Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

8 сентября 2023 г. Европейская комиссия разместила на своем сайте информацию в формате FAQ о порядке импорта, приобретения и передачи товаров, подпадающих под режим ограничительных мер в отношении России (регламент № 833/2014). Наибольший резонанс в российских СМИ и экспертном сообществе вызвал пункт 13, согласно которому составители информационного материала высказались отрицательно относительно возможности ввоза частных автомобилей и товаров, используемых российскими гражданами для личных нужд.

На сегодняшний день можно сделать следующие выводы.

Во-первых, публикацию позиции Европейской комиссии можно расценить как очередной пакет санкций, принятый в обход формальной законодательной процедуры и который существенно меняет характер и направленность ограничительных мер.

Во-вторых, рассматриваемый информационный материал свидетельствует о расширении практики, в рамках которой институты ЕС все чаще прибегают к использованию для регулирования отношений не законодательные акты, а акты мягкого права. Хотя в данной ситуации нельзя говорить и об акте мягкого права, поскольку рассматриваемое информационное сообщение вообще трудно квалифицировать в качестве документа. Такая практика существенно облегчает реализацию политики по достижению нужных целей, однако это обнуляет функцию права, как регулятора общественных отношений и существенно подрывает принцип верховенства права.

В-третьих, новые правила приводят к еще большему поражению в правах российских граждан, находящихся на территории стран ЕС. Фактически Европейская комиссия предоставила широкую дискрецию для применения национальными таможенными и иными органами ограничительных мер в отношении россиян. Принимая во внимание работу по криминализации на уровне ЕС деяний, связанных с нарушением санкций, вскоре любой россиянин, находящийся на территории ЕС, потенциально может быть привлечен к уголовной ответственности, ведь у каждого человека имеется при себе одежда, мобильный телефон, парфюмерия и т.д. Если дальше развивать логику чиновников Европейской комиссии, то можно смоделировать ситуацию, при которой гражданин России может быть задержан и привлечен к уголовной ответственности на территории любой страны ЕС только за то, что он «незаконно» ввез на территорию Союза мобильный телефон Huawei и зубную пасту «Жемчуг». Все зависит от усмотрения конкретного сотрудника таможни или иного правоохранительного органа. Такие правила носят явный дискриминационный характер и не свойственны современному демократическому обществу.

8 сентября 2023 г. Европейская комиссия разместила на своем сайте информацию в формате FAQ (часто задаваемые вопросы) о порядке импорта, приобретения и передачи товаров, подпадающих под режим ограничительных мер в отношении России (регламент № 833/2014). Указанная информация вызвала достаточно бурное обсуждение в российских СМИ и экспертном сообществе, которое во многом обусловлено весьма странным пониманием сотрудниками Европейской комиссии положений комментируемого регламента. Наибольший резонанс вызвал пункт 13, согласно которому составители информационного материала высказались отрицательно относительно возможности ввоза частных автомобилей и товаров, используемых российскими гражданами для личных нужд.

На основе анализа указанного пункта следует то, что фактически Европейская комиссия существенно ужесточила санкционный режим, произвольно распространив ограничения на ввоз не только на импортируемый товар, но и товары, временно ввозимые для использования в личных целях. По сути, Комиссия установила новые правила, которые ранее не применялись и непосредственно не вытекали из положения согласованного регламента № 833/2014. При этом в очередной раз [1] Европейская комиссия сделала это без внесения изменений в правовые акты и соблюдения необходимых законодательных процедур. Вполне очевидно, что большинство членов Совета ЕС, голосовавших за принятие ограничительных мер, не предполагали, что они будут предусматривать запрет на ввоз товаров для личных нужд. Данный вывод подтверждается тем, что большинство стран пока не стали следовать новым правилам.

Сразу после публикации информационного сообщения Европейской комиссии некоторые страны приступили к выполнению новых правил, запретив въезд на свою территорию автомобилям с российскими регистрационными номерами. Таким образом, произошло не только принятие новых правил без соблюдения установленных законодательных процедур, но имплементация их на национальном уровне.

Спустя несколько дней после публикации информационного материала представители Европейской комиссии поспешили сообщить о том, что данное разъяснение не имеет обязательного характера для государств-членов, которые сами определяют порядок исполнения ограничительных мер. А спустя всего четыре дня, 12 сентября 2023 г. Комиссия опубликовала измененный вариант информационного материала в формате FAQ, в котором несколько смягчила формулировки в отношении ввоза личной одежды и предметов, при этом позиция в отношении автомобилей осталась прежней.

Согласно первоначальным разъяснениям Комиссии, опубликованным 8 сентября 2023 г., российские граждане не вправе ввозить на территорию ЕС любые товары, в отношении которых установлены ограничительные меры. При этом Комиссия не делает никаких исключений для одежды или иных предметов индивидуального пользования. В редакции от 12 сентября 2023 г. Комиссия сделала невнятные исключения для предметов гигиены и одежды, находящейся на россиянине или в багаже, если это не будет вызывать серьезных сомнений у национальных таможенных органов.

Тем самым Европейская комиссия еще больше запутала ситуацию, доведя ее до правового абсурда. Во-первых, Европейская комиссия не наделена полномочиями по толкованию законодательства Союза, это может делать только суд ЕС в рамках преюдициальной процедуры. Во-вторых, таможенное регулирование согласно статье 2 договора о функционировании ЕС относится к исключительной компетенции Союза, соответственно разные страны не вправе применять различные таможенные правила, что предлагает Комиссия и что фактически происходит. В-третьих, своими действиями Европейская комиссия продемонстрировала полное отсутствие правовой определенности. Опубликованная информация в форме FAQ, фактически устанавливающая новые правила, не обладает не только обязательностью, но и никакими формальными признаками документа, это даже не относится к категории мягкого права. 8 сентября 2023 г. была опубликована одна версия, спустя 4 дня старая версия была заменена новой, в будущем она вообще может быть удалена, без каких-либо последствий для самой Комиссии. Это абсолютно недопустимая ситуация для Союза, который считает себя объединением демократических государств. В-четвертых, в обновленных правилах, опубликованных Европейской комиссией отсутствует какая-либо логика. Если одежда и автомобили запрещены к ввозу на территорию ЕС, то почему Европейская комиссия устанавливает в отношении указанных видов товара различные правила ввоза? Здесь вспоминается старая русская поговорка «закон, что дышло, как повернул, так и вышло».

Что касается самих де факто новых правил в отношении ввоза личного имущества и автомобилей, то они не только вступают в противоречие с буквой и духом закона, но и противоречат здравому смыслу.

Необходимо отметить то, что правовой основой ограничительных мер ЕС выступают положения статьи 215 договора о функционировании ЕС, согласно которой Совет может принимать решения, предусматривающие полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами. Именно на сокращение экономических и финансовых отношений с Россией и были направлены акты ЕС, включая регламент № 833/2014. Согласно статье 3i регламента, установлен запрет на ввоз товаров, которые «приносят России значительные доходы». Физические лица, совершающие частные поездки на территорию ЕС, не являются участниками экономических или финансовых отношений, они не занимаются импортом или продажей товаров. Как правило, все товары, ввозимые на территорию ЕС, включая личные вещи и автомобили, попадают под режим временного ввоза и освобождаются от взимания каких-либо таможенных пошлин.

Кроме того, согласно Руководству по имплементации и оценке ограничительных мер в рамках общей внешней политики и политики безопасности, ограничительные меры должны быть нацелены на тех, кого ЕС считает ответственным за ту или иную политику или действия. Такие меры должны минимизировать неблагоприятные последствия для рядовых граждан. Иными словами, санкционная политика ЕС должна базироваться на концепции целевых или адресных санкций. В рассматриваемом случае новые ограничения на ввоз личных вещей и частных автомобилей, используемых для передвижения, направлены исключительно на рядовых граждан России. Такие меры никак не могут повлиять на политику руководства страны, и тем более временный ввоз одежды, персональной электроники или автомобиля никак не сказывается на военном и экономическом потенциале России и не способен прекратить вооруженный конфликт на Украине.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что регламент № 833/2014 не предусматривал и не мог предусматривать тотальный запрет на ввоз любых товаров, включая личные автомобили и личные вещи.

Наконец, при оценке позиции Европейской комиссии следует отметить то, что запрет на провоз личных вещей и автомобилей представляет собой очередные дискриминационные правила в отношении граждан России. Причем эта дискриминация основана исключительно на гражданстве (национальности) лица, с чем ЕС и его страны формально боролись на протяжении долгих лет и что запрещено всеми региональными и глобальными конвенциями о защите прав человека.

Сейчас трудно спрогнозировать, каким образом будет развиваться ситуация с запретом на провоз личных вещей и автомобилей в свете разъяснений Европейской комиссии. Пока видно, что не все страны спешат исполнять «рекомендации» Комиссии, что является неестественной ситуацией для участников таможенного союза. Точку в данном вопросе может поставить изменение некоторых положений регламента № 833/2014, либо официальное разъяснений указанных норм судом ЕС, которое может быть инициировано по запросу национального суда государства-члена в рамках преюдициальной процедуры. Для этого необходимо возбуждение в национальном суде уголовного или гражданского дела, связанного с применением ограничительных мер, в рамках которого национальный суд может направить в суд ЕС запрос о разъяснении отдельных положений регламента. Однако, как правило, производство по таким делам может затянуться на годы.

На сегодняшний день можно сделать следующие выводы.

Во-первых, публикация позиции Европейской комиссии в форме FAQ можно расценить как очередной пакет санкций, принятый в обход формальной законодательной процедуры и который существенно меняет характер и направленность ограничительных мер.

Во-вторых, рассматриваемый информационный материал свидетельствует о расширении практики, в рамках которой институты ЕС все чаще прибегают к использованию для регулирования отношений не законодательные акты, а акты мягкого права. Хотя в данной ситуации нельзя говорить и об акте мягкого права, поскольку, как отмечалось выше, рассматриваемое информационное сообщение вообще трудно квалифицировать в качестве документа. Такая практика существенно облегчает реализацию политики по достижению нужных целей, однако это обнуляет функцию права, как регулятора общественных отношений и существенно подрывает принцип верховенства права.

В-третьих, новые правила приводят к еще большему поражению в правах российских граждан, находящихся на территории стран ЕС. Фактически Европейская комиссия предоставила широкую дискрецию для применения национальными таможенными и иными органами ограничительных мер в отношении россиян. Принимая во внимание работу по криминализации на уровне ЕС деяний, связанных с нарушением санкций [2], вскоре любой россиянин, находящийся на территории ЕС, потенциально может быть привлечен к уголовной ответственности, ведь у каждого человека имеется при себе одежда, мобильный телефон, парфюмерия и т.д. Если дальше развивать логику чиновников Европейской комиссии, то можно смоделировать ситуацию, при которой гражданин России может быть задержан и привлечен к уголовной ответственности на территории любой страны ЕС только за то, что он «незаконно» ввез на территорию Союза мобильный телефон Huawei и зубную пасту «Жемчуг». Все зависит от усмотрения конкретного сотрудника таможни или иного правоохранительного органа. Такие правила носят явный дискриминационный характер и не свойственны современному демократическому обществу.

1. Войников В.В. Ограничения на въезд российских граждан в страны ЕС: политические и правовые аспекты. Современная Европа, 2023, № 3, с. 20-32. DOI: 10.31857/S0201708323030026

2. Council Decision (EU) 2022/2332 of 28 November 2022 on identifying the violation of Union restrictive measures as an area of crime that meets the criteria specified in Article 83(1) of the Treaty on the Functioning of the European Union. OJ L 308, 29.11.2022, p. 18–21


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся