Европейский парламент принял очередную резолюцию по России. В ней отражены ключевые политические претензии в адрес России, которые в последнее время присутствовали в официальной повестке. Среди них — обострение ситуации на Украине, «дело Навального», дипломатический скандал в отношениях России и Чехии по делу о взрыве военных складов в 2014 году. В резолюции прозвучали радикальные предложения. Отключить Россию от SWIFT и прекратить импорт энергоносителей в случае обострения конфликта в Донбассе, пересмотреть отношения России и ЕС, разработать новые режимы санкций и тому подобное. Подобные предложения вызвали большой резонанс в СМИ. Однако фондовые рынки их проигнорировали. Резолюция не вызвала каких-либо колебаний рубля или российских «голубых фишек». Почему так произошло и как следует воспринимать резолюцию?
Период обострения ситуации в Донбассе явно позади. Да, сама проблема не решена. Конфликт будет тлеть ещё долго, и новые раунды эскалации дадут о себе знать. Никаких перспектив по выполнению Минских соглашений не просматривается. Однако и перспектива открытого военного столкновения, которая всего месяц назад маячила на горизонте, отодвинулась на задний план.
Радикальные предложения Европарламента вряд ли найдут отклик в Еврокомиссии и Совете ЕС. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель уже отметил, что решения об ограничениях по SWIFT и «Северному потоку — 2» — не в компетенции Евросоюза. Очевидно, что отключение России от SWIFT повлечёт за собой колоссальные потери как со стороны российского бизнеса, так и со стороны компаний стран ЕС, которые ведут бизнес с Россией. Манипуляции со SWIFT повредят планам Брюсселя в глобальном продвижении евро.
Реальная магнитуда политических противоречий Москвы и Брюсселя пока явно не дотягивает до столь радикальных шагов.
Единственной новацией, которая в настоящее время имеет политические перспективы, является предложение о новом механизме санкций по тематике коррупции. Подобный механизм недавно создан в Великобритании. Он предполагает заморозку активов лиц, которые подозреваются в вовлечённости в коррупционные связи. Еврокомиссия вполне может разработать предложения по такому механизму и вынести их на рассмотрение Совета ЕС. Шансы на его утверждение будут весьма велики.
Европейский парламент принял очередную резолюцию по России. В ней отражены ключевые политические претензии в адрес России, которые в последнее время присутствовали в официальной повестке. Среди них — обострение ситуации на Украине, «дело Навального», дипломатический скандал в отношениях России и Чехии по делу о взрыве военных складов в 2014 году. В резолюции прозвучали радикальные предложения. Отключить Россию от SWIFT и прекратить импорт энергоносителей в случае обострения конфликта в Донбассе, пересмотреть отношения России и ЕС, разработать новые режимы санкций и тому подобное. Подобные предложения вызвали большой резонанс в СМИ. Однако фондовые рынки их проигнорировали. Резолюция не вызвала каких-либо колебаний рубля или российских «голубых фишек». Почему так произошло и как следует воспринимать резолюцию?
На первый взгляд резолюция свидетельствует о высоком консенсусе одного из ключевых (наряду с Советом ЕС) законодательных органов ЕС. За неё проголосовало 569 депутатов из 682, 67 высказалось против. Резолюцию могут записать себе в актив Киев и Прага. Их политические позиции бескомпромиссно отражены в документе, хотя, например, по делу о взрыве чешских военных складов единства нет даже в самой Чехии. Не говоря о ситуации вокруг Донбасса, где наращивание сил осуществлялось с обеих сторон. По уже сложившейся традиции Россия объявляется виновником явных и мнимых проблем. Закономерно отражение в документе и «дела Навального». Ранее Европарламент уже выпускал две резолюции. Одну в связи с предполагаемым отравлением, а другую — после ареста российского оппозиционера. Жёсткие меры в отношении Москвы предлагались и в прошлых резолюциях. В чём-то их замысел согласуется с американскими законопроектами о «драконовских санкциях», например, с DASKA: обозначить «наименьший знаменатель» и возможные меры, которые потенциально может предпринять Евросоюз. Угроза отключения от SWIFT — вишенка на торте, которая ожидаемо имела медийный успех.
Впрочем, рынки резолюцию Европарламента проигнорировали. И на то есть несколько причин.
Во-первых, период обострения ситуации в Донбассе явно позади. Да, сама проблема не решена. Конфликт будет тлеть ещё долго, и новые раунды эскалации дадут о себе знать. Никаких перспектив по выполнению Минских соглашений не просматривается. Однако и перспектива открытого военного столкновения, которая всего месяц назад маячила на горизонте, отодвинулась на задний план. Украинская дипломатия не смогла добиться продвижения к пересмотру Минских соглашений, хотя и вернула на время тему Донбасса в политический и медийный мейнстрим. Россия показала, что готова без колебаний балансировать наращивание военной силы в Донбассе и реагировать на возможную попытку силового решения. Очередной раунд обострения пока выдохся, не приведя к качественным изменениям режима санкций против России, а также политических позиций сторон.
Во-вторых, радикальные предложения Европарламента вряд ли найдут отклик в Еврокомиссии и Совете ЕС. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель уже отметил, что решения об ограничениях по SWIFT и «Северному потоку — 2» — не в компетенции Евросоюза. Очевидно, что отключение России от SWIFT повлечёт за собой колоссальные потери как со стороны российского бизнеса, так и со стороны компаний стран ЕС, которые ведут бизнес с Россией. К значительным издержкам приведёт и отказ от закупок российских энергоносителей. Проект «Северный поток — 2» остаётся в интересах Евросоюза и Германии. Кроме того, отключение от SWIFT с учётом его последствий для российской экономики может быть попросту воспринято Москвой как акт агрессии со всеми вытекающими политическими последствиями. ЕС теряет возможности укрепления и продвижения роли евро в качестве более востребованного инструмента международных платежей. В частности, доля евро, по всей видимости, растёт в торговле России и КНР, вытесняя американский доллар. Манипуляции со SWIFT повредят планам Брюсселя в глобальном продвижении евро.
В-третьих, реальная магнитуда политических противоречий Москвы и Брюсселя пока явно не дотягивает до столь радикальных шагов. Да, отношения России и ЕС находятся в плачевном состоянии. Политический диалог периодически срывается на взаимные обвинения. Способов расшивки наиболее серьёзных противоречий пока не видно. Однако «уровень поддержки» существующих, пусть и плохих, отношений пока силён — и его «пробоя вниз» не происходит, даже несмотря на целый ряд недавних локальных шоков. «Дело о складах» в Чехии не породило общеевропейской цепной реакции и нанесло в основном ущерб двусторонним отношениям Москвы и Праги. Большая часть членов ЕС вовлекаться в скандал желанием не горит. «Дело Навального» надолго останется токсичным активом. Но оно тоже не привело к фундаментальным сдвигам. Что касается Украины, то Москва не горит желанием ввязываться в военный конфликт, хотя и не отказывает себе в демонстрации силы. В определённой мере это даже снижает вероятность силового сценария решения конфликта. Хотя и не приближает политических развязок. В общем, существующие проблемы масштабны. Их кумулятивный эффект будет усиливаться. Но его веса для мер, предложенных в резолюции, явно недостаточно.
Единственной новацией, которая в настоящее время имеет политические перспективы, является предложение о новом механизме санкций по тематике коррупции. Подобный механизм недавно создан в Великобритании. Он предполагает заморозку активов лиц, которые подозреваются в вовлечённости в коррупционные связи. Еврокомиссия вполне может разработать предложения по такому механизму и вынести их на рассмотрение Совета ЕС. Шансы на его утверждение будут весьма велики. Впрочем, даже если он и будет использоваться против российских лиц, его влияние на экономические связи ЕС и России будет крайне низким. В этом и может быть заложен корень возможного успеха такой идеи. Еврокомиссия и Совет ЕС покажут, что они лояльны хоты бы некоторым требованиям Европарламента. При этом использование механизма останется в их руках, а риски для бизнеса будут минимальны.
Свои выводы из риторических упражнений Европарламента сделают и в Москве. Несмотря на то, что риски выполнения рекомендаций парламентариев ничтожны, это очередной стимул для российских властей продолжать работу над альтернативной финансовой инфраструктурой. В том числе совместно со своими зарубежными партнёрами, которые также являются мишенью односторонних ограничительных мер.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».