Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Фельдман

Д.полит.н., проф. кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Научное предвидение международных конфликтов будущего – задача крайне ответственная, прежде всего, потому, что сделанные прогнозы влияют на настоящее, побуждая изменить его, готовя к грядущим противоборствам. Эта ответственность лишь отчасти смягчается констатацией того факта, что бесконфликтных международных отношений история человечества не знает. Следовательно, если в будущем международные отношения сохранятся, то неизбежны и международные конфликты.

Научное предвидение международных конфликтов будущего – задача крайне ответственная, прежде всего, потому, что сделанные прогнозы влияют на настоящее, побуждая изменить его, готовя к грядущим противоборствам. Эта ответственность лишь отчасти смягчается констатацией того факта, что бесконфликтных международных отношений история человечества не знает. Следовательно, если в будущем международные отношения сохранятся, то неизбежны и международные конфликты.

Гомеостатическая стабильность, живучесть государственно-центричной международной системы, часто называемой Вестфальской, подтверждена не только политической практикой, но и теорией [1]. Это позволяет заглянуть вперед не на 100, а на 135 лет, в 2148 год, когда будет отмечаться 500-летие Вестфальского мира. Избранная дата облегчит будущим коллегам процедуру верификации высказанных суждений, а в настоящем поможет современникам без обычной суеты начать подготовку к предстоящему юбилею. Куда более сложным представляется поиск правил международных конфликтов будущего.

Как найти правила, которые будут определять международные конфликты в 2148 г.?

Фото: Oren Ziv - AP
История арабо-израильского конфликта
охватывает уже более столетия, и решения
конфликта пока не предвидится

Хорошо понимая ограниченность линейного понимания международных отношений как сопряжения в планетарном масштабе разнородных социальных процессов, имеет смысл подойти к решению этой задачи индуктивно – на основе обобщения и экстраполяции имеющихся данных в будущее, что кардинально отличается, например, от сценариев того же самого будущего.

Методом разработки такого рода прогнозов является экстраполяция динамических рядов сопряженных процессов и их балансовый анализ по состоянию, имеющему заданные пространственно-временные координаты. Этим он отличается от сценарного подхода, который исходит из недостаточности или невозможности экстраполяции и познавательная ценность которого состоит не в прогнозировании, а в указании на предельные альтернативы, «коридоры возможностей» исследуемых процессов [2].

Ориентация прогноза на характерные черты международных отношений и будущих конфликтов, повторяющиеся и воспроизводящиеся в своей сущностной основе, приводит к поиску общих правил, которые определяют взаимодействие участников международных отношений. Например, правила исполнения роли Enfant terrible при межблоковом противоборстве схожи, несмотря на различия в ее воплощении Румынией в Организации Варшавского Договора, Францией в НАТО или Италией в Тройственном союзе и т.д. Успех этого поиска во многом зависит от ясного понимания того, что именно следует искать. В большей части отечественной и зарубежной политологической литературы под правилом (иногда имплицитно, а чаще просто «по умолчанию») понимается широко распространенная в данном социуме и воспринятая им норма, установленный принцип, выступающий как средство регуляции, формально или неформально закрепленный порядок деятельности, исторически сложившийся или сознательно введенный стандарт поведения. Такое понимание используется ad hoc и в данной статье.

Конфликт правил

Фото: forum.for-ua.com
Война в Южной Осетии, 2008 г.

Во всех международных конфликтах, при всем многообразии форм и способов их разрешения отчетливо обнаруживается несоответствие, более того – столкновение двух типов правил, определяющих поведение их участников. Речь идет о столкновении признанных на данный момент норм и принципов международного права, являющихся правилами участия в системе взаимодействия государств на мировой арене, с действующими в международном конфликте правилами жизнедеятельности социума как социально-политической сети. В качестве этих правил выступают доминирующие требования соответствия конфликтного поведения критерию сохранения социума, росту его эффективности, задачам успешного достижения поставленных целей. «Правила сети» присущи любому жизнеспособному социуму, а значит и формирующемуся глобальному, общепланетарному социуму (конечно, если он сможет быть жизнеспособным).

Констатация столкновения в международном конфликте «правил сети», ориентирующих на повышение эффективности и целесообразности конфликтного поведения, с одной стороны, и «правил участия», закрепляемых правом норм и принципов межгосударственных отношений, с другой, может показаться вполне тривиальной. Однако, несмотря на это, она фиксирует глубокое внутреннее различие природы этих правил.

При сохранении существующих тенденций «отката» России в ряды неперворазрядных держав все отчетливее будет обозначаться угроза ее превращения из посредника и миротворца в предмет международных конфликтов, которые будут возникать из-за ее ресурсов, территории и рынка.

Международно-правовые принципы и нормы участия в любой конкретной системе межгосударственных отношений признаются ее участниками как относящиеся к данному пространственно-временному континууму. Даже сохранив свое название, они в той или иной мере отличаются от правил, действовавших когда-либо в других системах международных отношений. Например, принцип суверенитета для России как члена Священного союза или ООН характеризуется различиями не только в его содержании, но и в правилах ее участия в межгосударственных отношениях. Хотя подобные правила провозглашаются как идеальная модель взаимодействия, следуют им избирательно, в зависимости от меняющегося содержания конкретных интересов каждого государства, изменений внутриполитической ситуации, обстановки на мировой арене и т.д. Важно иметь в виду, что признание каким-либо государством правил, действующих в данной международной системе, фиксируя его принадлежность к ней, отнюдь не предопределяет его успех в конфликтах с другими акторами той же системы.

«Правила победы»

Международные конфликты будущего, равно как настоящего и прошлого предполагают осознанную, целесообразную деятельность, основывающуюся на том, что может быть названо «правилами победы». Не стремясь дать исчерпывающе полный перечень этих правил, укажем в виде иллюстраций на издавна известное: «враг моего врага – мой друг», «хочешь мира – готовься к войне». Тысячи раз воплощено в жизнь правило, согласно которому в критической ситуации повышение авторитета власти, укрепление внутриполитической стабильности общества требуют хотя бы маленькой победы над (пусть даже придуманным) внешним врагом. Многократно опровергнуто морализаторами, но неизменно реализуется в политической практике правило: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам».

Фото: www.aptr.ru
Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине
Сен-Готарда, Шарлемань Адольф (1826-1901)
А.В. Суворов сформулировал правило победы:
«удивить – победить»

Подобные «правила победы», действующие в социально-политической сети, не гарантируют конечного и полного успеха, но они эффективны как правила достижения в ходе конфликта пусть даже временного, но благоприятного результата. Не только начало военных действий Грузии против Южной Осетии 8 августа 2008 г. или нападение Японии на Перл Харбор 7 декабря 1941 г., но и множество других, в том числе сугубо «гражданских», конфликтов подтверждают универсальность (и ограниченность) сформулированного А.В. Суворовым правила победы: «удивить – победить». Искушению победой, которую обещает целесообразность подобных действий, поддаются не только «вероломные», «беспринципные» и «агрессивные» участники конфликта. Международный конфликт всегда коварен по самой сущности противоборства. Часто он стремится стать непохожим на другие конфликты для того, чтобы «уйти» от предписаний и норм, закрепляемых как теорией, так и утвердившимися в данном пространственно-временном континууме нормами и принципами участия в трансграничном взаимодействии.

Рассуждая о конфликтах будущего, можно с уверенностью утверждать, что те правила, которые принесут победу их участникам, куда более стабильны и эффективны, чем весьма изменчивые «правила участия» в межгосударственном взаимодействии. При сопоставлении разных типов правил следует иметь в виду, что международные отношения без «правил участия», зафиксированных международным правом, – такой же фантом, как международные отношения без политики, без экономики или без идеологии. Но правовая основа международных отношений постоянно меняется. Именно изменение «правил участия», происходившее в рамках Вестфальской системы в результате крупномасштабных международных конфликтов, зафиксировало переход от «европейского концерта» к Версальско-Вашингтонской, а затем и к Ялтинско-Потсдамской системам международных отношений. Во избежание «системной» путаницы и в честь предстоящего юбилея каждую из них можно было бы назвать «модусами Вестфаля», еще раз подчеркнув при этом, что хотя «правила участия» во взаимодействии государств неоднократно менялись, «правила победы» в международных конфликтах воспроизводятся.

«Правила победы» более долговечны, чем «правила участия», и, отличаясь от них по своей природе, неизменно присущи конфликтам как в рамках государственно-центричной системы, так и вообще в сети социально-политических отношений. При всей своей многоликости они постоянно воспроизводятся в различных исторических условиях, действуя со столь мощной принудительной силой, что позволяют предположить наличие в их основе объективной естественно-исторической сущностной основы. Если это так, то их нельзя отменить или запретить, но, может быть, удастся «зарегулировать» через выработку глобальных международно-институциональных форм их применения. Эта большая работа вряд ли будет закончена в рамках модуса Вестфальской системы, который сложится к 2148 г.

Реальность конфликтов будущего

«Правила победы» более долговечны, чем «правила участия», и, отличаясь от них по своей природе, неизменно присущи конфликтам как в рамках государственно-центричной системы, так и вообще в сети социально-политических отношений.

Подводя итог размышлениям о конфликтах будущего, можно сказать: 2148 год будет годом международных конфликтов, которые будут происходить по «правилам победы», в условиях перехода от одного из модусов Вестфальской системы межгосударственных отношений к другому, столь же «переходному». Что касается «правил участия», то после одного из крупномасштабных международных конфликтов (например, на Ближнем Востоке) международное сообщество не сможет более игнорировать необходимость пересмотреть и дополнить международно-правовые нормы, действующие на руинах Ялтинско-Потсдамской системы и закрепленные в ныне существующем Уставе ООН. Конкретные результаты такого пересмотра будут легитимизированы и кодифицированы, став «правилами участия» в новой, очередной системе межгосударственного взаимодействия. Сдвиги в соотношении сил на мировой арене, происходившие с середины ХХ века и отчетливо обнаруживающиеся в ходе международных конфликтов ХХII века, найдут свое воплощение и в самом содержании этих правил. Они будут выработаны под определяющим влиянием сложившихся центров силы с учетом усиливающейся взаимосвязи внутригосударственных, локальных, региональных и глобальных конфликтов, при общем росте значения их международно-политических компонентов, прежде всего, влияния межгосударственных отношений.

Фото: fanpop.com
«Правило победы» - «сидеть на высокой горе
и смотреть на дерущихся в долине драконов»

В этих условиях возрастет вероятность конфликтов между различными, в том числе интеграционными, объединениями, предшественниками и прообразом которых являются ныне существующие АТЭС, ЕС, ЕврАзЭС. Кроме того, практически неизбежно вызревание и проявление конфликтов между институтами глобального управления, которые сформируются к XXII веку, и субъектами этого управления, не признающими легитимность данных институтов и отстаивающими свою самостоятельность. Именно это в решающей мере будет определять эскалацию и урегулирование уже созревших конфликтов, связанных с этнической, языковой и любой другой идентичностью. Произойдет «наложение» всех этих конфликтов на традиционные, непосредственными причинами которых по-прежнему будут столкновения интересов из-за ресурсов, сырья, технологий, национального самоопределения.

Россия, будучи влиятельным актором системы межгосударственного взаимодействия, не может не быть задействована во всех этих конфликтах. Однако по мере изменения соотношения сил в ходе межгосударственного взаимодействия, возрастания удельного веса международной составляющей конфликтов изменятся и конкретные формы ее вовлеченности в них. «Правило победы» для тех, кто оказался в подобной ситуации, рекомендует «сидеть на высокой горе и смотреть на дерущихся в долине драконов». Но при сохранении существующих тенденций «отката» России в ряды неперворазрядных держав все отчетливее будет обозначаться угроза ее превращения из посредника и миротворца в предмет международных конфликтов, которые будут возникать из-за ее ресурсов, территории и рынка.

1. Барабанов О.Н., Фельдман Д.М. Если Вестфаль и болен, то этот больной скорее жив, чем мертв // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3(15); Лебедева М.М. и др. Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 г. // Вестник МГИМО-Университет. 2008. № 1.

2. Мельвиль А.Ю., Тимофеев И.Н. Россия 2020: альтернативные сценарии и общественные предпочтения // Полис. 2008. № 4.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся