Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Андреева

К.и.н., с.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

Приход к власти в Великобритании и России Д. Медведева и Д. Кэмерона, которых не затронул британо-российский скандал 2006 г., способствовал окончанию периода «малой холодной войны» и возобновлению двустороннего диалога. Поступательное улучшение отношений между странами с 2010 г. по 2013 г. было неожиданно прервано украинским кризисом 2014 г. Разница в понимании причин и способов урегулирования этого кризиса рассорила два государства, и сегодня не исключается даже возможность вооруженного противостояния между ними.

Приход к власти в Великобритании и России Д. Медведева и Д. Кэмерона, которых не затронул британо-российский скандал 2006 г., способствовал окончанию периода «малой холодной войны» и возобновлению двустороннего диалога. Поступательное улучшение отношений между странами с 2010 г. по 2013 г. было неожиданно прервано украинским кризисом 2014 г. Разница в понимании причин и способов урегулирования этого кризиса рассорила два государства, и сегодня не исключается даже возможность вооруженного противостояния между ними.

Мировой экономический кризис и налаживание британо-российских отношений

Если говорить о двусторонних отношениях с европейскими странами, то у СССР сложнее всего они выстраивались именно с Великобританией. С распадом СССР и исчезновением идеологических различий связи между двумя странами стабильно улучшались. Такое положение сохранялось до 2014 г., пока российские и британские экономические и геополитические интересы не столкнулись на постсоветском пространстве. После убийства в ноябре 2006 г. в Лондоне эмигранта из России, на тот момент уже гражданина Великобритании, А. Литвиненко (в чем были обвинены российские спецслужбы) отношения между Россией и Соединенным Королевством достигли низшей точки.

Экономическая слабость Великобритании в условиях мирового кризиса и ее зависимость от российской нефти и газа способствовали началу диалога с Москвой.


www.svoboda.org
Встреча Д.Кэмерона с Д.Медведевым,
12 сентября 2011 г.

Экономическая слабость Великобритании в условиях мирового кризиса и ее зависимость от российской нефти и газа способствовали началу диалога с Москвой. Великобритания приступила к налаживанию экономического сотрудничества, параллельно настаивая на обсуждении проблемы прав человека в России. Постепенно дело А.Литвиненко, ставшее главной преградой на пути развития англо-российских отношений к 2013 г., ушло на второй план, уступив место не менее резонансному делу о смерти юриста фонда Hermitage Capital С. Магнитского в СИЗО «Матросская тишина» в ноябре 2009 г.

Первый с 2005 г. визит на высшем уровне и первый визит Д.Кэмерона в качестве премьер-министра Великобритании в Москву состоялся 12 сентября 2011 г. В ходе встречи британский премьер отказался от политики в духе «око за око» и высказался за прямое инвестирование британских капиталов в российскую экономику. При обсуждении глобальных проблем были выявлены многочисленные разногласия, наиболее серьезные из которых касались урегулирования гражданской войны в Сирии [1].

По результатам выборов в Госдуму, состоявшихся 4 декабря 2011 г., британская сторона сделала вывод, что произошла конвергенция государства и правящей партии, и усомнилась в свободном функционировании демократических институтов в России, включая средства массовой информации, гражданское общество, оппозиционные политические группы [2]. При этом дело С.Магнитского с этого момента стало считаться самым существенным фактом нарушения прав человека и показателем ухудшавшейся политической обстановки в России [3].

Новое охлаждение между Великобританией и Россией произошло в свете общего ухудшения взаимопонимания между Россией и Западом во главе спрезидентом США Б.Обамой, напомнив классические «войны по доверенности» периода биполярного мира.

После победы В.Путина на президентских выборах в России 4 марта 2012 г. в Великобритании вновь усилилась критика в адрес хозяина Кремля. Но поскольку сотрудничество в сфере бизнеса не ставилось в зависимость от соблюдения прав человека в России и ее внешнеполитического курса, после долгих переговоров 21 октября 2012 г. была заключена «мегасделка» по покупке «Роснефтью» долей британской ВР и российских акционеров в компании ТНК-ВР, общая стоимость которой составила 61 млрд. долл. [4]. Доля ВР в акционерном капитале «Роснефти» составила 19,75%. При этом британская фирма фактически стала вторым после российского государства акционером самой крупной в мире нефтегазовой компании. Кроме того, начались переговоры между ВР и «Газпромом» о продолжении строительства российского трубопровода «Северный поток» в Великобританию. А последний этап согласования «мегасделки» совпал с повышением активности российского бизнеса в Великобритании [5].

Конструктивными были переговоры между В.Путиным и Д.Кэмероном в Сочи 10 мая 2013 г. и в Лондоне 16 июня 2013 г. перед началом саммита G-8 в Ирландии. Их главной темой стало прекращение гражданской войны в Сирии [6].

www.paginaderusia.ro
После воссоединения Крыма с Россией
британский посол при ООН М.Л.Грант
констатировал изоляцию России в ООН и
международном сообществе

Однако после решения прокурора Тверского суда Москвы, который 3 июля 2013 г. заочно приговорил экс-главу фонда Hermitage Capital В.Браудера к девяти годам лишения свободы, появился официальный запрет МВД Великобритании на въезд в Королевство 60 россиян, своего рода британский «список Магнитского». Это подчеркивало решимость Великобритании защищать интересы своего бизнеса и своих граждан на территории других государств, несогласие с внутренней политикой В.Путина, а также солидарность с США (принявшими подобный список в конце 2012 г.) в стремлении ограничить влияние России в международных делах. И хотя этот список бросил тень на британо-российские отношения [7], экономическая целесообразность все же взяла верх над острыми политическими разногласиями. Так, в связи с предстоящим закрытием к 2023 г. 15 из 16 британских ядерных реакторов, «Росатом», Rolls-Royce и финская энергокомпания Fortum подписали соглашение о предварительной оценке соответствия требованиям британского рынка российских технологий производства ядерных реакторов и строительства российских модификаций ядерных электростанций в Великобритании. Статистика межгосударственного товарооборота с 2010 г. также свидетельствовала об улучшении двусторонних связей [8].

Украинская проблема и кризис британо-российских отношений

Маленькая холодная война» в англо-российских отношениях, продолжавшаяся пять лет и закончившаяся главным образом по экономическим причинам, не сделала Великобританию сговорчивее в вопросе соблюдения прав человека.


REUTERS/Grigory Dukor/Pixistream
Татьяна Андреева:
После воссоединения Крыма с Россией
Худой мир лучше доброй ссоры

Настоящий удар по британо-российским отношениям нанес украинский кризис 2014 г. Разница в понимании ситуации и путей ее урегулирования изначально напрямую не задевала англо-российские отношения. Новое охлаждение между Великобританией и Россией произошло в свете общего ухудшения взаимопонимания между Россией и Западом во главе спрезидентом США Б.Обамой, напомнив классические «войны по доверенности» периода биполярного мира. Фактически, отношения между Великобританией и Россией испортились после разрешения российским парламентом президенту В.Путину ввести войска на территорию Украины в целях защиты русскоговорящего населения от украинских националистов и неонацистов, а также проведения референдума в Крыму (16 марта 2014 г. вместо 30 марта 2014 г.) при активном участии российских военных без опознавательных знаков с дальнейшим воссоединением Крыма с Россией (18 марта 2014 г.). Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, жестко осудил нарушение РФ международных законов, пояснив, однако, что речь не идет о начале новой холодной войны [9]. А британский посол при ООН М.Л.Грант заявил об изоляции России со стороны ООН и международного сообщества [10]. С этого момента Британия взяла на себя роль лидера, убеждающего другие европейские страны вводить против России ограничения от лица ЕС [11]. В результате этих событий Запад признал Россию агрессором и взял курс на ее международную изоляцию: заморозил ее участие в G-8, свернул сотрудничество по линии Россия-НАТО, а также наложил разнообразные дипломатические и политические санкции. После непризнанных референдумов в Донецке (89%) и Луганске (96%), где подавляющее большинство граждан проголосовало за отделение от Украины, президент США Б.Обама совместно с министром иностранных дел Великобритании У.Хейгом добился расширения санкций ЕС в отношении российских бизнесменов, политиков и фирм с целью смягчения позиции России по отношению к выборам президента Украины 25 мая 2014 г. [12].

После крушения малазийского боинга МН17 над украинской территорией, произошедшего, по мнению Запада, по вине России, которая оказывала поддержку оружием и войсками повстанцам на востоке и юго-востоке Украины, борющимся против нового украинского правительства, Запад под давлением США и Великобритании ввел (29 июля 2014 г.) против России тяжелейшие секторальные санкции. По мнению Д.Кэмерона, новые ограничения должны были заставить В.Путина изменить политический курс, поскольку, по его мнению, Россия больше нуждается в Западе, чем он в России [13].

Судя по тому, что Великобритания не стремилась стать посредником на переговорах «Минск-2» можно предположить, что Д.Кэмерон знает о реальных планах Б.Обамы в отношении украинского кризиса и России и поддерживает его.

Подписание минских договоренностей о прекращении огня на Украине 5 сентября 2014 г. и заявление России о заинтересованности в сохранении территориальной целостности Украины при предоставлении статуса автономии ее восточным и юго-восточным территориям не привели к прекращению войны. Более того, в целях противостояния «российской угрозе» Великобритания на саммите НАТО в Ньюпорте 3 сентября 2014 г. заявила о готовности предоставить четверть вооруженных сил и разместить у себя командный центр Сил быстрого реагирования НАТО со скоростью развертывания от 2 до 5 дней в любой точке мира с первоначальным базированием в балтийских странах [14].

Новый удар по британо-российским отношениям нанесла информация о причастности российских спецслужб к убийству А.Литвиненко, опубликованная в газете «The Daily Telegraph» перед началом открытых слушаний в британском суде по этому делу [15]. Хотя суд не принял эту информацию в качестве улики, это убийство было переведено в разряд государственного преступления.

Неспособность Запада добиться изменения российского курса в отношении украинского кризиса даже путем секторальных санкций, а также успешное наступление ополченцев на позиции украинских войск в начале 2015 г. привело к размещению контингентов НАТО в балтийских странах, к обсуждению вопроса о проверке состояния арсеналов ядерного оружия и дискуссии в США о необходимости предоставления украинской стороне «летального оружия» для борьбы с ополченцами. Угроза начала Третей мировой войны с участием ядерных держав заставила канцлера ФРГ А.Меркель и президента Франции Ф.Олланда согласовать с П.Порошенко, В.Путиным и Б.Обамой, а затем принять на встрече в Минске (11-12 февраля 2015 г.) новый план мирного урегулирования. Британия, также как Германия и Франция, высказалась против предоставления Украине «летального оружия», но оставила за собой право изменить это решение и объявила о стремлении помешать развалу украинской армии. При этом британская позиция полностью совпала с мнением президента США Б.Обамы.

* * *

«Маленькая холодная война» в англо-российских отношениях, продолжавшаяся пять лет (2006-2010 гг.) и закончившаяся главным образом по экономическим причинам, не сделала Великобританию сговорчивее в вопросе соблюдения прав человека. Появление «списка Магнитского» свидетельствовало о решимости противостоять российской судебной практике с целью защиты британского бизнеса.

Украинский кризис с аннексией Крыма и другими нарушениями норм международного права привел к возобновлению политической конфронтации между Россией и Западом, а значит и Великобританией. При этом выгоды двустороннего экономического сотрудничества не способствовали нормализации отношений. Даже возможность начала Третьей мировой войны с угрозой применения ядерного оружияне способствовала взаимопониманию между Россией и Британией и поиску путей сотрудничества. Хотя Великобритания совместно с другими странами ЕС изначально выступала за урегулирование украинской проблемы дипломатическими средствами, она не исключала и американской линии, то есть военного решения [16]. Судя по тому, что Великобритания не стремилась стать посредником на переговорах «Минск-2» (что не характерно для Лондона, традиционно участвующего во всех наиболее значимых международных делах) можно предположить, что Д.Кэмерон знает о реальных планах Б.Обамы в отношении украинского кризиса и России и поддерживает его. Другими словами, американское оружие, скорее всего, уже находится на Украине, его поставки нужно лишь легализовать в конгрессе США, а учить пользоваться им украинскую армию будут британские военные советники.

1. Цена оттепели между Британией и Россией. 2011. 12 сен. (URL: http://www.inosmi.ru/europe/20110912/174574351.html).

2. Independent assessment of Russian elections raises UK concern. 2011. Dec. 6 (URL: http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?view=News&id=702287982).

3. Великобритания готовится дать предупредительный выстрел. 2012. 27 фев. (URL: http://www.inopressa.ru/article/27Feb2012/sundaytimes/magnitski.html).

4. «Роснефть» полностью покупает ТНК-ВР. Путин одобрил «мегасделку». 2012. 22 окт. (URL: http://www.newsru.com/arch/finance/22oct2012/rosneftbp.html).

5. Андреева Т.Н. Британо-российские отношения при правительстве Д.Кэмерона-Н.Клегга. «МЭиМО». 2014. №9. С.20-33.

6. Кэмерон: взгляды Москвы и Лондона на Сирию различаются. 2013. 10 мая (URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/05/130510_cameron_visits_sochi.shtml.

7. Oliphant R. Russia denies calling Britain a little island no one cares about. The Daily Telegraph. 2013. Sep. 6 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/Europe/Russia/10290740/Russia-denies-calling-Britain-a-little-island-no-one-cares-about.html).

8. Российско-британские отношения. (URL: http://www.tyumen-region.ru/foreign-economic/cooperation/foreign/foreign/britain/relations/). 404 Not Found — страница не найдена

9. PM statement on President Putin’s actions on Crimea. 2014. Mar. 18 (URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-statement-on-president-putins-actions-on-crimea).

10. UK responds to Russia’s Security Council veto on Ukraine resolution. 2014. Mar. 15 (URL: http://www.gov.uk/government/news/uk-responds-to-russias-security-council-veto-on-ukraine-resolution).

11. Russia’s actions in Crimea. 2014. Mar. 18 (URL: https://www.gov.uk/government/speeches/russias-actions-in-crimea).

12. EU expand sanction list to keep pressure on Russia. The Guardian. 2014. May 13 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/10826465/Ukraine-crisis-EU-expand-sanction-list-to-keep-pressure-on-Russia.html).

13. Titcomb J. Russian sanctions create burden for UK banks. The Daily Telegraph. 2014. Jul. 31 (URL: http://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/banksandfinance/11001223/Russian-sanctions-create-burden-for-UK-banks.html).

14. MacAskill E. Nato to announce 4000-strong rapid reaction force to counter Russian threat. The Guardian. 2014. Sep. 5 (URL: http://www.theguardian.com/world/2014/sep/05/nato-4000-rapid-reaction-force-baltics-russia).

15. Newell C., Telford L. and Malnick E. Litvinenko inquiry: the proof Russia was involved in dissident’s murder. The Daily Telegraph. 2015. Jan. 23 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/law-and-order/11365730/Litvinenko-inquiry-the-proof-Russia-was-involved-in-dissidents-murder.html).

16. Dominiczak P. Philip Hammond: Britain not ruling out providing ‘lethal force’ in Ukraine. The Daily Telegraph. 2015. Feb. 23 (URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ukraine/11403456/Philip-Hammond-Britain-not-ruling-out-providing-lethal-force-in-Ukraine.html).

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся