16 сентября 2016 г. если и не войдет в анналы как событие мирового масштаба, то в политической истории Великобритании останется навсегда. В этот день Диана Джеймс, член Европейского парламента от Великобритании, была избрана лидером Партии независимости, одной из самых молодых и популярных сегодня британских правых партий, стремительно набирающей политический вес. Сменив на этом посту Найджела Фараджа, ушедшего в отставку 4 июля 2016 г., Д. Джеймс открыла новую веху в политической жизни Партии независимости и страны в целом.
Остров всегда стремился соблюдать дистанцию с континентом, прямо участвуя в европейских делах лишь в крайних случаях. Не изменили традиции и британские евроскептики. Еще до оформления ЕС в привычном нам виде, противники интеграции с ЕС в Великобритании уже сплотились и образовали в 1993 г. свою собственную политическую структуру — Партию независимости Великобритании.
н
От остальных политических партий правого лагеря, как зрелых (Британская национальная партия), так и относительно молодых (Национальный фронт, Лига английской обороны), Партию независимости отличала умеренность во взглядах, относительно небольшая численность членов (не более 40 тыс. даже сегодня) и четкость поставленных задач (выход из ЕС, ужесточение миграционного законодательства). Широкому кругу избирателей эта партия была известна слабо, и ни что, казалось бы, не предвещало ее успехи в 2010-х гг. Вообще, обнаружить себя на рубеже тысячелетий среди правых в Великобритании можно было всего лишь упомянув, что миграция в страну, возможно, должна быть немного ограничена.
Ошибки и просчеты в миграционной и межнациональной политике двух ведущих политических партий страны, Лейбористской и Консервативной, в 2004–2014 гг. дали евроскептикам шанс. И они воспользовались им в полной мере.
После терактов в Лондонском метро в 2005 г. опросы общественного мнения фиксировали постоянный рост правых настроений и негативного отношения населения страны к миграции. В январе 2013 г. более 75% британцев выступали за снижение миграции, за увеличение — менее 5%. 75% опрошенных полагали, что мигранты затрудняют получение социальных услуг, две трети респондентов видели в присутствии мигрантов угрозу рынку труда [1].
1 мая 2004 г. в ЕС вошло восемь стран Прибалтики и Центральной Европы [2], в 2007 г. к ним присоединились Болгария и Румыния [3] в 2013 г. — Хорватия. По прогнозам экспертов, миграция из этих стран в Великобританию не должна была превысить 15 тыс. человек. Эти прогнозы не оправдались. Численность мигрантов из этих стран составила сотни тысяч человек ежегодно.
По данным переписи 2001 г. из 57-милионного населения каждый двенадцатый житель страны принадлежал к тому или иному этническому меньшинству, в 2011 г. при численности 63 млн — уже каждый шестой, в 2014 г. численность населения страны превысила 64,5 млн.
На волне роста антимигрантских настроений консерваторы в 2010 г. пришли к власти с обещанием за пять лет, к маю 2015 г., снизить чистый приток мигрантов до 100 тыс. в год. Однако, это обещание выполнено не было.
По данным на конец 2014 г., чистая миграция в страну составила 318 тыс. человек в год, что заметно больше, чем было годом ранее — 209 тыс. человек. Всего за 2014 г. в страну приехали 641 тыс. человек (в 2013 г. — 526 тыс.), а выехали 341 тыс. человек (в 2013 г. — 317 тыс.). В 2012 г. чистая миграция составила 177 тыс. человек (приехали 498 тыс. человек, выехали 321 тыс.). Таким образом, иммиграция возросла, а эмиграция осталась примерно на том же уровне. Ежегодное увеличение населения Великобритании только за счет миграции в 2012–2014 гг. продолжает оставаться на уровне 200–300 тыс. человек в год.
В структуре миграции этого периода заметно выросла доля мигрантов из ЕС. Если в 2012 г. въехало 158 тыс. граждан ЕС, а не из ЕС — 260 тыс., то в 2013 г. — 201 тыс. и 248 тыс. соответственно. В 2014 г. — уже 268 тыс. и 290 тыс. соответственно.
В конце 2014 г. британские консерваторы были вынуждены признать провал миграционной политики, в том числе в части интеграции этнических и религиозных меньшинств через политику мультикультурализма. О недостатках и просчетах мультикультурализма Дэвид Кэмерон заявил еще 5 февраля 2011 г. на конференции в Мюнхене. Однако альтернативы этой политике предложено с тех пор не было.
На этом фоне Партия независимости закладывала фундамент будущих побед. Парадоксально, но именно выборы в Европарламент, структуру ЕС, стали своеобразным политическим трамплином для этой партии. На выборах в Европарламент в 2009 г. партия уже получила 16% голосов (примерно столько же, сколько получили правящие тогда лейбористы) и провела 13 депутатов, в их числе был и Н. Фарадж.
На выборах в Палату общин в 2010 г. Партия независимости получила всего 3% голосов. Однако это ничуть не уменьшило амбиций партии. На выборах в Европарламент в 2014 г. она одержала сокрушительную победу, получив 27% голосов и 24 депутатских мандата из 73, предоставленных Великобритании.
Осенью 2014 г. Н. Фарадж заявил, что миграционный вопрос поможет его партии пройти в британский парламент. В преддверии парламентских выборов 7 мая 2015 г. консерваторы сами пошли на усиление правой риторики, в том числе обещали ужесточить миграционную политику и провести референдум о членстве страны в ЕС.
Консерваторы перехватили у Партии независимости инициативу по миграционному вопросу и выиграли выборы 7 мая 2015 г. Не последнюю роль в этом сыграла мажоритарная система выборов, благодаря которой Партия независимости, получив 12,6% голосов (3,8 млн избирателей), смогла провести в Палату общин всего лишь одного депутата. Консервативная партия с 37% голосов (11,3 млн избирателей) получила 331 место и сформировала парламентское большинство.
Один депутат в Палате общин от целой партии — итог более, чем скромный, и Н. Фарадж даже пообещал после выборов покинуть пост руководителя партии. Однако не все так однозначно. За мало кому известную еще несколько назад партию проголосовали почти 4 млн человек. Да, в парламент она не попала, но политическое влияние однозначно увеличила, теперь не на порядок меньшее, чем у консерваторов, получивших всего лишь в 3 раза больше голосов, чем Партия независимости.
Промежуточный формальный результат (прохождение в парламент) отсутствовал, но реальная цель (проведение референдума) была достигнута. 23 июня 2016 г. в Великобритании прошел общенациональный референдум о членстве страны ЕС, по результатам которого победили сторонники выхода страны из ЕС. Дэвид Кэмерон, как один из самых ярых противников выхода из ЕС, подал в отставку с поста премьер-министра. Основу кабинета министров во главе с Терезой Мэй теперь составляют евроскептики.
И это совершенно закономерный итог. У ЕС множество внутренних проблем — безработица, экономический спад, волна терактов, ситуация с мигрантами (внутренними и внешними), нестабильность границ. Перспективы существования ЕС под большим вопросом. Логично, что одна из ведущих европейских стран не хочет оставаться в составе объединения, где с каждым годом становится все хуже и хуже.
Будут ли реально консерваторы проводить политику дистанцирования от ЕС или опять попытаются отделаться полумерами, как в миграционном вопросе, покажет самое ближайшее будущее. Но можно быть уверенным, что отныне у Консервативной партии по этой проблематике есть достойный политический противник, непрощающий промахов.
Кстати, Диана Джеймс — один из немногих британских политиков, положительно настроенных по отношению к России. Было бы опрометчиво в нашей внешней политике упускать этот факт из виду и не попытаться заручиться лояльностью данной политической фигуры и, кто знает, Партии независимости в целом.
1. UK: Migrants // Migration News, January 2013. Vol.20. № 1.
2. Чехия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Венгрия. Эти страны получили общее наименование «А8», встречается также термин «EU8».
3. «A2» или «EU2».