14 апреля РСМД провел открытый вебинар «Красные рубашки и рыбные шарики: социальный протест в Восточной Азии». Эксперты говорили о том, что заставляет жителей стран Дальнего Востока выходить на улицы, какие это имеет политические последствия и как власти борются с социальной нестабильностью.
Мы выбрали ключевые цитаты участников вебинара: Дмитрия Стрельцова, Игоря Денисова и Екатерины Колдуновой.
14 апреля РСМД провел открытый вебинар «Красные рубашки и рыбные шарики: социальный протест в Восточной Азии». Эксперты говорили о том, что заставляет жителей стран Дальнего Востока выходить на улицы, какие это имеет политические последствия и как власти борются с социальной нестабильностью.
Мы выбрали ключевые цитаты участников вебинара:
Дмитрий Стрельцов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД России
В широком смысле глобализация способствует росту протестных настроений в Азии — широкие слои населения оказываются вырваны из традиционных жизненных укладов. Люди оказываются на периферии, не получают выгод от глобализации.
Восточная Азия переживает период экономического подъема и на основе этого ощущения в обществе возникают националистические настроения, даже более сильные чем у политического истеблишмента. Это недовольство «мягкотелостью» элит находит свое выражение в Интернете и социальных сетях. [6:29]
В Японии появляются так называемые «депрессивные» районы, которые являются формой протеста и проявляются в том, что избиратели перестают поддерживать партию власти или просто не приходят на избирательные участки. Сейчас в Японии небывалый уровень абсентеизма — около 40% избирателей не приходят на избирательные участки [19:18]
В мировой социологической науке есть понятие «точки невозврата», когда репрессивные меры, дававшие хороший эффект на начальной стадии проекта, уже перестают работать и, наоборот, приводят к еще большой эскалации протестных настроений и, в конечном счете, к коллапсу режима. [32:00]
Мудрая власть всегда оставляет свободное пространство, в котором протестные настроения могут проявляться в определенном масштабе, с тем чтобы их можно было контролировать и принимать превентивные меры для недопущения эскалации. [33:00]
В Восточной Азии большую роль играет политическая культура. Регион относится к конфуцианскому культурному ареалу, здесь сильны ощущения социального порядка, основанного на иерархии. [34:40]
Мудрое политическое руководство всегда предпримет шаги, чтобы избежать социальных взрывов, отодвинув ту самую «крышку котла», дабы не допустить взрыва. [59:30]
Игорь Денисов, старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России
Статистика середины 2000-х годов говорит о том, что в Китае каждый год проходит 80–100 тысяч протестных акций. [9:20]
Большое количество протестов в Китае говорит не о слабости режима, а о его силе и адаптивности [10:27]
Наше представление о том, что Интернет в Китае подавляется — неверно, власти Китая активно используют сеть как канал обратной связи. Получая какие-то сигналы от общества, власть вырабатывает определенную линию поведения. [11:50]
Иногда местные власти сами заинтересованы в том, чтобы недовольство выплескивалось на улицы. Это привлекает внимание центра к тем или иным проблемам. Таковы сегодня реалии китайской политической системы [24:50]
Если не давать какого-либо выхода, давление в котле начинает сильно возрастать. Это представляет еще большую опасность для режима, чем если периодически просто спускать пар. Образно говоря, это система «плотин» и «каналов». Там, где раньше на пути социальных протестов строились «плотины», сейчас пытаются строить «каналы». [37:00]
На Тайване и в Гонконге на базе массовых движений начинают образовываться политические партии — это совершенно новое явление. На Тайване они даже получили пять мест в Законодательном Юане (парламенте). [60:00]
Екатерина Колдунова, заместитель декана факультета политологии МГИМО МИД России
Юго-Восточная Азия как регион известен своей культурой толерантности, что даже закрепляется в нормативных принципах региональной организации — АСЕАН.
Нельзя сказать, что протесты никак не сказываются на экономическом развитии. В период с 2006 по 2014 г. Таиланд потерял несколько процентов экономического роста именно из-за социальной нестабильности.
В Таиланде Таксин Чиннават пытался изменить традиционную систему патрон-клиентных отношений, игнорируя интересы части старой элиты. Это привело к настоящему расколу страны. [27:17]
Иногда ни партии, ни устоявшиеся политические институты не могут транслировать желания протестующих, и тогда эту функцию берут на себя общественные движения. [28:30]
В Юго-Восточной Азии сильные репрессивные реакции на протесты уже вряд ли возможны, прежде всего, благодаря информационной открытости, даже в таких странах, как Вьетнам и Мьянма. [39:45]
В Таиланде долгое время модерирующую функцию играл институт монархии и лично король, в конце 2000-х гг. он уже не мог этого делать во многом по причине плохого состояния здоровья. [42:20]