Летом 2015 года мир отмечает 40-летнюю годовщину подписания заключительного Хельсинского акта, в начале июля в Хельсинки прошла юбилейная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, но праздник в этот раз не удался. Финляндия отказала во въезде в страну нескольким членам российской парламентской делегации, Россия заняла принципиальную позицию по этому вопросу, продолжается кризис на Украине, действуют санкции, состояние отношений Россия-Запад плачевно.
Летом 2015 года мир отмечает 40-летнюю годовщину подписания заключительного Хельсинского акта, в начале июля в Хельсинки прошла юбилейная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, но праздник в этот раз не удался. Финляндия отказала во въезде в страну нескольким членам российской парламентской делегации, Россия заняла принципиальную позицию по этому вопросу, продолжается кризис на Украине, действуют санкции, состояние отношений Россия-Запад плачевно.
Своим видением ситуации делится участник семинара «Хельсинки+40», координирующий проект «Хельсинки+40» со стороны РСМД, Наталья Евтихевич, к.полит. н., программный менеджер РСМД.
Торжественная сессия
В 1970-е годы именно Финляндия внесла весомый вклад в ослабление международной напряженности. Правительство Финляндии в 1969 году предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации общеевропейского совещания. В итоге 30 июля 1975 года в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 года был подписан заключительный Хельсинский акт Совещания.
Интересный факт, что 43 года назад в преддверии Совещания была созвана Молодежная конференция по вопросам безопасности, участники которой подписали коммюнике, состоящее из трех секций: вопросы безопасности, экономического сотрудничества, прав человека. Об этом напомнил Спенсер Оливер, генеральный секретарь ПА ОБСЕ (Young Democrats of America).Он принимал участие в этой конференции, будучи в то время президентом молодежной демократической организации США.
Это один из примеров, когда молодежная инициатива внесла весомый вклад в развитие политического процесса.
В том же историческом зале, где состоялось подписание хельсинского Заключительного акта, 40 лет спустя прошла 24 ежегодная сессия ПА ОБСЕ, приуроченная к юбилейной дате (6 июля 2015 г.). Однако духа и настроения Хельсинки сорокалетней давности не хватало.
akg-images / RIA Nowosti В 1970-х годах присутствовала политическая воля к разрешению ситуации и созданию соответствующих институтов укрепления безопасности. Наверное, это было одним из ключевых факторов успеха Хельсинки
Примечательно, что впервые сессия проходила без российской официальной делегации по причине того, что Сергею Нарышкину, председателю Государственной Думы России, руководителю российской делегации в ПА ОБСЕ и еще нескольким ее членам властями Финляндии было отказано во въезде в страну в связи с санкциями ЕС в отношении российских официальных лиц. В результате этого, российская делегация в полном составе отказалась от участия в сессии. Последовавшее письмо от президента ПА ОБСЕ Иллки Канервы с приглашением для остальной делегации все же принять участие в сессии получило отрицательный ответ. Российская сторона прокомментировала, что понижение статуса участия невозможно.
Решение финских властей вызвало массу споров и неоднозначную реакцию. Ведь сессия — это ежегодная встреча международной организации, работающей в многостороннем формате. Проблемы в двусторонних отношениях России и Финляндии или России и ЕС не должны оказывать влияние на ОБСЕ. Было бы разумно отделять многосторонние форматы от двусторонних отношений. Этот вопрос поднимался в ходе заседания ассамблеи.
Открывая юбилейную пленарную сессию, И. Канерва выразил надежду на конструктивный диалог, подчеркнув, что «этот диалог включает Россию наравне с другими государствами-участниками».
Однако в интервью газете «Коммерсант» генеральный секретарь ПА ОБСЕ Спенсер Оливер прокомментировал: «Это позор, что российская делегация не приняла участия в этой сессии, но это был ее выбор, не наш».
Парламентарий от Германии, выступая на пленарной сессии, поделилась своими соображениями о том, что мир и безопасность могут быть обеспечены членами ассамблеи только совместными действиями, а не действиями друг против друга. С этой точки зрения, консенсус — основной принцип в системе коллективной безопасности. «Конечно, мы можем принимать удобные решения без отсутствующих делегаций. Однако такие решения не приблизят нас к разрешению конфликта и обеспечению мира и безопасности в Европе». Делегат от Италии подчеркнула важность поддержания диалога и отметила, что Россию нельзя исключать из процессов европейской интеграции.
Для России — ОБСЕ важная диалоговая площадка, где она выступала в качестве равноправного партнера, принимала участие в принятии решений. На протяжении украинского кризиса ОБСЕ оставалась одним из тех немногих многосторонним форматов, где была возможность договариваться о путях разрешения кризиса.
Складывается впечатление, что эту площадку Россия теряет. ПА ОБСЕ приняла резолюцию, осуждающую действия России на территории Украины и вблизи ее границ. В декларации Россия обвиняется в «одностороннем и неоправданном посягательстве на суверенитет и территориальную целостность Украины», в «нарушениях принципов заключительного Хельсинского акта». Таким образом, в очередной раз имеет место факт обвинений, на этот раз не взаимных, а односторонних. Россия — сторона, без которой разрешение кризиса невозможно, также как и выстраивание отношений на пространстве Евроатлантики. Политика ограничения участия России в международных встречах, исключения ее из международных форматов не кажется конструктивной.
Исторические параллели не всегда корректны, весьма сложно сравнивать мир 40 лет назад с четкой биполярной системой, с ясными параметрами противостояния с тем, что мы имеем сегодня, трансформирующейся системой, новыми вызовами и угрозами безопасности, однако, ситуация в 1970-х была не менее напряженной и сложной с точки зрения принятия решений, чем сейчас. Как отметил на семинаре «Хельсинки+40» (проходил в формате Chatham House rules) один из бывших дипломатов, принимавших непосредственное участие в подготовке Совещания по безопасности в Европе, в тот момент присутствовала политическая воля к разрешению ситуации и созданию соответствующих институтов укрепления безопасности. Наверное, это было одним из ключевых факторов успеха Хельсинки.
Упомянутый семинар «Хельсинки+40» проходил 5 июля 2015 г., накануне юбилейной пленарной сессии ПА ОБСЕ.
Это была итоговая встреча в рамках проекта «Хельсинки+40», в котором под эгидой ПА ОБСЕ принимал участие Российский совет по международным делам вместе с другими европейскими и американскими исследовательскими центрами. Научные центры на протяжении полутора лет работали над предложениями по реформированию и укреплению ОБСЕ, которые отражены в докладе, сформированным ПА ОБСЕ «Хельсинки+40: строительство будущего ОБСЕ». Российские идеи были учтены, но не со всеми положениями сводного итогового доклада можно согласиться.
Эксперты признают, что Хельсинские принципы не утратили актуальности и ценности. Украинский кризис выявил слабые стороны в функционировании ОБСЕ, в частности, недостаточно эффективные инструменты для разрешения кризисных ситуаций, долгий процесс принятия решений. Тем не менее, признается, что ОБСЕ остается наиболее действенной организацией на сегодняшний момент для разрешения кризиса. Единственно возможное решение — политическое урегулирование ситуации на Украине. В докладе говорится, что ОБСЕ не хватает транспарентности в процессе принятия решений. Дается высокая оценка деятельности миссий и подчеркивается важность этой структурной составляющей ОБСЕ. Одна из сложностей функционирования ОБСЕ заключается в том, что она по-прежнему не обладает международной правосубъектностью, что затрудняет ее оперативную деятельность. Авторы доклада подчеркивают значимость деятельности Парламентской ассамблеи, которая выступает в роли моста между управленческой структурой ОБСЕ и населением региона, который охватывает ОБСЕ. Признается необходимость сотрудничества с партнерскими организациями, особенно в средиземноморском регионе.
На современном этапе совместная работа аналитических центров приобретает особую ценность, так как дает возможность для поддержания открытого диалога. В условиях, когда даже на втором треке нередко наблюдается тенденция к его свертыванию, важно сохранить то, что имеется. Кроме того аналитические центры могут играть важную роль в предоставлении качественной аналитики представителям общественности, обеспокоенными проблемами безопасности, но не обладающими глубокими знаниями, например, о деятельности ОБСЕ. В условиях активных и замороженных конфликтов важны совместные усилия по их разрешению со стороны парламентариев, представителей международных организаций, экспертного сообщества.
Выступление программного директора РСМД Ивана Тимофеева на Пленарной сессии ПА ОБСЕ