Недавнее военное обострение между Сектором Газа и Израилем оказалось первым крупным столкновением после майского кризиса 2021 г. Начавшись 5 августа с точечных израильских ударов по представителям группировки «Исламский джихад» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), а также по её военным объектам, операция «Рассвет» закончилась уже 7 августа — спустя 66 часов после первой атаки, хотя представители ЦАХАЛ заявляли о готовности к неделе боевых действий.
Эскалация оказалась во многом схожей с произошедшим в ноябре 2019 г., когда Израиль провёл операцию «Чёрный пояс». Оно затронуло только Исламский джихад, не коснувшись ХАМАС, и было спровоцировано арестами и ликвидациями членов первой группировки. По различным оценкам, такая тактика была выбрана Израилем осознанно. Это позволило, во-первых, сократить масштаб обострения, во-вторых, подорвать единство ХАМАС и Исламского джихада, и, в-третьих, продемонстрировать ХАМАС преимущества его неучастия в военных действиях — как для самой организации, так и для жителей Газы.
Ещё накануне операции звучали опасения, что обострение может произойти по сценарию мая 2021 г., когда одновременно с взаимными обстрелами Израиля и ХАМАС в городах со смешанным населением начались арабские беспорядки (были и ответные еврейские, однако в гораздо меньших масштабах). Израильские силы безопасности на этот случай приняли меры по усилению своего контингента, однако полиция и спецслужбы склонялись к тому, что ничего подобного в этот раз ожидать не стоит.
Опасения действительно не подтвердились: обострение не было связано с чувствительным для обеих сторон вопросом Иерусалима и мечети Аль-Акса. Даже массовое посещение евреями (около 2 200 человек — это один из максимальных показателей) Храмовой горы в день Девятого ава (7 августа, день разрушения Первого и Второго храмов, день траура и поста) не привело к дополнительной эскалации. Во многом из-за отсутствия ценностного измерения вспышки насилия к обстрелам не присоединился ХАМАС, что, безусловно, сказалось на её интенсивности. Дополнительным фактором, способствовавшим сохранению фактического нейтралитета организации (несмотря на формальное осуждение израильских атак), были, по-видимому, шаги израильского правительства по улучшению социально-экономической ситуации в Секторе Газа в сочетании с жёсткой реакцией на попытки атаковать граждан еврейского государства в течение последнего года. Возможно, определённую роль сыграла и позиция Египта как медиатора.
Причины обострения
Августовское обострение конфликта между Израилем и Исламским джихадом стало, по всей видимости, следствием постепенного нагнетания напряжённости: роста активности палестинских террористических организаций на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и ответных мер израильских сил безопасности. Весной 2022 г. в результате террористических атак были убиты 19 израильтян, десятки были ранены. Несмотря на то, что большинство террористов не имели чёткой аффилиации с палестинскими организациями, они, судя по всему, вдохновлялись их идеологией. Большая часть атак была совершена палестинцами с Западного берега реки Иордан.
В связи с этим с конца марта в рамках операции «Волнорез» израильские силы безопасности провели несколько рейдов на ЗБРИ, в ходе которых были убиты и задержаны в том числе несколько членов палестинских террористических организаций. Параллельно с этим постепенно нарастал уровень военной активности Исламского джихада на ЗБРИ. Одним из ответственных за этот процесс был, по оценкам ШАБАК (Общей службы безопасности Израиля), Басам ас-Саади — один из высокопоставленных членов организации «Бригад аль-Кудс», военного крыла Исламского джихада на ЗБРИ.
1 августа в ходе очередного рейда израильских сил безопасности в Дженине Басам аc-Саади был задержан. Исламский джихад потребовал его освободить, а один из представителей организации заявил, что «ответ будет соответствовать тяжести преступления». Это вызвало опасения руководства еврейского государства относительно возможной мести, направленной на население Израиля. В связи с этим на юге страны были введены временные ограничения на передвижение, был закрыт КПП на границе с Сектором Газа и ограничены поставки ресурсов в анклав. Своеобразный локдаун, нарушивший привычный ритм жизни южных городов и поселений, вызвал недовольство их жителей. Мэр Сдерота Алон Давиди в интервью израильским СМИ заявил, что «Государство Израиль, руководство страны … предпочитают оставить нас [жителей юга страны] в таком состоянии, только чтобы не вступать в войну». В этой ситуации продолжение ограничений без решительных действий израильских сил безопасности, вероятно, существенно повлияло бы на настроения граждан, породило бы ощущение разочарования и поражения, а также создало бы впечатление, что тактика Исламского джихада оказалась эффективной. Вполне возможно, что это могло быть одним из факторов, повлиявших на решение о проведении операции.
Израильская операция «Рассвет» началась 5 августа с точечной ликвидации Тайсира аль-Джабари — одного из командиров Бригад аль-Кудс группировки «Исламский джихад» в Газе. В ответ на это последняя, заявив, что Израиль развязал «войну против нашего [палестинского] народа», вечером того же дня начала обстрелы территории еврейского государства. Всего до окончания боевых действий 7 августа по территории Израиля было выпущено около тысячи ракет, более 10% которых упали в самом Секторе Газа, в то время как эффективность израильских перехватов составила 96%. Погибли более сорока палестинцев (как принадлежавших к террористическим группировкам, так и гражданских); значительная часть — из-за палестинских же ракет, с израильской стороны жертв не было.
Цели и задачи операции
Министром обороны Бени Ганц заявил о «защите населённых пунктов и граждан Израиля» как о цели операции. Премьер-министр Яир Лапид также подчёркивал, что «правительство Израиля не позволит террористическим организациям устанавливать распорядок дня в ближайших к Газе районах и угрожать гражданам Государства Израиль».
По оценке эксперта INSS Уди Декеля, в рамках операции перед Израилем были поставлены четыре цели: нивелирование непосредственной угрозы еврейскому государству, «разделение» ЗБРИ и Газы во избежание объединения этих двух театров конфликта, предотвращение участия ХАМАС в новом витке напряжённости в рамках новой экономической политики по отношению к Сектору Газа, а также нанесение «фатального удара по “Исламскому джихаду”» различными методами.
Для Исламского джихада целью обострения должна была стать демонстрация силы и соответствующей реакции на арест одного из его членов на ЗБРИ. Помимо этого, для него, в отличие от ХАМАС, социально-экономические ограничители не играли столь большой роли, поскольку он не является формально ответственным за происходящее в анклаве, а потому потенциальные выгоды от эскалации превышали возможные потери при неудачном исходе. В случае условной победы (к примеру, нанесения существенного ущерба израильским городам или гражданам при не столь больших собственных потерях) Исламский джихад мог рассчитывать на рост своей поддержки в Газе, а также увеличение своего престижа и влияния на ЗБРИ.
Внутриполитический контекст
По мнению некоторых экспертов, одним из факторов, который мог повлиять на принятие израильским истеблишментом решения о проведении операции, являются предстоящие парламентские выборы, назначенные на 1 ноября 2022 г. Действующему премьер-министру Яиру Лапиду придётся вновь конкурировать со всё ещё крайне популярным лидером оппозиции и главой крупнейшей партии «Ликуд» Биньямином Нетаньяху, который в качестве одной из основных своих заслуг выделяет проведение политики, значительно упрочившей безопасность Государства Израиль и позволившей справиться с палестинским терроризмом.
В этом контексте успешная антитеррористическая операция, действительно, могла бы усилить позиции премьер-министра Яира Лапида и министра обороны Бени Ганца (который выступал организатором «Рассвета» наряду с Яиром Лапидом), одновременно эффективно нивелировав угрозу для израильского юга. Впрочем, решение о её проведении могло быть продиктовано скорее нежеланием потерять часть своих позиций в силу видимой нерешительности правительства в условиях заявленного высокого уровня террористической угрозы, а также кажущегося необоснованным локдауна на юге страны.
Нынешняя ситуация также примечательна тем, что Биньямин Нетаньяху не только впервые за время функционирования коалиции Беннета — Лапида согласился поучаствовать в брифинге по вопросам безопасности при прямом участии премьер-министра, но и полностью поддержал действия правительства — кажется, впервые за весь срок его работы. Ранее, заявляя о «нелегитимности» действующего кабинета, Биньямин Нетаньяху отказывался получать эту информацию и от Нафтали Беннета, и Яира Лапида, несмотря на то, что это подразумевалось его статусом лидера оппозиции по закону.
Впрочем, если расчёт на получение большей поддержки электората и был, он пока не оправдался. С одной стороны, подавляющее большинство населения вне зависимости от политических предпочтений, согласно опросам, высоко оценило действия премьера и министра обороны: рейтинг одобрения из деятельности составил 68% и 73% соответственно. В то же время на предпочтения электората относительно личности будущего премьер-министра операция в целом не повлияла: Биньямина Нетаньяху в этой роли по-прежнему хотели бы видеть более 40% опрошенных.
Итоги операции
По заявлению министра обороны Бени Ганца по итогам операции, Израиль достиг трёх главных целей: «устранения непосредственной угрозы из Газы», «сохранения своей оперативной свободы действия на всех аренах», «усиления сдерживания одновременно с передачей чёткого послания [его] врагам на всех аренах — о том, что Израиль твёрдо намерен защищать свой суверенитет и своих граждан».
Как это часто бывает, о победе и достижении своих целей заявили обе стороны. Генеральный секретарь Исламского джихада Зияд ан-Нахалла объявил о том, что Израиль был вынужден просить перемирия уже через три дня боевых действий. Позицию организации, поддерживаемой и финансируемой Ираном, разделил и аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Исламской Республики.
Говорить о долгосрочных достижениях сложно. Новый раунд противостояния, вероятно, не будет способствовать углублению долгосрочного конфликта, но не станет и кардинальным шагом к его разрешению. Потери Исламского джихада оказались существенными — при том, что даже формального успеха он продемонстрировать не смог, — однако он вполне способен их восполнить, хотя это и займёт время. При этом и Израиль, ликвидировав непосредственную угрозу для жителей юга страны, в нынешней ситуации не сможет полностью нивелировать риски в сфере безопасности, а подобные вспышки насилия (различной интенсивности и продолжительности) будут повторяться вновь и вновь.
Есть мнение, что одной из целей операции «Рассвет» была «демонстрация силы», направленная на Иран и Хезболлу как его прокси. Израильский превентивный удар должен был послужить предостережением враждебным еврейскому государству структурам и способом предотвращения даже потенциальных подготовительных мер для атаки на него.
Эта эскалация палестино-израильской напряжённости совпала с визитом генерального секретаря Исламского джихада Зияда ан-Нахаллы в Тегеран, где он встречался с представителями политического и военного истеблишмента Исламской Республики. Иранские власти выразили поддержку организации в ее борьбе против Израиля и заявили об осуждении атаки еврейского государства на Сектор Газа. Аналогичную позицию заняла и Хезболла.
Роль Египта
Ещё до начала военных действий, непосредственно после ареста Басама ас-Саади, Египет выступил посредником в переговорах между Израилем и палестинскими группировками Газы для предотвращения эскалации напряжённости. Обе стороны выражали готовность не переходить к боевым действиям. Тогда, однако, посреднические усилия результатов не принесли.
Вместе с тем прекращение очередного раунда насилия после трёхдневных обстрелов, по-видимому, оказалось возможным во многом благодаря Египту. Ещё 6 августа президент арабской республики Абдель Фаттах ас-Сиси говорил о том, что Египет прилагает «большие усилия (…) для восстановления спокойствия и мира в Секторе Газа». В переговорах также участвовал Катар.
Все стороны по-разному трактовали мотивы, которые позволили прийти к соглашению 7 августа. По заявлениям Исламского джихада, одним из его требований для прекращения огня было освобождение задержанных Израилем Басама ас-Саади и Халиля аль-Ауауде (арестованного израильскими силами безопасности ранее). В случае его невыполнения организация угрожает объявить перемирие недействительным и вновь начать обстрелы территории еврейского государства. Израиль, в свою очередь, отрицает своё согласие на подобные условия. Египет заявляет о том, что прилагает усилия для освобождения членов организации.
По некоторым оценкам, Израиль может быть заинтересован в заключении более всеобъемлющей договорённости, которая будет подразумевать возвращение двоих граждан еврейского государства, захваченных ХАМАСом в 2014–2015 гг., а также тел двух израильских солдат. Предыдущие попытки переговоров о таком обмене были неудачными.
Посреднические усилия Египта были высоко оценены как сторонами переговоров, так и внешними игроками, в том числе США и ООН. Роль Арабской республики в достижении перемирия может способствовать усилению её позиций на ближневосточной арене, а сотрудничество (вместо проявлявшегося ранее соперничества) с Катаром, по оценкам эксперта INSS Офира Уинтера, — «предоставить Каиру более разнообразные каналы влияния на задействованных акторов, преимущественно ХАМАС, Исламский джихад и Иран». Египет, таким образом, становится одним из значимых бенефициаров завершившегося противостояния.
При этом представитель Каира в ООН Усама Абдель Халек на заседании Совета Безопасности жёстко раскритиковал и нынешние действия Израиля, и его политику по отношению к палестинцам в целом. По-видимому, подобный шаг был обусловлен стремлением поддержать статус Египта в арабском мире и предотвратить его дискредитацию из-за «слишком» хороших отношений с Израилем. Заявление было сделано после того, как представители еврейского государства неоднократно поблагодарили Арабскую республику и её президента за предпринятые ими посреднические усилия.
***
Очередное обострение конфликта, в целом вписываясь в общую логику палестино-израильского противостояния, имело и свои особенности. Во-первых, оно не вышло за рамки взаимного обмена ударами между Израилем и Исламским джихадом и практически не затронуло ХАМАС. Во-вторых, израильские обстрелы Сектора Газа начались до запуска ракет палестинскими организациями, что отличалось от традиционных раундов обострений. В-третьих, это противостояние не имело ценностной коннотации (помимо существующего в рамках палестино-израильского конфликта в целом), будучи связанным не с «защитой Иерусалима», а с более практическими вопросами, касающимися оперативных возможностей обеих сторон. И хотя в краткосрочной перспективе победа осталась скорее за Израилем, сумевшим на время ограничить возможности Исламского джихада, а также обезопасить свою территорию и граждан, в долгосрочной — стабилизации ситуации ожидать не приходится; по крайней мере до тех пор, пока палестино-израильский конфликт в целом не будет разрешён дипломатическим путём.