Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 3.6)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Матвеев

К.и.н., действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Резкое ужесточение антироссийских санкций коллективного Запада в ответ на специальную военную операцию России на Украине диктует необходимость оперативного поиска Москвой адекватных и эффективных решений по максимальному нивелированию их негативных последствий для отечественной экономики. Причем в отличие от самой операции украинский кризис рискует стать затяжным, обуславливая императив принятия целого комплекса ответных мер, рассчитанных на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Одно из решений уже сейчас просматривается в плоскости ускоренного развития разносторонних внешнеэкономических связей (ВЭД) России с арабским миром, что в полной мере согласуется с внешнеполитическими усилиями по расширению долговременного присутствия РФ на Ближнем Востоке.

В создавшейся ситуации важным практическим императивом диверсификации ВЭД становится расширение географии экспорта и импорта, источников капитала, имея ввиду прежде всего получение «длинных денег» (кредитов, займов) от суверенных фондов аравийских монархий с целью их последующего использования банковскими структурами внутри РФ с целью перекредитования отечественных предприятий и инвестирования в национальные проекты.

Из-за отключения подсанкционных российских банков от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT по существу безальтернативным стал пересмотр всей российской системы международных расчетов. Перспективным, очевидно, станет клиринг, включая введение клиринговых валют.

Российская сторона способна обеспечить безопасные условия для успешной реализации коммерческих проектов на территории САР третьими странами — теми же аравийскими монархиями в рамках политики «открытия Сирии» в обмен на инвестиции и финансовую помощь государств Персидского залива для самой России.

Микроэкономическим императивом становится активизация участия российских экономоператоров, включая средний и малый бизнес, в форматах B2B и B2G, в том числе в оффлайн/онлайн выставках и деловых миссиях в арабские страны.

Характерно, что украинский кризис создает новые реалии не только для России, но и арабских партнеров. Во-первых, возрастет роль России в обеспечении их продовольственной безопасности. Во-вторых, усилится внимание арабов к российским технологиям в контексте усилий, направленных на диверсификацию их экономик и расширение доступа к передовым технологиям. Значение Ближнего Востока для России ожидаемо увеличится и в плане развития туризма, инвестиций в недвижимость, банковских накоплений, а в более отдаленной перспективе и для вывоза российского капитала.

Следует признать, что союзным Вашингтону арабским монархиям Персидского залива под жестким давлением США и НАТО будет непросто сотрудничать с Москвой в области высоких технологий, закупать современные вооружения, продукцию двойного назначения. Вместе с тем недавние события, когда представитель ОАЭ вместе с Китаем и Индией воздержался при голосовании за антироссийский проект резолюции по Украине в СБ ООН, показывают, что аравийские страны едва ли готовы, отбросив собственные интересы, безоговорочно следовать в фарватере политики коллективного Запада.

В силу сложившейся на фоне украинского кризиса непростой ситуации повышается востребованность отечественных академических и аналитических центров изучения среды и поиска оптимальных путей для выхода России на арабские рынки. Среди задач системное изучение местного законодательства, механизмов государственно-частного партнерства, режимов соглашений о разделе продукции для сырьевого сектора, институционально-нормативных рамок для ведения бизнеса и защиты инвестиций. На этой основе фабрики мысли на регулярной основе способны готовить рекомендации для субъектов РФ и бизнес-сообщества. Ряд конкретных шагов в данном направлении предпринят.

Из-за отключения подсанкционных российских банков от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT по существу безальтернативным стал пересмотр всей российской системы международных расчетов. Речь идет, в частности, о внедрении и/или расширении расчетов в национальных валютах, например, в российских рублях и китайских юанях, что, однако, достаточно сложно имплементировать в случаях наличия ощутимых торговых дисбалансов в пользу одного из партнеров. Перспективным, очевидно, станет клиринг, включая введение клиринговых валют по примеру индийской рупии во времена СССР.

Резкое ужесточение антироссийских санкций коллективного Запада в ответ на специальную военную операцию России на Украине диктует необходимость оперативного поиска Москвой адекватных и эффективных решений по максимальному нивелированию их негативных последствий для отечественной экономики. Причем в отличие от самой операции украинский кризис рискует стать затяжным, обуславливая императив принятия целого комплекса ответных мер, рассчитанных на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Одно из решений уже сейчас просматривается в плоскости ускоренного развития разносторонних внешнеэкономических связей (ВЭД) России с арабским миром, что в полной мере согласуется с внешнеполитическими усилиями по расширению долговременного присутствия РФ на Ближнем Востоке.

К сожалению, нынешний украинский кризис по-видимому обернется для нашей страны гораздо более серьезными, нежели после присоединения Крыма в 2014 г. макроэкономическими вызовами, с учетом статуса Евросоюза как основного торгового партнера. На ЕС, согласно статистике Минэкономразвития России, по итогам 2020 г. приходилось 192,4 млрд долл. или 38,5% товарооборота РФ, из них 21,1 млрд долл. — на Германию, 16 млрд долл. — на Нидерланды и 9,8 млрд долл. — на Италию. В 2021 г. товарооборот между Россией и ЕС превысил 282 млрд долл. На этом фоне показатели основных арабских партнеров России выглядели более чем скромно: торговля с Египтом равнялась 4,5 млрд долл. (2020 г.), с ОАЭ — почти 3,8 млрд долл. (за 9 месяцев 2021 г.), с Саудовской Аравией — менее 1,7 млрд долл. (2019 г.)

В создавшейся ситуации важным практическим императивом диверсификации ВЭД становится расширение географии экспорта и импорта, источников капитала, имея ввиду прежде всего получение «длинных денег» (кредитов, займов) от суверенных фондов аравийских монархий с целью их последующего использования банковскими структурами внутри РФ с целью перекредитования отечественных предприятий и инвестирования в национальные проекты.

Из-за отключения подсанкционных российских банков от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT по существу безальтернативным стал пересмотр всей российской системы международных расчетов. Речь идет, в частности, о внедрении и/или расширении расчетов в национальных валютах, например, в российских рублях и китайских юанях, что, однако, достаточно сложно имплементировать в случаях наличия ощутимых торговых дисбалансов в пользу одного из партнеров. Перспективным, очевидно, станет клиринг, включая введение клиринговых валют по примеру индийской рупии во времена СССР.

На конкретных географических направлениях подспорьем послужит укрепление экономических связей, партнерства с тем же Ираном, в том числе на территории Сирии. Это подразумевает поиск, быстрое согласование и запуск взаимовыгодных масштабных проектов, таких как строительство железной дороги от сирийского побережья до границы с Ираком. При этом Москва должна постараться обойти новые линии экономического соперничества с Тегераном, которые, возможно, все-таки возникнут вследствие ослабления антииранских санкций в случае достижения компромисса с администрацией Дж. Байдена по иранскому «ядерному досье». Аналогичный подход в Сирии Россия может предложить КНР, выступив посредником для китайских компаний и инвесторов, до сих пор избегающих прямого выхода на местный рынок из опасений западных санкций.

Вышеупомянутые меры хотя бы отчасти компенсируют снижение российского потенциала по оказанию гумпомощи и помощи на нужды экономического восстановления стран, переживающих вооруженные конфликты (Йемен, Ливия, Сирия). Причем Москва, невзирая на возросшие из-за украинского кризиса внутренние трудности, все равно в состоянии сыграть более действенную роль в мирном урегулировании в Сирии, используя «матрицу безопасности». Имеется ввиду создание российской военной полицией, дислоцированной в различных районах страны, благоприятных условий для запуска межсирийского национального диалога (для начала на местном уровне, отталкиваясь от уже накопленного опыта гаранта локальных примирений). Как следствие, российская сторона способна обеспечить безопасные условия для успешной реализации коммерческих проектов на территории САР третьими странами — теми же аравийскими монархиями в рамках политики «открытия Сирии» (инфитаха; этот вопрос обсуждается сирийцами по дипломатическим и бизнес-каналам с ОАЭ и Оманом с лета 2021 г.) в обмен на инвестиции и финансовую помощь государств Персидского залива для самой России.

Следует несколько слов сказать и о расширении номенклатуры российской экспортной продукции за счет высвобождения для поставок ранее законтрактованных товаров на фоне пересмотра договоренностей с прежними западными партнерами и товаров, которые до ужесточения антироссийских санкций торговались на международных биржах. В их числе алюминий, медь и обработанная древесина, пользующиеся повышенным спросом в арабском мире. Вероятно, расширится перечень экспортных технологий в сфере ИТ, интеллектуальной энергетики и космоса.

В то же время на отечественных поставщиков, стремящихся сохранить и приумножить свое присутствие на арабских рынках ляжет значительная дополнительная нагрузка в плане замещения украинских поставщиков и обеспечения требующихся объемов отгрузки несырьевых товаров, прежде всего пшеницы. В 2021 г., по имеющимся оценкам, Египет на 85% обеспечивал свои потребности в зерне за счет поставок из России и Украины, в то время как Ливан — до 80% за счет одной только Украины. Прекращение украинского импорта уже успело вызвать удорожание зерна и хлебобулочных изделий, к примеру, в Ливии российские эксперты недавно сообщили о росте цен на 25%.

В числе отрицательных последствий украинского кризиса для России на микроэкономическом уровне следует упомянуть ухудшение финансового положения предприятий (компаний), помноженное на потери от коронавирусной пандемии. Это по аналогии с макроэкономикой диктует необходимость срочного поиска ими новых партнеров по ВЭД, причем с учетом предстоящего роста налоговой нагрузки. А такой рост, на наш взгляд, неминуем в свете консолидации национальных ресурсов даже с учетом мер государства, направленных на поддержку бизнеса, экономики, производства, рабочих мест, о чем было сказано Президентом В. Путиным 24 февраля на встрече с российским бизнесом.

Микроэкономическим императивом становится активизация участия российских экономоператоров, включая средний и малый бизнес, в форматах «бизнес для бизнеса» (B2B) и «бизнес для государства» (B2G), в том числе в оффлайн/онлайн выставках и деловых миссиях в арабские страны. Причем речь не столько о глобальных мероприятиях, таких как EXPO Dubai, которые продолжают работу, невзирая на украинский кризис, и где российское присутствие было и останется видимым, а о специализированных страновых выставках. Стартовый позитивный опыт есть: российские бизнес-делегации приняли участие в строительных выставках Rebuild Syria 2019 и Buildex 2021 в Дамаске. По имеющейся информации, в текущем году на повестке дня бизнес-миссии в Саудовскую Аравию, Султанат Оман (на полях выставок Oman Agrofood 2022 и Project Oman 2022), Арабскую Республику Египет (выставка Food Africa 2022) и Республику Ирак, включая Курдский автономный регион. В этом отечественные предприниматели рассчитывают на информационное и административное содействие со стороны Минпромторга России, Торгово-промышленной палаты РФ и ее отделений в субъектах РФ, российских посольств и торговых представительств в соответствующих государствах.

В ряде случаев для небольших российских предприятий, особенно из регионов, актуальным становится переход на бартерные схемы расчетов. При этом частный бизнес будет предпринимать интенсивные попытки выйти на рынки Сирии и других санкционных стран, больше не оглядываясь на Запад и не опасаясь за свои наработанные связи со странами ЕС. Все это укладывается в перспективную стратегию по расширению горизонтальных экономических связей субъектов РФ с зарубежными партнерами в условиях жесткого западного торгового и технологического эмбарго.

Характерно, что украинский кризис создает новые реалии не только для России, но и арабских партнеров. Во-первых, как уже отмечалось выше, в связи с временным уходом украинских экспортеров с зернового рынка повысится значимость России как поставщика пшеницы в Египет, Саудовскую Аравию, Сирию, Ливан, Ливию. Иными словами, ощутимо возрастет наша роль в обеспечении их продовольственной безопасности. Во-вторых, усилится внимание арабов к российским технологиям в контексте усилий, направленных на диверсификацию их экономик и расширение доступа к передовым технологиям. Среди указанных усилий саудовская программа «Видение 2030», (Vision 2030) «Стратегия Четвертой промышленной революции» (The Strategy for the Fourth Industrial Revolution, 4IR) в ОАЭ и др. Значение Ближнего Востока для России ожидаемо увеличится в плане развития туризма (после закрытия Европы для россиян поток наших туристов в данный регион должен на порядок возрасти), инвестиций в недвижимость, банковских накоплений, а в более отдаленной перспективе и для вывоза российского капитала.

Следует признать, что союзным Вашингтону арабским монархиям Персидского залива под жестким давлением США и НАТО будет непросто сотрудничать с Москвой в области высоких технологий, закупать современные вооружения, продукцию двойного назначения. Вместе с тем недавние события, когда представитель ОАЭ вместе с Китаем и Индией воздержался при голосовании за антироссийский проект резолюции по Украине в СБ ООН, показывают, что аравийские страны едва ли готовы, отбросив собственные интересы, безоговорочно следовать в фарватере политики коллективного Запада.

В заключение хотелось бы отметить, что в силу сложившейся на фоне украинского кризиса непростой ситуации повышается востребованность отечественных академических и аналитических центров изучения среды и поиска оптимальных путей для выхода России на арабские рынки. Среди задач системное изучение местного законодательства, механизмов государственно-частного партнерства, режимов соглашений о разделе продукции для сырьевого сектора, институционально-нормативных рамок для ведения бизнеса и защиты инвестиций. На этой основе мозговые центры на регулярной основе способны готовить рекомендации для субъектов РФ и бизнес-сообщества. Ряд конкретных шагов в данном направлении предпринят. Так, еще до начала военной операции на Украине в декабре 2021 г. на полях XVI конференции арабистов «Чтения И.М. Смилянской», в Институте востоковедения РАН состоялся онлайн круглый стол с участием делегатов из Сирии, посвященный перспективам российско-сирийского делового сотрудничества. Было бы полезно закрепить подобную практику, организовав аналогичные мероприятия, посвященные другим арабским странам.


(Голосов: 15, Рейтинг: 3.6)
 (15 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся