Если в Сочи в 2019 г. наблюдался баланс между экономикой и политикой, то в 2023 г. в Петербурге политика доминировала, что стоит рассматривать как позитивный знак — стороны сосредоточились на формировании политических механизмов для развития торгово-экономических отношений, а бизнес стал оценивать свои возможности куда более реалистично.
Второй саммит Россия — Африка был призван продемонстрировать реальный спрос на российское присутствие в Африке. Успех первого мероприятия критики списали на советское наследие, поскольку России удалось провести масштабное и представительное мероприятие без многомиллиардных пакетов помощи и обещаний инвестиций. Изменения, произошедшие в мировой экономике и политике за период между саммитами, оказались столь существенными, что российской стороне с Африканским континентом пришлось выстраивать диалог заново. Однако в итоге в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге удалось провести успешное с политической точки зрения мероприятие, принять пакет документов и заложить фундамент долгосрочного прагматичного партнёрства.
На площадке форума открыто говорили и об основных проблемах, которые препятствуют развитию торгово-экономического сотрудничества: логистика, фрахт, страхование и расчёты. Уже сейчас российские товары попадают в Африку экзотическими маршрутами, а торговля постепенно переходит на юани и дирхамы. Однако пока остаются нерешёнными проблемы, связанные с удорожанием конечной продукции, задержками поставок и избытком неконвертируемой валюты.
Основное предложение России Африке — безопасность в самом широком понимании: на форуме уходили от её военного измерения, больше обсуждая вопросы продовольственной, энергетической и информационной безопасности. Африка ожидает от России не только поставок товаров и обучения кадров, но и инвестиций, частичной локализации производства, скидок и льготных кредитов. Точечные вложения могут быть увязаны с интересами экономического развития стран Африки и задачами российского бизнеса в регионе и направлены на создание транспортной, логистической и прочей инфраструктуры для расширения поставок российских товаров, в первую очередь гуманитарно значимого экспорта, а также на частичную локализацию производства и фасовки поставляемых товаров. Наконец, необходимо формирование прямых каналов для импорта африканских товаров в Россию в обход трейдеров и посредников: овощей и фруктов, орехов, чая и кофе, полезных ископаемых, одежды, товаров химической промышленности.
Следующий саммит состоится в 2026 г., однако его значение теперь призвано стать ритуальным и символическим, поскольку отныне показателем динамики российско-африканских отношений становится не число африканских президентов на саммите, а число выполненных пунктов плана действий. В плане они сгруппированы по отраслевому признаку, поэтому и российско-африканские отношения теперь постепенно будут переходить в отраслевые форматы: необходимы не только саммиты и парламентские конференции, но и встречи по продовольственной, энергетической, цифровой проблематике на регулярной основе. Именно такие мероприятия на уровне бизнеса, министров, руководителей отделов и департаментов, ректоров, экспертов, учёных и т. д. позволят сохранить динамику российско-африканских отношений и интенсивность взаимодействия и не превратить российско-африканские отношения в серию спорадических контактов «под саммит».
Второй саммит Россия — Африка был призван продемонстрировать реальный спрос на российское присутствие в Африке. Успех первого мероприятия критики списали на советское наследие, поскольку России удалось провести масштабное и представительное мероприятие без многомиллиардных пакетов помощи и обещаний инвестиций. Изменения, произошедшие в мировой экономике и политике за период между саммитами, оказались столь существенными, что российской стороне с Африканским континентом пришлось выстраивать диалог заново [1]. Однако в итоге в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге удалось провести успешное с политической точки зрения мероприятие, принять пакет документов и заложить фундамент долгосрочного прагматичного партнёрства.
Внешний контекст внёс коррективы и в основные задачи сотрудничества — санкции и пандемия не позволили удвоить товарооборот, теперь эта амбициозная задача перенесена на 2030 год. В то же время России удалось сделать выводы из результатов первого саммита и подготовить к нему куда более субстантивную повестку. На протяжении всех четырех лет на разных уровнях шла работа по подготовке второго саммита, значительно улучшилась российская публичная и закрытая экспертиза по Африке, были достигнуты успехи на разных направлениях сотрудничества: в 1,5 раза (до 35 тыс.) возросло число африканских студентов в России, почти в 10 раз (до 125 тыс.) увеличилось число поездок из России в страны Африки южнее Сахары [2].
Изменениям также подверглась повестка форума и саммита. За месяц до мероприятия организаторы сократили деловую программу форума с четырех до двух дней, но сам саммит (серия встреч Владимира Путина с главами африканских государств), начавшийся 26 июля со встречи с премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом, продлился пять дней и завершился морской прогулкой В. Путина и глав Буркина-Фасо, Республики Конго, Мали и Эритреи в Кронштадт 30 июля.
Если в Сочи в 2019 г. наблюдался баланс между экономикой и политикой, то в 2023 г. в Петербурге политика доминировала, что стоит рассматривать как позитивный знак — стороны сосредоточились на формировании политических механизмов для развития торгово-экономических отношений, а бизнес стал оценивать свои возможности куда более реалистично. На площадке форума отсутствовали бравурные заявления о многомиллиардных контрактах, за которые в 2019 г. выдавали меморандумы о взаимопонимании. Крупный российский бизнес осознал необходимость инвестиций в долгосрочное присутствие на африканских рынках: в создание инфраструктуры (хабов для распределения продовольствия, удобрений, энергоносителей) и образовательные программы. На площадке форума открыто говорили и об основных проблемах, которые препятствуют развитию торгово-экономического сотрудничества: логистика, фрахт, страхование и расчёты. Уже сейчас российские товары попадают в Африку экзотическими маршрутами, а торговля постепенно переходит на юани и дирхамы ОАЭ, однако пока речь идёт о паллиативных решениях (впрочем, достаточно эффективных, учитывая, что в 2022 г. товарооборот удалось удержать на отметке в 18 млрд долл.). Однако пока остаются нерешёнными проблемы, связанные с удорожанием конечной продукции, задержками поставок и избытком неконвертируемой валюты.
Основное предложение России Африке — безопасность в самом широком понимании: на форуме уходили от её военного измерения, больше обсуждая вопросы продовольственной, энергетической и информационной безопасности. Африка ожидает от России не только поставок товаров и обучения кадров, но и инвестиций, частичной локализации производства, скидок и льготных кредитов. Точечные вложения могут быть увязаны с интересами экономического развития стран Африки и задачами российского бизнеса в регионе и направлены на создание транспортной, логистической и прочей инфраструктуры для расширения поставок российских товаров, в первую очередь гуманитарно значимого экспорта, а также на частичную локализацию производства и фасовки поставляемых товаров. Наконец, необходимо формирование прямых каналов для импорта африканских товаров в Россию в обход трейдеров и посредников: овощей и фруктов, орехов, чая и кофе, полезных ископаемых, одежды, товаров химической промышленности.
Оценивать результаты саммита и форума пока рано. Традиционная метрика — число глав государств и правительств, посетивших саммит — в данном случае не работает. На саммит в Санкт-Петербург приехало в два раза меньше высших должностных лиц из стран Африки, чем в Сочи в 2019 г., но зато со всеми из них Владимир Путин провёл двусторонние встречи. Всего таких мероприятий было 17 — президент России встретился с главами Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинеи-Биссау, Египта, Зимбабве, Камеруна, Коморских островов, Республики Конго, Ливии, Мали, Мозамбика, Сенегала, Уганды, ЦАР, Эритреи и Эфиопии. В 2019 г. Владимир Путин провел встречи с 16 главами государств. Стоит учитывать и давление, которое страны Запада оказывали на африканских лидеров, о чём в том числе упоминалось и на площадке саммита.
Несмотря ни на что, саммит стал политически легитимным — на нём был представлен Африканский союз во главе с председателем (президентом Коморских островов Азали Ассумани) и председателем Комиссии Афросоюза Мусой Факи Махаматом, главы политических и экономических лидеров континента: Египта, Сенегала, Эфиопии, ЮАР. Важно также, что на саммит были приглашены главы Буркина-Фасо и Мали — стран, членство которых в Африканском союзе и Экономическом сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) приостановлено. Их участие в саммите должно способствовать выходу этих государств из изоляции, в чем Россия заинтересована и чему она может содействовать, используя свои конструктивные отношения с Африканским союзом и ЭКОВАС.
На саммит не приехали официальные делегации Ботсваны, Лесото, Либерии и Нигера, а также двух островных государств: Кабо-Верде и Сан-Томе и Принсипи.
Алжир — стратегический партнёр России в Африке — был представлен на уровне премьер-министра (президент Абдельмаджид Теббун посетил Россию с государственным визитом месяцем ранее). Марокко — один из ведущих торгово-экономических — также было представлено на уровне премьер-министра (король Марокко традиционно не посещает саммиты формата «страна — Африка»). Нигерия — крупнейшая экономика и самая населённая страна Африки была представлена на уровне второго лица государства — вице-президента.
Примечательно, что президента Кении Уильяма Руто на саммите представляли, согласно заявлению его пресс-секретаря, «органы Африканского союза» [3]. До этого Руто неоднократно в публичном поле критиковал формат саммитов с Африкой. В мае 2023 г. он заявлял, что «неразумно всем 54 президентам сидеть перед одним господином откуда-то ещё», а также отметил, что «иногда к нам неподобающе относятся. Нас сажают в автобусы как школьников. Так нельзя». Вместе с тем российско-кенийские отношения развиваются в конструктивном русле — в мае 2023 г. Сергей Лавров посетил Найроби, где был принят президентом.
Сохраняя конструктивные отношения с континентальными лидерами, Россия развивает связи и с другими государствами. Например, Владимир Путин анонсировал бесплатную поставку по 25–35 тыс. т зерна в Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрею в ближайшие 3–4 месяца.
Система двусторонних контактов с ведущими державами континента и наиболее преданными России союзниками дополняется контактами с Африканским союзом и субрегиональными объединениями, которые на саммитах выходят на первый план. Состоялся завтрак президента В. Путина с представителями восьми региональных экономических сообществ, а с двумя из них — Межправительственным органом по вопросам развития и Экономическим сообществом государств Центральной Африки — были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве.
Россия осторожно заявляет о своём намерении модерировать диалог между странами СНГ и Африкой. Инициативы по налаживанию диалога между ЕАЭС, ОДКБ, Союзным государством, СНГ и странами Африки требуют взвешенной проработки, поскольку могут ограничить свободу Москвы на африканском направлении, да и сами государства — члены СНГ (в первую очередь Белоруссия и Казахстан) пока не стремятся встраиваться в российско-африканскую повестку, с переменным успехом проводя независимую политику в Африке.
По итогам саммита был подписан пакет документов, которые устанавливают рамку для российско-африканских отношений на период до следующего саммита, запланированного к проведению в 2026 г. В декларации саммита важное место отведено укреплению механизмов диалогового партнёрства — в дополнение к Форуму партнёрства Россия — Африка и механизму ежегодных консультаций министра иностранных дел России с «тройкой» Африканского союза [4] создан механизм консультаций между МИД РФ и председателем Комиссии Африканского союза, а также «инициировано создание» диалогового механизма на высшем уровне по вопросам безопасности на базе Африканского союза. Текст декларации предусматривает развитие сотрудничества в политической и правовой сферах, в области безопасности, торговли, науки и культуры. В отдельный блок вынесено сотрудничество в борьбе с изменениями климата.
Помимо общеполитической декларации приняты две отраслевые: «О предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве» и «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности». Эти документы связаны скорее не с российско-африканскими отношениями, а с повесткой России в Генассамблее ООН, где сейчас конкурируют российские и западные резолюции, посвящённые милитаризации космоса и информационной безопасности, поэтому России важно заручиться поддержкой стран Африки. В то же время декларация по информационной безопасности предусматривает проведение «региональной встречи Россия — Африка по безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий», что может стать отраслевой рамкой для взаимодействия между Россией и странами Африки в области цифровых технологий.
Наконец, конкретизированы направления сотрудничества между Россией и странами Африки в «Плане действий Форума партнерства Россия — Африка на 2023–2026 годы». Документ содержит 181 пункт и разбит на несколько смысловых блоков: политика и безопасность, экономика, социально-культурная сфера и механизм реализации плана действий. Экономике отведено основное место — пункты 23–125, посвящённые сотрудничеству в многосторонних организациях, торговле и инвестициям (в том числе в стандартизации, переводу расчётов в нацвалюты, созданию корсчетов в африканских банках, разработке «дорожных карт»), сельскому хозяйству и аквакультуре, энергетике, промышленности, транспорту, ИКТ, науке и технологиям, туризму.
План действий предусматривает создание ряда диалоговых механизмов: Совета глав регионов и муниципалитетов России и африканских государств, диалога Россия — Африка по информационной безопасности, также стороны будут ежегодно проводить Международную парламентскую конференцию «Россия — Африка» и Международную межпартийную конференцию «Россия — Африка: возрождая традиции», рассмотрят возможность проведения российско-африканской конференции по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов, институализации диалога между Россией и секретариатом Африканской континентальной зоны свободной торговли. Такое многообразие механизмов должно наполнить двустороннюю повестку, сформировать фундамент российского присутствия в Африке в разных областях. В этом контексте ключевое значение имеет дееспособность этих механизмов, наполнение повестки и их регулярная последовательная работа.
Следующий саммит состоится в 2026 г., однако его значение теперь призвано стать ритуальным и символическим, поскольку отныне показателем динамики российско-африканских отношений становится не число африканских президентов на саммите, а число выполненных пунктов плана действий. В плане они сгруппированы по отраслевому признаку, поэтому и российско-африканские отношения теперь постепенно будут переходить в отраслевые форматы: необходимы не только саммиты и парламентские конференции, но и встречи по продовольственной, энергетической, цифровой проблематике на регулярной основе. Именно такие мероприятия на уровне бизнеса, министров, руководителей отделов и департаментов, ректоров, экспертов, учёных и т. д. позволят сохранить динамику российско-африканских отношений и интенсивность взаимодействия и не превратить российско-африканские отношения в серию спорадических контактов «под саммит».
1. Маслов А. А., Свиридов В. Ю. От созвучия риторики к практическим шагам // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 197–206.
2. Африка 2023. Возможности и риски : экспертно-аналитический справочник / А. А. Маслов, В. Ю. Свиридов и др. ; под общ. ред. А. А. Маслова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Центр изучения Африки. — 2-е изд., доп. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2023.
3. В феврале 2020 г. Ассамблея Африканского союза приняла решение, согласно которому Африку на саммитах с внерегиональными партнёрами должны представлять члены Бюро Ассамблеи Африканского союза, председатели региональных экономических сообществ, председатель НЕПАД и председатель Комиссии Африканского союза.
4. Ежегодные политические консультации министров иностранных дел Российской Федерации и африканских государств, являющихся действующими, предыдущими и будущими председателями Африканского союза.