Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.7)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Марьясис

К.э.н., руководитель отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН

28 января 2020 г. президент США представил план, название которого на русский язык можно перевести как «Мир во имя процветания. Видение того, как улучшить жизнь народов Палестины и Израиля». Полный текст этого обширного документа с большим количеством приложений изложен на 181 странице. Как и следовало ожидать, публикация плана Трампа (для краткости далее будем его называть так) вызвала в мире бурную реакцию. Не удивительно, что в основном она была достаточно негативной, особенно среди представителей арабского мира, в частности, среди палестинского истеблишмента. Между тем план Трампа не столь однозначен, а степень его проработки заслуживает более внимательного анализа.

Текст документа максимально конкретный с минимумом общих слов, за некоторым исключением — он действительно претендует на всеохватность. В документе содержится ряд интересных предложений. В частности, например, предлагается выделить палестинцам две зоны вдоль границы с Египтом в обмен на то, что еврейские поселения останутся в составе Израиля. Их предполагается связать магистралями с Сектором Газа. С учётом имеющихся сегодня технологий освоения пустыни, данное предложение достойно внимания. Интересно выглядит возможность использования палестинцами портов Израиля и Иордании до тех пор, пока у них не появится свой. Вызывает интерес то, что составители документа разглядели в Палестине инновационный потенциал. Об этом как-то не очень принято писать, но он действительно есть.

Однако этот план нереализуем. И этому есть ряд причин. Первая из них лежит в плоскости первой части моего комментария. Невозможно добиться реализации такого серьёзного документа, всячески выказывая пренебрежение одной из сторон. Вторая, и тут я повторю мысль, высказанную известным российским дипломатом и востоковедом Андреем Баклановым, — окончательность плана пугает арабов. Те инициативы, которые носили предварительный, неокончательный характер, давали обеим сторонам возможность для манёвра, что повышало возможность их по крайней мере частичного претворения в жизнь.

Третья причина заключается в том, что в плане нарисована утопическая картина райского уголка на земле (и вот тут довольно много красивых, но неконкретных слов), которым должна стать Палестина в достаточно скором будущем, если предлагаемые меры будут приняты к исполнению. Создаётся ощущение, что план писался не для конкретных народов — Израиля и Палестины, а для неких двух условных народов, которые оказались в настоящий момент в условиях конфликта с определёнными входными данными. То есть с физико-географической точки зрения, специфика региона в плане учтена, а вот культурной, ментальной спецификой бытования адресатов плана его создатели решили пренебречь. И это как раз делает реализацию плана в жизнь невозможной.

Между тем, не исключено, что обнародованный документ может лечь в основу каких-то новых процессов между палестинцами и израильтянами, которые позволят как-то сдвинуть с мёртвой точки этот болезненный и сильно затянувшийся конфликт. Однако пока стороны также далеки от его завершения, как были 27 января 2020 г.


28 января 2020 г. президент США представил план, название которого на русский язык можно перевести как «Мир во имя процветания. Видение того, как улучшить жизнь народов Палестины и Израиля». Полный текст этого обширного документа с большим количеством приложений изложен на 181 странице. Как и следовало ожидать, публикация плана Трампа (для краткости далее будем его называть так) вызвала в мире бурную реакцию. Не удивительно, что в основном она была достаточно негативной, особенно среди представителей арабского мира, в частности, среди палестинского истеблишмента. Между тем план Трампа не столь однозначен, а степень его проработки заслуживает более внимательного анализа. Прежде всего следует ещё раз подчеркнуть, что документ большой и для того чтобы сделать полноценный анализ, требуется время. Однако уже сейчас можно сказать несколько важных вещей. Давайте разберёмся, когда и как был представлен план; посмотрим, что он собственно содержит; обсудим возможности претворения его в жизнь.

Как и когда

28 января Трамп озвучил основные положения своего плана. Рядом с ним находился действующий премьер министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху, а вот представителей палестинцев не было. И уже это очень показательно. Трамп подтверждает свою линию явной и однозначной поддержки Израиля, что называется, не вдаваясь в нюансы.

Почему именно сейчас? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, подготовка плана была действительно серьёзной — это видно из текста документа. И, вполне возможно, раньше президент США не мог его озвучить. А озвучить позже — не совсем понятно, какого события ждать. Можно было бы предположить, что президент США сначала захочет обсудить его в закрытом режиме с коллегами из ЕС или даже России, но это явно не было в планах у составителей обсуждаемого документа.

Во-вторых, и Трамп, и Нетаньяху должны решать задачи по переизбранию на посты лидеров своих стран. И если у президента США ещё есть время до ноября (если вдруг не случится импичмент), то у Нетаньяху времени совсем мало — внеочередные выборы состоятся в Израиле 2 марта 2020 г. Но я не совсем понимаю, как обнародование плана Трампа поможет обоим лидерам решить их электоральные задачи. У Трампа много других проблем, а данный план количество проблем скорей добавляет, чем уменьшает. У Нетаньяху же вряд ли получится представить дело так, что только он может быть партнёром Трампа по претворению плана в жизнь, так как план настолько хорош для израильтян, что им практически ничего не надо делать — он приемлем фактически для любого политика, который имеет шансы стать главой правительства Израиля в ближайшее время.

О чем речь

В плане Трампа две большие части — политическая и экономическая. Каждая из них разбита на тематические секции и разделы, а также снабжена приложениями, причём в экономической части присутствует много таблиц с достаточно подробными для документа такого рода расчётами по каждому из рассмотренных в нём направлений работы.

Текст документа максимально конкретный с минимумом общих слов, за некоторым исключением, о котором позже. Действительно документ претендует на всеохватность. В нём проработаны такие темы, как: территориальное деление; статус границ и пограничные переходы; Иерусалим и его статус, отдельно статус Святых мест города; обеспечение безопасности; транспортная и прочая инфраструктура будущего палестинского государства, вплоть до создания рекреационных зон недалеко от святых мест в Иерусалиме и на Мёртвом море; что делать с беженцами; что делать с заключенными; как перезапустить экономику Палестины, включая налаживание международного сотрудничества и т.д. В документе даже предлагаются инструменты достижения соглашений по каждому из вопросов, заключающиеся в основном либо в необходимости израильтянам и палестинцам самим договориться о том, как им прийти к намеченным целям, либо всё то же самое только с участием США.

На мой взгляд, в документе содержится ряд интересных предложений. В частности, например, предлагается выделить палестинцам две зоны вдоль границы с Египтом в обмен на то, что еврейские поселения останутся в составе Израиля. Их предполагается связать магистралями с Сектором Газа. С учётом имеющихся сегодня технологий освоения пустыни, данное предложение достойно внимания. Интересно выглядит возможность использования палестинцами портов Израиля и Иордании до тех пор, пока у них не появится свой. Вызывает интерес то, что составители документа разглядели в Палестине инновационный потенциал. Об этом как-то не очень принято писать, но он действительно есть — я, в частности, писал об этом в своей книге.

Безусловно, обозначенные мною тематики Плана и приведённые примеры — это лишь то немногое, что есть в документе. Но, как кажется, и отмеченного достаточно, чтобы понять его важность и оценить наличие в нём рациональных зёрен, которые могли бы действительно стать частью палестино-израильского урегулирования.

Как реализовать

Мне кажется, что этот план нереализуем. И этому есть ряд причин. Первая из них лежит в плоскости первой части моего комментария. Невозможно добиться реализации такого серьёзного документа, всячески выказывая пренебрежение одной из сторон. Вторая, и тут я повторю мысль, высказанную известным российским дипломатом и востоковедом Андреем Баклановым, — окончательность плана пугает арабов. Те инициативы, которые носили предварительный, неокончательный характер, давали обеим сторонам возможность для манёвра, что повышало возможность их по крайней мере частичного претворения в жизнь.

Третья причина заключается в том, что в плане нарисована утопическая картина райского уголка на земле (и вот тут довольно много красивых, но неконкретных слов), которым должна стать Палестина в достаточно скором будущем, если предлагаемые меры будут приняты к исполнению. Создаётся ощущение, что план писался не для конкретных народов — Израиля и Палестины, а для неких двух условных народов, которые оказались в настоящий момент в условиях конфликта с определёнными входными данными. То есть с физико-географической точки зрения, специфика региона в плане учтена, а вот культурной, ментальной спецификой бытования адресатов плана его создатели решили пренебречь. И это как раз делает реализацию плана в жизнь невозможной.

Между тем, не исключено, что обнародованный документ может лечь в основу каких-то новых процессов между палестинцами и израильтянами, которые позволят как-то сдвинуть с мёртвой точки этот болезненный и сильно затянувшийся конфликт. Однако пока стороны также далеки от его завершения, как были 27 января 2020 г.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.7)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся