Процессы формирования многополярного миропорядка открывают новые возможности для развития контактов стран мира на новых основаниях. Перспективным представляется взаимодействие государств постсоветского пространства и существующих в нем объединений с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Необходимость развития этого направления внешней политики государств — членов СНГ, публично выступающих в поддержку глобальной многополярной модели, обуславливается тем, что это будет способствовать преодолению ограничений постколониальной системы посредством повышения международного статуса государств, укрепления их договороспособности и практической реализации внешнеполитического курса, ориентированного на отстаивание суверенитета.
Приоритетом налаживания торгово-экономических связей стран постсоветского пространства с государствами ЛАКБ должно стать развитие наукоемких отраслей. Модель сотрудничества, используемая ГК «Росатом», представляется наиболее дальновидной, соответствующей целям содействия формированию многополярного миропорядка, основанного на поддержке субъектности государств, до этого не обладавших материально-технической базой для достижения технологического суверенитета. Именно такой подход должен стать ориентиром для других экономических акторов из стран постсоветского пространства на латиноамериканском направлении.
Другая перспективная сфера сотрудничества между странами постсоветского пространства и Латинской Америкой — обеспечение международной информационной безопасности (МИБ). Разработанные и реализованные постсоветскими странами инициативы по МИБ, такие как, например, Концепция информационной безопасности Союзного государства и Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности ОДКБ должны активно использоваться для обмена опытом с партнерами в ЛАКБ. Деятельное участие России в разработке на базе ООН Конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях оказало заметное влияние на формирование соответствующих международных инструментов регулирования киберпространства. Более того, Москва уделяет этой теме пристальное внимание в рамках антитеррористической повестки на платформе БРИКС. Российское председательство в этом объединении в 2024 г. стало поводом для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с безопасностью, включая информационную. Заинтересованность в присоединении к этой расширяющейся структуре, проявляемая в том числе рядом стран Латинской Америки и двумя ключевыми игроками на постсоветском пространстве Беларусью и Казахстаном, представляет собой предпосылку к развитию сотрудничества в том числе и по линии МИБ. Это может стать одним из значимых направлений взаимодействия стран СНГ и ЛАКБ в рамках БРИКС.
Продвигаемая странами СНГ политика по формированию многополярного мира отвечает и интересам стран Латинской Америки. За счет этого комплекса идей и сопряженных с ними практических шагов, способствующих преодолению колониального наследия, страны ЛАКБ могут укреплять собственную субъектность и договороспособность. Учет специфических проблем партнеров с тем, чтобы предлагать им соответствующие решения и на этой взаимовыгодной основе строить деловые контакты — ключ к упрочению присутствия постсоветских стран в регионе в долгосрочной перспективе. Развитие наукоемких производств и местного человеческого капитала открывают возможности не только для обоюдного обретения материальной выгоды, повышения благосостояния населения, но и для создания посредством применения инструментов «мягкой силы» стабильных и прочных связей, защищенных от резких колебаний политической конъюнктуры. Соответствующую модель взаимодействия с латиноамериканскими партнерами успешно применяет корпорация «Росатом», и ее опыт должен изучаться, чтобы стать основой деятельности предприятий из постсоветского пространства в регионе ЛАКБ.
Процессы формирования многополярного миропорядка открывают новые возможности для развития контактов стран мира на новых основаниях. Перспективным представляется взаимодействие государств постсоветского пространства и существующих в нем объединений с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Необходимость развития этого направления внешней политики государств — членов СНГ, публично выступающих в поддержку глобальной многополярной модели, обуславливается тем, что это будет способствовать преодолению ограничений постколониальной системы посредством повышения международного статуса государств, укрепления их договороспособности и практической реализации внешнеполитического курса, ориентированного на отстаивание суверенитета.
В ЛАКБ наблюдается разнонаправленные тенденции: как движение в сторону усиления национальной самостоятельности, так и примеры того, что власти предпочитают ориентироваться на третьи страны. Ярким примером недальновидной политики, соответствующей характеру уходящего постбиполярного мироустройства, стало решение правительства Эквадора, принятое в январе 2024 г., передать США имеющиеся в его распоряжении образцы советской техники для последующей поставки вооруженным силам Украины в нарушение договорных обязательств перед Российской Федерацией. При этом в Кито предварительно не оценили возможный ущерб для собственных сельскохозяйственных производителей, экспортирующих продукцию в Россию на сотни миллионов долларов, что в итоге подтолкнуло правительство Эквадора экстренно пересматривать принятые ранее решения.
Финансовые и деловые соображения в данном случае стали сдерживающим фактором, однако само возникновение подобной ситуации показывает, как политика выбора «патрона» в ущерб собственным интересам препятствует формулированию стратегии национального развития и ставит под сомнение договороспособность государств. Это происходит из-за того, что готовность руководства страны к соблюдению соглашений воспринимается как непостоянная величина, подверженная изменениям конъюнктуры и ориентации правительства на того или иного глобального внешнеполитического игрока.
Следует признать, что это обстоятельство в целом осознается местными правительствами, которые стремятся следовать тактике балансирования между мировыми центрами силы, обеспечивая тем самым себе пространство для маневра. Деятельный отказ стран ЛАКБ от периферийного статуса в международных отношениях, длительное время характеризовавший обстановку в Западном полушарии, где основным и определяющим элементом внешней политики большей части стран региона была степень их ориентации на США [1], вписывается в общую рамку формирования многополярного мироустройства, при которой субъектность государств (а в более широком смысле и регионов) повышается, тогда как необходимость поиска союзника из числа наиболее могущественных держав становится все менее выраженной.
Реальные интересы как основа сотрудничества
Эксперты констатируют стремление ведущих латиноамериканских государств к реализации самостоятельного, соответствующего национальным интересам внешнеполитического курса на основе принципов прагматизма [2]. Именно тенденции такого характера предопределили целостную позицию стран региона, воздержавшихся, несмотря на давление США, от участия в антироссийских рестрикциях, введенных «коллективным Западом» после начала СВО. Осознание взаимовыгодного характера торгово-экономических связей с Россией и отказ от участия в санкциях говорят в пользу стран ЛАКБ как перспективных и довольно надежных партнеров для внерегиональных игроков, в том числе постсоветских стран и объединений [3]. Отражением справедливости этого тезиса является также рост объемов торговли России с целым рядом латиноамериканских государств (в первую очередь с Бразилией) уже после начала полномасштабного конфликта на Украине [4]. В этой связи можно констатировать наличие позитивных тенденций в латиноамериканском регионе, свидетельствующих о целесообразности выстраивания с ним долгосрочных контактов.
Взаимодействие в наукоемких отраслях экономики
Приоритетом налаживания торгово-экономических связей стран постсоветского пространства с государствами ЛАКБ должно стать развитие наукоемких отраслей. Экономическое наследие колониализма в регионе проявляется в том, что больше половины его экспорта приходится на сырьевые товары, производство которых характеризуется низкой технологичностью, а в торговле с КНР, одним из главных контрагентов стран Латинской Америки, доля природных ресурсов достигает 80%. Эти данные указывают на то, что в значительной степени регион остается источником природных ресурсов для остального мира, не преуспевая в отраслях, предполагающих создание соответствующей научно-технической основы и требующих высококвалифицированных кадров.
Знаковым явлением в отношениях стран постсоветского пространства и ЛАКБ на современном этапе в области высоких технологий стала реализация проектов ГК «Росатом» в Боливии. В 2023 г. в рамках проекта строительства Центра ядерных исследований и технологий в Эль-Альто был открыт Циклотронный комплекс, который уже поставляет на местный рынок радиофармпрепараты для диагностики онкологических заболеваний, а также многофункциональный центр облучения, предназначенный для обработки сельскохозяйственной продукции в целях борьбы с вредителями и увеличения срока ее хранения, что призвано повысить потенциал экспорта боливийской продукции. В 2025 г. должно завершиться сооружение исследовательского реактора, который будет использоваться как для проведения анализов в различных областях науки, так и для обучения местных студентов-ядерщиков.
При этом Боливия — не единственная страна ЛАКБ, где корпорация ведет активную деятельность. Так, «Росатом» экспортирует оборудование и топливо для атомной отрасли Бразилии, а важнейшим событием 2022 г. стала победа одной из дочерних структур компании в тендере на поставку обогащенного урана в эту южноамериканскую страну до 2027 г. В марте 2023 г. было подписано российско-никарагуанское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области неэнергетических применений атомной энергии в мирных целях, которое создает необходимую нормативно-правовую базу для реализации в этой стране проектов компании «в медицине, промышленности, сельском хозяйстве и науке», обучении и переподготовке специалистов атомной отрасли Никарагуа и т.д. В последние годы также предпринимались шаги по налаживанию контактов между субъектами российской атомной отрасли и мексиканскими специализированными учреждениями, включая подписание соответствующих меморандумов о взаимопонимании.
Замечу, что российские «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», казахстанская «ERG» и другие предприятия ведут разведку и разработку месторождений полезных ископаемых на территории стран Латинской Америки. Однако, с моей точки зрения, ставка на развитие высокотехнологичных производств и отраслей, имеющих большое гуманитарное значение, в первую очередь ядерной медицины, позволяющей решить проблему раннего выявления и последующего лечения онкологических заболеваний в Боливии, а также подготовка местных кадров — это путь к долгосрочному сотрудничеству, способ формирования посредством «мягкой силы» прочных связей, способных выдерживать проверку временем при изменении внутриполитической обстановки, например, прихода к власти в странах-партнерах новых правительств с отличными приоритетами. Показательно, что акцент на подготовку кадров присутствует и в крупном «ресурсном» проекте «Росатома». Так, в 2023 г. было подписано соглашение между боливийской госкомпанией «Yacimientos de Litio Bolivianos» и дочерним предприятием российской корпорации по созданию комплекса по добыче и производству лития на месторождении Пастос Грандес, которое предполагает не просто добычу полезных ископаемых, но и подготовку местных кадров. В этом смысле модель сотрудничества, используемая ГК «Росатом», представляется наиболее дальновидной, соответствующей целям содействия формированию многополярного миропорядка, основанного на поддержке субъектности государств, до этого не обладавших материально-технической базой для достижения технологического суверенитета. Именно такой подход должен стать ориентиром для других экономических акторов из стран постсоветского пространства на латиноамериканском направлении. Более того, стратегическая перспективность именно этого направления российского-боливийского сотрудничества связана с долгосрочными глобальными тенденциями перехода к низкоуглеродной энергетике, которые обусловливают растущую потребность в литии.
Обмен опытом в сфере международной информационной безопасности
Другая перспективная сфера сотрудничества между странами постсоветского пространства и Латинской Америкой — обеспечение международной информационной безопасности (МИБ). Исследователи указывают, что на сегодняшний день в мире развиваются процессы «регионализации глобальной сети» и «формирования технологических островов», обусловленные осознанием государствами необходимости противостоять концепции «свободного Интернета» в интересах обеспечения национальной и антитеррористической безопасности посредством эффективного регулирования национального интернет-пространства [5].
Разработанные и реализованные постсоветскими странами инициативы по МИБ, такие как, например, Концепция информационной безопасности Союзного государства и Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности ОДКБ должны активно использоваться для обмена опытом с партнерами в ЛАКБ. Деятельное участие России в разработке на базе ООН Конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях оказало заметное влияние на формирование соответствующих международных инструментов регулирования киберпространства. Более того, Москва уделяет этой теме пристальное внимание в рамках антитеррористической повестки на платформе БРИКС. Российское председательство в этом объединении в 2024 г. стало поводом для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с безопасностью, включая информационную. Заинтересованность в присоединении к этой расширяющейся структуре, проявляемая в том числе рядом стран Латинской Америки и двумя ключевыми игроками на постсоветском пространстве Беларусью и Казахстаном, представляет собой предпосылку к развитию сотрудничества в том числе и по линии МИБ. Это может стать одним из значимых направлений взаимодействия стран СНГ и ЛАКБ в рамках БРИКС.
****
Разворачивающиеся в настоящее время процессы формирования многополярного миропорядка открывают широкие возможности для развития межгосударственного сотрудничества на новых основаниях. Выстраиванию контактов между географически удаленными регионами постсоветского пространства и ЛАКБ может и должно уделяться приоритетное внимание ввиду уже имеющегося опыта реализации в Латинской Америке разнообразных проектов, прагматизма латиноамериканских стран в торгово-экономической сфере, их открытости к взаимодействию с внерегиональными партнерами, а также активизации стран ЛАКБ в направлении преодоления периферийного статуса в международных отношениях.
Продвигаемая странами СНГ политика по формированию многополярного мира отвечает и интересам стран Латинской Америки. За счет этого комплекса идей и сопряженных с ними практических шагов, способствующих преодолению колониального наследия, страны ЛАКБ могут укреплять собственную субъектность и договороспособность. Учет специфических проблем партнеров с тем, чтобы предлагать им соответствующие решения и на этой взаимовыгодной основе строить деловые контакты — ключ к упрочению присутствия постсоветских стран в регионе в долгосрочной перспективе. Развитие наукоемких производств и местного человеческого капитала открывают возможности не только для обоюдного обретения материальной выгоды, повышения благосостояния населения, но и для создания посредством применения инструментов «мягкой силы» стабильных и прочных связей, защищенных от резких колебаний политической конъюнктуры. Соответствующую модель взаимодействия с латиноамериканскими партнерами успешно применяет корпорация «Росатом», и ее опыт должен изучаться, чтобы стать основой деятельности предприятий из постсоветского пространства в регионе ЛАКБ.
Расширение БРИКС как структуры и площадки для диалога между странами, находящимися в удаленных друг от друга уголках планеты, приоритетно. Наметившееся дальнейшее увеличение состава участников этого объединения за счет государств постсоветского пространства и ЛАКБ открывает новые перспективы для укрепления межрегиональных контактов (включая сотрудничество в сфере обеспечения МИБ и обмен опытом в этой области), а следовательно — и для консолидации многополярного мироустройства.
1. Воротникова Т.А. Трудно быть левым: внешнеполитические стратегии правительств новой «розовой волны» в Латинской Америке // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. № 1. С. 123.
2. Будаев А.В. Политические тенденции в странах Латинской Америки и Карибского бассейна на современном этапе // Латинская Америка. № 11. 2018. С. 33.
3. Алексанян Л.М. Торгово-экономические отношения между государствами-членами ЕАЭС и странами Латинской Америки и Карибского бассейна на современном этапе (на примере Армении и Казахстана) // Проблемы постсоветского пространства. 2023. Т. 10. № 3. С. 256.
4. Яковлев П.П. Торгово-экономическое взаимодействие России с Латинской Америкой как частью Глобального Юга // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 3 (241). С. 487.
5. Дегтерев Д. А. Ценностный суверенитет в эпоху глобальных конвергентных медиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 367-368.