Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Юшков

Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

3 апреля 2023 г. ОПЕК опубликовала пресс-релиз, согласно которому ряд стран, как входящие в состав организации, так и участвующие в расширенном формате — ОПЕК+, приняли решение о сокращении объемов производства. Суммарно было заявлено о сокращении добычи на 1,16 млн барр. в сутки с мая 2023 г., но, если учитывать заявленное Россией сокращение добычи на 500 тыс. барр. в сутки с марта 2023 г., то общее снижение составит около 1,66 млн барр. в сутки. Это существенные объемы по мировым масштабам. В настоящее время рынок близок к равновесному состоянию между объемами спроса и предложения, поэтому подобное сокращение производства нефти может качнуть «чашу весов» в сторону дефицита, что, безусловно, скажется на ценах.

Следует отметить добровольный характер дополнительного сокращения добычи нефти со стороны стран, которые реально могли выполнять положенные им квоты. Также важно отметить, что ранее ОПЕК+, как правило, сокращали квоты на добычу пропорционально для всех участников соглашения. На практике это означало, что реальное снижение объемов предложения было меньше, чем заявленное сокращение квот. В апрельском решении страны ОПЕК+ формально также отталкиваются от квот, но так как участвующие страны в основном добывали по максимуму допустимых значений, то разрыв между заявленным и реальным сокращением будет минимальный.

У России есть свои специфические причины для решения о снижении добычи. Руководство страны пытается продемонстрировать основным покупателям нашей нефти, прежде всего Индии, Китаю и Турции, что сохранение экспорта досанкционных объемов для нас не самоцель. Для нас важно выгодно монетизировать наши углеводороды. Поэтому Россия стремится снизить скидку на свою нефть и показывает, что для достижения этой цели готова пойти на снижение объемов добычи и экспорта. Другие страны ОПЕК+ просто хотят сбалансировать рынок нефти, чтобы сохранить цены на высоком уровне. Кроме того, Россия в информационном пространстве может представить решение ОПЕК+ как доказательство того, что страна не находится в изоляции, как это хочет представить коллективный Запад. Мы сотрудничаем и реализуем совместные программы с множеством государств — ОПЕК+ тому пример.

При совместном снижении объемов добычи сократится и спрос на танкеры, а значит, и стоимость перевозки. К началу 2023 г. мировой рынок нефти стал неэффективным, так как у всех экспортеров увеличилось транспортное плечо. Россия теперь направила свою нефть на азиатские рынки, а ближневосточные производители — вместо России в Европу. Получается, что для перевозки того же объема нефти нужно большее количество танкеров. В результате стоимость фрахта нефтетанкеров существенно возросла. Снижение объемов экспорта в результате решения стран ОПЕК+ ослабит эту проблему, в результате чего нефтяным компаниям, в том числе российским, будет оставаться больше денег от продажи углеводородов. Бюджет России также выиграет от роста цен на нефть. Даже с учетом скидки, российская нефть может подняться, что позволит получать больше доходов за счет экспортной пошлины и НДПИ.

На Западе считают, что решения направлены против них, отказывая странам ОПЕК+ в праве иметь собственные экономические интересы. Это порождает конфликт, особенно между США и арабскими странами, прежде всего с Саудовской Аравией. В будущем можно прогнозировать раскручивание спирали напряженности. Рост цен на нефть будет и далее приводить к увеличению инфляции, а для борьбы с ней США и Евросоюз будут поднимать ставку банковского регулятора, что давит на нефтяные цены. В ответ производители будут вновь снижать добычу, пытаясь поддержать цены, и так по кругу. В итоге США могут принять законопроект, который позволит им фактически вводить санкции против стран ОПЕК+ под предлогом нарушения антимонопольного законодательства. Это вызовет ответную реакцию вплоть до объявления эмбарго и повторения энергокризиса 1973 г. Пока до реализации такого сценария далеко, но последние годы показывают, что нельзя исключать никакие варианты развития событий.

3 апреля 2023 г. ОПЕК опубликовала пресс-релиз, согласно которому ряд стран, как входящие в состав организации, так и участвующие в расширенном формате — ОПЕК+, приняли решение о сокращении объемов производства. Это было неожиданно для рынка, так как странам — участницам ОПЕК+ удалось сохранить режим секретности до момента публикации официального пресс-релиза. Ранее в прессу, как правило, попадали какие-то сведения о готовящихся решениях. Либо многочисленные чиновники сами открыто говорили о том, что тот или иной вариант изменения объемов добычи нефти рассматривается. Причем официальные заявления о том, что ОПЕК+ готовится повлиять на рынок за счет изменения квот, традиционно являются самостоятельным инструментом манипуляций нефтяным рынком. Как правило, такие действия называют «словесной интервенцией». Но сейчас ОПЕК+ отказались от подобного инструмента, понимая, что эффект от него слишком краткосрочен. А цель стран — экспортеров нефти состоит в том, чтобы повлиять на рынок как минимум в среднесрочной перспективе.

Неожиданным также стали и объемы, заявленные странами ОПЕК+ к сокращению. Суммарно 3 апреля было заявлено о сокращении добычи на 1,16 млн барр. в сутки с мая 2023 г., но, если учитывать заявленное Россией сокращение добычи на 500 тыс. барр. в сутки с марта 2023 г., то общее снижение предложения на рынке составит около 1,66 млн барр. в сутки. Это существенные объемы по мировым масштабам. В настоящее время рынок близок к равновесному состоянию между объемами спроса и предложения, поэтому сокращение производства нефти на 1,66 млн барр. в сутки может качнуть «чашу весов» в сторону дефицита, что, безусловно, скажется на ценах.

Важно также отметить, что в начале апреля было объявлено именно о добровольном дополнительном сокращении добычи нефти со стороны стран, которые реально могли выполнять квоты ОПЕК+. Дело в том, что множество участников соглашения по своим внутренним причинам не могут добыть столько нефти, сколько им позволено производить квотами ОПЕК+. К таким странам, кстати, фактически с 2021 г. относится и Россия. Однако в апреле 2023 г. заявили о сокращении именно те государства, которые квоты выполняли.

Страна Объем сокращения, тыс. барр. в сутки
Саудовская Аравия 500
Ирак 211
ОАЭ 144
Кувейт 128
Казахстан 78
Алжир 48
Оман 40
Габон 8
Итого 1157

Источник: ОПЕК

Стоит отметить важную особенность. Ранее ОПЕК+, как правило, сокращали квоты на добычу пропорционально для всех участников соглашения. На практике это означало, что реальное снижение объемов предложения было меньше, чем заявленное сокращение квот. Это происходит из-за указанной выше проблемы: ряд стран не добывают столько, сколько им позволено квотами. Для таких стран снижение квот приводит к тому, что просто сокращается разрыв между их реальной добычей и условным «потолком» возможного объема производства. В апрельском решении страны ОПЕК+ формально также отталкиваются от квот, но так как они в основном добывали по максимуму допустимых значений, то разрыв между заявленным и реальным сокращением будет минимальный.

Россия, в свою очередь, вовсе заявила о сокращении с марта 2023 г. не от имевшихся квот, а от среднего уровня добычи в феврале. Это значит, что Россия намерена сократить 500 тыс. барр. реальной добычи, а не виртуальных квот. Еще один фактор, придавший значимость решению стран — производителей нефти, стала долгосрочность вводимых мер. Страны ОПЕК+ заявили, что понижение производства будет действовать до конца 2023 г. Причем сразу же Россия выступила с заявлением, что также продлевает свое добровольное сокращение добычи до конца года, чтобы, с одной стороны, усилить воздействие на рынок (ранее сроки окончания добровольного сокращения не были определены), а с другой, синхронизироваться с партнерами по ОПЕК+ и выступать «единым фронтом». Последний фактор немаловажен для России с точки зрения политического позиционирования ОПЕК+.

Все это усиливает значение объявленного решения о сокращении объемов производства. Сразу после объявления о корректировке объемов производства со стороны участников ОПЕК+ цены на нефть на бирже повысились. Но это была психологическая реакция рынка, так как само сокращение другими странами должно начаться с мая.

Российские интересы

России крайне выгодно решение других стран — участников ОПЕК+ сократить производство. Еще в феврале 2023 г. вице-премьер Александр Новак, курирующий энергетику, объявил о решении руководства страны добровольно снизить объемы производства на 500 тыс. барр. в сутки. То есть наша страна в любом случае снижала бы добычу нефти. Но присоединение к этим действиям партнеров по ОПЕК+ позволит оказать на рынок существенно большее влияние — удержать цену нефти на высоком уровне. У России есть свои специфические причины для решения о снижении добычи. Руководство страны пытается продемонстрировать основным покупателям нашей нефти, прежде всего Индии, Китаю и Турции, что сохранение экспорта досанкционных объемов нефти для нас не самоцель. Для нас важно выгодно монетизировать наши углеводороды. Поэтому Россия стремится снизить скидку на свою нефть и показывает, что для достижения этой цели готова пойти на снижение объемов добычи и экспорта. Это четкий сигнал для покупателей российского сырья: давайте договариваться о снижении скидки, или с уменьшением добычи начнется дефицит, и вся нефть в мире подорожает. Другие страны ОПЕК+ просто хотят сбалансировать рынок нефти, чтобы сохранить цены на высоком уровне.

Но есть и общие выгоды. При совместном снижении объемов добычи сократится и спрос на танкеры, а значит, и стоимость перевозки. Дело в том, что к началу 2023 г. мировой рынок нефти стал неэффективным, так как у всех экспортеров увеличилось транспортное плечо. Россия теперь направила свою нефть на азиатские рынки, а ближневосточные производители — вместо России в Европу. Получается, что для перевозки того же объема нефти нужно большее количество танкеров. В результате стоимость фрахта нефтетанкеров существенно возросла. Снижение объемов экспорта в результате решения стран ОПЕК+ ослабит эту проблему, в результате чего нефтяным компаниям, в том числе российским, будет оставаться больше денег от продажи углеводородов. Бюджет России также выиграет от роста цен на нефть. Даже с учетом скидки, российская нефть может подняться, что позволит получать больше доходов за счет экспортной пошлины и НДПИ.

С политической точки зрения решение о сокращении добычи странами ОПЕК+ также выгодно. После заявления Александра Новака в феврале о сокращение Россией производства нефти многие критики трактовали это как вынужденную меру. Мол, санкции делают свое дело, Россия уже не может добывать без западных технологий, но маскирует падение добычи под плановое добровольное сокращение. В соответствии с этой логикой получается, что и у других производителей начались проблемы, что, конечно, не верно. Кроме того, Россия в информационном пространстве может представить решение стран ОПЕК+ как доказательство того, что страна не находится в изоляции, как это хочет представить коллективный Запад. Мы сотрудничаем и реализуем совместные программы с множеством государств — ОПЕК+ тому пример.

Геополитический аспект

Западные СМИ и политики раскритиковали решение стран ОПЕК+ снизить объемы добычи нефти. Для них это реальный экономический риск, так как и США, и члены Евросоюза являются нетто-импортерами нефти. Причем доля стоимости нефти в литре топлива в западных странах очень высока, поэтому подорожание нефти быстро приводит к росту цен на топливном рынке для конечного потребителя. Это порождает недовольство среди граждан, так как они все больше денег выкладывают из кармана при заправке своих автомобилей. Соответственно, поддержка действующих политиков снижается. Для США это крайне актуально в связи с фактическим началом президентской избирательной кампании. С другой стороны, подорожание топлива раскручивает инфляцию, так как стоимость доставки товаров закладывается в их стоимость. Также в западной прессе появились обвинения в адрес арабских стран в том, что они, сокращая добычу, помогают российской экономике.

Подобные обвинения демонстрируют реальную проблему. Западные страны не хотят слушать объяснения участников ОПЕК+ о том, почему они приняли решение о снижении объемов добычи нефти. Подобная конфликтная ситуация проявляется регулярно. Показательный инцидент произошел 5 октября 2022 г. на пресс-конференции ОПЕК+ после объявления о решении организации снизить квоты на добычу на 2 млн барр. в сутки. Тогда министр энергетики Саудовской Аравии Абдель-Азиз бен Сальман отказался разговаривать с журналистом Reuters. Оказалось, что ранее министр около 30 минут давал интервью Reuters, объясняя причины решения ОПЕК+. Но редакция вовсе не стала публиковать текст беседы, заменив его статьей о том, что якобы Саудовская Аравия и Россия вступили в сговор и стремятся задрать цены на нефть выше 100 долл.

Это показывает, что западные политические круги и СМИ считают, что решения ОПЕК+ направлены против них, отказывая странам ОПЕК+ в праве иметь собственные экономические интересы. Это порождает конфликт, особенно между США и арабскими странами — производителями нефти и прежде всего с Саудовской Аравией. Да, действительно, решение ряда стран ОПЕК+ негативно для экономики США, но мотивация стран ОПЕК+ заключается не в том, чтобы навредить западным странам, а в том, чтобы сохранить собственные доходы. Решение было принято в ответ на действия США и Евросоюза, в которых ФРС и ЕЦБ, соответственно, поднимают процентные ставки. Это приводит к замедлению их экономик, а значит, снижается спрос на нефть. Кроме того, когда ФРС США поднимает ставку, денежная масса сжимается и на биржу поступает меньше средств. А значит, трейдеры совершают меньше сделок, в том числе не покупают фьючерсы на нефть. А когда спрос падает, снижается и цена нефтяного фьючерса. При этом и США, и Евросоюз не оглядываются на интересы стран — производителей нефти, когда с помощью монетарных инструментов толкают цену на нефть вниз. Последнее повышение ставки ФРС произошло 23 марта 2023 г., то есть за полторы недели до решения ОПЕК+ снизить добычу. Поэтому решение производителей нефти принималось в ответ на действия США. Они хотят удержать цены на нефть от падения, а не задрать их выше 100 долл. за баррель. Можно предположить, что если бы страны ОПЕК+ сейчас не приняли решение о снижении добычи, то цены на нефть под давлением монетарных факторов (рост ставок ФРС и ЕЦБ) ушли бы в район 60–70 долл. за баррель.

Определенный политический подтекст решения ряда стран ОПЕК+ сократить добычу, безусловно, есть. Он заключается в том, что отношения США и арабских стран — экспортеров нефти в последние годы охлаждались. Дело в том, что благодаря «сланцевой революции в США» добыча нефти с 2010 г. существенно выросла. США, хоть и остались нетто-импортером нефти, закупки в других странах сократили. По статистике видно, что США предпочитали отказываться от ближневосточной нефти при том, что поставки из Мексики с 2016 г. остаются на стабильном уровне, а поставки из Канады так и вовсе растут непрерывно несколько десятилетий подряд.

Источник: Energy Information Administration

Подобную динамику арабские страны могут воспринимать как официальную стратегию США по снижению зависимости от ближневосточных стран. В результате США смогут чувствовать себя более свободно в политическом плане в ближневосточном регионе. В ответ Саудовская Аравия переориентируется на альтернативные центры силы — Китай и Россию. Тем более что именно Китай стал крупнейшим покупателем саудовской нефти.

В будущем можно прогнозировать раскручивание спирали напряженности между США и странами ОПЕК+. Ведь рост цен на нефть будет и далее приводить к увеличению инфляции. Для борьбы с инфляцией США и Евросоюз поднимают ставку банковского регулятора, что давит на нефтяные цены. В ответ производители будут вновь снижать добычу, пытаясь поддержать цены, и так по кругу. Для давления на Саудовскую Аравию и других производителей США могут принять законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), который позволит США фактически вводить санкции против стран ОПЕК+ под предлогом нарушения антимонопольного законодательства. Это вызовет ответную реакцию вплоть до объявления эмбарго и повторения энергокризиса 1973 г. Пока до реализации такого сценария далеко, но последние годы показывают, что нельзя исключать никакие варианты развития событий.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся