9 июня состоялись выборы в Европарламент, на которых правые и ультраправые партии получили значительную поддержку. И хотя они пока не могут выработать консолидированную повестку (мнения правых партий отличаются по многим принципиальным вопросам), они усилили свои позиции в Европарламенте, получив 58 мест. Примечательно и то, что Франция дала больше всех мест политической группе «Идентичность и демократия» — 30 (для сравнения: Италия — 8 мест, Австрия — 6 мест). Что касается того, как голосовали за партии внутри страны, то «Национальное объединение» уверенно обошло коалицию «Необходимость Европы», в которую входит партия Эмманюэля Макрона «Возрождение»: 31,37% против 14,60% голосов.
Э. Макрон заявил, что в отставку уходить не собирается вне зависимости от исхода досрочных выборов, а значит, ему, вероятно, придется сосуществовать с оппозиционным премьер-министром. Учитывая поддержку населением правых, а также позитивный имидж Ж. Барделлы, укладывающийся в ребрендинг партии, начавшийся еще в 2018 г., есть большая доля вероятности, что премьером станет именно молодой лидер партии «Национальное объединение». Одновременно с этим, как представляется, ни одной партии абсолютного большинства набрать не удастся — в любом случае правительство будет вынуждено прибегать к коалиционированию. Эту идею подтверждают и результаты опросов общественного мнения — большинство у «Национального объединения» (32%), «Народный фронт» занимает второе место (25%), правящий блок — только третье (19%). При этом, несмотря на спекуляции о том, что Э. Макрон как раз и рассчитывает на то, чтобы уйти в отставку, председатель Сената будет исполнять обязанности президента, и будут организованы новые выборы. И тут же Э. Макрон сможет баллотироваться на третий президентский срок ввиду того, что второй срок не был закончен. Однако, согласно французской Конституции, никто не может занимать пост президента более двух сроков подряд (их продолжительность при этом не указывается). Если данный сценарий все же будет разыгран, последнее слово останется за Конституционным судом.
6–9 июня 2024 г. состоялись выборы в Европарламент, на которых правые и ультраправые партии получили значительную поддержку. И хотя они пока не могут выработать консолидированную повестку (мнения правых партий отличаются по многим принципиальным вопросам), они усилили свои позиции в Европарламенте, получив 58 мест. Примечательно и то, что Франция дала больше всех мест политической группе «Идентичность и демократия» — 30 (для сравнения: Италия — 8 мест, Австрия — 6 мест). Что касается того, как голосовали за партии внутри страны, то «Национальное объединение» уверенно обошло коалицию «Необходимость Европы», в которую входит партия Эмманюэля Макрона «Возрождение»: 31,37% против 14,60% голосов.
Такой провал партии Э. Макрона, которая и без того не имела абсолютного большинства в Национальной ассамблее, сделал реальностью слухи о роспуске французского парламента, которыми полнились французские СМИ еще в конце 2023 г. Тогда, в декабре, спекуляции о вероятности принятия подобного решения были связаны с отклонением проекта закона о миграции (правого по своему характеру) без рассмотрения. К слову, за его отклонение без рассмотрения выступали экологисты. Но тогда Э. Макрон на такой шаг не пошел и прыжок веры делать не стал (для абсолютного большинства ему не хватало около 40 депутатов). А Марин Ле Пен, уверенная в поддержке населения, заявляла о своей готовности взять власть в Национальной Ассамблее в случае проведения досрочных выборов. Жеральд Дарманен (глава МВД Франции) еще тогда пытался уйти в отставку, но получил отказ президента. Одновременно с этим экологисты подчеркивали, что не голосуют вместе с партией «Национальное объединение» ввиду различий в разделяемых ценностях. В тот момент можно было говорить о настоящей победе экологистов, показавших установившееся равновесия в парламенте, а также невозможность провести все законы на манер пенсионной реформы по ст. 49 п. 3 Конституции Франции. Тем не менее Э. Макрона все это не остановило: спустя неделю после отклонения закона о миграции без рассмотрения, он все же был поддержан президентским большинством, правыми и «Национальным объединением», а в январе — промульгирован. Напомним, что после проблем с принятием пенсионной реформы (и последующей неудачной попыткой провести закон об его отмене в Ассамблее), а затем — нового закона о миграции Элизабет Борн ушла в отставку, и Габриэль Атталь был назначен премьер-министром.
Но вернемся к событиям, которые привели к тому, что досрочные выборы в Национальную Ассамблею (впервые с 1997 г.) были назначены на 30 июня (1 тур) и 7 июля (2 тур). Напомним, что решение не понравилось председателю Национальной Ассамблеи Яэль Браун-Пиве, а для премьер-министра Габриэля Атталя стало неожиданностью, которая, однако, сподвигла его начать «битву за законодательный орган». К принятию такого решения Э. Макрона подтолкнул лидер «Национального объединения» Ж. Барделла, который подчеркнул, что пришло время распустить французский парламент, ведь разрыв между поддержкой партий колоссален и неприятен президенту. Здесь стоит отметить внутренний и внешний контексты. С точки зрения внутренней политики, не все так радужно для Э. Макрона: это и протесты, связанные с принятием пенсионной реформы, и проблемы с принятием миграционного закона, и смена премьер-министра, и стагнация покупательской способности населения с 2021 по 2023 гг., и выросшие счета за электроэнергию. Напомним, что выборы будут проходить накануне Олимпийских игр в Париже (26 июля – 11 августа).
С точки зрения внешней политики, Э. Макрон, как представляется, старается утвердиться в позиции лидера ЕС, особенно после прихода к власти О. Шольца в Германии, что сильно изменило расстановку сил в регионе. Это ярче всего отражается и в проведенной Э. Макроном военной реформе, и новом Национальном стратегическом обзоре 2022 г. Согласно последнему, к 2030 г. Франция должна утвердиться на международной арене в качестве «уравновешивающей державы», при этом она должна быть «независимой, уважаемой и гибкой силой, которая находится в сердце европейской стратегической автономии», что проявляется в проведенных военных учениях «Орион» весной 2023 г. и в изменении политики в отношении бывших французских колоний в Западной Африке. В контексте проводимой Россией СВО Франция, не отрицая свои обязательства в рамках НАТО, стремится не только доказать, что является не вассалом, а равным союзником США, но и защитить свои национальные интересы, сохранить и усилить свои лидирующие позиции в рамках ЕС. Все это Франция делает с подачи президента, однако воинственные заявления и действия Э. Макрона, в первую очередь нацеленные на внутреннего избирателя, не находят ожидаемого позитивного отклика среди населения. Его рейтинг за пять лет достиг своих минимальных значений — 24%.
Принятие рискованного решения наталкивает на мысль о том, что в ходе закулисных соглашений формируются потенциальные коалиции. Иначе Э. Макрону, если он не наберет большинства или не соберет коалицию, придется смириться с ситуацией «сожительства». Такое положение дел сложится впервые с 1997 г., когда в подобной ситуации оказался президент Жак Ширак, вынужденный делить власть с премьер-министром Лионелем Жоспеном. При этом, по закону, Э. Макрон не сможет снова распустить Национальную Ассамблею, поскольку, согласно ст. 12, новый роспуск не может быть осуществлен в течение года после досрочных выборов.
Говоря о потенциальных коалициях, стоит отметить заявления лидера партии «Республиканцы» Эрика Сьотти о необходимости формирования альянса с партией «Национальное объединение». Это вносит раскол в партию республиканцев, несколько тяжеловесов которой подчеркивали независимость партии (например, Жерар Ларше, Бруно Ретайло, Оливье Марле, Валери Пекресс). В свою очередь, премьер-министр Габриэль Атталь заявил о том, что он намерен возглавить битву за большинство в парламенте. Лидер партии «Горизонты» Эдуар Филипп призвал республиканцев вступить в альянс с его партией и не идти на соглашения с Марин Ле Пен. Сама же М. Ле Пен не хочет вступать в коалицию с, казалось бы, логичным партнером — Эриком Земмуром. Это объяснимо, поскольку, как помнится из президентской кампании 2022 г., именно Э. Земмур пытался перетянуть часть электората М. Ле Пен на себя за счет схожих положений программы. Кроме того, партии сильно расходятся во взглядах на экономические вопросы, а также на вопросы о правах женщин. Понимая это, Э. Земмур позже заявил, что не будет чинить препятствий «Национальному объединению», и призвал республиканцев (фракцию во главе с Э. Сьотти) и «Национальное объединение» (в лице Марин Ле Пен, стремящейся стать президентом, и Жордана Барделлы, желающего занять пост хозяина Матиньона) объединить силы. И это была одна из вероятных коалиций на предстоящих досрочных выборах. Для «Национального объединения» это шанс закрепиться на поле «нормальных», «классических» партий. Однако республиканцев такой расклад не устроил, и они не только не пошли на сделку, но и изгнали из своих рядов Эрика Сьотти.
Что касается левого фланга, то и они предпринимают действия для закрепления в Национальной Ассамблее. Так, они создали «Новый народный фронт» после того, как распустили сами же за несколько месяцев до того «Новый народный экологический и социальный союз». В стане левых нет единого мнения относительно того, кто в случае победы блока станет премьер-министром (среди вероятных кандидатов — Лоран Берже от партии Французская демократическая конфедерация труда и Рафаэль Глюксман от партии социалистов). 10 июня тысячи людей собрались в городах Франции, выступая с несогласием с крайне правыми — в основном это была молодежь при поддержке шести профсоюзов и левых. 15 июня прошли марши «Нового народного фронта», собравшие порядка 640 тыс. человек. Основная идея — не дать «Национальному объединению» набрать большинство в Национальной Ассамблее и не дать партии поставить своего лидера на пост премьер-министра. Левые обвиняют его в фашизме и указывают на конфликтные отношения крайне правой партии с политикой деколониализма. Однако, как помнится из событий весны 2023 г., движения и марши обычно лишь спускают пар населения, но реальных изменений в политической сфере за собой не влекут.
Что касается самого Э. Макрона, то он заявил, что в отставку уходить не собирается вне зависимости от исхода досрочных выборов, а значит, ему, вероятно, придется сосуществовать с оппозиционным премьер-министром. Учитывая поддержку населением правых, а также позитивный имидж Ж. Барделлы, укладывающийся в ребрендинг партии, начавшийся еще в 2018 г., есть большая доля вероятности, что премьером станет именно молодой лидер партии «Национальное объединение». Одновременно с этим, как представляется, ни одной партии абсолютного большинства набрать не удастся — в любом случае правительство будет вынуждено прибегать к коалиционированию. Эту идею подтверждают и результаты опросов общественного мнения — большинство у «Национального объединения» (32%), «Народный фронт» занимает второе место (25%), правящий блок — только третье (19%). При этом, несмотря на спекуляции о том, что Э. Макрон как раз и рассчитывает на то, чтобы уйти в отставку, председатель Сената будет исполнять обязанности президента, и будут организованы новые выборы. И тут же Э. Макрон сможет баллотироваться на третий президентский срок ввиду того, что второй срок не был закончен. Однако, согласно французской Конституции, никто не может занимать пост президента более двух сроков подряд (их продолжительность при этом не указывается). Если данный сценарий все же будет разыгран, последнее слово останется за Конституционным судом.