Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Валерий Морозов

Чрезвычайный и Полномочный Посол, эксперт РСМД

РСМД открывает новую образовательную рубрику, в которой будут публиковаться лекции ведущих представителей российского дипломатического сообщества. В первом выпуске — лекция Чрезвычайного и Полномочного Посла Валерия Морозова, прочитанная для студентов СФУ (г. Красноярск) в рамках «Дней РСМД».

РСМД открывает новую образовательную рубрику, в которой будут публиковаться лекции ведущих представителей российского дипломатического сообщества. В первом выпуске — лекция Чрезвычайного и Полномочного Посла Валерия Морозова, прочитанная для студентов СФУ (г. Красноярск) в рамках «Дней РСМД».

В начале лекции скажу несколько слов о Латинской Америке в целом. Географический термин «Латинская Америка» был введен в оборот Наполеоном III. Это собирательное наименование стран и территорий на американском континенте, говорящих, как раньше считалось, на иберо-романском языке и связанных историческими узами с Европой, главным образом с Испанией и Португалией.

Термин «Латинская Америка» получил распространение в начале ХХ века и окончательно закрепился в 1930-е годы. До этого в исторической литературе чаще употреблялось выражение «Испанская Америка». Сегодня используется понятие «Иберо-Америка», а в последнее время с подачи покойного Уго Чавеса стали говорить об «Индейской Америке», учитывая, что в большинстве латиноамериканских стран проживает индейское население, играющее все более заметную роль в политической жизни региона.

В настоящее время Латинская Америка включает испаноговорящие страны от Аргентины до Мексики и португалоговорящую Бразилию. К ней также относятся страны и территории Карибского бассейна, в том числе 14 независимых англоговорящих государств, франкоговорящее Гаити. Там располагаются зависимые территории со статусом полуколоний: 6 принадлежат Великобритании, 5 — Франции, 6 — Нидерландам, 2 — США.

Территория Латинской Америки — это примерно 21 млн кв. м, что приблизительно сопоставимо с территорией бывшего Советского Союза. Этнический состав региона разнообразный: креолы, потомки белых завоевателей, испанцев и португальцев, метисы, смесь белых и индейцев, мулаты — белые негры. Есть негры, которые в свое время были вывезены из Африки и теперь населяют часть карибских государств, Бразилию. Встречаются выходцы из стран Азии. Здесь говорят на английском, французском, португальском, голландском языках. В ряде стран сохранились индейские языки: в Боливии и Парагвае — аймара и кечуа, на юге современной территории Мексики, Гватемалы, Гондураса и Белиза — майя, различные диалекты.

Почему Латинская Америка привлекает внимание США, многих стран Западной Европы и Азии? Дело в том, что регион богат полезными ископаемыми. В нем сосредоточено около 30% мировых запасов пресной воды, треть лесных богатств, 18% нефти, 30% черных металлов, много редких цветных металлов. Потребности Соединенных Штатов в стратегическом сырье на 70% удовлетворяются за счет этого региона. В последнее время повышенный интерес к сырьевым источникам и рынку стран Латинской Америки и Карибского бассейна проявляют быстро развивающийся Китай и Индия. Следует также отметить, что Латинская Америка — один из основных поставщиков продовольственных товаров на мировой рынок.

Начиная с конца XX — начала XXI веков регион последовательно укрепляет свои экономические и политические позиции и фактически становится одним из центров многополюсного мира. Идет процесс переформатирования биполярного мироустройства, сложившегося в период существования СССР. Как известно, после Второй мировой войны сформировались два блока: восточный во главе с Советским Союзом и западный, лидером которого стали США. В период холодной войны международные отношения определялись противостоянием этих двух блоков. Поэтому многие страны, в том числе и Латинская Америка, были вынуждены подчинять национальные интересы общим интересам своего блока. Аналогичная ситуация складывалась в советском или, как его называли, Варшавском блоке: входящие в него страны должны были выстраивать свою внешнеполитическую линию в рамках общей стратегии, олицетворением которой выступал Советский Союз.

Окончание холодной войны привело к распаду блоков. Латиноамериканские страны получили большую свободу действий, возможность выражать и отстаивать свои интересы. Постепенно они стали освобождаться от опеки США, выстраивать собственную структуру взаимоотношений, стремиться к внерегиональному партнерству, что приводило к конфликтам не только с Соединенными Штатами, но и с другими странами. Внутри региона между отдельными государствами нарастало соперничество.

Указанные факторы оказали влияние на формирование латиноамериканской модели развития. Ни одна из стран региона пока не входит в группу лидеров первой линии, но в совокупности они оказывают заметное влияние на глобальные экономику и политику. В Латинской Америке проживают 625 млн человек. Растет ее хозяйственный потенциал. Например, Бразилия — одна из восходящих стран-гигантов, активно развивающаяся в самых разных областях, включая ракетостроение, атомную и авиационную промышленность, новейшие технологии. По экономическим показателям Бразилия занимает пятое место в мире и претендует на членство в Совете Безопасности ООН.

Повышению веса Латинской Америки в глобальной экономике объективно способствуют следующие факторы:

  • растущий потенциал Бразилии;
  • мощная внешнеторговая экспансия Мексики, занимающей по объему внешней торговли одно из ведущих мест в мире (в отдельные годы внешнеторговый оборот этой страны превышал 700 млрд долл., опережая по этому показателю Бразилию, Испанию, Австралию и др.);
  • агропромышленный комплекс Аргентины и Бразилии (при населении в 200 млн Бразилия может прокормить миллиард человек, Аргентина при населении в 40 млн — 400 млн человек);
  • энергетический сектор Венесуэлы, соперничающей по запасам нефти с Саудовской Аравией;
  • газовые богатства Боливии;
  • экономические успехи Чили и ряда других государств региона.

С учетом этого можно констатировать, что Латинская Америка становится одним из важных центров многополюсного мира и влиятельным участником глобальных процессов. Об этом также свидетельствуют следующие факты. Аргентина, Бразилия и Мексика — участники «Группы двадцати», которая во многом определяет экономическую и финансовую ситуацию в мире. Бразилия — член БРИКС, относительно новой международной структуры (помимо нее сюда входят Россия, Индия, Китай и Южная Африка), играющей все более заметную роль в мировой политике и экономике.

В последние годы страны Латинской Америки разворачиваются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Мексика, Перу и Чили — члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эти же государства плюс Колумбия образовали Тихоокеанский альянс, новую региональную структуру, которая динамично развивается. Кроме того, Мексика вместе с Перу и Чили входят в Транстихоокеанское партнерство (ТТП), транснациональное образование, активно продвигаемое США.

В отношениях Латинской Америки с Европой происходит перезагрузка. Созданы следующие переговорные механизмы: Латинская Америка — Европейский союз, Южноамериканский общий рынок — Европейский союз, находящаяся под влиянием Мексики и США Центральноамериканская интеграционная система — Европейский союз. В связях с Европой Латинская Америка представлена либо группой стран, либо всеми странами.

Что характерно для Латинской Америки? Почему она приобретает весомую роль?

В современном мире наблюдаются две основные тенденции. Первая связана с процессом общей глобализации — между странами растет и усиливается взаимозависимость. Одновременно происходит экономическое сближение и взаимодействие государств на региональном уровне, создаются структуры, ориентированные на формирование региональных центров влияния. Указанные тенденции лежат в основе изменений, происходящих во всем мире, в том числе и в Латинской Америке.

Внутрирегиональные интеграционные процессы усиливают позиции Латинской Америки, повышают ее вес в международных делах. В странах континента идет переоценка прежних внешнеполитических установок. Например, Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Перу, Чили заметно корректируют свои внешнеполитические стратегии в сторону защиты суверенитета, большей независимости и самостоятельности. Бразилия и Мексика в последние 10–15 лет позиционируют себя как страны с глобальными интересами. Бразилия, как уже отмечалось, претендует на место постоянного члена СБ ООН.

Мексика в какой-то момент упустила свой шанс на членство в СБ. Начиная с 1990-х годов, после вступления в Североамериканский общий рынок, руководство страны все больше ориентировалось на Соединенные Штаты, с которыми Мексику связывают зона свободной торговли, общая граница, емкий рынок. 85% мексиканской внешней торговли приходится на американский рынок, тогда как на Китай, Россию, ЕС, арабские и африканские страны — всего 15%.

До конца ХХ века Мексика оставалась преимущественно аграрно-промышленной страной. Удельный вес нефти в ее внешней торговле доходил до 40%. Создание Североамериканской зоны свободной торговли совместно с США и Канадой в 1994 г. привело к экономическому росту страны. За счет притока американского и канадского капиталов вдоль северной границы на территории Мексики было построено много ориентированных на экспорт предприятий с новейшими технологиями. В результате Мексика превратилась в индустриально-аграрную страну. Сегодня здесь производят современное электронное и телекоммуникационное оборудование, электробытовые товары, развиваются автомобильная, авиационная, фармацевтическая отрасли промышленности, нанотехнологии.

Однако привязанность к американскому рынку имеет как позитивные, так и негативные стороны. Любой кризис в США обязательно отражается на мексиканской экономике. Когда американский рынок сужается и покупательная способность населения падает, то мексиканская продукция не находит там сбыта. Поэтому перед руководством страны остро стоит вопрос поиска новых рынков для своего экспорта. Отсюда растущий интерес к Европе, АТР, России, Китаю, Африке, Ближнему Востоку. Постепенно этот интерес начинает воплощаться в конкретных экономических договоренностях и развитии хозяйственных связей.

В последние годы лидеры стран Латинской Америки и Карибского бассейна демонстрируют свою приверженность многосторонности. Термин «многосторонность», появившийся в дипломатии относительно недавно, означает использование коллективных подходов в международной политике и в международных делах. Государства Латинской Америки выступают за укрепление роли ООН и примат международного права, что полностью отвечает подходам России. Эти государства отличаются друг от друга по размеру, возможностям, потенциалу, но перед лицом своего северного соседа, США, все они слабы. История Латинской Америки довольно трагична. Можно вспомнить совершенные при поддержке Соединенных Штатов перевороты и прямые военные интервенции (примеры — Панама, Гренада, Гватемала и др.). Международное право для них — единственный легальный инструмент, позволяющий защищать свой суверенитет и отстаивать независимость. Поэтому Латинская Америка внесла в международную правовую науку много полезных наработок, используя право для продвижения своих интересов. Латиноамериканские страны последовательно выступают в поддержку мирного разрешения споров и внутренних конфликтов, за соблюдение баланса интересов, уважение суверенитета и в первую очередь невмешательство во внутренние дела государств.

Что касается левых режимов в латиноамериканских странах, то этот феномен связан в первую очередь с У. Чавесом, но не только с ним. У. Чавес, придя к власти в 1998 г., стал первым лидером левой ориентации в регионе. Он был, несомненно, яркой личностью. Многие политики и дипломаты полагали, что появление У. Чавеса — отдельный случайный факт. Мало кто видел в нем представителя зарождающейся тенденции обновления общественных отношений на основе левых идей. Данная тенденция обусловливалась тем, что традиционные структуры (политические партии, государственные институты, административный аппарат) изжили себя и начали давать сбой. Нужны были свежие идеи, общая трансформация общества. У. Чавес первым уловил новые веяния и попытался воплотить их в жизнь.

Но подобные явления зарождались не только в Венесуэле — обозначились они и в других странах. Например, в Бразилии появился Л.И. Лула да Силва, в Аргентине — Н. Киршнер, в Боливии — Эво Моралес, в Эквадоре — Р. Корреа, в Уругвае — Т. Васкес, в Никарагуа — Д. Ортега, в Гондурасе — М. Селайя. В целом за период 2000–2013 гг. «новые левые» режимы (как их называют) победили в 12 странах региона. Если учитывать Карибский бассейн, к которому относятся 14 независимых государств, а всего в регионе 33 страны, то это практически треть. А если брать только Южную Америку, практически все ее страны, за исключением Перу, Чили и Колумбии, которые занимают относительно умеренные позиции.

Феномен У. Чавеса связан с тем, что он опирался непосредственно на массы, видевшие в нем харизматичного лидера. Однако его обращения к массам не подкреплялись никаким инструментарием. Традиционные партии отказывались от сотрудничества с ним. Придя к власти, У. Чавес рассорился со всеми, перестал доверять партиям, старым функционерам, профсоюзам, предпринимательским организациям, католической церкви. Политические партии, создававшиеся по его инициативе, были слабы. Единственной структурой, на которую он опирался, оставалась армия. На посты в различных структурах власти он назначал тех, кого знал лично, кому доверял, подбирал кадры в основном из офицеров, с которыми служил. Именно с этим были связаны обвинения в милитаризации общественной, политической и экономической жизни Венесуэлы, которые звучали в его адрес в западной печати.

Отношения с Вашингтоном у венесуэльского лидера не сложились. В известной степени американцы сами породили его антиамериканизм. По традиции свои первые визиты латиноамериканский президент, как правило, совершает в Соединенные Штаты, учитывая объем, экономическую и политическую значимость двусторонних отношений. Однако У. Чавесу, несмотря на то, что он был демократически избранным президентом, отказали во въезде. Естественно, у него возникло негативное отношение к США, которое в итоге повлияло на его подходы к региональным и международным делам и привело к противостоянию с Вашингтоном.

Особенность некоторых левых режимов состоит в том, что для проведения глубоких реформ они нуждаются в сильной власти, в связи с этим начинается процесс ее централизации и даже узурпации. Нередко они выбирают авторитарные модели, стремясь подчинить единому центру законодательную, судебную и исполнительную ветви власти. Нарушается баланс властей, вводятся ограничения, в том числе на деятельность институтов гражданского общества, что отчетливо видно на примере Венесуэлы. В рамках проведенной У. Чавесом конституционной реформы в Основной закон были внесены изменения, позволявшие ему избираться бесконечное количество раз и тем самым укреплять режим личной власти.

Другой феномен, который связан с Латинской Америкой и внимательно изучается, — региональная интеграция. Существует несколько форм хозяйственного объединения, из которых самая простая — зона свободной торговли. Далее следуют таможенный союз, общий рынок и, наконец, экономический и валютный союз, наивысшая форма интеграции, вмещающая в себя все предыдущие формы.

Рассмотрим некоторые интеграционные группировки, успешно функционирующие в Латинской Америке.

Во второй половине XX века Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) приступила к разработке первоначальных проектов. Первые объединения появились в 1960-е годы.

Окончание холодной войны, глобализация мирохозяйственных связей, концепция «открытого регионализма» (свободное развитие торговли, устранение таможенных барьеров, большая открытость для мирового рынка), которой придерживаются многие страны Латинской Америки, породили новые интеграционные тенденции. В 1991 г. оформился Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Он представляет собой крупную группировку, вторую после ЕС. Если взять еще Североамериканский общий рынок (САЗСТ), появившийся в 1994 г. в составе Мексики, Канады и США, то МЕРКОСУР — третий по значимости. Первоначально в него входили Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Впоследствии к ним на правах ассоциированных членов присоединились Боливия, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, а в 2006 г. Венесуэла. Его лидером, несомненно, является Бразилия.

Затем появилась Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС). Страны Центральной Америки небольшие, но интеграционный процесс, в который они вовлечены, отличается динамичностью. Создана правовая база, охватывающая практически все сферы интеграции. Важная роль принадлежит Мексике как ближайшему соседу. Обладая значительным экономическим весом, она предложила проект интеграции и развития Мезоамерики (старое название Центральной Америки с участием Мексики) и подключила к этому процессу Панаму, Колумбию, Доминиканскую Республику.

Следующая интеграционная группировка, играющая все более весомую роль, — Союз южноамериканских наций (УНАСУР), который образуют 12 государств. Как он возник? С началом интеграционных процессов в Латинской Америке инициативу попытались перехватить Соединенные Штаты, осознавшие выгодность этих процессов для своей экономики. Президент Дж. Буш-старший предложил создать к 2005 г. Всеамериканскую зону свободной торговли. Для этого американцы намеревались заключить соглашение о свободной торговле с каждой страной в отдельности. Что это означало на практике? Сопоставление экономической и финансовой мощи любой латиноамериканской страны (будь то Бразилия, Аргентина, наиболее крупные государства региона, или Перу, Чили, Колумбия, Венесуэла) с Соединенными Штатами показывает, что США, разумеется, превосходили каждую из них по своим переговорным возможностям. Поэтому потенциальные участники переговоров заведомо оказывались в неравном положении.

Латиноамериканские страны, в частности Бразилия, экономика которой к тому времени окрепла и набирала силу, предложили встречный вариант интеграции — межблоковый. Возникла идея создать южноамериканский блок на основе Южноамериканского общего рынка. Бразильцам удалось убедить 12 государств Южной Америки учредить такой союз, который и появился в 2004 г. В новое объединение вошли Южноамериканский общий рынок, Андское сообщество, образованное на базе 5 андских стран (Перу, Колумбия, Чили, Венесуэла и Боливия), и часть стран Карибского бассейна. Так был сформирован довольно мощный блок, способный вести на равных переговоры с возглавляемой Соединенными Штатами Североамериканской зоной свободной торговли.

Но американцы на такие переговоры не согласились, и УНАСУР пошел по пути самостоятельного развития. Благодаря МЕРКОСУР и УНАСУР Бразилия стала играть ведущую роль на континенте. Бразильская дипломатия последовательно отстаивала интересы Латинской Америки и собственные позиции. В связи с этим у нее участились конфликты и разногласия с Вашингтоном.

В 2004 г. появился Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА), созданный по инициативе У. Чавеса совместно с Кубой и утвердившимися к тому времени левыми режимами (в Боливии, Эквадоре, Никарагуа и ряде малых карибских государств). Модель политического и экономического развития АЛБА базируется на выдвинутой У. Чавесом концепции боливарианской революции. Экономическая основа союза — венесуэльская нефть, идеологическая — латиноамериканский национализм. В таких странах, как Боливия и Эквадор, национализм постепенно приобретал индейскую окраску.

Слабое место альянса заключается в том, что в нем нет крупных государств, за исключением Венесуэлы. Некоторые полагали, что АЛБА распадется со смертью У. Чавеса, поскольку он был организатором, идейным вдохновителем и лидером нового блока. Тем не менее альянс продолжает свое существование и строит обширные планы. В настоящее время рассматривается возможность объединения с Южноамериканским общим рынком и карибскими государствами. Это могло бы усилить общий потенциал блока посредством создания единого экономического пространства.

Обратимся к еще одной структуре — Тихоокеанскому альянсу. Идея его создания принадлежит президенту Перу Алану Гарсиа. В 2011 г. Перу, Колумбия, Чили и Мексика подписали декларацию о «зоне углубленной интеграции». Эти четыре страны объединила более или менее общая идеологическая и политическая ориентация, тяготеющая к консервативному центру.

Экономическая основа блока — концепция «открытого регионализма», предполагающая открытость мировым рынкам. Главная цель альянса — интеграция по примеру ЕС. Вместе с тем его основная стратегическая задача заключается в сближении с АТР. Все четыре страны, относящиеся к бассейну Тихого океана, стремятся войти в регион, который представляется им перспективным. Они хотят обеспечить свое присутствие в формирующейся в противовес АТЭС Транстихоокеанской интеграционной группировке, находящейся под патронатом США.

Многие экономисты и политологи считают, что за проектом Тихоокеанского альянса просматривается попытка Вашингтона реанимировать старую идею создания Всеамериканской зоны свободной торговли. С каждой из этих стран США заключили двустороннее соглашение о зоне свободной торговли. Неслучайно в Аргентине, Бразилии и других странах региона к появившейся структуре относятся настороженно, считая ее инструментом американского влияния. Несмотря на занятость на Ближнем Востоке, американцы всегда рассматривали Латинскую Америку как важный стратегический резерв. Упустив на каком-то этапе становление интеграционных процессов, усиливших Латинскую Америку, они, разумеется, стремятся перехватить инициативу и поставить их под свой контроль. Тихоокеанский альянс — один из инструментов достижения этой цели.

Высказывается также мнение, что Тихоокеанский альянс призван уравновесить и по возможности нейтрализовать деятельность двух других группировок — УНАСУР, выступающего с позиций латиноамериканского национализма, и АЛБА, придерживающегося левой ориентации. Обе интеграционные группировки стремятся к усилению объединительных процессов в Латинской Америке в противовес американским интересам.

Важная роль в Тихоокеанском альянсе отводится Мексике. Будучи членом Североамериканского общего рынка и союзником США, страна прилагает усилия к восстановлению своего лидерства в регионе, которое она к концу прошлого века уступила Бразилии. Экономически окрепнув за счет вступления в САЗСТ, Мексика ищет пути «возвращения» в регион. В поисках нового инструментария мексиканское руководство пришло к мысли, что таким каналом может стать Тихоокеанский альянс. Членство в Североамериканском общем рынке и Тихоокеанском альянсе открывает Мексике выход в АТР и в Транстихоокеанское партнерство. Объективно создаются предпосылки для укрепления ее позиций на континенте.

К новому объединению присматривается и Россия. Мы пока не определились со своей позицией, хотя уже около 30 государств имеют в нем статус наблюдателя. Представляется, что России не следует оставаться в стороне, тем более что в Транстихоокеанское партнерство нас пока не приглашают. А нам желательно знать, что там происходит, и, конечно, защищать и продвигать наши экономические и политические интересы в этом районе мира.

Новое объединение изменило геополитическую ситуацию в Западном полушарии. Если раньше оно делилось на Север и Юг, то с появлением альянса оно делится на тихоокеанскую и атлантическую части (по вертикали). Получается, что тихоокеанская зона ориентирована, по замыслам США, на противодействие экспансии и влиянию Китая, а атлантическая зона, где формируется Трансатлантическая экономическая структура, — на нейтрализацию влияния Европы, в том числе и России.

Наконец, самая интересная интеграционная группировка — Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Оно появилось в 2011 г. Идея создания блока без США и Канады возникла раньше, в 2010 г. В 1986 г. была учреждена и довольно успешно функционировала «Группа Рио», собирались регулярные саммиты глав государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Эти две группировки и были объединены в Сообщество латиноамериканских и карибских государств.

Идею, принадлежавшую Мексике и Бразилии, поддержал У. Чавес. Впервые в региональную группировку не вошли ни США, ни Канада. В эту чисто латиноамериканскую и карибскую организацию ныне входят все 33 государства, включая Кубу. Общая численность населения — 600 млн человек. В настоящее время организация переживает период становления, набирает силу. На одном из последних саммитов была достигнута договоренность о развитии группировки на основе уважения принципа политического и экономического плюрализма. Замечу, что У. Чавес считал СЕЛАК верхом латиноамериканской интеграции.

Предполагается, что со временем это сообщество сменит существующую с 1947 г. Организацию американских государств, куда входят США и Канада (через нее Вашингтону удавалось контролировать ситуацию в Латинской Америке). Помимо решения вопросов экономического развития, группировка принимает участие в урегулировании внутренних политических конфликтов и межгосударственных споров, которых в Латинской Америке еще хватает.

США довольно ревностно относятся к деятельности СЕЛАК. Что касается России, то она приветствовала появление нового объединения. Мы считаем, что СЕЛАК укрепляет роль Латинской Америки и Карибского бассейна в общем процессе глобального управления.

Россия развивает отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна по двум направлениям: на двусторонней основе и с теми группировками и региональными структурами, которые существуют в Западном полушарии.

Данная линия себя полностью оправдывает. С одной стороны, продолжается курс на развитие традиционных двусторонних связей в самых разных областях. С другой стороны, мы внимательно отслеживаем интеграционные процессы в регионе и стараемся поддерживать связи с различными объединениями, учитывая, что они важны сами по себе с точки зрения упрочения позиций Латинской Америки в мире.

Латиноамериканское направление в российской внешней политике приобрело самостоятельное значение приблизительно в 2000 г., когда президент Владимир Путин совершил свою первую поездку на Кубу. Именно с этого визита Россия начала отсчет своей новой политики в Латинской Америке. Мы начали выстраивать отношения с государствами региона независимо от их политической и идеологической ориентации, убирая идеологические аспекты, на основе чистого прагматизма. Россия исходит из того, что Латинская Америка не должна служить разменной монетой в наших контактах с третьими странами. В первую очередь речь идет о США, которые болезненно относятся к присутствию других стран в Западном полушарии. Мы не хотим конфликта. Россия заинтересована в том, чтобы Латинская Америка была экономически развитой, политически стабильной, социально устойчивой и независимой. Тогда у нас будут все возможности для дальнейшего развития отношений.

Во взаимоотношениях со странами Латинской Америки у России нет спорных проблем. Между нами всегда были взаимные симпатии и традиционно дружеские связи, которые имеют богатую историю. Если посмотреть на карту времен Екатерины II, то можно увидеть, что границы Российской империи простирались до Мексики. Мы были соседями в Калифорнии.

Россия поддерживает отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. В регионе действуют 18 посольств и 3 генеральных консульства. В 15 странах послы аккредитованы по совместительству. В Москве функционируют 15 посольств латиноамериканских государств, 5 послов аккредитованы по совместительству. На подходе открытие дипломатической миссии Гондураса. Создана довольно обширная правовая база. Только за последние 15 лет было подписано более 200 документов, регулирующих наше сотрудничество в самых разных областях. Очевидно, что Латинская Америка в российской внешней политике — важное и перспективное направление. А с такими государствами, как Аргентина, Бразилия, Куба, Венесуэла, отношения приобретают стратегический характер, что обусловливается уровнем двусторонних связей, их ролью в региональных и мировых делах.

На фоне общего охлаждения наших отношений с США и западными странами наблюдается активизация контактов с Латинской Америкой. Государства региона не поддерживают антироссийские санкции и готовы развивать деловые связи, в первую очередь торговые. Многие из них начали поставлять продовольственные товары на российский рынок. У нас появились возможности восполнить то, что мы потеряли в Европе, за счет латиноамериканских государств. Россия ведет активную торговлю с 27 странами континента.

Однако нужно иметь в виду, что заинтересованность Латинской Америки в нашем рынке будет неизбежно приводить к столкновениям с США и европейскими странами. По имеющейся информации, они уже оказывали нажим на латиноамериканские государства с тем, чтобы вынудить их отказаться от поставок продовольствия в Россию. Для них очевидно, что если Латинская Америка заменит своими продуктами европейские, то они займут прочное место на российском рынке, и с отменой санкций рынок для европейцев может быть потерян.

В двусторонних связях важное место занимает политический диалог, который развивается динамично и вполне успешно. После визита на Кубу В. Путина в декабре 2000 г. стали говорить о возвращении России в Латинскую Америку. Далее последовали визиты президента в Мексику, Бразилию, Чили. Интенсивность контактов на высшем и высоком уровнях заметно возросла. В 2014 г. президент России посетил Кубу, Никарагуа, Аргентину и Бразилию, принял участие в саммите стран БРИКС, «на полях» которого встретился практически со всеми лидерами южноамериканских государств.

Для встреч глав государств мы активно используем международные площадки. Например, в Пекине в рамках форума АТЭС В. Путин провел встречу с президентом Чили, в Австралии в ходе саммита «Группы двадцати» встретился с президентом Бразилии, в Москве принимал президента Перу, а в январе 2015 г. совершил рабочий визит в Венесуэлу. Контакты такого уровня стали регулярными, тогда как еще лет 20–25 назад они носили эпизодический характер.

Многое делается по линии Министерства иностранных дел России. Глава МИД Сергей Лавров регулярно принимает своих коллег и сам посещает регион. В 2014 г. он побывал в Никарагуа, на Кубе, в Перу, Чили. Многочисленные встречи с министрами иностранных дел латиноамериканских государств проходят «на полях» сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Важное место занимает межпарламентское сотрудничество. Парламентская дипломатия начинает играть все более весомую роль. Межпарламентские диалоги весьма полезны в случае возникновения конфликтных ситуаций или необходимости выступить с инициативой на международной арене.

Полезны и контакты по линии федеральных ведомств. За последние 10–15 лет к ним подключились правоохранительные органы. Если еще 20–25 лет назад Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ практически не участвовали в контактах такого рода, то сейчас участвуют на регулярной основе. Это позволяет развивать взаимодействие в борьбе с современными вызовами, в частности с контрабандой наркотиков и организованной преступностью.

Возьмем, к примеру, Мексику. В этой стране, по признанию самих руководителей, организованная преступность превратилась в угрозу национальной безопасности. Раньше наркотики поставлялись из стран Южной Америки через Мексику в США. До 2000 г. модель однопартийной системы власти позволяла держать транзитные пути под контролем. В рамках установленных правил игры наркобароны старались избегать конфликтов с властями. Наркотики не оседали в Мексике, а переправлялись к границам Соединенных Штатов и, таким образом, становились проблемой американцев, а не мексиканцев.

В последнее время ситуация изменилась. Появились более дешевые синтетические наркотики. Отпала необходимость в поставках из Боливии, Перу и Колумбии наркотических средств растительного происхождения, в основном кокаина, который, доходя до американской границы, стал оседать на мексиканской территории. В самих Соединенных Штатах его потребление заметно сократилось.

В связи с падением цен на наркотик он оказался более доступен для местного населения, выросло его потребление в самой Мексике. Появился рынок потребления, в раздел которого включились криминальные группировки. Продажа наркотиков приносит большую прибыль, чем их транзит. Жестокая борьба за сбыт, развернувшаяся между преступными картелями, выливается в вооруженные столкновения, в ходе которых гибнут люди, страдает экономика, нарушается общественный правопорядок.

Правительство президента Ф. Кальдерона (2006–2012 гг.) предприняло попытку решить проблему путем ареста главарей преступных группировок. Но на их место пришли новые лидеры, которые не принимают старые правила игры и стремятся подчинить себе весь криминальный бизнес. Преступные картели подмяли под себя почти весь север Мексики и фактически установили контроль над территориями, где процветают торговля наркотиками, оружием, людьми, игорный бизнес, проституция.

В последнее время прибыльным бизнесом становится нелегальная миграция, которая идет из стран Центральной Америки через Мексику в США. Чтобы пересечь мексиканскую территорию, нелегальные мигранты вынуждены под страхом смерти платить криминальным структурам.

Столкновения между криминальными группировками приобрели такой размах, что власти были вынуждены вывести на улицы армию. В Мексике, отличавшейся стабильностью (здесь ни разу не было военного переворота), военнослужащие всегда находились в казармах. Однако сегодня армия патрулирует города и сельские районы, что создает напряженность в стране и обществе.

Сотрудничество в борьбе с оргпреступностью повышает уровень отношений России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, делает их более зрелыми и доверительными.

Новое направление в нашей работе с Латинской Америкой — участие в предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Стихийные бедствия относятся к разряду современных вызовов и угроз. Например, после сильного землетрясения, произошедшего в Сальвадоре несколько лет назад, в этой стране разразился правительственный кризис: власти не справлялись с ликвидацией его последствий, и население вышло на улицы, требуя смены кабинета. То же самое происходит во многих малых государствах Карибского бассейна, где любое стихийное бедствие чревато тяжелыми экономическими последствиями и политическими и социальными протестами.

Россия готова к сотрудничеству в этой сфере. Есть интересный проект создания регионального центра в Венесуэле, рассчитанный на покрытие потребностей региона в предоставлении чрезвычайной помощи. Такая помощь носит коллективный характер — ее оказывают и ЕС, и США, и Россия, поскольку это глобальная угроза, справиться с которой можно лишь общими усилиями.

Торгово-экономические связи России со странами Латинской Америки развиваются по нарастающей, но все же не в том объеме, в каком нам бы хотелось. Максимальный торговый оборот составляет 18–19 млрд долл. Это, конечно, мало для такой страны, как Россия. Например, Китай за последние 10 лет довел свою торговлю до 70–80 млрд долл. и ставит перед собой задачу увеличить ее до 100 млрд. А об инвестициях просто стыдно говорить: если наши инвестиции составляют приблизительно 13 млрд долл., то китайские — 250 млрд долл.

Разумеется, у нашего отставания есть объективные и субъективные причины. Отечественные предприниматели пока не рассматривают латиноамериканский рынок как перспективный для своих товаров. После введения антироссийских санкций ситуация постепенно меняется, но, к сожалению, медленно.

Довольно активно начинают развиваться связи по линии субъектов Федерации. Мы считаем данное направление перспективным, особенно для стран с федеративным государственным устройством.


REUTERS / Guillermo Granja
Евгений Астахов:
Карта Латинской Америки в XXII веке

Особое место в нашей дипломатии занимает работа с соотечественниками. По подсчетам экспертов, в Латинской Америке проживают примерно 500 тыс. наших соотечественников, из которых большая часть находится в Аргентине, Бразилии и Парагвае.

Например, в Парагвае наши соотечественники появились после Октябрьской революции. Это были в основном офицеры белой армии, эмигрировавшие из страны. В большинстве своем они служили в парагвайской армии, сделав ее боеспособной. Ассоциация потомков, выходцев из России пользуется среди парагвайцев высоким авторитетом.

Наши соотечественники играют довольно весомую роль и в Мексике. В 1970-е годы их там практически не было, а сегодня проживают около 15 тыс. человек. Они занимают хорошие позиции в турбизнесе, преподают в университетах, участвуют в реализации научных проектов, пользуются поддержкой местных властей.

Без сомнения, Латинская Америка все больше превращается в самостоятельный центр влияния в мире. Ее роль и значение, как в целом, так и отдельных стран, со временем будут только возрастать. Это открывает дополнительные возможности для расширения наших связей с этим перспективным во многих отношениях регионом.

Ответы на вопросы

Вадим: У меня вопрос не совсем по теме лекции. Многие студенты хотят специализироваться на международных отношениях, потому что их, видимо, привлекают приключения. А ведь дипломатическая служба — это проза, рутинная каждодневная работа. Как строится обычный день дипломата?

Морозов В.И.: Приключений на дипломатической работе тоже хватает. Что касается каждодневных обязанностей, то, во-первых, для работников внешнеполитической службы главное — знание языка (одного-двух, лучше трех), по крайней мере по профилю той страны, которой вы занимаетесь. Каждый день работа дипломата начинается с чтения прессы. Нужно понимать язык, получать информацию из печатных и телевизионных источников, что составляет примерно 70–80% всей полезной информации. Во-вторых, для дипломата один из основных источников информации — это живой контакт. Вам надо научиться выстраивать отношения с людьми. Чтобы работа была эффективной, необходимо не просто формально относиться к стране, но понимать ее и любить.

Латинская Америка интересна тем, что эмоциональное у ее жителей преобладает над рациональным. Когда вы входите с человеком в контакт, он вас как бы слушает, но одновременно эмоционально (как рентген) проверяет. Если чувствует фальшь, то контакт с вами поддерживать будет, но доверительных отношений уже не получится. Чем обманывать, лучше ничего не сказать, и тогда контакт установится. Как говорится, дипломат — это человек, который три раза подумает прежде, чем ничего не сказать. Латиноамериканцы в этом плане отличаются от европейцев и азиатов. Если латиноамериканец вас прочувствовал, убедился в том, что вы не обманываете, что вы искренни с ним, то тогда он будет вашим добрым другом и, соответственно, источником информации.

Информацию можно получить везде. Например, о ситуации в стране можно узнать на местном рынке. Именно там есть возможность почувствовать, какова экономическая атмосфера в городе, стране.

Установление доверительного контакта — это большая работа. Если контакт установлен, вы должны подготовить, продумать свои дальнейшие действия, поговорить со старшим дипломатом, то есть с наставником. Это уже вторая часть работы. Третья часть — анализ событий. Просто информировать о событиях — это дело многочисленных информационных агентств (ТАСС, «Россия сегодня» и др.). Но ни корреспонденты, ни агентства, ни Интернет не дадут вам информацию аналитического характера. Ваша задача — проанализировать полученную информацию и направить ее в центр. Таким образом, посольство посылает в центр аналитическую информацию, подготовленную на базе той информации, которая уже известна. Ваш анализ позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие событий, что сложно, но нужно. Собственно, от вас этого ждут. Но вообще это большой труд, требующий затратных усилий.

Несколько слов об участии в мероприятиях в стране, где проходит основная работа дипломата. Важно не избегать, а именно участвовать в них, хотя иногда это довольно утомительно — по 3–5 мероприятий в день, и всюду желательно успевать, чтобы знать, что происходит, понимать, чем дышит страна. К тому же любое мероприятие — это возможность установления новых контактов.

Работая в стране, вы должны быть всегда нацелены на получение полезной, интересной информации, которую вы можете использовать в интересах нашей страны (защита ее позиций, информирование и т.п.). При этом очень многое зависит от вашего умения написать и сделать прогноз. Работа с информацией и работа с людьми — это, пожалуй, основное. Чтобы справляться с этим, нужно знать международное право, историю страны, ее конституционное устройство, особенности местного законодательства. Например, консул обязательно должен знать частное право страны, чтобы иметь возможность защищать интересы наших граждан. Как правило, в любой стране суд всегда встает на сторону своего гражданина, отстоять же интересы нашего гражданина очень сложно.

Минасян Д.: Прежде всего, хотел бы поблагодарить Вас за доклад. Было очень интересно, и лично я отметил для себя много нового. Мой вопрос касается БРИКС. Возможно ли в ближайшем будущем расширение этой организации?

Морозов В.И.: Группа БРИКС создавалась специально для консультаций по вопросам международной политики. При этом мы опасались, что она может подменить уже существующие международные структуры, но этого не произошло. Можно сказать, что БРИКС нашла себя, более-менее определилась. В ее рамках созданы 20–23 рабочие группы, проводятся деловые встречи, и каждый саммит становится все более насыщенным и предметным.

На сегодня в группу хотят вступить несколько государств: Мексика, Аргентина, насколько я знаю, Турция, Индонезия, Египет. Но принято решение группу пока не расширять, поскольку сама модель БРИКС еще не заработала в полной мере. Существуют опасения, что с расширением группа станет более аморфной и менее управляемой. Здесь пока присутствуют ведущие державы, которые представляют каждая по-своему регион. Этого достаточно для координации общих позиций, в том числе и в рамках «Группы двадцати». БРИКС, повторюсь, носит консультативный характер и нацелен на выработку общих позиций по основным вопросам экономической, политической и международной деятельности. В среднесрочной или долгосрочной перспективе расширение БРИКС возможно. Претендентов я вам назвал.

Безухова А.: Большое спасибо за Ваш доклад. Скажите, пожалуйста, с чего начинается дипломатическая карьера? Какие этапы нужно пройти, чтобы стать дипломатом?

Морозов В.И.: С чего начинается карьера? Вы оканчиваете институт и поступаете на работу в Министерство иностранных дел, в наше основное внешнеполитическое ведомство. В Министерстве у вас будет наставник или в его роли будет выступать руководитель того подразделения, куда вы попадете. Там есть несколько подразделений: территориальные занимаются отношениями с конкретными регионами, а функциональные — определенными проблемами (например, правовой департамент, департамент международных организаций, консульский департамент и т.п.). И вы начинаете свою работу с самого малого. Во-первых, учитесь писать ноты, отвечать на запросы, поступающие из посольства и других ведомств, отбирать необходимую информацию. Постепенно перед вами ставят все более сложные задачи: написание справок, работа с закрытыми материалами, подготовка отзывов на поступающие из посольства политписьма, политотчеты и т.п., составление шифрованных телеграмм, содержащих короткую и четкую информацию о происходящем в данной конкретной стране.

Начинаете Вы свою работу референтом. Следующие звания — атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь и т.д., советник, посланник, посол. Вы должны пройти все эти ступени, и по мере того как вы будете подниматься все выше и выше, будете набирать опыт. Например, чтобы грамотно работать с партнером, собеседником, нужен соответствующий опыт; чтобы правильно составлять бумаги, надо накопить опыт отвечать и работать с этими бумагами. На каждый этап уходит приблизительно три года. Мой совет: начинайте с малого!

Елена: Я не студентка, но с удовольствием послушала Вашу лекцию. У меня такой вопрос: каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития отношений в сфере туризма между Россией и странами Латинской Америки, в частности Доминиканой, Кубой, Мексикой?

Морозов В.И.: Эти страны заинтересованы в притоке туристов, мы же выступаем их основными поставщиками. Например, в Доминиканскую Республику едут отдыхать около 120 тыс. человек в год, на Кубу — примерно 80 тыс. Одно время Куба занимала первые места, а сегодня Доминикана ее опережает. В 2014 г., как мне сказал мексиканский посол, приблизительно 112 тыс. наших туристов посетили Мексику, в основном город Канкун. Туда были организованы прямые рейсы «Трансаэро», «Аэрофлота», что оказалось очень удобно и существенно облегчило поездки. Если раньше, чтобы долететь до Латинской Америки, надо было сделать как минимум 2–3 промежуточные остановки, то сейчас наши достаточно мощные самолеты летают из Москвы и Санкт-Петербурга в Доминиканскую Республику, на Кубу (прямо на Варадеро). Правда, с падением курса рубля ситуация осложнилась, поездки обходятся дороже. Пик туризма был тогда, когда доллар у нас стоил 30–35 руб., а теперь он стоит 65–66 руб. Хотя со своей стороны мексиканцы готовы предусмотреть определенные льготы для российских туристов.

Обращу ваше внимание на один интересный феномен. У нас туризм стал особенно активно развиваться в конце 1990-х годов. Но в 2001 г., после терактов 11 сентября, американцы ввели визовые ограничения, опасаясь, что через мексиканскую границу (она слабо контролировалась, как они считали, 3000 км) террористы могут проникнуть на территорию Соединенных Штатов. Они постарались заставить Мексику включить Россию в черный список, и у нас сразу же возникли проблемы. Если раньше наши туристы летали свободно, то ограничения привели к тому, что на получение туристической визы в Мексику уходил примерно месяц. Никто, разумеется, месяц ждать не хотел, поэтому турпотоки в эту страну резко сократились.

В 2006 г. ураган разрушил очень популярный курорт Канкун, где помимо россиян отдыхали канадцы, американцы, европейцы, и на его восстановление потребовались большие средства. Губернатор устроил вечерний прием для группы послов, чтобы показать и рассказать, как идут работы, как восстанавливается этот знаменитый курорт. Ну вот сидим мы так, беседуем, вдруг подходит мексиканец и спрашивает: «Вы российский посол?» Отвечаю: «Да, я». Он задает еще вопрос: «А почему российские туристы перестали летать в Мексику?» «Они не перестали летать, они летают, но дело в том, что вы же ввели ограничения. Какой турист будет ждать месяц-полтора, пока его паспорт будет лежать в мексиканском посольстве? За это время он облетит пять, семь, десять стран и получит удовольствие». Я спросил мексиканца, в чем причина его заинтересованности в российских туристах? Он объяснил: «Я владелец лучших ювелирных магазинов в Канкуне. Когда прилетал российский турист, я менял товар каждые три недели, а сейчас год сменить не могу».

Министром туризма в предыдущем правительстве была такая симпатичная женщина Глория Гевара Мансо. Она приезжала в Россию и сотрудничеству с нашей страной в области туризма уделяла особое внимание. По подсчетам самих мексиканцев, российские туристы, находясь в Канкуне, тратили за день больше средств, чем все туристы из Латинской Америки. Конечно, мы были востребованы, стояли на первом месте, как бы конкурируя с бразильцами, а за нами уже следовали канадцы, американцы, испанцы. То есть мы были очень привлекательны для мексиканцев как туристы.

В итоге нам удалось добиться отмены визовых ограничений. В настоящее время в Мексику можно летать, даже не обращаясь в посольство. Кто летал или знает, можно, не выезжая из Красноярска, получить электронную визу и лететь напрямую в Канкун, в Акапулько, куда угодно. Ограничений на туризм нет никаких. Как я уже говорил, мексиканцы, возможно, предусмотрят для россиян льготы, хотя вряд ли они перейдут на рублевые расчеты, как это пытались сделать турки и египтяне. Может быть, пакеты будут дешевле. Но при этом все равно останется вопрос перелетов самолетами наших авиакомпаний. Насколько я знаю, компания «Трансаэро», первой открывшая Доминикану и ставшая основным перевозчиком наших туристов, находится в кризисном состоянии.

Я думаю, перспективы будут, надо только подождать, чтобы экономическая ситуация немного устоялась. Туризм в Доминиканской Республике очень дешевый. Как говорят европейцы, им дешевле поехать отдохнуть из Европы в Доминикану, чем в Испанию. В Германии туристические пакеты чуть ли не в аптеках продают. Причем доминиканцы перешли на принцип «все включено» (включая национальные напитки), как это сделали мексиканцы в Канкуне еще в 1980-е годы, а затем и кубинцы. При наличии пакета «все включено» вам ни за что платить уже не надо. Вы ходите практически по всем барам, ресторанам, и вас везде обслуживают по этому пакету. Вы можете один раз выйти на пляж и в номер уже не возвращаться. Это очень хороший принцип, и он работает.

Замечу, что доминиканцы, чтобы привлечь туристов, отдали сахарные плантации под строительство отелей. Сахар вообще в цене, но туризм приносит большую прибыль. В год здесь отдыхают 500 тыс. туристов из Германии, столько же из Канады, столько же из Латинской Америки, ну и россиян 120 тыс., тоже цифра большая. Я думаю, туризм здесь восстановится, поскольку регион очень привлекательный.

Кстати, по информации, полученной мной от посла, мексиканцы открыли в Москве представительство своего министерства туризма, чтобы привлекать в страну российских туристов. Они считают нас потенциальным источником валюты.

Минасян Д.: Еще вопрос о БРИКС. На каком уровне страны этой группы сотрудничают между собой в сфере здравоохранения?

Морозов В.И.: В рамках БРИКС есть рабочие группы по здравоохранению, телекоммуникациям, образованию, финансам, науке и т.д. В настоящее время идет работа по группам, комиссии заседают регулярно. БРИКС собирался по проблеме развития коммуникационных технологий в Ханты-Мансийске в 2014 и в этом году. Видимо, там будет постоянная площадка. Можно только приветствовать стремление сделать постоянный форум именно в этой специфической сфере — по новым коммуникационным технологиям. То же самое в области здравоохранения. У меня просто нет детальной информации, но я точно знаю, что рабочие группы и наши министерства здравоохранения сотрудничают. Задача — перевести сотрудничество в рамках БРИКС из консультативной формы в плоскость реализации конкретных проектов. При этом напомню, что основная задача БРИКС заключается в координации усилий в международной политике, особенно в финансовой сфере.

Пожалуй, БРИКС — это единственная слаженно работающая организация, которая готовит общие проекты и играет ведущую роль в «Группе двадцати». За этим стоят потенциалы Китая, Индии, России, Бразилии, и, конечно, к БРИКС прислушиваются. Сегодня на повестке дня — реформирование Международного валютного фонда. Мы добиваемся, чтобы развивающиеся страны получили в нем большую долю и больше голосов, чтобы решения в МВФ принимались в интересах этих стран, а не в интересах развитых держав.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся