционной проблемы и ограничение туристического потока. Несмотря на то, что радикализм первого выступления кандидата в председатели ЛДП вызвал противоречивые и даже негативные оценки в том числе внутри самой правящей партии, активная антимигрантская позиция помогла консолидировать консервативный электорат и наиболее правую часть партии власти. Уровень поддержки правительства С. Такаити на старте его работы оказался значительно выше, чем рейтинг предыдущего кабинета Исибы, что указывает на существенный кредит доверия новому премьеру со стороны избирателей.
Общим лозунгом правительства С. Такаити стало обещание «превратить тревогу в надежду». При всей банальности этого слогана он отражает острый запрос общества, особенно молодежи, на изменения к лучшему (показательно, что наиболее сильную поддержку действующему правительству оказывают именно молодые избиратели). От правительства ждут принятия решительных мер по преодолению негативных явлений в экономике, в первую очередь снижения цен на потребительские товары и автомобильное топливо. Символично, что именно экономическим вопросам С. Такаити посвятила самую длинную часть своей программной речи (39% от всего выступления — вдвое больше, чем на внешнюю политику (17%) и региональное развитие/решение проблем, связанных с иностранцами (16%)). Логика главы правительства понятна: именно экономические проблемы наиболее болезненно воспринимаются жителями страны, и для достижения политической стабильности и консолидации поддержки избирателей новому кабинету необходимо прежде всего продемонстрировать способность к решению насущных проблем населения. В программной речи С. Такаити провозгласила курс на «ответственную и активную налогово-бюджетную политику», предполагающую увеличение государственных расходов для придания импульса стагнирующей экономике. Слово «активный» в этом сочетании относится к увеличению государственных расходов, а прилагательное «ответственный» — к осознанию рисков такого экономического курса, который в худшем случае может привести к дефициту бюджета и иным негативным последствиям для национальной экономики. Проведение данного экономического курса в новом правительстве возложено на министра финансов Сацуки Катаяму, близкого по взглядам к С. Такаити ветерана Либерально-демократической партии. Первоочередными шагами в сфере экономики объявлены снижение цен, отмена временного тарифа на бензин, а также выделение государственных субсидий ряду сфер национальной экономики, таких как сельское и лесное хозяйство и медицинские учреждения. Таким образом, правительство стремится прежде всего решить насущные экономические проблемы и укрепить свои позиции для реализации более важных политических, экономических и военно-стратегических инициатив. Удастся ли новому кабинету вернуть политическую стабильность и придать импульс национальной экономике, станет ясно уже в ближайшие месяцы.
21 октября японский парламент избрал главой правительства Санаэ Такаити — бывшего министра экономической безопасности и председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Прошедшие выборы стали кульминацией непредсказуемой политической кампании, которая на протяжении всего периода оставляла открытым вопрос о том, кто займет пост премьер-министра. Череда провалов ЛДП — скандал с присвоением средств из политических фондов в конце 2023 г., разгромное поражение на выборах в Палату советников летом 2025 г. и, наконец, выход партии Комэйто, многолетнего партнера ЛДП, из правительственной коалиции — создала аккумулирующий эффект, в результате чего возникла реальная угроза перехода власти в руки объединенной оппозиции. Активные усилия С. Такаити по созданию новой коалиции и неспособность оппозиционных партий прийти к консенсусу не дали этому сценарию осуществиться. Однако успех нового кабинета и правящей партии, которая по-прежнему находится в меньшинстве как в верхней, так и в нижней палате парламента, зависит от того, сможет ли ее новый председатель найти общий язык с оппозицией и вернуть политическую стабильность, а также восстановить пошатнувшийся авторитет ЛДП как главного представителя консервативного крыла в японской политике.
Противоречивая фигура избранного премьера не только ставит под вопрос устойчивость кабинета, но и существенно увеличивает риски во внешней политике: С. Такаити известна как консервативный политик с ярко выраженными националистическими и антикитайскими взглядами, выступающий за пересмотр пацифистской конституции и регулярно посещающий храм Ясукуни, в котором поклоняются душам погибших японцев, в том числе японских военных преступников, что неизменно вызывает острую реакцию со стороны соседних государств, пострадавших от японской агрессии в годы Второй мировой войны.
Помимо ревизионистских взглядов и жесткого курса в отношении Китая, в своей избирательной кампании 2025 г. С. Такаити активно педалировала тему ужесточения политики в отношении иностранных мигрантов. Рассуждая о проблемах, связанных с мигрантами и иностранными туристами, премьер- министр процитировала высказывание политического деятеля эпохи Реставрации Мэйдзи Сакамото Рёмы о необходимости «очищения» Японии. При этом из других ее высказываний становится ясно, что «очищение» С. Такаити понимает гораздо шире, чем решение миграционной проблемы и ограничение туристического потока. Несмотря на то, что радикализм первого выступления кандидата в председатели ЛДП вызвал противоречивые и даже негативные оценки в том числе внутри самой правящей партии, активная антимигрантская позиция помогла консолидировать консервативный электорат и наиболее правую часть партии власти. Уровень поддержки правительства С. Такаити на старте его работы оказался значительно выше, чем рейтинг предыдущего кабинета Исибы, что указывает на существенный кредит доверия новому премьеру со стороны избирателей.
Санаэ Такаити. Волк в овечьей шкуре
«Звезда консервативного крыла»: бэкграунд и политические взгляды Такаити Санаэ
На протяжении большей части своей политической карьеры С. Такаити была известна как политик консервативных взглядов с ярко выраженным националистическим и ревизионистским уклоном. Впервые избравшись в парламент в 1993 г. после нескольких лет карьеры телеведущей, уже в дебатах с тогдашним премьер-министром социалистом Томиити Мураямой она подвергла критике его «дипломатию извинений», высказав мнение в праве последнего выступать с извинениями от имени народа страны. Решающее влияние на политические взгляды С. Такаити оказало вступление в ЛДП и знакомство с Синдзо Абэ. Особую роль С. Абэ на свое формирование как политика новый премьер признает и в своих книгах, в том числе в политическом манифесте, выпущенном в преддверии выборов председателя ЛДП в 2024 г. Символично, что само название политической программы С. Такаити — «К прекрасной, сильной и развивающейся стране» — представляет собой аллюзию на заглавие манифеста, опубликованного С. Абэ перед выборами председателя ЛДП в 2012 г.
С. Такаити занимала ряд министерских и партийных должностей как в первом, так и во втором кабинете С. Абэ и последовательно поддерживала его курс на пересмотр послевоенной конституции и укрепление Сил Самообороны. После ухода Есихидэ Суги с поста премьер-министра в 2021 г. она, заручившись поддержкой С. Абэ, выдвинула кандидатуру на пост председателя ЛДП, однако проиграла бывшему министру иностранных дел Фумио Кисиде. Гибель С. Абэ в июле 2022 г. ухудшила перспективы С. Такаити, однако она нашла себе нового могущественного союзника в лице политического тяжеловеса Таро Асо, также ранее занимавшего пост премьер-министра. Тем не менее на выборах председателя партии 2024 г. она вновь уступила бывшему министру обороны Сигэру Исибе, который выиграл с незначительным перевесом. В сентябре 2025 г. С. Такаити в третий раз выдвинула свою кандидатуру на пост председателя ЛДП. На этот раз ее основным конкурентом стал министр сельского, лесного и рыбного хозяйства Синдзиро Коидзуми, которого поддержали действующий на тот момент премьер-министр С. Исиба и бывший глава правительства Е. Суга. Несмотря на то, что в течение почти всей кампании фаворитом считался С. Коидзуми, в конечном счете победу одержала С. Такаити, на что повлияло несколько факторов, одним из которых стала поддержка влиятельного Т. Асо и бывших членов его фракции.
Выдвигая свою кандидатуру, С. Такаити пообещала «сделать Японский архипелаг сильным и богатым». Из лозунга следует, что своими приоритетами новый премьер считает обеспечение экономического роста и укрепление национальной безопасности. При этом, следуя общему тренду на секьюритизацию мировой политики, под безопасностью она понимает не только военную, но и экономическую (сама С. Такаити в свое время была министром экономической безопасности), продовольственную, энергетическую, медицинскую безопасность и «укрепление государственной территории» (создание эффективной системы реагирования на природные катастрофы, усиление информационной безопасности, цифровизация, восстановление пострадавших от природных бедствий регионов). Главную угрозу всем аспектам национальной безопасности глава правительства видит во все более «агрессивной» политике Китая, а также в «деструктивных» действиях КНДР. Хотя такое понимание соответствует генеральной линии правящей партии, позицию С. Такаити отличает особая жесткость и радикализм в отношении КНР. В 2023 г. во время конференции МАГАТЭ она выступила с резкой критикой Китая, заявившего об опасности выбросов технической воды с атомного реактора Фукусимской электростанции, причем, как оказалось позднее, ее заявление не было согласовано с руководством партии и тогдашним премьер-министром Фумио Кисидой. До и после этого С. Такаити неоднократно выступала на телевидении и в своем ютуб-канале с предостережениями об опасности, исходящей от китайских граждан, на тех или иных основаниях находящихся в Японии, указывая на закрепленную в законодательстве КНР обязанность граждан страны мобилизоваться и создать организованные ячейки в случае получения соответствующего приказа от руководства страны. В качестве меры по предотвращению подобного развития событий премьер-министр активно призывает к принятию Закона о противодействии шпионажу. Единственным способом противодействия растущим «угрозам» со стороны Пекина и Пхеньяна С. Такаити считает укрепление совокупной государственной мощи, которое включает в себя шесть компонентов: оборонительные способности, экономическую мощь, информационную безопасность, дипломатические, технологические и кадровые ресурсы. Впрочем, после избрания премьер-министром Такаити существенно смягчила свою риторику в отношении КНР: во время первой пресс-конференции она назвала Китай «важным соседом», с которым необходимо выстраивать «конструктивные и стабильные отношения». Хотя первая встреча с председателем КНР Си Цзиньпином прошла в довольно напряженной обстановке, нового обострения двусторонних отношений, связанного с приходом к власти «ультраправой» ревизионистки Такаити, которое ожидали некоторые китайские и японские аналитики, удалось избежать.
Сложный путь к лидерству: позиции Такаити в новой структуре власти
С. Такаити вступает на пост премьер-министра в ситуации, когда Япония сталкивается с серьезными вызовами как внутри страны, так и на международной арене. К системным проблемам, таким как снижение рождаемости и старение населения, экономическая стагнация, в последние месяцы прибавился резкий рост цен, а также проблемы, связанные с увеличением числа мигрантов и иностранных туристов. Во внешней политике Токио вынужден приспосабливаться к трансформации мирового порядка, а также международной нестабильности, связанной как с продолжающимися вооруженными конфликтами, так и с непредсказуемой политикой новой американской администрации Дональда Трампа. Все это происходит на фоне усиливающегося сотрудничества между Китаем, Россией и КНДР, которое воспринимается японским руководством как серьезная угроза национальной безопасности.
Несмотря на сложную внутреннюю и внешнюю обстановку, японская политическая элита в целом далека от достижения консенсуса по большинству вопросов. Проблемы национальной безопасности и экономической политики по-прежнему остаются разделяющей линией между консервативными партиями — ЛДП, Народно-демократической партией, и главной оппозиционной силой страны — Конституционно-демократической партией. Серьезный раскол продолжает провоцировать и проблема политической коррупции в ЛДП, которая с точки зрения большинства оппозиционных партий (в первую очередь конституционных демократов и Комэйто) так и осталась нерешенной. Реформа парламента, предполагающая сокращение количества депутатов, вызывает протест со стороны средних и малых партий, которые опасаются за свое будущее в условиях новой системы. В этой ситуации практически единственной возможной стратегией правительственной коалиции становится поиск компромисса с оппозиционными силами — в первую очередь по ключевым для С. Такаити вопросам экономики и национальной безопасности.
Положение премьер-министра осложняется тремя факторами. Во-первых, несмотря на победу на выборах председателя ЛДП, она пока не смогла заручиться абсолютной поддержкой со стороны собственной партии. Победа С. Такаити, которая считается радикальным консерватором даже внутри ЛДП, была воспринята многими членами партии как собственное поражение (в первую очередь это касается бывших премьер-министров С. Исибы и Е. Суги, которые в ходе избирательной кампании поддержали министра сельского и лесного хозяйства С. Коидзуми). Это событие резко сместило баланс сил внутри партии в сторону бывшей фракции Т. Асо, который стал главным бенефициаром избрания С. Такаити внутри ЛДП, вернув себе пост заместителя председателя, утраченный в период председательства С. Исибы.
Вместе с тем японская политическая культура в большей степени тяготеет к достижению компромисса, нежели к конфронтации, что вкупе с необходимостью консолидации поддержки вокруг нового кабинета привело к тому, что все бывшие конкуренты С. Такаити в борьбе за пост председателя ЛДП получили важные правительственные и партийные назначения. Так, С. Коидзуми занял пост министра обороны, а финишировавший третьим бывший генеральный секретарь кабинета министров Есимаса Хаяси назначен на должность министра внутренних дел. Идеологически близкие С. Такаити Тосимицу Мотэги и Такаюки Кобаяси заняли посты министра иностранных дел и главы Совета по политическим вопросам соответственно. Политика внутрипартийного примирения позволила сгладить чувство неудовлетворенности со стороны проигравших из-за того, что многие ключевые посты в партии и правительстве, в том числе должность генерального секретаря ЛДП, распоряжающегося кадрами и финансами партии, заняли члены бывших фракций Т. Асо и С. Абэ. Такой расклад имеет и иное объяснение: по итогам выборов в палату советников летом 2025 г. число депутатов ЛДП существенно сократилось, в связи с чем партия испытывает нехватку опытных кадров, способных занять посты министров. Так или иначе, консолидация партийной поддержки относится к числу важнейших задач С. Такаити, особенно в текущих условиях межпартийной коалиции и меньшинства в обеих палатах парламента.
Другой вызов, с которым придется столкнуться правительству Такаити — выстраивание отношений с новым коалиционным партнером ЛДП — Обществом обновления Японии (Ниппон исин но кай). «Обжегшись на молоке» в ходе переговоров с Комэйто, закончившихся выходом последней из коалиции с ЛДП, С. Такаити теперь «дует на воду»: несмотря на существенные разногласия в начале консультаций о создании межпартийной коалиции, либеральные демократы пошли на уступки, приняв требования «Ниппон исин но кай» относительно сокращения количества депутатов и инициативы по созданию «резервной столицы». Тем не менее в своей программной речи в парламенте премьер ни разу не упомянула парламентскую реформу как один из приоритетов своего правительства, что ставит вопрос о доверии внутри новой межпартийной коалиции. Ни разу не были упомянуты и назревшие меры по реформированию системы финансирования политических партий, направленные на устранение политической коррупции, что уже вызвало недовольство со стороны оппозиции, в первую очередь Комэйто и конституционных демократов.
Наконец, третьим вызовом правительства С. Такаити станет восстановление репутации ЛДП и возвращение избирателей, проголосовавших за другие политические партии. В среднесрочной перспективе это необходимо для осуществления стабильного управления и реализации намеченных политических инициатив. Особую обеспокоенность у руководства ЛДП и лично у С. Такаити вызывает отток традиционного консервативного электората в другие консервативные и правопопулистские партии, например, в резко набравшую популярность Сансэйто. Избрание консервативной националистки С. Такаити председателем ЛДП вполне способно запустить обратный процесс возвращения доверия этого слоя избирателей, на что, в частности, была направлена и радикальная по японским меркам антимигрантская риторика перед выборами главы партии. По мнению некоторых аналитиков, победа С. Такаити действительно способствовала началу возвращения консервативной части электората, однако она же вызвала и отток тех избирателей, которые поддерживали курс С. Исибы и рассчитывали на победу С. Коидзуми или Е. Хаяси. Таким образом, на данный момент в сухом остатке партия имеет примерно то же, что и до избрания С. Такаити. Однако рейтинг правительства, возглавляемого новым премьером, очень высок по сравнению с прошлыми кабинетами — почти 75% на старте работы. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что наибольшую поддержку новому правительству оказывают молодые избиратели — в возрастной категории от 20 до 40 лет правительство С. Такаити поддерживает около 80% опрошенных.
«Треугольник США — Япония — Республика Корея перед лицом новых вызовов»
Новый кабинет — новая программа
24 октября С. Такаити выступила в парламенте с программной речью. По традиции программная речь премьер-министра — это своего рода презентация идейно-политического курса созданного правительства, которая определяет повестку и задает тон его будущей деятельности. Программное выступление главы правительства имеет важное репутационное значение и, как правило, сопровождается яркими и запоминающимися слоганами, призванными произвести впечатление и остаться в памяти избирателей и членов парламента как манифестация курса нового кабинета.
В качестве такого слогана С. Такаити выбрала лозунг «Сделать Японский архипелаг сильным и богатым», под которым она вела свою избирательную кампанию. Обращает на себя внимание использование слова «архипелаг» вместо простого упоминания названия страны. В японском языке слово «Нихон» («Япония») может обозначать как страну, так и государство и общество, в то время как термин «Нихон рэтто:» («Японский архипелаг») подразумевает в первую очередь территорию страны как географическую и, в контексте политической программы Такаити, геополитическую единицу. Из этого следует, что, заявляя о намерении сделать Японские острова более сильными и экономически развитыми, новый премьер имеет в виду не только усиление национальной безопасности и всеобъемлющее развитие народного хозяйства, но и соответствующее проецирование совокупной мощи Японии на международной арене (как на региональном, так и на глобальном уровне).
Данное утверждение в полной мере соотносится с еще одним ключевым лозунгом С. Такаити, позаимствованным ею непосредственно у своего наставника С. Абэ — «вернуть гордо цветующую в центре планеты японскую дипломатию» — слоган, призванный подчеркнуть возвращение к проактивному курсу японской внешней политики, заложенному С. Абэ. Вместе с ним в японскую дипломатию возвращается и ключевая для нее концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP), также выдвинутая С. Абэ и затем активно использовавшаяся кабинетами Ф. Кисиды и С. Исибы. Хотя предыдущие правительства также регулярно обращались к этой инициативе, подчеркивая ее ключевую роль во внешней политике Японии, представляется, что С. Такаити, которая открыто позиционирует себя как преемницу внешне- и внутриполитического курса С. Абэ, намерена вдохнуть новую жизнь в реализацию этого геополитического проекта, в том числе путем подключения к нему новых партнеров и укрепления сотрудничества со старыми.
Так, уже во время первой встречи на высшем уровне с президентом Республики Корея Ли Чжэ Мёном С. Такаити заявила о «существенно возросшей» роли политического, экономического и военного взаимодействия в треугольнике Япония — США — Южная Корея, проявив стремление к продолжению «челночной дипломатии», возобновленной при кабинете Ф. Кисиды. Данное заявление имеет серьезное значение для региональной политики, поскольку Южная Корея остается в числе стран, занимающих крайне осторожную позицию в отношении участия в проектах, связанных с реализацией концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», в том числе из опасений, связанных с реакцией КНР, и нежелания открыто занимать ту или иную сторону в геополитической конфронтации в регионе. Тот факт, что С. Такаити, будучи крайне консервативным политиком, отказалась от посещения храма Ясукуни перед вступлением в должность премьер-министра, свидетельствует в том числе и об осознании необходимости осторожного подхода к выстраиванию отношений с региональными партнерами, среди которых РК как союзник США занимает ведущую роль. Такая позиция, судя по всему, была положительно оценена южнокорейской стороной: как отмечают местные СМИ, встреча прошла в благожелательной и непринужденной обстановке.
Рассуждая о взаимодействии в рамках FOIP, С. Такаити упомянула о важности развития всеобъемлющего сотрудничества со странами АСЕАН — акторами региона, в котором жестко сталкиваются интересы Японии и Китая. Символично, что дипломатическим дебютом С. Такаити в качестве главы правительства стало участие в саммите АСЕАН, прошедшем в Куала-Лумпуре. Он стал своего рода испытанием внешнеполитических способностей нового премьера, которое, по оценкам японских аналитиков, она блестяще прошла: журналисты и эксперты отметили харизму и развитые коммуникативные навыки С. Такаити, а также умелое использование языка тела для выстраивания доверительных отношений с зарубежными лидерами.
Важной частью программной речи стало озвученное премьер-министром намерение ускорить выполнение цели по повышению расходов на оборону до двух процентов ВВП, запланированное на 2027 г., а также начать работу по обновлению «трех документов» по национальной безопасности, принятых в конце 2022 г.: Стратегии национальной безопасности, Национальной стратегии в области обороны и Среднесрочного плана оборонного строительства. С. Такаити также заявила, что рассчитывает на конструктивную общественную и парламентскую дискуссию по вопросу пересмотра девятой статьи Конституции Японии, обозначив изменение основного закона как один из стратегических императивов своего кабинета.
***
Общим лозунгом правительства С. Такаити стало обещание «превратить тревогу в надежду». При всей банальности этого слогана он отражает острый запрос общества, особенно молодежи, на изменения к лучшему (показательно, что наиболее сильную поддержку действующему правительству оказывают именно молодые избиратели). От правительства ждут принятия решительных мер по преодолению негативных явлений в экономике, в первую очередь снижения цен на потребительские товары и автомобильное топливо. Символично, что именно экономическим вопросам С. Такаити посвятила самую длинную часть своей программной речи (39% от всего выступления — вдвое больше, чем на внешнюю политику (17%) и региональное развитие/решение проблем, связанных с иностранцами (16%)). Логика главы правительства понятна: именно экономические проблемы наиболее болезненно воспринимаются жителями страны, и для достижения политической стабильности и консолидации поддержки избирателей новому кабинету необходимо прежде всего продемонстрировать способность к решению насущных проблем населения. В программной речи С. Такаити провозгласила курс на «ответственную и активную налогово-бюджетную политику», предполагающую увеличение государственных расходов для придания импульса стагнирующей экономике. Слово «активный» в этом сочетании относится к увеличению государственных расходов, а прилагательное «ответственный» — к осознанию рисков такого экономического курса, который в худшем случае может привести к дефициту бюджета и иным негативным последствиям для национальной экономики. Проведение данного экономического курса в новом правительстве возложено на министра финансов Сацуки Катаяму, близкого по взглядам к С. Такаити ветерана Либерально- демократической партии. Первоочередными шагами в сфере экономики объявлены снижение цен, отмена временного тарифа на бензин, а также выделение государственных субсидий ряду сфер национальной экономики, таких как сельское и лесное хозяйство и медицинские учреждения. Таким образом, правительство стремится прежде всего решить насущные экономические проблемы и укрепить свои позиции для реализации более важных политических, экономических и военно-стратегических инициатив. Удастся ли новому кабинету вернуть политическую стабильность и придать импульс национальной экономике, станет ясно уже в ближайшие месяцы.
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.92) |
(12 голосов) |
О первых испытаниях на территории Японии и наращивании ракетного арсенала
Строительство азиатского НАТО: уроки прошлогоВозможно ли повторить опыт НАТО за пределами Атлантики?
Санаэ Такаити. Волк в овечьей шкуреCовокупность заявлений и кадровых решений позволяет предположить формирование новой «эры Абэ 2.0» — консервативного, прагматичного курса, ориентированного на укрепление национальной безопасности и традиционных альянсов
Городской завтрак РСМД «Треугольник США — Япония — Республика Корея перед лицом новых вызовов»Библиотека им. Ф.М. Достоевского, 6 ноября 2025 г., 10:30

