В глобальных миграционных процессах выделяются две «системы», определяющие ситуацию в Западном полушарии и на евразийском пространстве: Мексика – США и Россия – страны СНГ. Хотя Россия – преимущественно реципиент, а Мексика – донор миграции, схожесть основных характеристик этих «систем» дает возможность сопоставить динамику и опыт их регулирования в двух странах.
Интенсивное развитие миграционных процессов стало одной из важных характеристик современного глобального мира. На этом фоне можно выделить две «системы», в основе которых лежат миграционные потоки преимущественно пограничного типа: Мексика – США и Россия – страны СНГ [1]. Будучи активными участниками миграционных процессов, Мексика и Россия выступают в разном качестве: Россия является реципиентом массовой миграции, Мексика – донором. Однако наличие как общих структурных черт модели пограничной миграции (например, протяженной границы между страной-реципиентом и донором), так и различий (в демографических процессах, уровне и качестве жизни, структуре занятости, уровне безработицы) позволяет сопоставить и проанализировать динамику развития миграционного процесса и опыт его регулирования в Мексике и России. Если мексикано-американский миграционный поток определяет особенности данного феномена в Западном полушарии, то взаимодействие России со странами СНГ оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в рамках евразийского пространства. О масштабе этих двух «систем» свидетельствует тот факт, что к 2010 г. США вышли на первое место в мире по числу находящихся в стране мигрантов (42,813 млн человек, по оценке Всемирного банка), Россия же по этому показателю заняла второе место (12,270 млн человек).
Две миграционные «системы»: общее и особенное
Миграционная «система» Мексика – США весьма интересна для понимания процессов, связанных с Россией. Стремительный рост миграции из Мексики в Соединенные Штаты начался в 1970-е годы, а активизация миграции в Россию пришлась на 1990-е годы и первое десятилетие XXI века. Этот временной сдвиг дает возможность посмотреть на примере Мексики возможные варианты трансформации миграционного процесса.
Численность трудовых мигрантов, прибывших из Мексики в США, является одной из самых больших в мире. Эта латиноамериканская страна занимает первое место среди ведущих стран-доноров и третье место в качестве получателя денежных переводов, уступая лишь Индии и Китаю. К 2010 г. за пределами страны находились (в абсолютных значениях) 11,9 млн мексиканских граждан (10,2% всего населения Мексики [2]), причем 98,1% из них – на территории США (1, 2).
Увеличение миграции из Мексики в США совпало с активным ростом мексиканского населения в 1960–1990-х годах. В настоящее время темпы прироста населения этой страны значительно снизились: с 32,2 на тысячу жителей в год в период 1955–1960 гг. до 10,8 к 2010 г. Снизился и уровень рождаемости: с 46,8 рождений на тысячу человек в 1955–1960 гг. до 17,3 рождений в 2010 г. Эта тенденция отразилась и на показателях суммарного коэффициента рождаемости – 6,8 и 2,1 соответственно. Для сравнения: в 2009 г. показатель естественного прироста населения США составлял 5,5 [3].
В России в 2011 г. показатель естественного прироста населения находился на уровне 0,9 человек на тысячу жителей. Динамика численности жителей большинства стран СНГ в 2010–2011 гг. имела противоположную направленность: естественный прирост населения составил в Кыргызстане 20,6 человек на тысячу, в Таджикистане – 25,0, в Узбекистане – 18,7, в Казахстане – 13,8 [4]. В отличие от нисходящей мексиканской тенденции, демографическая ситуация в среднеазиатских республиках еще не поменяла вектор своего развития.
В середине 1980-х годов правительство США, столкнувшись со стремительным увеличением миграционных потоков из Мексики, было вынуждено провести реформу законодательства для легализации мексиканских и других мигрантов. Самой масштабной инициативой стал Закон о реформе и контроле над иммиграцией (Immigration Reform and Control Act, IRCA), принятый в 1986 г. Данный Закон дал возможность тысячам нелегалов узаконить статус пребывания на территории США, однако он не позволил ограничить поток мигрантов, пересекающих мексикано-американскую границу. Помимо IRCA, за период с 1986 г. по настоящее время предпринимались неоднократные, хотя и не столь масштабные, попытки ограничения масштабов незаконной миграции. В частности, ужесточались требования к работодателям, привлекающим к работе нелегальных мигрантов, ограничивался доступ к системе социального обеспечения, на уровне штатов принимались меры по упрощению процедуры депортации нелегалов. Знаковым стало начало строительства в 2005 г. стены на протяженных участках мексикано-американской границы. В 2013 г. администрация Б. Обамы инициировала разработку нового закона об иммиграционной реформе, который даст возможность иностранцам, незаконно проживающим на территории США, легализовать свой статус.
Особенность предпринятых шагов заключалась в том, что они носили преимущественно односторонний характер и не оказывали принципиального влияния ни на политику южного соседа, ни на численность прибывающих в страну мексиканских мигрантов. Однако в 2011 г., согласно исследованию американского «Pew Hispanic Center», впервые со времен Великой депрессии и после четырех десятилетий интенсивного роста чистый прирост мексиканской миграции остановился. Это означало, что число иммигрантов, уезжающих или депортированных из США, сравнялось с числом въезжающих в Америку.
Наметившийся перелом стал результатом серьезных изменений, произошедших в экономической и социально-политической жизни как Соединенных Штатов, так и Мексики. Сказались, прежде всего, негативные тенденции на американском рынке труда, связанные с ростом безработицы в условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также эффект от мер по усилению контроля на мексикано-американской границе. Нельзя списывать со счетов и постепенное повышение уровня благосостояния населения Мексики, и опосредованное воздействие демографических изменений, объективно влияющих на интенсивность «выталкивающих» факторов.
Социально-экономическое влияние: денежные переводы мигрантов
Одной из важнейших экономических составляющих миграции являются денежные переводы. От этого финансового потока зависит благополучие семей, развитие муниципальных образований, он же оказывает влияние и на характер проводимой государством политики. При определенном уровне накоплений денежные переводы способствуют развитию предприятий малого бизнеса и других частных инициатив. На макроуровне они влияют на состояние текущего платежного баланса и уже стали одной из составляющих ВВП страны [5].
Мексика – один из мировых лидеров по объему получаемых переводов. Наибольшие значения были достигнуты в предкризисные годы: например, в 2007 г. страна получила 26,06 млрд долл. Несмотря на снижение объема переводов из-за мирового кризиса, в 2012 г. в Мексику поступило 22,45 млрд долл. Данные показатели свидетельствуют об экономическом вкладе мигрантов в развитие страны происхождения. Если для такой страны, как Мексика, доля переводов составляет 2,1% ВВП, то для стран с менее диверсифицированной экономикой она значительно выше. Значимость этого источника денежных поступлений сложно переоценить: в Мексике он конкурирует с доходами от нефтяной промышленности и туристической индустрии.
В рассматриваемой миграционной модели преобладающим источником денежных переводов выступает более развитая страна. В случае Мексики такой страной выступают Соединенные Штаты, в случае стран СНГ – Россия. В 2012 г. на нее приходилось около 57,9% объема переводов мигрантов, получаемых в странах СНГ: Казахстан – 72,2%, Кыргызстан – 79,1%, Таджикистан – 57,7%, Азербайджан – 62,4%, Украина – 55,8%. Эти данные говорят о тесной социально-экономической связи между Россией и государствами СНГ, а также о незащищенности экономик некоторых из них от негативных финансово-экономических процессов, вызванных торможением российской экономики.
Тесная привязанность экономик к данному виду финансовых поступлений косвенно отражается на проводимой государствами миграционной политике. В мексикано-американской модели миграционного взаимодействия регулирующая функция осуществляется Соединенными Штатами, в связке Россия – страны СНГ политику регулирования миграции проводит Россия.
Трансформация модели: становление новых элементов
Рассматривая Мексику как страну, вовлеченную в глобальные миграционные процессы, можно отметить, что ее характеризует не только массовая миграция в северном направлении. По отношению к своим южным соседям – Гватемале и Белизу – Мексика выступает в качестве развитого государства, притягивающего тысячи сезонных рабочих. На этом направлении страна воспроизводит рассмотренную выше модель, но выступает уже в роли реципиента, а не донора миграции.
Хотя этот поток несопоставим по масштабу с североамериканским, он стимулирует Мексику к осуществлению целенаправленных мер по контролю над южной границей. Эта задача дополняется необходимостью регулировать нелегальную транзитную миграцию из стран Центральной и Южной Америки в США, а также оказывать противодействие контрабанде наркотиков и оружия.
С 1990-х годов мексиканское правительство начало проводить последовательную политику выстраивания системы регулирования пограничного режима. В частности, была реализована программа «Миграционная форма сельскохозяйственного рабочего» («Forma Migratoria de Visitante Agrícola», FMVA), в рамках которой мигранты из соседней Гватемалы получали разрешение на временную сельскохозяйственную работу в мексиканском штате Чьяпас (1997 г.). В 2001–2003 гг. был осуществлен план «Южная граница» (Plan Sur) по модернизации пунктов пограничного контроля с целью идентификации, задержания и репатриации мигрантов из Центральной Америки, нелегально пересекавших южную границу Мексики. В 2004 г. под руководством Национального института миграции (Instituto Nacional de Migración, INM) была запущена Интегральная система миграционного действия (Sistema Integral de Operación Migratoria). Она представляла собой модернизированную компьютеризированную систему контроля над потоками и репатриацией, разрешениями на проживание, прошениями о гражданстве и миграционными формальностями. В 2005 г. эта система была инкорпорирована в Национальную систему безопасности – «План интегральной миграционной политики на южной мексиканской границе» [6]. В 2009 г. была введена «Миграционная форма местного посетителя» («Forma Migratoria de Visitante Local», FMVL), позволившая жителям приграничных гватемальских территорий посещать примыкающие к границе мексиканские штаты. Реализация данных программ, с одной стороны, способствовала усилению контроля над южной границей Мексики и регулированию трудовой миграции. С другой стороны, она облегчила жителям приграничных районов поддержание семейных связей, учитывая, что на этой обширной территории государственные границы разделили народ, имевший общую историю и традиции еще со времен цивилизации майя.
В начале XXI века в Мексике началась постепенная трансформация «экспансивной» миграционной модели. Этому способствовала активизация региональных интеграционных процессов. Хотя Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) не предусматривало режим свободного передвижения между странами-членами по примеру Евросоюза, приток иммигрантов в Мексику увеличился. К 2010 г. их численность достигла 960 тыс. человек, причем 77% из них были выходцами из США [7]. Немалую часть этих людей составляли пенсионеры, но и доля людей активного трудоспособного возраста была высокой. Это было новое явление, поскольку на протяжении всей своей истории Мексика никогда не являлась страной массовой иммиграции.
Обращает на себя внимание принципиальное отличие структуры миграционного процесса в Мексике в 1980-е годы и на современном этапе. Это связано с развитием экономики, повышением уровня благосостояния, постепенным замедлением темпов роста населения, снижением интенсивности воздействия «выталкивающих» факторов. Очевидно, что экспоненциальный рост мексиканской миграции остановился. В связи с этим представляется возможным выделить ключевые элементы, способные повлиять на развитие миграции на пространстве СНГ.
Россия и Мексика относятся к числу стран, для которых миграция стала одной из важных составляющих социально-экономического развития, определяющим фактором внутренней, а зачастую и внешней политики. Пример Мексики показывает, что в долгосрочной перспективе изменение социально-экономических и демографических показателей ведет к трансформации миграционной ситуации, ослаблению «выталкивающих» факторов и отчасти к увеличению притока в страну мигрантов. Однако для «системы» Россия – страны СНГ по-прежнему характерна тенденция увеличения миграции в Россию. В ближайшие годы – при сохранении текущих показателей рождаемости и уровня жизни в сопредельных странах – она не изменится.
Миграция – важный индикатор процессов, происходящих в социальной сфере, прежде всего на рынке труда. Она оказывает существенное влияние на демографическую ситуацию, компенсируя естественную убыль населения. Однако миграция, связанная с сезонными работами и низкоквалифицированным трудом, не может служить стимулом к развитию. Новый импульс социально-экономическому развитию страны могут дать повышение мобильности в рамках формируемых интеграционных пространств и активизация внутренних миграционных потоков.
1. Миграционное взаимодействие России со странами Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) осуществляется через протяженную российско-казахстанскую границу. Отсутствие визового режима между странами позволяет включить их в обобщенную группу участников данного типа миграции.
2. В 2012 г. население Мексики составляло 114,8 млн человек.
3. Демографический ежегодник России – 2012 г. М.: Росстат, 2012. С. 6 (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/
catalog/doc_1137674209312).
4. Там же. С. 5–6; Демографический ежегодник России. 2000: Стат. сб. М.: Росстат, 2000.
5. Кудеярова Н.Ю. Денежные переводы мигрантов и изменения социально-экономической ситуации в Западном полушарии // Латинская Америка. 2010. № 7. С. 53–66.
6. Anguiano Téllez M.E. Las políticas de control de fronteras en el norte y sur de México // Migraciones y fronteras. Nuevos contornos para la movilidad internacional. Barcelona: CIDOB, 2010. P. 170–178.
7. Instituto Nacional de Estadística y Geografía. Estimaciones con base en la Encuesta Nacional de Ocupación y Empleo, 2012 (http://www.inegi.org.mx/).